1. Вступление:
•сведения об авторах.
2. Основная часть:
•параллельное изложение общих проблем, поднятых в разных работах, с сопоставлением позиций авторов;
•изложение проблем, не являющихся общими для всех работ (факультативно, в зависимости от темы реферата);
•указание на сходство (различие) в материале, подходах, методах рассмотрения проблем.
3. Заключение:
•перспективы в разработке данной темы (факультативно).
Указание на выходные данные, сведения об авторе
|
В статье “...”, помещенной в журнале “...” №... за ... год, рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы)…
Автор монографии (книги, учебника) – известный ученый...
|
Статья
Монография
Учебник
Глава
Параграф
| называется…
носит название…
под названием…
озаглавлена…
под заголовком…
опубликована в…
|
Общая характеристика темы работы
|
Тема статьи (параграфа, книги, исследования) – …
Монография на тему...
|
Статья
Монография
Исследование
Книга
| посвящена(-о)
| теме
проблеме
вопросу
| (какой, чему?
какому?)
|
Глава
| представляет собой
| обобщение
изложение
описание
анализ
обзор
| (чего?)
|
В статье
В монографии
В параграфе
В книге
| говорится
речь идет
рассматривается
дается
| (о чем?)
(что?)
оценка (чему?) (чего?)
анализ (чего?)
|
Формулировка проблемы исследования
|
Сущность проблемы
| сводится
заключается
состоит
| (к чему?)
(в чем?)
(в чем?)
|
Характеристика композиции работы
|
Статья
Монография
Книга
Исследование
| делится на ... части (-ей)
состоит из ... частей
начинается
заканчивается
|
(с чего?)
(чем?)
|
Указание на актуальность проблемы (темы)
|
В современной (какой?)… науке
Внимание
Тема статьи
Вопросы, рассматриваемые в статье
Выбор темы
| особенную остроту приобретает тема …
актуальна проблема
ученых, критиков и т.д.
представляет (-ют) большой интерес
статьи
исследования
| (какая? чего?)
привлекают вопросы (чего? какие?)
(для кого?)
закономерен …
не случаен ...
|
Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора (ученого, исследователя, N. (инициалы, фамилия) и пр.), определяется тем, что ...
Основная тема статьи (книги, работы) отвечает задачам (чего?)
|
Перечисление работ, посвященных проблеме (теме)
|
Данному вопросу
(-ой) проблеме
теме
| посвящены следующие
| работы, статьи
монографии
исследования
|
Существует обширная литература, посвященная данной теме.
Проблема (чего? какая?) … рассматривается в работах …
|
Описание основных подходов
|
Среди ученых, занимающихся проблемой …, нет единой концепции (чего? в чем?)
Можно выделить несколько подходов к решению данного вопроса.
Существует (сколько?) … основных точки (-ек) зрения на проблему. Первый подход реализован в работах (кого?)…, в его основе лежит концепция (чья? кого?)…, третий подход состоит в том, что…
В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ (направлений, точек зрения и пр.).
|
Указание на основные проблемы и вопросы, анализируемые автором
|
Автор
Ученый
Исследователь
N. (инициалы, фамилия)
| рассматривает вопросы
анализирует проблемы
раскрывает свое понимание
свой взгляд
излагает основные положения
говорит (пишет, размышляет, рассуждает, считает, рассматривает и т.п.)
| (какие? чего?)
, связанные (с чем?)
(чего?)
(на что?)
(чего?)
(о чем?)
(что?)
|
Изложение главной идеи автора
|
Автор
Ученый
Исследователь
N. (инициалы, фамилия)
Задача автора –
| ставит целью показать, что ...
излагает точку зрения, согласно которой...
доказать (что? )...
|
Фиксация проблем, особо выделяемых автором
|
Автор
Ученый
N. (инициалы, фамилия)
| подчеркивает
отмечает
указывает
уделяет особое внимание
концентрирует особое внимание
заостряет внимание
| , что…
важность (чего?)
, что...
(на что?)
(чему?)
на том, что…
(на чем?)
|
Отражение концептуально значимых для автора идей, к которым он неоднократно возвращается в разных разделах своей работы
|
Автор
Ученый
N. (инициалы, фамилия)
| специально
несколько раз
постоянно возвращается к мысли
неоднократно обращает внимание
особо акцентирует мысль
| останавливается (на чем?)
(о чем?)
(на что?)
о том, что...
|
Перечисление вопросов, которые рассматриваются автором попутно
|
(Кроме того), автор
| касается
затрагивает
упоминает
замечает
| (чего?)
(что?)
(о чем?)
(что?)
, что...
|
Изложение системы авторской аргументации, введение иллюстративного и фактического материала, ссылки на другие исследования
|
Автор
Ученый
Исследователь
N. (инициалы, фамилия)
| противопоставляет
сопоставляет
аргументирует свое мнение
приводит примеры, цифры, которые свидетельствуют
иллюстрирует свои выводы
подтверждает
опирается на классификацию, данную
ссылается на данные статьи
| (что чему?)
(что с чем?)
(чем?)
(о чем?)
(чем?)
(что? чем?)
(кем? где?)
(какой? чьей? кого?)
|
Изложение системы аргументации автора при доказательстве тезиса
|
Автор
Ученый
Исследователь
N. (инициалы, фамилия)
| анализируя
выделяя
принимая во внимание
прослеживая
обосновывая
подчеркивая
касаясь
опираясь
| (что?)
(чего?)
(на что?)
| , говорит о том, что...
, утверждает, что...
, описывает (что?)
, рассматривает (что?)
, уделяет особое внимание (чему?)
|
Изложение выводов автора
|
Автор
Ученый
Исследователь
N. (ФИО)
В заключении автор
В заключении
В конце работы
| приходит к
подводит нас к заключению
делает вывод
подводит итог
говорит, пишет, считает
утверждает
говорится
подводятся итоги
| выводу, что...
(о чем? какому?)
(о чем?)
(чему?)
, что...
, что...
(что? о чем?)
(чего?)
|
Сущность вышеизложенного сводится к следующему...
Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что...
Наиболее важными из выводов автора представляются следующие. Это, во-первых..., во-вторых..., в-третьих..., и наконец...
|
Сопоставление разных или сходных позиций авторов
|
Авторы
Ученые
Эти вопросы, проблемы
Во всех
В обеих
По мнению
| по-разному
одинаково
работах
всех
обоих
| определяют (что?)
подходят (к чему?)
рассматриваются (где?)
сходно решается вопрос (о чем?)
исследователей, ...
|
Оба автора
N. так же, как и М.,
Эти мысли перекликаются с идеей
Эта проблема затрагивается также
Подобно N., М.
В отличие от N., М.
Что касается М., то он
| обращают ( -ет) внимание
(кого? чьей?)
(где?)
анализирует
указывает
считает
| (на что?)
на то, что...
(что?)
(на что?)
, что...
|
В работе М. этой проблеме уделяется большее внимание.
N. детальнее останавливается на проблеме...
Если N.считает, что..., то М. придерживается другой точки зрения.
М. анализирует современный материал, а N. основывается на исторических фактах.
М. опирается на богатый фактическийматериал, N. часто оперирует гипотезами.
N. утверждает, что..., тогда как М. опровергает это.
N. убежден, что..., между тем как М. сомневается в этом.
В то время как N. – сторонник (чего?)..., М. придерживается других взглядов.
|
Выводы референта
|
В итоге
Таким образом, в
| можно
необходимо
хотелось бы
статье параграфе монографии книге
исследовании
| сказать
подчеркнуть
отметить
нашло отражение...
получили исчерпывающее освещение...
| (что?)
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |