2. Орфоэпические нормы в области согласных звуков.
3. Особенности произношения различных сочетаний согласных звуков.
4. Особенности произношения иноязычных слов.
5. Особенности русского ударения (разноместность и подвижность), его функции (форморазличительная и смыслоразличительная).
6. Правила постановки ударения в различных частях речи.
7. Интонация, её компоненты.
Орфоэпия – это 1) совокупность произносительных норм национального языка; 2) раздел языкознания, изучающий произносительные нормы.
Орфоэпические нормы – это правила произношения гласных и согласных звуков, сочетаний звуков.
Акцентология – раздел языкознания, изучающий вопросы ударения.
Акцентологические нормы (нормы ударения) регулируют выбор вариантов размещения ударения в слове.
Интонация – единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра.
Практическая часть
Задание 1. Прочитайте скороговорки, правильно произнося звук [г].
1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перескоровыговоришь. 2. Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки. 3. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. 4. Погода размокропогодилась. 5. Краб крабу сделал грабли; подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь! 6. От города дорога в гору, а к городу с горы. 7. Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека – цап!
Задание 2. Укажите, как следует произносить при чтении следующих стихотворных строк слова с конечным согласным г, чтобы не разрушить стиха. В каких случаях наблюдаются отступления от нормы литературного произношения?
Прощай, прощай, сияние небес!
Прощай, прощай, краса природы!
Волшебного шатанья полный лес, Златочешуйчатые воды!
Весёлый сон минутных летних нег!
Вот эхо в рощах обнажённых
Секирою тревожит дровосек,
И скоро, снегом убелённых,
Своих дубров и холмов зимний вид
Застылый ток туманно отразит.
(Е. Баратынский)
Он знал, кто он; он ведать мог,
Какой могучий правит бог
Его торжественным глаголом.
(Е. Баратынский)
Один кумир на долгий срок
Поработить его не мог…
(Е. Баратынский)
Но всё ли, милый друг,
Быть счастья в упоенье?
И в грусти томный дух
Находит наслажденье…
(А. Пушкин)
Парень бравый, синеглазый
Загляделся не на смех.
Веселы твои проказы,
Зарукавник – словно снег.
(С. Есенин)
Он пересоздан был на миг
Её живым воображеньем;
Ей своенравный зрелся лик,
Она ласкала с упоеньем
Одно видение своё.
(Е. Баратынский)
Или теперь в её глазах
За общий очерк в миг забвенья,
Полусвершённый ею шаг
Стал детской шалостью одною…
(Е. Баратынский)
Житьё тому, мой милый друг,
Кто счастью глупою не болен,
Кому влюбиться недосуг,
Кто занят всем и всем доволен…
(А. Пушкин)
Пой, юноша! – певец тиисский
В тебя влиял свой нежный дух.
С тобою твой прелестный друг,
Лилета, красных дней отрада:
Певцу любви любовь награда.
(А. Пушкин)
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист размётан под ногами.
Последний лучезарный день потух.
(А. Фет)
Задание 3. Заполните таблицу, распределив следующие слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания согласных чн.
Оглаш…нный утром приказ – кричит как оглаш...нный, пад...ж скота – винительный пад...ж, ист...кший кровью – ист...кший год, соверш...нное пение − соверш...нное открытие, кр...стный ход − кр...стный отец, занят...й человек – занят...й дом, заточ...нный карандаш – заточ...нный узник, погруж...нный на платформу – погруж...нный в воду, соверш...нный во всех отношениях человек – соверш...нный им подвиг;
Задание 6.Прочитайте слова в соответствии с орфоэпическими нормами. Для справки обращайтесь к орфоэпическим словарям. Отметьте слова с твердым, мягким и вариативным произношением.
Задание 7.Прочитайте и выберите правильный вариант.
(Дерматин, дермантин) применяется для обивки мебели. В конце лета в городе начнется строительство нового современного (главпочтамта, главпочтампа). Откиньте сваренные макароны на (друшлаг, дуршлаг). Билеты (компостируются, компосируются) в специальных автоматах. (Макулатура, мукулатура) используется в качестве вторичного сырья при производстве бумаги. Такая (конфорка, комфорка) остается холодной на протяжении всего процесса приготовления пищи. (Юрисконсульт, юристконсульт) защищает интересы и решает все правовые проблемы фирмы, в которой работает. На данных (эскаваторах, экскаваторах) используются рукава высокого давления. На (следующий, следущий) день он пришел к ней с цветами. (Невропатолог, нервопатолог) принимает по понедельникам.
1. Ходатайство о предоставлении льгот ветеранам предприятия было рассмотрено, руководство приняло положительное решение по данному вопросу. 2. Знания необходимо черпать из разных источников. 3. Бандероль в два раза дешевле посылки. 4. Либретто − это произведение с текстом оперы или с изложением содержания балета. 5. Сегодня на уроке мы познакомимся со строчными и прописными буквами. 6. Книги в нашей библиотеке можно легко скачать, чтобы потом легко и комфортно читать детективы на своем компьютере. 7. Обеспечение учителей сельских школ методической литературой во многом облегчит задачу повышения их квалификации. 8. В кладовой хранятся тряпки, ведра, мел. 9. В таблицах показана индексация заработной платы за соответствующий месяц. 10. В двух кварталах от школы находится диспансер. 11. Хормейстер часто сталкивается с проблемой выработки единого звучания. Простой и быстрый поиск маршрута –расписание чартеров на сайте компании. В этой стратегии вы должны оборонить свою базы от противника. 12. Вы были правы: нельзя делить классы на сильные и слабые. 13. Пастель появилась в художественной практике в конце XV века. 14. Хозяин морит работников голодом, а у самого на складах продукты питания заплесневели. 15. Дверь необходимо запереть и опломбировать. 16. После стресса обязательно наступает ответная реакция организма – состояние депрессии. «Реквием» является одним из наиболее известных произведений Моцарта. 17. Новорожденногопринял отец. 18. В классе учатся дети разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, таджики, туркмены. 19. С помощью подходящих аксессуаров любая женщина может подчеркнуть и выделить свой характер. 20. Цыган любит волю, ему не по душе оседлый образ жизни.
Задание 9.Что является нарушением орфоэпических норм русского литературного языка?
1) аканье;
2) яканье;
3) иканье;
4) оканье.
Задание 10.Отметьте правильные утверждения.
1. Орфоэпические нормы регламентируют словоупотребление и ударение.
2. Русское ударение имеет смыслоразличительную и стилистическую функции.
3. В некоторых словах русского языка при произношении сохраняется [о] в безударной позиции.
4. Во всех словах в русском языке перед гласным е произносится мягкий согласный.
Задание 11.Расставьте ударение в словах. Для справки обращайтесь к орфоэпическим словарям русского языка.
Задание 14.Произнесите следующие заимствованные слова, обратите внимание на ударения в них.
Авгу́р (жрец, прорицатель), ана́пест (трёхсложный стихотворный размер), апостро́ф (значок в виде запятой в верхней части строки), ва́льдшнеп (лесная птица, родственная бекасу и кулику), визави́ (друг против друга), ге́незис (происхождение, возникновение), гуру́ (в индуизме: учитель, духовный наставник), ди́птих (складная икона с двумя створками), ди́скант (высокий певческий голос у мальчика), идефи́кс (навязчивая идея), изогра́ф (иконописец, живописец), канапе́ (небольшой диван), ки́новарь (минерал красного цвета, а также краска из этого минерала), колла́пс (внезапно наступающая сосудистая недостаточность), коло́сс (статуя громадных размеров), несессе́р (набор принадлежностей для туалета, шитья, маникюра в специальном футляре), нувори́ш (богач-выскочка, человек, разбогатевший на спекуляциях), обскура́нт (враг просвещения, мракобес), о́мнибус (многоместный экипаж), пабли́сити (известность в обществе, популярность), панеги́рик (похвальная речь оратора в честь кого-либо или чего-либо), па́сквиль (клеветническое сочинение с грубыми нападками), ре́гент (временный правитель государства, дирижёр хора, преимущественно церковного), реноме́ (установившееся мнение о ком-либо), факси́миле (точное воспроизведение рукописи, документа, подписи), фети́ш (обожествляемая вещь), эксли́брис (художественно выполненный знак в книге с именем её владельца).
Задание 15.Произнесите книжные и устаревшие слова, обратите внимание на ударения в них. Значение незнакомых слов проверьте по толковому словарю.
Задание 2.Найдите устаревшие слова, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы в предложенных отрывках. Объясните их значения.
1. С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
(М. Лермонтов)
2. Прокофий отстроился скоро: плотники срубили курень, сам пригородил базы для скотины и к осени увёл на новое хозяйство сгорбленную иноземку-жену. Шёл с ней за арбой с имением по хутору – высыпали на улицу все от мала до велика. (М. Шолохов)
3. Светят зелено в сутёмы
Под росою тополя.
Я – пастух; мои хоромы –
В мягкой зелени поля.
(С. Есенин)
4. Любые конкретные терапевтические приёмы окажутся эффективными, если удастся активизировать лежащие в основе патологических симптомов соответствующие когнитивные констелляции и сопутствующие им эмоции. (Т.Е. Соколова)
5. Я с вами разлучён, деревья,
Кругом ненужный мне Париж,
А там, где вы, вдали кочевья,
Звенящих пчёл улыбка девья
И солнце – праздник каждодневья,
Зеленовейность, воля, тишь.
(К. Бальмонт)
6. …Прибежит в лавку, ровно с цепи сорвавшись, какой-нибудь паренёк и, ни с кем не здороваясь, никому не поклоняясь, крикнет хозяину:
- Хлябышь и дудоргу хандырит, пельмиги шишлять!..
И хозяин вдруг встревожится, бросится в палатку и почнёт там наскоро подальше прибирать, что не всякому можно показать. Кто понял речи прибежавшего паренька, тот, ни слова не молвив, сейчас же из лавки вон…
(П.И. Мельников-Печерский)
7. И не отточишь
Никаких лопат,
Чтоб все пласты поднять вот эти снова,
Где происходит атомный распад
Неуловимых элементов слова.
(П. Антакольский)
Задание 3.К следующим словам подберите синонимы (учитывая особенности многозначных слов). Укажите, чем различаются синонимы в составленных синонимических рядах (оттенком значения, стилистической окраской, способностью сочетаться с другими словами и др.). Составьте предложения с каждым из слов синонимического ряда.
Задание 8.Выберите из предложенных в скобках паронимов наиболее подходящий по смыслу.
1. Предвыборная (компания, кампания) была в самом разгаре. 2. Эта шутка не совсем (удачная, удачливая). 3. (Этикетные, этические) нормы не позволяют оставить просьбу дамы без внимания. 4. Любой (проступок, поступок) заслуживает наказания. 5. Недовольные своими результатами абитуриенты могут подать (эпиляцию, апелляцию). 6. Мы всей группой совершили (экскурс, экскурсию) по лермонтовским местам. 7. Он (надел, одел) костюм и отправился на деловую встречу. 8. Это мероприятие осуществляется под (патронажем, патронатом) правительства Санкт-Петербурга. 9. Многие русские фильмы получают (признательность, признание) за границей. 10. Слово (представляется, предоставляется) кандидату филологических наук Ивановой. 11. Регистрация (командировочных, командированных) производится в бухгалтерии. 12. Мы принимаем Вас на работу с (испытательным, испытательским) сроком.
Задание 9.Придумайте примеры, которые позволяли бы увидеть различия между паронимами.
Задание 10.Какие из нижеприведенных словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме?
Свободная вакансия, прейскурант цен, другая альтернатива, монументальный памятник, биография жизни, моя автобиография, ответная контратака, демобилизоваться из армии, написать свой автопортрет, планы на будущее, топтать ногами, старый ветеран, памятные сувениры, сувениры на память, период времени, реальная действительность, информационное сообщение, в конечном итоге, вернуться назад, портрет в анфас, хвалебные дифирамбы, необычный феномен, движущий лейтмотив, мизерные мелочи, ведущий лидер.
Задание 13. Найдите предложения, в которых нарушены нормы лексической сочетаемости. Исправьте речевые ошибки.
1. Андрей является признанным лидером в классе. 2. Вы должны туда собственноручно сходить. 3. Данной проблеме необходимо уделить серьезное значение. 4. Он работал без выходных, поэтому львиная часть его проекта уже выполнена. 5. Этот товар пользуется большим интересом у покупателей. 6. Он нанёс ему большую неприятность.
Задание 14.Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте речевые недочеты.
1. Разрешите Вам вручить этот сувенир на память! 2. К тому же право подписи под данным документом – исключительное право директора, что исключает возможность подписания договора. 3. Ностальгия по родине не давала нам покоя. 4. Я лично не согласен с его мнением. 5. Во время уборки в классе ребята работали молча, без слов. 6. Он рассказал всю автобиографию своей жизни. 7. Министерство высоко позитивно оценивает результаты единого государственного экзамена. 8. Молодые юноши и девушки придут в школу на практику и продемонстрируют свое мастерство. 9. Они больше всего любят варить на костре рыбную уху. 10. Я прошел по набережной метров двадцать, а потом вернулся назад. 11. Раздели яблоко на две равные половины и угости товарища. 12. В этот день на площади собрались большие массы людей. 13. В 2005 году вновь возобновилось строительство школы в селе Ивановка. 14. Руководитель проекта внес в документ свои коррективы и поправки. 15. Индивидуальный подход к обучению в недавнем прошлом не просто игнорировался, а вообще не принимался во внимание. 16. Сейчас мы зримо видим эти черты в нашем молодом поколении. 17. Учитель говорил громко, сильно жестикулируя руками. 18. Я заранее предчувствовал, что день сложится неудачно. 19. Осталось только соединить воедино все детали этого прибора. 20. На празднике исполнялись произведения народного фольклора.
Задание 15. Определите, какие ошибки допущены в предложениях.
1. Давайте быстрее, а то не успеем успеть то, что хотели.
2. Каждое представление проходит при полном аншлаге.
3. Все произошло из-за этих пятиста тысяч рублей.
4. Я ему аплодирую всеми руками.
5. Речь идет более чем о двухсот детях.
6. Мы хотим в этом проекте показать о том, как живут люди в регионах.
7. – Что пожелаете? Чай? Кофе? – очертя голову встретила посетителей Алина. («Русский язык в школе» 2009).
Задание 16.Что обозначает фразеологизм?
1. Притча во языцех
а) то, что помогает найти выход из затруднительного положения;
б) предмет общих разговоров, постоянных пересудов;
в) крайний пессимизм, разочарование;
г) постоянно угрожающая кому-либо опасность.
2. Альфа и омега
а) и то и сё;
б) ни то ни сё;
в) начало и конец какого-нибудь дела;
г) кульминационный момент.
3. Жёлтая пресса
а) лживая, продажная печать, гоняющаяся за дешевой, низкопробной сенсацией;
б) печатные издания на общественно-политические темы;
в) печатные издания с желтыми страницами;
г) любые издания печатной прессы, доступные по цене.
4. Между Сциллой и Харибдой
а) устойчивое положение;
б) между двух огней;
в) лучше не придумаешь;
г) хуже некуда.
5. Двуликий Янус
а) общительный человек;
б) агрессивный человек;
в) двуличный человек;
г) рубаха-парень.
6. Прокрустово ложе
а) мягкая постель;
б) мерка, под которую насильственно подгоняют что-либо;
в) жёсткая постель;
г) царское ложе.
Задание 17. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологизмов.
1. Четвёртого числа вышел в свет искусственный спутник. 2. Патруль нёс службу, охраняя родину как зеницу. 3. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы. 4. Рабочие совхоза не жалеют труда и пота, чтобы удобрить землю, обеспечить её влагой. 5. И не мудрствуя долго, приведу цитату из отчёта. 6. Над этой темой мы трудились в поте лиц. 7. Память покойного была почтена вставанием и гробовым молчанием. 8. Он испугался, хотя был и не из робкой десятки. 9. Он не думал, что эти слова сбудутся в его жизни с полной мерой. 10. Начальство почему-то на эти безобразия смотрит спустя рукава.
Задание 18.Припомните фразеологизмы-термины из следующих отраслей науки:
1) из химии со словами: реакция, кислота, соль, раствор, газ;
2) из физики со словами: вес, энергия, сила, замыкание, поле;
3) из анатомии со словами: система, обмен, клетка, пузырь, связки;
4) из ботаники со словами: опыление, размножение, свёкла, капуста, горошек.
Задание 19. Являются ли синонимичными выделенные выражения?
Да я не очень-то горевал, потому что не раз слышал, что этого добра (ума) не доставало не только мне, но и взрослым. И у них тоже отчего-то выскакивали клёпки, терялись ключи от разума, не варил котелок, вместо мозгов росла капуста, не родило в черепке, ум как-то умещался аж в пятках, а на плечах торчала макитра…(М. Стельмах. Гуси-лебеди летят).
Задание 20.Установите соответствие между вариантами слов и видами лингвистических словарей, к которым следует обратиться для выбора правильного варианта.
Задание 4.Исправьте, где необходимо, ошибки в склонении собственных имен существительных.
Лучшая роль Вивьены Ли, прочитать Оноре де Бальзак, картина Эль Грека, шедевр Леонарда да Винчи, книга Жоржа Санд, статья об Антонисе ван Дейке, говорить о Карамзине, лицо Кармен, последователи художника Питера Пауля Рубенс, любимая книга Чарльза Диккенс, читали Александра Блок, вместе с Анной Магдалиной Бах, идти к Кониенко, прочитать "Консуэлу", разговаривать с Теплых.
Задание 5.
Определите род аббревиатур:
РФ, ООН, СЭВ, США, ГЭС, СНГ, МГУ, ГОСТ, ЛДПР, МТС, МВД, АЗС, ВГТРК, НАТО.
Задание 6.Образуйте от следующих слов форму множественного числа именительного падежа.
1. Чёрная клавиша в рояле западала. 2. Кофе готовился недолго. 3. В универмаге продаётся красивая тюль. 4. Токио встретило нас радушно. 5. Мы подъехали к многоводному Миссисипи. 6. Дели утопал в зелени. 7. Интервью с политиком близилось к концу. 8. Сочи славился как замечательный курорт. 9. Поезд сошёл с рельс. 10. В магазин поступила новая партия чулков и носок. 11. Театр поставил новую пьесу Жана Поля Сартра. 12. Эти сказки написали братья Гримм.
Задание 10.Объясните, по какому признаку объединены слова в каждую из групп.
Задание 14.Найдите ошибки, допущенные в образовании степеней сравнения прилагательных.
1. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми. 2. Самая многочисленнейшая страна в мире – Китай. 3. Горячее блюдо было сегодня менее вкуснее. 4. Антоновские яблоки ароматнее других. 5. Более быстрыми темпами развивается машиностроение. 6. Он оказался в более худшей ситуации. 7. Я не встречал человека находчивей, чем наш экскурсовод. 8. Нам предстоит решить наисложнейшую проблему.
Задание 15.Определите, в каком варианте пары словосочетаний не всегда синонимичны.
1) Городская окраина – окраина города; 2) братская помощь – помощь брата; 3) серебряное украшение – украшение из серебра; 4) солнечный свет – свет солнца; 5) отцовский дом – дом отца; 6) охотничье ружьё – ружьё охотника; 7) летний день – день лета; 8) пришкольный участок – участок при школе; 9) лимонный сок – сок из лимона; 10) усатый егерь – егерь с усами.
Задание 16. Найдитепредложения, в которых допущена ошибка в употреблении местоимения.
1. Около школы рос ясень, около его стояла скамейка. 2. Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он не явился. 3.Отец умер, когда ему было 3 года. 4. Каждый человек должен понимать, что только от него зависит его будущее. 5. Я застал помощника в своём кабинете. 6. Завод накануне большого события: к ним должна прибыть новая поточная линия. 7. Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 8. Сергей пригласил Петра в гости, потому что он был хорошим человеком.
Задание 17.Выберите нужную форму (оба - обе).
По …сторонам реки, у …сестёр, у ….братьев, для …. дочерей, для …. сыновей, на …стенах, между …странами, между …государствами, …руками, …ушами, …глазами, у …детей, …картин, у …. малышей, к …ботинкам, …мастерам, знаком с … друзьями.
Задание 18.Отредактируйте предложения с речевыми ошибками.
1. В обоих комнатах висели одинаковые картины. 2. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 3. В магазин поступили сто двое брюк. 4. Они находились на острове тридцать двое суток. 5. Троим животным сделали прививку. 6. На занятие не пришли семеро студенток. 7. Пять детей заболело гриппом. 8. Два из присутствующих здесь справились с заданием. 9. Четверым певицам предложили участвовать в концерте. 10. Двадцать два утомительных будня осталось ему до отпуска.
Задание 19. Перепишите текст, употребляя числительные в правильной форме.
Площадь Италии составляет около 301 тыс. квадратных километров, а численность населения страны более 57,2 млн. человек, Столица страны Рим − один из древнейших городов на Земле, там проживает 2,6 млн. жителей. Средняя продолжительность жизни итальянцев около 85 лет. История Италии уходит своими корнями в глубь веков, и вместе с тем это государство, которому чуть более 120 лет. Из 9,3 тыс. км итальянских границ 4/5 приходится на морские. Общая длина автомобильных дорог достигает 300 тыс. км. Общая численность вооруженных сил Италии достигает 373,1 тыс. человек.
Задание 20.Просклоняйтеименачислительные вместе с существительными.
2973 книги, полтора месяца, 478-ой пассажир, 7562 студента, двое сыновей, 23451-ый экземпляр, две пары чулок, 374 учащихся, обе задачи, 947 примеров.
Задание 21.Образуйте форму 1 лица единственного числа от данных глаголов. Объясните, почему от некоторых глаголов данная форма не образуется.
Задание 25.В следующих предложениях найдите и объясните отклонения от норм современного формообразования. Исправьте все речевые недочеты.
1. В зоопарке мы любовались маленькой жирафой. 2. Моё внимание привлекла забавная пони. 3. Сколько время? 4. В этом городе сооружается самый крупнейший кинотеатр в стране. 5. Сугробы уже огромные, а снег все сыпется и сыпется. 6. Нам встретились пятеро лыжниц. 7. Не морщь лоб, останутся морщины! 8. Подожди меня, я вот поглажусь, уберусь, и мы пойдем. 9. Привыкнувший к самостоятельности ребенок быстрее адаптируется в школьном коллективе. 10. Я купил на рынке шесть килограмм апельсинов. 11. Не нужно ложить локти на стол во время завтрака. 12. Сейчас мама прополоскает белье и подойдет к телефону. 13. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 14. В этом цеху установили новое оборудование. 15. Добавьте сахару, чай станет слаже. 16. Ихний дом находится в аварийном состоянии. 17. Старую тюль сняли, повесили на окна жалюзи. 18. Мы погасим свет, зажгем свечи и включим хорошую музыку.
Синтаксические нормы
Теоретическая часть
Вопросы для обсуждения:
1. Порядок слов в предложении.
2. Варианты грамматической связи подлежащего и сказуемого.
3. Варианты согласования определений и приложений.
4. Варианты управления.
5. Ошибки в построении однородных рядов.
6. Ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
7. Ошибки в построении сложных предложений.
Синтаксические нормы – это правила использования синтаксических конструкций.
Практическая часть
Задание 1. Определите характер ошибок, связанных с неверным порядком слов. Исправьте предложения.
1. Успехов больших добились учащиеся одиннадцатого класса. 2. Психолог принимает у себя в кабинете людей с их проблемами. 3. Продаётся коляска для новорождённого синего цвета. 4. Журналисты разместили статью об отдыхе президента вместе с фотографиями. 5. Шуба с капюшоном до колен. 6. Средство для снятия лака без ацетона. 7. Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног. 8. Приведённые факты в докладе говорят об успехах нашей науки.
Задание 2.Выберите правильные варианты, обращая внимание на согласование членов предложения.
1. Тридцать одна (редкая, редкие) (монета, монеты) (найдена, найдены) в Новгороде во время раскопок. 2. Большинство произведений писателя (было создано, были созданы) в годы изгнания. 3. Двадцать человек (толкало, толкали) машину, чтобы успеть на работу. 4. На пересечении двух улиц (открылось, открылась) кафе-закусочная. 5. Ряд митингующих (выдвигали, выдвигал) свои требования. 6. Музей-квартира И.С. Никитина (закрыт, закрыта) на реставрацию. 7. Письмо-квитанция (доставлено, доставлена) адресату. 8. Большинство студентов успешно (сдали, сдало) зимнюю сессию.
Задание 3.Найдите случаи нарушения управления.
Вопреки усилий репетиторов; заведующий магазина; оплата за проезд; избегать встречи; по истечению срока годности; полон ненавистью; командующий армии; беспокоиться за него; уверенность в победу; одеть на себя; поражаться тобой; догадываться про обман; указать о недостатках; управляющий крупного банка; отчитаться о командировке; благодаря потере рабочего времени.
Задание 4.Найдите и исправьте ошибки.
1. Толстой отрицал о большой роли личности в истории. 2. Придя со школы домой, я занялся любимым делом. 3. Ряд инженеров направлен на заводы города, часть молодых специалистов командируется в другие регионы. 4. Его отличала сила к жизни. 5. Одежда для беременных российских производителей. 6. На митинг в поддержку нового мэра города Воронежа вышло большинство жителей. 7. Мы по двору идём, и нам нет дела ни о чём. 8. Появились уже на его совести два преступления. 9. Согласно военного устава командир покидает судно последним. 10. Он демонстрировал полное неуважение своих коллег.
Задание 5.Укажите ошибки в употреблении деепричастий.
1. Преподаватель входит в аудиторию, начав лекцию. 2. Словно подтверждая наше нежелание выйти из дому, на улице темно, пасмурно и сыро. 3. Увидев на сцене Буратино, малыш посмотрел туда и радостно захлопал в ладоши. 4. Пролетая над городом, летчиком были сброшены листовки. 5. Прибыв в ближайший порт, пароходу с берега передали приказ причалить немедленно. 6. Плывя в лодке, множество рыб виднелось в чистой воде реки. 7. Студент прикрыл за собой дверь и, выходя из аудитории, быстро пошел по коридору. 8. Вспоминая свое детство, порой становится грустно. 9. Поговорив с преподавателем, у меня возникло много разных мыслей. 10. Тщательно прицелившись, заяц был убит охотником. 11. Золотя солнечными лучами верхушки деревьев, начало рассветать. 12. Подъезжая к станции, в вагоне стало слишком шумно. 13. Прочитав сценарий, передо мной встали образы всех главных героев. 14. Ее охватило волнение, получив письмо от друга. 15. Путешествуя на велосипеде, развиваются мышцы ног и спины. 16. Возвращаясь из школы, испортилась погода. 17. Выступая перед аудиторией, мне стало страшно. 18. Прогуливаясь по вечернему городу, подростками часто нарушаются правила поведения.
Задание 6.Выпишите правильно построенные предложения. Исправьте ошибки в построении остальных предложений. Запишите предложения в исправленном виде.
1. В этом учебном году в школах, училищах и техникумах города вводятся новые правила составления расписания. 2. На пришкольном участке дети сажают овощи и все лето ухаживают за ними. 3. Олег Юрин не только хороший ученик, но и талантливый художник. 4. Мой товарищ – очень интересный человек, он изучает музыку и болезни. 5. Наш преподаватель физкультуры организовал и руководит кружком гимнастики. 6. В комнате стояли столы, стулья, шкаф, современная мебель. 7. Администрация школы занимается подбором кадров и их руководством. 8. Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. 9. Воспоминания современников знакомят нас с тем или иным писателем и дают наиболее полное представление о нем. 10. Всем понравилась повесть, опубликованная в журнале и которая рассказывает о трудовых достижениях молодежи. 11. Работа профкома ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.12. Если весной войти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.
Задание 7.Выпишите предложения без речевых ошибок. Прокомментируйте отступления от норм синтаксиса в оставшихся примерах. Запишите предложения в исправленном виде.