Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Орфоэпические и акцентологические нормы



Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

1. Орфоэпические нормы в области гласных звуков.

2. Орфоэпические нормы в области согласных звуков.

3. Особенности произношения различных сочетаний согласных звуков.

4. Особенности произношения иноязычных слов.

5. Особенности русского ударения (разноместность и подвижность), его функции (форморазличительная и смыслоразличительная).

6. Правила постановки ударения в различных частях речи.

7. Интонация, её компоненты.

 

Орфоэпия – это 1) совокупность произносительных норм национального языка; 2) раздел языкознания, изучающий произносительные нормы.

Орфоэпические нормы – это правила произношения гласных и согласных звуков, сочетаний звуков.

Акцентология – раздел языкознания, изучающий вопросы ударения.

Акцентологические нормы (нормы ударения) регулируют выбор вариантов размещения ударения в слове.

Интонация – единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра.

 

Практическая часть

Задание 1. Прочитайте скороговорки, правильно произнося звук [г].

1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перескоровыговоришь. 2. Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки. 3. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. 4. Погода размокропогодилась. 5. Краб крабу сделал грабли; подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь! 6. От города дорога в гору, а к городу с горы. 7. Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека – цап!

 

Задание 2. Укажите, как следует произносить при чтении следующих стихотворных строк слова с конечным согласным г, чтобы не разрушить стиха. В каких случаях наблюдаются отступления от нормы литературного произношения?

 

Прощай, прощай, сияние небес! Прощай, прощай, краса природы! Волшебного шатанья полный лес, Златочешуйчатые воды! Весёлый сон минутных летних нег! Вот эхо в рощах обнажённых Секирою тревожит дровосек, И скоро, снегом убелённых, Своих дубров и холмов зимний вид Застылый ток туманно отразит. (Е. Баратынский) Он знал, кто он; он ведать мог, Какой могучий правит бог Его торжественным глаголом. (Е. Баратынский) Один кумир на долгий срок Поработить его не мог… (Е. Баратынский) Но всё ли, милый друг, Быть счастья в упоенье? И в грусти томный дух Находит наслажденье… (А. Пушкин) Парень бравый, синеглазый Загляделся не на смех. Веселы твои проказы, Зарукавник – словно снег. (С. Есенин)   Он пересоздан был на миг Её живым воображеньем; Ей своенравный зрелся лик, Она ласкала с упоеньем Одно видение своё. (Е. Баратынский) Или теперь в её глазах За общий очерк в миг забвенья, Полусвершённый ею шаг Стал детской шалостью одною… (Е. Баратынский) Житьё тому, мой милый друг, Кто счастью глупою не болен, Кому влюбиться недосуг, Кто занят всем и всем доволен… (А. Пушкин) Пой, юноша! – певец тиисский В тебя влиял свой нежный дух. С тобою твой прелестный друг, Лилета, красных дней отрада: Певцу любви любовь награда. (А. Пушкин) Сады молчат. Унылыми глазами С унынием в душе гляжу вокруг; Последний лист размётан под ногами. Последний лучезарный день потух. (А. Фет)  

Задание 3. Заполните таблицу, распределив следующие слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных чн.

Беспорядочный, библиотечный, будничный, булочная, горчичник, взяточник, двоечник, закадычный, Ильинична, конечно, копеечный, крошечный, Кузьминична, молочный, нарочно, отличник, подсвечник, порочный, порядочный, прачечная, пустячный, Саввична, сердечный, скворечник, сливочный, скучный, стрелочник, табачный, точный, троечник, убыточный, шапочный, яблочный, яичница.

 

[чн] / [чн’] [шн] / [шн’] [чн] и [шн] / [чн’] и [шн’]
     

Задание 4. Выпишите и затем прочитайте слова, в которых под ударением произносится звук [э].

Афера, безнадежный, береста, блеклый, бытие, валежник, вмененный, гренадер, гололедица, грубошерстный, груженый, двоеженство, ерничать, желоб, желчь, жердочка, житие, забеленный, заем, зев, забредший, зацветший, изрекший, иноплеменный, истекший кровью, истекший год, маневры, маневренный, наемник, никчемный, новорожденный, одновременный, одноименный, омоложенный, околесица, опека, оседлый, острие, осужденный, отключенный, отсекший, планер, платежеспособный, побасенка, подшерсток, поименный, подключенный, приглушенный, прирученный, произведший, свекла, скрепленный, смятенность, современный, старьевщик, сцепленный, убеленный, филистер, хребет, щелка, ярем.

Задание 5.Как правильно произносятся слова?

Оглаш…нный утром приказ – кричит как оглаш...нный, пад...ж скота – винительный пад...ж, ист...кший кровью – ист...кший год, соверш...нное пение − соверш...нное открытие, кр...стный ход − кр...стный отец, занят...й человек – занят...й дом, заточ...нный карандаш – заточ...нный узник, погруж...нный на платформу – погруж...нный в воду, соверш...нный во всех отношениях человек – соверш...нный им подвиг;

лавровая роща – лавровый лист, языковое чутье – языковая колбаса, посаженый отец – посаженный кустарник, характерные особенности – характерная роль, удачная острота – острота зрения, переносной микрофон – переносный смысл.

Задание 6.Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Для справки обращайтесь к орфоэпическим словарям. Отметьте слова с твердым, мягким и вариативным произношением.

Академия, ателье, бармен, бассейн, бестселлер, бизнес, бутерброд, брюнет, велотрек, вестерн, гипотеза, гипотенуза, гротеск, декан, декольте, депо, детектив, диспансер, зеро, индексация, интеграция, интервал, кларнет, кодекс, компьютер, конгресс, консенсус, контейнер, менеджер, лорнет, лотерея, менеджмент, модель, музей, нейрохирург, Одесса, партер, патент, презент, прессинг, претензия, рандеву, регресс, рейтинг, рейд, свитер, сервис, сессия, стенд, тезис, темп, тенденция, терапевт, термин, термос, террор, тостер, фанера, фланель, фонема, форель, шедевр, шинель, юриспруденция, экземпляр, энергия.

 

Задание 7.Прочитайте и выберите правильный вариант.

(Дерматин, дермантин) применяется для обивки мебели. В конце лета в городе начнется строительство нового современного (главпочтамта, главпочтампа). Откиньте сваренные макароны на (друшлаг, дуршлаг). Билеты (компостируются, компосируются) в специальных автоматах. (Макулатура, мукулатура) используется в качестве вторичного сырья при производстве бумаги. Такая (конфорка, комфорка) остается холодной на протяжении всего процесса приготовления пищи. (Юрисконсульт, юристконсульт) защищает интересы и решает все правовые проблемы фирмы, в которой работает. На данных (эскаваторах, экскаваторах) используются рукава высокого давления. На (следующий, следущий) день он пришел к ней с цветами. (Невропатолог, нервопатолог) принимает по понедельникам.

 

Задание 8.Прочитайте предложения, соблюдая нормы орфоэпии.

1. Ходатайство о предоставлении льгот ветеранам предприятия было рассмотрено, руководство приняло положительное решение по данному вопросу. 2. Знания необходимо черпать из разных источников. 3. Бандероль в два раза дешевле посылки. 4. Либретто − это произведение с текстом оперы или с изложением содержания балета. 5. Сегодня на уроке мы познакомимся со строчными и прописными буквами. 6. Книги в нашей библиотеке можно легко скачать, чтобы потом легко и комфортно читать детективы на своем компьютере. 7. Обеспечение учителей сельских школ методической литературой во многом облегчит задачу повышения их квалификации. 8. В кладовой хранятся тряпки, ведра, мел. 9. В таблицах показана индексация заработной платы за соответствующий месяц. 10. В двух кварталах от школы находится диспансер. 11. Хормейстер часто сталкивается с проблемой выработки единого звучания. Простой и быстрый поиск маршрута –расписание чартеров на сайте компании. В этой стратегии вы должны оборонить свою базы от противника. 12. Вы были правы: нельзя делить классы на сильные и слабые. 13. Пастель появилась в художественной практике в конце XV века. 14. Хозяин морит работников голодом, а у самого на складах продукты питания заплесневели. 15. Дверь необходимо запереть и опломбировать. 16. После стресса обязательно наступает ответная реакция организма – состояние депрессии. «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта. 17. Новорожденногопринял отец. 18. В классе учатся дети разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, таджики, туркмены. 19. С помощью подходящих аксессуаров любая женщина может подчеркнуть и выделить свой характер. 20. Цыган любит волю, ему не по душе оседлый образ жизни.

 

Задание 9.Что является нарушением орфоэпических норм русского литературного языка?

1) аканье;

2) яканье;

3) иканье;

4) оканье.

 

Задание 10.Отметьте правильные утверждения.

1. Орфоэпические нормы регламентируют словоупотребление и ударение.

2. Русское ударение имеет смыслоразличительную и стилистическую функции.

3. В некоторых словах русского языка при произношении сохраняется [о] в безударной позиции.

4. Во всех словах в русском языке перед гласным е произносится мягкий согласный.

Задание 11.Расставьте ударение в словах. Для справки обращайтесь к орфоэпическим словарям русского языка.

1. Августовский, аналог, баловать, буксировать, вероисповедание, генезис, гусеница, джинсовый, добыча, договор, дозвонится, досуг, завидно, задолго, запломбировать, заржаветь, иконопись, индустрия, каталог, костюмированный, кремень, кулинария, кухонный, мышление, намерение, некролог, обеспечение, облегчить, одновременно, оптовый, откупорить, памятуя, плесневеть, пломбировать, предвосхитить, принудить, рассредоточение, симметрия, ходатайствовать, христианин.

 

2. Автозаводский, алкоголь, анапест, апостроф, ассиметрия, балованный, бантов, брелоки, бюрократия, валовой, включит, возрастами, воспринял, гражданство, дефис, диспансер, доцент, жалюзи, звонишь, исчерпать, каучук, километр, красивее, мизерный, мускулистый, намерение, облегчить, отраслей, памятуя, предал, премировать, по средам, сироты, сосредоточение, средства, столяр, углубить, украинский, упорядочение, упрочение, феномен, ходатайство, щавель, эксперт.

 

Задание 12. Выпишите слова, в которых ударение расставлено неверно.

Сто́ляр, сре́дствами, кру́жева, согну́тый, нáверх, отро́чество, со́зыв, изо́гнутый, грáжданство, избáлован, кровото́чащий, катáлог, щáвель, стáтуя, некро́лог, до́нельзя, жáлюзи, шарфы́, прозорли́ва, обо́дришься.

 

Задание 13.Выберите из данных слов такие, в которых верно поставлено ударение.

Кла́ла, отда́ла, подожда́ла, гнала́, про́кляла, взя́ла, брала́, позвала́, солга́ла; взята́, созвана́, начата́, принята́, про́жита, ро́здана, создана́; весела́, мо́лода, права́, рéдка, го́рька, дружна́, врéдна, груба́.

Задание 14.Произнесите следующие заимствованные слова, обратите внимание на ударения в них.

Авгу́р (жрец, прорицатель), ана́пест (трёхсложный стихотворный размер), апостро́ф (значок в виде запятой в верхней части строки), ва́льдшнеп (лесная птица, родственная бекасу и кулику), визави́ (друг против друга), ге́незис (происхождение, возникновение), гуру́ (в индуизме: учитель, духовный наставник), ди́птих (складная икона с двумя створками), ди́скант (высокий певческий голос у мальчика), идефи́кс (навязчивая идея), изогра́ф (иконописец, живописец), канапе́ (небольшой диван), ки́новарь (минерал красного цвета, а также краска из этого минерала), колла́пс (внезапно наступающая сосудистая недостаточность), коло́сс (статуя громадных размеров), несессе́р (набор принадлежностей для туалета, шитья, маникюра в специальном футляре), нувори́ш (богач-выскочка, человек, разбогатевший на спекуляциях), обскура́нт (враг просвещения, мракобес), о́мнибус (многоместный экипаж), пабли́сити (известность в обществе, популярность), панеги́рик (похвальная речь оратора в честь кого-либо или чего-либо), па́сквиль (клеветническое сочинение с грубыми нападками), ре́гент (временный правитель государства, дирижёр хора, преимущественно церковного), реноме́ (установившееся мнение о ком-либо), факси́миле (точное воспроизведение рукописи, документа, подписи), фети́ш (обожествляемая вещь), эксли́брис (художественно выполненный знак в книге с именем её владельца).

 

Задание 15.Произнесите книжные и устаревшие слова, обратите внимание на ударения в них. Значение незнакомых слов проверьте по толковому словарю.

Ни за какие бла́га мира, бла́говест, благосты́ня, булава́, верте́п, тайная ве́черя, все́нощная, епитимья́, жерло́, за́умь, зау́треня, зво́нница, игу́мен, и́конопись, и́нокиня, искони́, кли́рос, моло́х войны, мы́тарь, мыта́рство, огни́во, о́стов, отрокови́ца, при́чет, просвира́, псало́м, пу́стынь, пу́рпур, ре́крут, согбе́нный, сте́нопись, стиха́рь, стори́цей, тра́пеза, хра́мина, щегольство́, яре́м.

 

Задание 16.Прочтите примеры. Назовите элементы интонации, которые стоят за авторскими комментариями.

1. Голос у него был маленький, но – неутомимый; он прошивал глухой, тёмный гомон трактира серебряной струной.

2. Говорила она как-то особенно, выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные.

3. Голос у него был мягкий, проникающий в душу. В комнате становится тихо, все задумчиво слушают жалобные слова.

4. Он говорил медленно, слова его осторожно нащупывают согласно мыслящего человека.

5. И точно картофель из прорванного мешка, покатились серые тяжёлые слова. (М. Горький).

 

Лексические нормы

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

1. Новые слова и трудности их употребления.

2. Заимствованные слова.

3. Ошибки в употреблении синонимов, антонимов, омонимов.

4. Смешение паронимов.

5. Лексическая сочетаемость слов, правила лексической сочетаемости.

6. Особенности употребления эмоционально окрашенной лексики.

7. Лексическая избыточность и лексическая недостаточность:

а) тавтология, пути ее преодоления;

б) плеонастические сочетания слов, причины их возникновения.

8. Искажение фразеологических оборотов.

 

Лексические нормы –это правила употребления слов и фразеологических оборотов в точном соответствии с их значением, а также с учетом сочетаемости слов.

Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу, нередко отличающиеся стилистической окраской.

Антонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, противоположные по значению.

Омонимы – слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению.

Паронимы – однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но различающиеся по значению.

Тавтология – неоправданное повторение однокоренных слов.

Плеоназм – неоправданное повторение слов, содержащих одинаковые смысловые компоненты.

Фразеологизм – единица языка (словосочетание или предложение), целостная по своему значению и устойчивая в своём составе и структуре.

Практическая часть

Задание 1.Определите значение следующих слов. Составьте с ними предложения.

Хара́ктерный – характе́рный, ви́дение – виде́ние, языково́й – языко́вый, кру́гом – круго́м, безо́бразный – безобра́зный, о́рган – орга́н, па́рить – пари́ть, переносно́й – перено́сный, бро́ня – броня́, стоя́щий – сто́ящий.

Задание 2.Найдите устаревшие слова, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы в предложенных отрывках. Объясните их значения.

1. С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

(М. Лермонтов)

 

2. Прокофий отстроился скоро: плотники срубили курень, сам пригородил базы для скотины и к осени увёл на новое хозяйство сгорбленную иноземку-жену. Шёл с ней за арбой с имением по хутору – высыпали на улицу все от мала до велика. (М. Шолохов)

 

3. Светят зелено в сутёмы

Под росою тополя.

Я – пастух; мои хоромы –

В мягкой зелени поля.

(С. Есенин)

 

4. Любые конкретные терапевтические приёмы окажутся эффективными, если удастся активизировать лежащие в основе патологических симптомов соответствующие когнитивные констелляции и сопутствующие им эмоции. (Т.Е. Соколова)

 

5. Я с вами разлучён, деревья,

Кругом ненужный мне Париж,

А там, где вы, вдали кочевья,

Звенящих пчёл улыбка девья

И солнце – праздник каждодневья,

Зеленовейность, воля, тишь.

(К. Бальмонт)

 

6. …Прибежит в лавку, ровно с цепи сорвавшись, какой-нибудь паренёк и, ни с кем не здороваясь, никому не поклоняясь, крикнет хозяину:

- Хлябышь и дудоргу хандырит, пельмиги шишлять!..

И хозяин вдруг встревожится, бросится в палатку и почнёт там наскоро подальше прибирать, что не всякому можно показать. Кто понял речи прибежавшего паренька, тот, ни слова не молвив, сейчас же из лавки вон…

(П.И. Мельников-Печерский)

7. И не отточишь

Никаких лопат,

Чтоб все пласты поднять вот эти снова,

Где происходит атомный распад

Неуловимых элементов слова.

(П. Антакольский)

 

Задание 3.К следующим словам подберите синонимы (учитывая особенности многозначных слов). Укажите, чем различаются синонимы в составленных синонимических рядах (оттенком значения, стилистической окраской, способностью сочетаться с другими словами и др.). Составьте предложения с каждым из слов синонимического ряда.

Армия, аромат, бедный, бежать, ругать, быстрый, волшебник, враг, глаза, грустить, громкий, знаменитый, иногда, красивый, ласковый, недостаток.

 

Задание 4.Определите, являются ли синонимами следующие слова? Если есть различия в их значениях, то объясните, какие.

Конфессия – вероисповедание; ликвидный – легитимный; суицид – самоубийство; масс-медиа – средства массовой информации; меценат – спонсор; холдинг – хоспис; вестерн – триллер; локальный – лояльный; компиляция – плагиат; корректив – поправка; корректный – вежливый; маркетинг – менеджмент; субсидия – заработная плата; промоушен – консалтинг.

 

Задание 5.Подберите синонимы и антонимы к следующим прилагательным.

Талантливый, краткосрочный, ленивый, правдивый, искренний, дружелюбный, откровенный, нежный, временный, бережливый, внимательный.

Задание 6.Подберите к словамантонимы, если можно.

Лицемерный, расточительный, грядущий, железный, заяц, уставший, отказываться, нежность, два, ты, без, во сне, игрушка, под, рассеянный, разногласие, далеко, шутя, ох, идти, откровенный, вредный, логичный, мяу.

Задание 7.Составьте словосочетания со следующими омонимами:

наряд (одежда) − наряд (распоряжение)

среда (день недели) − среда (окружающая обстановка)

мина (выражение лица) − мина (взрывной снаряд)

горн (кузнечный) − горн (духовой инструмент)

баранка (булочное изделие) − баранка (рулевое колесо автомобиля)

ласка (животное) – ласка (проявление нежности)

 

Задание 8.Выберите из предложенных в скобках паронимов наиболее подходящий по смыслу.

1. Предвыборная (компания, кампания) была в самом разгаре. 2. Эта шутка не совсем (удачная, удачливая). 3. (Этикетные, этические) нормы не позволяют оставить просьбу дамы без внимания. 4. Любой (проступок, поступок) заслуживает наказания. 5. Недовольные своими результатами абитуриенты могут подать (эпиляцию, апелляцию). 6. Мы всей группой совершили (экскурс, экскурсию) по лермонтовским местам. 7. Он (надел, одел) костюм и отправился на деловую встречу. 8. Это мероприятие осуществляется под (патронажем, патронатом) правительства Санкт-Петербурга. 9. Многие русские фильмы получают (признательность, признание) за границей. 10. Слово (представляется, предоставляется) кандидату филологических наук Ивановой. 11. Регистрация (командировочных, командированных) производится в бухгалтерии. 12. Мы принимаем Вас на работу с (испытательным, испытательским) сроком.

 

Задание 9.Придумайте примеры, которые позволяли бы увидеть различия между паронимами.

1) Удачный – удачливый; 2) тормоз – торможение; 3) демократичный – демократический; 4) критичный – критический; 5) выборный – выборочный; 6) гнездо – гнездовье; 7) командированный – командировочный; 8) уплатить – оплатить; 9) опасный – опасливый; 10) царский – царственный; 11) великий – величественный; 12) предоставить – представить; 13) освоить – усвоить; 14) советник – советчик; 15) геройский – героический; 16) нестерпимый – нетерпимый.

Задание 10.Какие из нижеприведенных словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме?

Свободная вакансия, прейскурант цен, другая альтернатива, монументальный памятник, биография жизни, моя автобиография, ответная контратака, демобилизоваться из армии, написать свой автопортрет, планы на будущее, топтать ногами, старый ветеран, памятные сувениры, сувениры на память, период времени, реальная действительность, информационное сообщение, в конечном итоге, вернуться назад, портрет в анфас, хвалебные дифирамбы, необычный феномен, движущий лейтмотив, мизерные мелочи, ведущий лидер.

 

Задание 11. Сформулируйте значения данных слов.

Хакер, спам, чат, он-лайн, флэш, винт, ноут-бук, веб-сайт, инет, логин.

 

Задание 12.Укажите, в сочетании с какими словами возможно употребление данных слов.

Гнетущий, скоропостижный, трескучий, отъявленный, кубарем, мозолить, потупить, кромешный, щекотливый, беспросыпный, затронуть, навострить, постичь, скороспелый.

Задание 13. Найдите предложения, в которых нарушены нормы лексической сочетаемости. Исправьте речевые ошибки.

1. Андрей является признанным лидером в классе. 2. Вы должны туда собственноручно сходить. 3. Данной проблеме необходимо уделить серьезное значение. 4. Он работал без выходных, поэтому львиная часть его проекта уже выполнена. 5. Этот товар пользуется большим интересом у покупателей. 6. Он нанёс ему большую неприятность.

Задание 14.Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте речевые недочеты.

1. Разрешите Вам вручить этот сувенир на память! 2. К тому же право подписи под данным документом – исключительное право директора, что исключает возможность подписания договора. 3. Ностальгия по родине не давала нам покоя. 4. Я лично не согласен с его мнением. 5. Во время уборки в классе ребята работали молча, без слов. 6. Он рассказал всю автобиографию своей жизни. 7. Министерство высоко позитивно оценивает результаты единого государственного экзамена. 8. Молодые юноши и девушки придут в школу на практику и продемонстрируют свое мастерство. 9. Они больше всего любят варить на костре рыбную уху. 10. Я прошел по набережной метров двадцать, а потом вернулся назад. 11. Раздели яблоко на две равные половины и угости товарища. 12. В этот день на площади собрались большие массы людей. 13. В 2005 году вновь возобновилось строительство школы в селе Ивановка. 14. Руководитель проекта внес в документ свои коррективы и поправки. 15. Индивидуальный подход к обучению в недавнем прошлом не просто игнорировался, а вообще не принимался во внимание. 16. Сейчас мы зримо видим эти черты в нашем молодом поколении. 17. Учитель говорил громко, сильно жестикулируя руками. 18. Я заранее предчувствовал, что день сложится неудачно. 19. Осталось только соединить воедино все детали этого прибора. 20. На празднике исполнялись произведения народного фольклора.

 

Задание 15. Определите, какие ошибки допущены в предложениях.

1. Давайте быстрее, а то не успеем успеть то, что хотели.

2. Каждое представление проходит при полном аншлаге.

3. Все произошло из-за этих пятиста тысяч рублей.

4. Я ему аплодирую всеми руками.

5. Речь идет более чем о двухсот детях.

6. Мы хотим в этом проекте показать о том, как живут люди в регионах.

7. – Что пожелаете? Чай? Кофе? – очертя голову встретила посетителей Алина. («Русский язык в школе» 2009).

Задание 16.Что обозначает фразеологизм?

 

1. Притча во языцех

а) то, что помогает найти выход из затруднительного положения;

б) предмет общих разговоров, постоянных пересудов;

в) крайний пессимизм, разочарование;

г) постоянно угрожающая кому-либо опасность.

 

2. Альфа и омега

а) и то и сё;

б) ни то ни сё;

в) начало и конец какого-нибудь дела;

г) кульминационный момент.

 

3. Жёлтая пресса

а) лживая, продажная печать, гоняющаяся за дешевой, низкопробной сенсацией;

б) печатные издания на общественно-политические темы;

в) печатные издания с желтыми страницами;

г) любые издания печатной прессы, доступные по цене.

 

4. Между Сциллой и Харибдой

а) устойчивое положение;

б) между двух огней;

в) лучше не придумаешь;

г) хуже некуда.

 

5. Двуликий Янус

а) общительный человек;

б) агрессивный человек;

в) двуличный человек;

г) рубаха-парень.

 

6. Прокрустово ложе

а) мягкая постель;

б) мерка, под которую насильственно подгоняют что-либо;

в) жёсткая постель;

г) царское ложе.

 

Задание 17. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологизмов.

1. Четвёртого числа вышел в свет искусственный спутник. 2. Патруль нёс службу, охраняя родину как зеницу. 3. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы. 4. Рабочие совхоза не жалеют труда и пота, чтобы удобрить землю, обеспечить её влагой. 5. И не мудрствуя долго, приведу цитату из отчёта. 6. Над этой темой мы трудились в поте лиц. 7. Память покойного была почтена вставанием и гробовым молчанием. 8. Он испугался, хотя был и не из робкой десятки. 9. Он не думал, что эти слова сбудутся в его жизни с полной мерой. 10. Начальство почему-то на эти безобразия смотрит спустя рукава.

 

Задание 18.Припомните фразеологизмы-термины из следующих отраслей науки:

1) из химии со словами: реакция, кислота, соль, раствор, газ;

2) из физики со словами: вес, энергия, сила, замыкание, поле;

3) из анатомии со словами: система, обмен, клетка, пузырь, связки;

4) из ботаники со словами: опыление, размножение, свёкла, капуста, горошек.

 

Задание 19. Являются ли синонимичными выделенные выражения?

Да я не очень-то горевал, потому что не раз слышал, что этого добра (ума) не доставало не только мне, но и взрослым. И у них тоже отчего-то выскакивали клёпки, терялись ключи от разума, не варил котелок, вместо мозгов росла капуста, не родило в черепке, ум как-то умещался аж в пятках, а на плечах торчала макитра…(М. Стельмах. Гуси-лебеди летят).

 

Задание 20.Установите соответствие между вариантами слов и видами лингвистических словарей, к которым следует обратиться для выбора правильного варианта.

Варианты слов Лингвистические словари
1) скрытный – откровенный 2) человечный – человеческий 3) вымещать – срывать 4) белесый – белёсый 5) равнять – ровнять 6) тво́рог - творо́г а) орфоэпический словарь б) орфографический словарь в) словарь паронимов г) словарь синонимов д) словарь антонимов е) толковый словарь

 

 

Морфологические нормы

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

1. Колебания в роде имен существительных.

2. Вариантные формы числа и падежа имени существительного.

3. Грамматические трудности при использовании в речи имен прилагательных.

4. Особенности использования имен числительных различных разрядов.

5. Особенности употребления местоимений.

6. Ошибки при употреблении глагольных форм.

Морфологические нормы – это правила использования морфологических форм разных частей речи.

Практическая часть

Задание 1.Отметьте словосочетания, в которых прилагательное правильно согласовано с существительным.

1) Полученный бандероль; 2) больная мозоль; 3) серая такси; 4) белая рояль; 5) красивый бра; 6) вкусная какао; 7) прочный толь; 8) крепкое кофе; 9) яичная шампунь; 10) варёная картофель; 11) строгое жюри; 12) свежий овощ; 13) вкусный фасоль; 14) капроновая тюль.

 

Задание 2.Подберите к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Тюль, амплуа, мозоль, алиби, жабо, такси, шампунь, цунами, кофе, конферансье, алоэ, колибри, цеце, пюре, мышь, день рождения, бикини, вермишель, бивень, вуаль, боа, пенальти, кредо, бандероль, опухоль, шимпанзе, кенгуру, пасквиль, толь, пароль, деталь, какао, пальто, киви, вопль, бюллетень, водоросль, эмаль.

Задание 3.Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность сложносоставных слов.

Длин... мост-плотина, знаменит… музей-усадьба, модн... автомобиль-такси, прочн... плащ-палатка, стар... книга-справочник, компактн... диван-кровать, плетен... кресло-качалка, современн... кафе-столовая, нов... платье-костюм.

 

Задание 4.Исправьте, где необходимо, ошибки в склонении собственных имен существительных.

Лучшая роль Вивьены Ли, прочитать Оноре де Бальзак, картина Эль Грека, шедевр Леонарда да Винчи, книга Жоржа Санд, статья об Антонисе ван Дейке, говорить о Карамзине, лицо Кармен, последователи художника Питера Пауля Рубенс, любимая книга Чарльза Диккенс, читали Александра Блок, вместе с Анной Магдалиной Бах, идти к Кониенко, прочитать "Консуэлу", разговаривать с Теплых.

Задание 5.

Определите род аббревиатур:

РФ, ООН, СЭВ, США, ГЭС, СНГ, МГУ, ГОСТ, ЛДПР, МТС, МВД, АЗС, ВГТРК, НАТО.

 

Задание 6.Образуйте от следующих слов форму множественного числа именительного падежа.

Инженер, офицер, почерк, торт, порт, договор, склад, дно, трюфель, простыня, свитер, джемпер, возраст, выбор, шило, конструктор, автор, аптекарь, лектор, герб, ректор, прожектор, редактор, сектор, блюдце, клуб, директор, купол, ордер, повар, няня, профессор, шулер, доктор, мастер, паспорт, сорт, бухгалтер.

 

Задание 7.Отметьте существительные, которые имеют форму только множественного числа.

Дары, сплетни, белила, деревни, ворота, аптекари, мысли, ссоры, шахматы, сливки, беспорядки, адреса, кварталы, сани, сутки, поэмы, перила, якоря, каникулы.

 

Задание 8. Поставьте данные слова в форму множественного числа родительного падежа.

Дупло, киргиз, судьба, ремесло, копна, блюдце, апельсин, простыня, болотце, грамм, помело, отпуск, токарь, валенок, дело, чулок, носок, мандарин, басня, помидор, апельсин, яблоко, макароны, консервы, место, болото, войско, плечо, полотенце, грузин, армянин, гусар, партизан, солдат, ножницы, серьга, кочерга, туфля, сапог, свадьба, рельс, грабли, лохмотья, простыня, вафли, брызги, гектар, килограмм, мечтание, ботинок, будни, свечи, распри, цапля, полено, гланды.

 

Задание 9.Найдите предложения с ошибками.

1. Чёрная клавиша в рояле западала. 2. Кофе готовился недолго. 3. В универмаге продаётся красивая тюль. 4. Токио встретило нас радушно. 5. Мы подъехали к многоводному Миссисипи. 6. Дели утопал в зелени. 7. Интервью с политиком близилось к концу. 8. Сочи славился как замечательный курорт. 9. Поезд сошёл с рельс. 10. В магазин поступила новая партия чулков и носок. 11. Театр поставил новую пьесу Жана Поля Сартра. 12. Эти сказки написали братья Гримм.

 

Задание 10.Объясните, по какому признаку объединены слова в каждую из групп.

1) Бедняжка, бродяга, брюзга, замарашка, зевака, кривляка, малютка, неженка, обжора, простофиля;

2) сутки, заморозки, грабли, брюки, городки, щи, дрова, часы, отруби, жмурки;

3) потомство, детвора, мошкара, старьё, питьё, родня, общество, гнильё;

4) одеяло, покрывало, весло, помело, стекло, светило, пугало, рыло, зубило;

5) башня, барыня, няня, вишня, песня, читальня, кухня, гусыня, дыня.

Задание 11.Прочтите пародию. Нарушение каких норм окрашивают пародию в юмористический цвет?

ПАРОДИЯ

«…Я в этом светлом лесе

Ищу уже который год

Слова для новых песен».

(В. Меркульев)

Я в лесе был. Искал слова

Для песен о подруге.

Сидел на береге сперва,

Потом лежал на луге.

Остановился на мосте

И думал: неспроста ведь

Слова приходят, да не те,

Чтоб их в стихе поставить.

Тут критик вдруг из камышов

Подплыл ко мне на плоте

И говорит: Вы падежов

Давно не признаёте?

Коль в самом деле не в ладу,

Или нарочно это,

То лучше прыгайте в водý,

И Ваша песня спета!

Я говорю: Вы что, в бредé?

И что имели в вúде?

Катитесь, милый, как по льдé,

А я в гробé Вас видел!

Ушёл он, не сказав «прощай»,

При лунном интересе…

Такой, товарищи, случáй

Со мною вышел в лесе! (Е. Нефёдов)

 

Задание 12.Образуйте краткие формы имен прилагательных.

Бессмысленный, хитрый, яркий, безукоризненный, голый, добрый, щуплый, торжественный, мужественный, чуткий, древний, родственный.

 

Задание 13.От прилагательных в полной форме образуйте краткую форму. В каких случаях употребление краткой формы невозможно.

1) Твёрдый орех, твёрдый знак, твёрдое обещание; 2) глубокая река, глубокая мысль; 3) весёлый праздник, весёлый ребёнок; 4) круглая луна, круглая сирота; 5) глухой старик, глухое место, глухой согласный; 6) дорогой человек, дорогая вещь.

Задание 14.Найдите ошибки, допущенные в образовании степеней сравнения прилагательных.

1. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми. 2. Самая многочисленнейшая страна в мире – Китай. 3. Горячее блюдо было сегодня менее вкуснее. 4. Антоновские яблоки ароматнее других. 5. Более быстрыми темпами развивается машиностроение. 6. Он оказался в более худшей ситуации. 7. Я не встречал человека находчивей, чем наш экскурсовод. 8. Нам предстоит решить наисложнейшую проблему.

 

Задание 15.Определите, в каком варианте пары словосочетаний не всегда синонимичны.

1) Городская окраина – окраина города; 2) братская помощь – помощь брата; 3) серебряное украшение – украшение из серебра; 4) солнечный свет – свет солнца; 5) отцовский дом – дом отца; 6) охотничье ружьё – ружьё охотника; 7) летний день – день лета; 8) пришкольный участок – участок при школе; 9) лимонный сок – сок из лимона; 10) усатый егерь – егерь с усами.

Задание 16. Найдитепредложения, в которых допущена ошибка в употреблении местоимения.

1. Около школы рос ясень, около его стояла скамейка. 2. Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он не явился. 3.Отец умер, когда ему было 3 года. 4. Каждый человек должен понимать, что только от него зависит его будущее. 5. Я застал помощника в своём кабинете. 6. Завод накануне большого события: к ним должна прибыть новая поточная линия. 7. Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 8. Сергей пригласил Петра в гости, потому что он был хорошим человеком.

Задание 17.Выберите нужную форму (оба - обе).

По …сторонам реки, у …сестёр, у ….братьев, для …. дочерей, для …. сыновей, на …стенах, между …странами, между …государствами, …руками, …ушами, …глазами, у …детей, …картин, у …. малышей, к …ботинкам, …мастерам, знаком с … друзьями.

Задание 18.Отредактируйте предложения с речевыми ошибками.

1. В обоих комнатах висели одинаковые картины. 2. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 3. В магазин поступили сто двое брюк. 4. Они находились на острове тридцать двое суток. 5. Троим животным сделали прививку. 6. На занятие не пришли семеро студенток. 7. Пять детей заболело гриппом. 8. Два из присутствующих здесь справились с заданием. 9. Четверым певицам предложили участвовать в концерте. 10. Двадцать два утомительных будня осталось ему до отпуска.

Задание 19. Перепишите текст, употребляя числительные в правильной форме.

Площадь Италии составляет около 301 тыс. квадратных километров, а численность населения страны более 57,2 млн. человек, Столица страны Рим − один из древнейших городов на Земле, там проживает 2,6 млн. жителей. Средняя продолжительность жизни итальянцев около 85 лет. История Италии уходит своими корнями в глубь веков, и вместе с тем это государство, которому чуть более 120 лет. Из 9,3 тыс. км итальянских границ 4/5 приходится на морские. Общая длина автомобильных дорог достигает 300 тыс. км. Общая численность вооруженных сил Италии достигает 373,1 тыс. человек.

Задание 20.Просклоняйтеименачислительные вместе с существительными.

2973 книги, полтора месяца, 478-ой пассажир, 7562 студента, двое сыновей, 23451-ый экземпляр, две пары чулок, 374 учащихся, обе задачи, 947 примеров.

 

Задание 21.Образуйте форму 1 лица единственного числа от данных глаголов. Объясните, почему от некоторых глаголов данная форма не образуется.

Убедить, столпиться, ютиться, быть, победить, колоситься, поразить, хлынуть, прорасти, мерцать, ладить, гласить, дерзить, дудеть, ощутить, обезопасить, ехать, захотеть, выкинуть, ладить, очутиться, чадить.

 

Задание 22.Образуйте форму 2 лица единственного числа повелительного наклонения от данныхглаголов.

Ехать, класть, положить, выйти, просыпать, видеть, хотеть, бежать, мочь, слышать, лакомиться, выбросить, напоить, почистить, откупорить, уведомить, киснуть, угаснуть.

Задание 23.Подберите видовую пару к приведенным ниже глаголам.

Изготовить, найти, разбросать, положить, усвоить, вложить, захлопнуть, оспорить, поймать, кусать, накопить, приколоть, опорочить.

 

Задание 24.Образуйте все возможные формы причастий от данных глаголов по образцу: читать − читающий, читавший, читаемый, читанный, читан.

Лечить, сыпать, петь, блистать, печатать, лететь, гнать, призвать.

 

Задание 25.В следующих предложениях найдите и объясните отклонения от норм современного формообразования. Исправьте все речевые недочеты.

1. В зоопарке мы любовались маленькой жирафой. 2. Моё внимание привлекла забавная пони. 3. Сколько время? 4. В этом городе сооружается самый крупнейший кинотеатр в стране. 5. Сугробы уже огромные, а снег все сыпется и сыпется. 6. Нам встретились пятеро лыжниц. 7. Не морщь лоб, останутся морщины! 8. Подожди меня, я вот поглажусь, уберусь, и мы пойдем. 9. Привыкнувший к самостоятельности ребенок быстрее адаптируется в школьном коллективе. 10. Я купил на рынке шесть килограмм апельсинов. 11. Не нужно ложить локти на стол во время завтрака. 12. Сейчас мама прополоскает белье и подойдет к телефону. 13. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 14. В этом цеху установили новое оборудование. 15. Добавьте сахару, чай станет слаже. 16. Ихний дом находится в аварийном состоянии. 17. Старую тюль сняли, повесили на окна жалюзи. 18. Мы погасим свет, зажгем свечи и включим хорошую музыку.

Синтаксические нормы

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

1. Порядок слов в предложении.

2. Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого.

3. Варианты согласования определений и приложений.

4. Варианты управления.

5. Ошибки в построении однородных рядов.

6. Ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов.

7. Ошибки в построении сложных предложений.

Синтаксические нормы – это правила использования синтаксических конструкций.

Практическая часть

Задание 1. Определите характер ошибок, связанных с неверным порядком слов. Исправьте предложения.

1. Успехов больших добились учащиеся одиннадцатого класса. 2. Психолог принимает у себя в кабинете людей с их проблемами. 3. Продаётся коляска для новорождённого синего цвета. 4. Журналисты разместили статью об отдыхе президента вместе с фотографиями. 5. Шуба с капюшоном до колен. 6. Средство для снятия лака без ацетона. 7. Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. 8. Приведённые факты в докладе говорят об успехах нашей науки.

Задание 2.Выберите правильные варианты, обращая внимание на согласование членов предложения.

1. Тридцать одна (редкая, редкие) (монета, монеты) (найдена, найдены) в Новгороде во время раскопок. 2. Большинство произведений писателя (было создано, были созданы) в годы изгнания. 3. Двадцать человек (толкало, толкали) машину, чтобы успеть на работу. 4. На пересечении двух улиц (открылось, открылась) кафе-закусочная. 5. Ряд митингующих (выдвигали, выдвигал) свои требования. 6. Музей-квартира И.С. Никитина (закрыт, закрыта) на реставрацию. 7. Письмо-квитанция (доставлено, доставлена) адресату. 8. Большинство студентов успешно (сдали, сдало) зимнюю сессию.

 

Задание 3.Найдите случаи нарушения управления.

Вопреки усилий репетиторов; заведующий магазина; оплата за проезд; избегать встречи; по истечению срока годности; полон ненавистью; командующий армии; беспокоиться за него; уверенность в победу; одеть на себя; поражаться тобой; догадываться про обман; указать о недостатках; управляющий крупного банка; отчитаться о командировке; благодаря потере рабочего времени.

Задание 4.Найдите и исправьте ошибки.

1. Толстой отрицал о большой роли личности в истории. 2. Придя со школы домой, я занялся любимым делом. 3. Ряд инженеров направлен на заводы города, часть молодых специалистов командируется в другие регионы. 4. Его отличала сила к жизни. 5. Одежда для беременных российских производителей. 6. На митинг в поддержку нового мэра города Воронежа вышло большинство жителей. 7. Мы по двору идём, и нам нет дела ни о чём. 8. Появились уже на его совести два преступления. 9. Согласно военного устава командир покидает судно последним. 10. Он демонстрировал полное неуважение своих коллег.

 

Задание 5.Укажите ошибки в употреблении деепричастий.

1. Преподаватель входит в аудиторию, начав лекцию. 2. Словно подтверждая наше нежелание выйти из дому, на улице темно, пасмурно и сыро. 3. Увидев на сцене Буратино, малыш посмотрел туда и радостно захлопал в ладоши. 4. Пролетая над городом, летчиком были сброшены листовки. 5. Прибыв в ближайший порт, пароходу с берега передали приказ причалить немедленно. 6. Плывя в лодке, множество рыб виднелось в чистой воде реки. 7. Студент прикрыл за собой дверь и, выходя из аудитории, быстро пошел по коридору. 8. Вспоминая свое детство, порой становится грустно. 9. Поговорив с преподавателем, у меня возникло много разных мыслей. 10. Тщательно прицелившись, заяц был убит охотником. 11. Золотя солнечными лучами верхушки деревьев, начало рассветать. 12. Подъезжая к станции, в вагоне стало слишком шумно. 13. Прочитав сценарий, передо мной встали образы всех главных героев. 14. Ее охватило волнение, получив письмо от друга. 15. Путешествуя на велосипеде, развиваются мышцы ног и спины. 16. Возвращаясь из школы, испортилась погода. 17. Выступая перед аудиторией, мне стало страшно. 18. Прогуливаясь по вечернему городу, подростками часто нарушаются правила поведения.

 

Задание 6.Выпишите правильно построенные предложения. Исправьте ошибки в построении остальных предложений. Запишите предложения в исправленном виде.

1. В этом учебном году в школах, училищах и техникумах города вводятся новые правила составления расписания. 2. На пришкольном участке дети сажают овощи и все лето ухаживают за ними. 3. Олег Юрин не только хороший ученик, но и талантливый художник. 4. Мой товарищ – очень интересный человек, он изучает музыку и болезни. 5. Наш преподаватель физкультуры организовал и руководит кружком гимнастики. 6. В комнате стояли столы, стулья, шкаф, современная мебель. 7. Администрация школы занимается подбором кадров и их руководством. 8. Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. 9. Воспоминания современников знакомят нас с тем или иным писателем и дают наиболее полное представление о нем. 10. Всем понравилась повесть, опубликованная в журнале и которая рассказывает о трудовых достижениях молодежи. 11. Работа профкома ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.12. Если весной войти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

Задание 7.Выпишите предложения без речевых ошибок. Прокомментируйте отступления от норм синтаксиса в оставшихся примерах. Запишите предложения в исправленном виде.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.