Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Технология составления моноконспекта



I. При конспектировании устной речи важно не писать все подряд, а, воспринимая информацию, отбирать значимую, сжато переформулировать ее. Именно поэтому (если лектор не диктует) сначала необходимо выслушать фрагмент, а потом его записать, используя привычные для конспектирующего сокращения слов и способы фиксации (схема; опорный конспект; стрелочки, отражающие взаимосвязи; цветовое выделение заголовков, отражающих части темы, подтемы; рубрикация при помощи римской и арабской нумерации частей).

Известное можно записывать в форме плана или тезисов, чтобы сохранить логику изложения материала.

При этом необходимо фиксировать также примеры, так как во время аудирования лекции кажется, что все они останутся в памяти, но со временем примеры забываются, а без них многие записанные положения становятся неясными.

II. Если Вы конспектируете письменный текст, то целесообразен следующий порядок действий:

1. Прочитайте текст, определяя в процессе чтения ту информацию, которая представляется значимой, новой для конспектирующего, предварительно планируется для последующих записей (в собственной книге можно карандашом отмечать необходимые части текста).

2. Определите цель составления конспекта, его назначение (для усвоения новой информации / ее длительного хранения); адресат (для себя / для другого).

3. Исходя из целей (см. п. 2), определите вид конспекта (плановый, текстуальный, свободный) и приемы конспектирования: будете ли вы составлять предварительно план и тезисы, делать свои комментарии; будете ли вы использовать цифровую и буквенную рубрикацию (I.1. I.2. 1.1; 1.2: а); б); в). I.3. II.1. II.2. и т.д.), которая облегчает процесс конспектирования и последующее восприятие конспекта, если исходный текст представляет собой систему подчиненных друг другу тем, подтем.

4. Оформите заголовочную часть конспекта: автор работы, ее название, выходные данные.

5. Определите, какую информацию вы исключите при конспектировании исходного текста.

6. Определите, какую информацию вы сожмете, обобщив несколько предложений, абзацев, глав.

7. Есливы готовите плановый конспект, то:

• составьте первоначальный план в соответствии со структурой первоисточника, отражая его микротемы в каждом пункте плана (проще всего использовать вопросную форму плана);

• если для вас не важна структура первоисточника, то после составления хронологического плана определите, какие микротемы не значимы для вашего конспекта, исключите эти пункты;

• для схематического планового конспекта получившиеся пункты плана расположите в логической последовательности того значимого материала, который вы будете конспектировать;

• напротив пунктов плана запишите в свободной или цитатной форме их конкретизацию из исходного текста (если план вопросный, то формулировки конспекта будут ответами на эти вопросы).

Есливы работаете над текстуальным конспектом, то:

• определите те цитаты, которые необходимо выписать;

• выписывая текстовые фрагменты, сразу помечайте в конспекте страницы, откуда взяли цитаты.

Есливы работаете над смешанным конспектом, то:

• выписывая цитату из текста, оформляйте ее в кавычках, указывая страницы;

• переформулируя цитату или фрагмент текста, проверяйте адекватность своего изложения, чтобы не исказить мысль первоисточника;

• между цитатами включайте связки, которые позволят увидеть логику исходного текста, сделают ваш конспект связным текстом.

8. Если при составлении свободного, смешанного или текстуального конспекта вы не использовали рубрикацию, то на полях можно записать микротемы, которые раскрываются в каждой части вашего конспекта, тогда вы быстро найдете необходимую информацию, не перечитывая его полностью.

Для последующей работы с конспектом и лучшего осознания законспектированной информации на полях целесообразно фиксировать свои замечания, относящиеся к содержанию первоисточника.

Сопоставьте данную технологию подготовки конспекта с составленной вами инструкцией написания тезисов.

Реферат

Какие важнейшие жанровые признаки реферата названы в приведенных ниже определениях?

Реферат – семантически адекватное, ограниченное малым объемом и вместе с тем возможно полное изложение основного содержания первичного документа, отличающееся постоянством структуры и предназначенное для выполнения разнообразных информационных функций при использовании его читателями различных категорий (В.И. Соловьев).

Реферат– это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации: статьи, ряда статей, монографии и др. (Н.С. Водина, Н.Ф. Топильская)

Реферирование, или составление реферата (лат. reffere – «докладывать, сообщать»), – это краткое изложение содержания оригинала-первоисточника. В реферате приводятся основные сведения о предмете, объекте исследования, о целях и методах, о результатах выполненного исследования. Реферат отличается точным изложением основной, существенной, новой информации (В.В. Химик, Л.Б. Волкова).

Как вы думаете, какие виды рефератов существуют?

С точки зрения цели реферирования выделяются индикативные и информативные рефераты:

Индикативный реферат(реферат-резюме) в обобщенном виде раскрывает все основные положения исходного текста, дает представление о проблеме, фактах, результатах и выводах, изложенных в нем, а все второстепенное опускается.

Такие рефераты можно найти в определенных рубриках профессиональных журналов (например, в разделе «Критика и библиография»), а также в специальных реферативных журналах, освещающих содержание научных монографических работ, предназначенных для ознакомления специалистов с новыми теоретическими и практическими достижениями в той или иной области науки.

Кроме того, реферат-резюме может являться фрагментом курсовых, дипломных и диссертационных работ и отражать результаты анализа дополнительной (неосновной) литературы, а также использоваться (в устной форме) при характеристике прочитанного в ответе на зачете и экзамене.

К индикативному реферату примыкает жанр резюме, в котором передается основное содержание статьи, главы монографии, учебника, пособия, доклада и пр. Резюме –краткий вывод из сказанного, написанного (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка). В создании резюме основным умственным действием является аргументированное рассуждение, в ходе которого осуществляется выбор и сжатие автором основных положений текста, выражение к ним своего отношения.

Информативный реферат(реферат-конспект) предполагает развернутое изложение основного содержания первоисточника, иллюстративного материала, аргументации, сведений о методике исследования и составляется таким образом, чтобы, прочитав его, не было необходимости возвращаться к исходному тексту. Объем такого реферата – от 1-3% (монография, учебник) до 15-30% (статья, глава, параграф) объема реферируемой работы.

По количеству отражаемых источников рефераты бывают монографическими (один источник) или обзорными (два и более). При составлении обзорного реферата предполагается не последовательное изложение содержания работ, а выявление сходства и отличия одного источника от других, определение особенностей средств и методов, использованных авторами публикаций на близкую тему.

С точки зрения исполнителя рефераты делятся на авторские, если они составляются создателем исходного текста, его автором; референтские, написанные профессиональными референтами; учебные, которые выполняются студентами или школьниками в рамках их самостоятельной работы по предмету; и машинные, создаваемые при помощи ЭВМ.

Познакомьтесь с моделями рефератов разных видов, выявите их сходства и отличия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.