Троп – это оборот речи, употреблённый в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Наиболее распространённые виды тропов: аллегория – иносказание, гипербола – заведомое преувеличение, ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки, литота – заведомое преуменьшение, метафора – перенос значения по сходству, метонимия – перенос значения по смежности, олицетворение – перенос признаков живого существа на неживые предметы, перифраза (перифраз) – описательный оборот, употребляемый вместо какого-нибудь слова, синекдоха – перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними, эпитет – художественное определение.
Фигура речи (стилистическая фигура, риторическая фигура) – это оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи: анафора – повторение одних и тех же элементов (звуков, слов, сочетаний слов) в начале каждого параллельного ряда (строки, строфы, предложения), антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов), бессоюзие – намеренное опущение союзов, градация – расположение частей высказывания в порядке усиления или ослабления значения, инверсия – обратный порядок слов, многосоюзие – избыточный повтор союзов, оксюморон – соединение противоречащих друг другу понятий, параллелизм – одинаковое или сходное построение соседних предложений или отрезков речи, парцелляция – расчленение одного предложения на несколько смысловых отрезков, риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, умолчание – намеренный обрыв высказывания, предоставляющий читателю самому догадаться, что осталось невысказанным, эллипсис – намеренный пропуск элемента высказывания, эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда.
Приложение 6. Научный стиль речи
Вторичные тексты
Конспектвыявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, содержащуюся в исходном тексте.
Существуют различные виды конспектов: конспект-план; конспект-схема; текстуальный конспект.
Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила:
1. Записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.
2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
3. Составить план − основу конспекта.
4. Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.
5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют большее значение, чем в подробном изложении.
6. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.
7. Применять определенную систему подчеркиваний, сокращений, условных обозначений.
8. Соблюдать правила цитирования − цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Тезис − кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.
Тезисы состоят из трёх частей:
- преамбула;
- основное тезисное положение;
- заключительный тезис.
Аннотация – это краткое описание (характеристика) книги, статьи или сборника.
Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания). Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части перечисляются тема, идея, главные вопросы (проблемы) первичного текста; во второй – основные положения текста, иногда характеризуется его структура, композиция, указывается, для кого предназначен данный текст.
Реферат – это обобщённое изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).
Состоит из трёх частей: 1) общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); 2) описание основного содержания; 3) выводы.
Цель реферирования – создать «текст о тексте». Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и др.).
План написания реферата:
1. Вводная часть реферата.
2. Тема статьи, её общая характеристика.
3. Проблема статьи.
4. Композиция статьи.
5. Описание основного содержания статьи.
6. Иллюстрация автором своих положений.
7. Заключение, выводы автора.
Рецензия − это письменный разбор научного текста (статьи, курсовой или дипломной работы, диссертации). План рецензии включает в себя:
1) предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы);
2) актуальность темы;
3) краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения;
4) общую оценку работы;
5) критические замечания;
6) выводы.
Отзыв дает только общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации.