Реклама (от лат. reclamare – «кричать») – это вид деятельности, целью которой является реализация продукции промышленных или сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации.
Характерные черты хорошей рекламы: 1) способность привлечь внимание; 2) сила воздействия на эмоции потребителей; 3) результативность воздействия; 4) информативность.
Разновидности рекламы (по форме выражения): 1) устная реклама; 2) изобразительная; 3) письменная.
Логотип – это буквенно-символический или словесный знак, служащий для опознания фирмы.
Слоган – это короткий лозунг или девиз, отражающий уникальное качество товара или обслуживания, направление деятельности фирмы в прямой, иносказательной или абстрактной форме. Назначение слогана в рекламном материале – привлечь внимание и побудить к действию.
Рекламный текст – самый дорогой текст в мире. К каждому слову в рекламе предъявляются высокие требования, не только художественные и информационные, но и экономические (каждое слово работает на продаваемость).
Реквизиты фирмы – телефон и адрес. Эти параметры должны быть оформлены в полном соответствии с современными требованиями (адрес электронной почты в Интернете, параметры сайта и т.д.).
Приемы языкового манипулирования − скрытое, неосознаваемое адресатом воздействие на него в нужном для говорящего направлении(создание расширенного класса сравнения, создание суженного класса сравнения, недостоверная реклама, неэтичная реклама, скучная реклама).
Деловой этикет
Этикет (от франц. Etiquette – «этикетка, ярлычок») – это установленный порядок поведения.
Этикет делового общения – это система нравственных норм и принципов, правил и стандартов, ритуалов и традиций, обычаев и представлений, регулирующих деятельность и поведение людей, их речевую культуру в сфере деловых отношений. Спецификой делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам.
Устная деловая речь представлена деловыми беседами и переговорами, встречами, консультациями и т.д.
Письменная деловая речь представлена документами, фиксирующими социально-правовые отношения (контракты, договоры, соглашения, деловые письма).
Приложение 8. Риторика
Принципы организации речевого взаимодействия
1. Принцип кооперации (Г.П. Грайс) предполагает готовность собеседников к сотрудничеству. Этот принцип обусловливает четыре основные правила (категории) речевой коммуникации:
категория количествасвязана с тем количеством информации, которое следует передать;
категория качества – с истинностью передаваемой информации;
категория отношения связана с соответствием высказывания предмету разговора;
категория способа касается не того, что говорится, а того, как говорится.
2.Принцип последовательностизаключается в смысловом соответствии высказывания и ответной реакции.
3.Принцип вежливости принадлежит речевому этикету, представляет собой совокупность максим:такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии.
Методы преподнесения материала
Индуктивный метод − изложение материала от частного к общему.
Дедуктивный метод − изложение материала от общего к частному.
Метод аналогии − сопоставление различных явлений, событий, фактов.
Концентрический метод − расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором.
Ступенчатый метод − последовательное изложение одного вопроса за другим, без возвращения к рассмотренной проблеме.
Исторический метод − изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в рассматриваемом предмете с течением времени.
Тип связи в тексте
По характеру связи между предложениями тексты делятся на 3 разновидности.
1. Тексты с цепными связями присутствуют везде, где есть линейное, последовательное, цепное развитие мысли. Встречаются и в описании, и в повествовании, и в рассуждении. Цепные связи преобладают в речи деловой, научной, публицистической, часты в художественной литературе.
Среди различных видов цепной связи по способу выражения широко распространены: 1) местоименные связи; 2) лексические и синтаксические повторы; 3) синонимические замены.
2. Тексты с параллельными связями отражают характер мышления, называя действия, события, явления, располагающиеся рядом. Они предназначены для описания и повествования. В текстах с параллельной связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект. Структура текста с параллельной связью: 1) зачин, содержащий мысль-тезис всего текста; 2) основная мысль, раскрывающаяся в серии предложений, для которых характерен параллелизм структуры; 3) концовка.
3. Тексты с присоединительными связями − это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению по ассоциации, в виде пояснения, комментария.
Типы аргументов
Тезис − это мысль, которую нужно обосновать, поддержать или опровергнуть.
Аргумент (прием убеждения) – теоретическое или фактическое положение, с помощью которого обосновывается тезис.
Нисходящая аргументация заключается в том, что оратор приводит сначала наиболее сильные аргументы, затем — менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.
Восходящая аргументация предполагает, что аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления.
Односторонняя аргументация предполагает либо только аргументы "за", либо только аргументы "против".
Двусторонняя аргументация, излагает противоположные точки зрения и слушателю дают возможность сопоставить, выбрать одну из них.
Дедуктивная аргументация – аргументация от вывода (тезиса) к аргументам, т.е. основой для доказательства являются ранее доказанные тезисы.
Индуктивная – аргументация от аргументов к выводу.
Контраргументация – такая, при которой оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента, предварительно их изложив.
Опровергающая аргументация – такая, при которой оратор разрушает реальные или возможные контраргументы реального или выдуманного оппонента.
Поддерживающая аргументация – такая, при которой оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует.
Логические аргументы (аргументы к делу) – это аргументы, обращенные к разуму аудитории, слушателя.
Психологические аргументы (аргументы к человеку) – это аргументы, обращенные к чувствам аудитории, слушателей.
Список литературы
1. Бельчиков, Ю.А. Словарь паронимов русского языка / Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. – М., 2002.
2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3. Введенская, Л.А. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Л.А. Введенская. – Ростов-на-Дону: Феникс; М.: ИКЦ «МарТ»; Издательский центр «МарТ», 2009.
4. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи / И.Б. Голуб. – М.: Университетская книга, Логос, 2007.
5. Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи / Н.В. Кузнецова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.
6. Лобанов, И.Б. Русский язык и культура речи / И.Б. Лобанов. – М.: Академический Проект, 2007.
7. Поташева, В.Т. Формы и методы активизации образовательного процесса: учебно-методическое пособие / В.Т. Поташева. – Ставрополь: Литера, 2010.