1. Публицистический стиль, сфера его функционирования. Основные стилевые черты публицистического стиля.
2. Жанровая дифференциация.
3. Понятия «язык газеты» и «публицистический стиль».
4. Тенденции к экспрессивности и стандарту. Речевой стандарт и штамп.
5. Отбор языковых средств в публицистическом стиле.
6. Изобразительно-выразительные средства, используемые в публицистическом стиле.
7. Публицистический стиль в устной публичной речи. Ораторская речь и риторика. Разные роды красноречия.
Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи, который определяется содержанием текстов и основными целями – воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию и т.п.
Сфера функционирования − право (сфера общественных отношений: политических, экономических, культурных, религиозных и др.).
Основная функция − воздействие на разум и чувства слушателя и читателя.
Форма реализации − устная и письменная речь.
Подстили: собственно публицистический, информационный, художественно-публицистический.
Стилевые черты публицистического стиля: точность, лаконичность изложения при информационной насыщенности, доходчивость, эмоциональность, экспрессивность.
Языковые показатели
Лексика отличается тематическим многообразием и стилистическим богатством, на общем нейтральном фоне обращают на себя внимание оценочные лексико-фразеологические средства, в их числе как разговорно-просторечные слова (заколпачивать, тусовка), так и книжные (держава, отчизна, экономические реформы), использование терминов в образном значении (эпидемия болтовни, хромосомы бюрократизма), интернациональной политической лексики, характерно соединение контрастных по стилистической окраске слов, использование речевых стандартов, клише, применяются различные синтаксические приемы экспрессии (инверсия, риторические вопросы и восклицания, обращения), синтаксические конструкций различных типов.
Роды красноречия (характеризуются наличием определённого объекта речи, специфической системой его разбора и оценки): социально-политическое красноречие, академическое, судебное, социально-бытовое.
Практическая часть
Задание 1.Выберите из приведённых ниже слов и выражений такие, которые относятся к публицистическому стилю. Объясните свой выбор.
Краса, коалиция, напраслина, вышеуказанный, ООН, белобрысый, миротворцы, лиходей, потеха, гражданин, благосостояние, огорошить, именуемый в дальнейшем, слаборазвитый, ударить по карману, кассационная жалоба, валентность, топорная работа, предвыборная кампания, систолическое давление, брать себя в руки, гуманитарная помощь, инаугурация президента, населённый пункт, крохобор, политическое мышление, десятичная дробь, бросаться в глаза, встать на трудовую вахту, трансконтинентальный, работёнка, уверение в почтении, активизация, аппаратчик, видимо-невидимо, обжаловать, возня, СНГ, широкомасштабный.
Задание 2.Определите средства выразительности, использованные в данных предложениях публицистического стиля.
1. Лекарство бьёт мимо цели. 2. Фестиваль произвёл яркое, сильное, незабываемое впечатление. 3. А кто позаботиться о братьях наших меньших? 4. Новый режим – старые кадры. 5. Защита требует оправдательного приговора. 6. Мир следит за событиями в Египте. 7. Белый дом даёт ответ в связи с заявлением иракского лидера. 8. И снова мы возвращаемся к вопросу о «непотопляемости» нашего героя. 9. Проделана большая, гигантская, титаническая работа. 10. Заплаканная осень, как вдова в одеждах чёрных, все сердца туманит.
Задание 3.Докажите, что приведённый ниже отрывок относится к публицистическому стилю. В каких словах и выражениях отражается авторская позиция? Какие средства использованы для воздействия на читателя?
Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, - значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что этот пробел в нашем школьном деле дошёл до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания. (Л. Щерба. Безграмотность и её причины).
Задание 4. Выполните стилистический разбор текста по плану:
1. Функциональный стиль (подстиль, жанр).
2. Сфера применения.
3. Цель, которая ставится перед читателем, слушателем.
4. Основные стилевые черты.
5. Характерные особенности данного стиля.
Писать красиво, даже чересчур красиво, ярко, даже чересчур ярко – этого сейчас не умеет только ленивый. Это можно «сделать». Чего нельзя подделать, так это совести слов.
Очень худой симптом – то, что делается с русским языком, и притом как раз на фоне подъёма литературной культуры. Глухота к языку сплошь и рядом выступает в соседстве с языковой изысканностью. На русском языке пишу так, словно это мёртвый язык, последний носитель которого умер столетия или тысячелетия назад. (С. Аверенцев. Надежды и тревоги).
Задание 5. Назовите экспрессивно-воздействующие средства синтаксиса, которые использованы в заголовках, отрывках журнальных и газетных статей. Всегда ли оправдано их употребление?
1. Айболиту не снилось! 2. И грязь, и снег, и бурелом – «Витязю» всё нипочем! 3. Батареи просят тепла! 4. Доллар и евро дешевеют, а нефть и золото дорожают. 5. Стену по экватору? Запросто! 6. Колхозников мало, а поле большое. 7. Они – о нас. Обзор зарубежной прессы. 8. Маленький секрет большой компании «Уралтехнострой». 9. Сначала зритель усмехается, затем смеётся, а потом уж – хохочет до слёз. 10. Молодым москвичам – «молодёжная практика». 11. Почему маленькая Эстония обогнала большую Россию? 12. Бермудский треугольник – это джакузи с метановыми пузырьками. 13. Россия и Европа – братья навек? 14. Новое поколение – новое мышление. 15. Колхоз не собес, но... Теперь до Марса – рукой подать!
Задание 6.Подберите материал (3 примера), иллюстрирующий жанровые разновидности публицистики. Укажите название газеты, дату, жанр.
Задание 7.Проанализируйте любую газетную статью, найдите в ней языковые средства, которые являются признаками публицистического текста.
Задание 8.Напишите заметку, статью или очерк. Продумайте тему и жанр, композицию, основную мысль, систему аргументации, языковые приемы.
Художественный стиль
Теоретическая часть
Вопросы для обсуждения:
1. Вопрос о выделении художественного стиля среди функциональных.
2. Художественный стиль, сфера его функционирования. Жанровое разнообразие художественного стиля.
3. Языковые особенности.
4. Изобразительно-выразительные средства.
Художественный стиль – это стиль художественной литературы, который определяется её содержание и основными целями – передать своё отношение к окружающему, к изображаемому, нарисовать словами картину, описать событие и т. п.
Сфера функционирования − искусство (художественная литература).
Основная функция − воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей и слушателей.
Форма реализации − устная и письменная речь (монолог, диалог).
Жанры: рассказ, повесть, роман, поэма, новелла, белые стихи, сказ и др.
Стилевые черты: образность, эмоциональность, единство коммуникативной и эстетической функций.
Языковые показатели
Лексика, синтаксические конструкции языка художественной литературы отличаются большим разнообразием, здесь используются как литературные элементы, так и нелитературные: просторечные, жаргонные, диалектные и др., широко применяются средства языковой выразительности (звукопись, тропы, стилистические фигуры; особое место занимает поэтическая лексика: высокая (ланиты, уста, лобзание, жребий) и народно-поэтическая (кручинушка, заботушка, лазоревый).
Практическая часть
Задание 1. Какие средства использует автор для создания речевой характеристики героя?
А. Сила есть! Куды направить ее? Кому направлять?! Вота где скорбь наша! Бояре мы?! А водим цернь ратью друг на друга, конечь на конечь, Торговый пол на Софийску сторону! (Д. Балашов. Симеон Гордый).
1) словообразовательные;
2) лексические;
3) синтаксические;
4) фонетические.
Б. – Порой я не ведаю, где истина, а где лжа! Что есть во мне, кроме имени великого князя владимирского, имени, которое родилось до меня и умрет не со мною! Почто льстят и негуют мя, яко отца своего али древнего македонского героя, победившего языки и страны? (Д. Балашов. Симеон Гордый).
1) лексические;
2) морфологические;
3) фонетические;
4) синтаксические.
В. Суздальского князя поддержим по первости-то, в Царьград пошлем! Черква новогорочка древлее володимерьской самой! (Д. Балашов. Симеон Гордый).
1) словообразовательные;
2) фонетические;
3) морфологические;
4) лексические.
Задание 2. Подберите как можно больше эпитетов к данным словам.
Задание 4.Вспомните названия художественных произведений, кинофильмов, основанные на оксюмороне. Приведите примеры оксюморона из разговорной речи.
Задание 5. Продолжите фразу, используя антитезу.
1. Правой рукой строит, а левой…
2. Многие жалуются на свою сущность, и никто…
3. Кто не видит хорошего в других, тот…
Задание 6.Укажите средства выразительности,
1. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал… (А. Пушкин). 2. Можно встретить старика лет двадцати и юношу в пятьдесят. (А. Герцен). 3. Я уже обедал. В мэрии. С мэром. (В. Токарева). 4. Утро встало пасмурное и трясущееся. Серая мокрая улица прыгала, как резиновая, болтался и брызгал грязью гадкий дождик, подскакивали повозки, и шлёпали, переходя через мостовую, люди в калошах. (Б. Пастернак). 5. Мама, ваш сын прекрасно болен. (В. Маяковский). 6. Ни о каком ребёнке не было речи, зато Олег купил видеомагнитофон. С рук. За бешеные деньги. (В. Токарева). 7. Он торопливо резко выкрикнул ей все суходольские новости. (И. Бунин). 8. А в двери – бушлаты, шинели, тулупы. (В. Маяковский). 9. И какой русский не любит быстрой езды? (Н. Гоголь). 10. Он холодно поклонился, стоя посреди комнаты, никому не протянув руки. (И. Тургенев).
Задание 7.Найдите в данном тексте средства художественной выразительности.
Однажды, когда я, гуляя там уже часа три, промок и продрог, но возвращаться не хотел, вдруг с порывом ветра мне на грудь – как птица из дождя к маяку – кинулась и прильнула мокрая газета. Как я, помню, испугался такой точности! Что она – лежала и ждала? Похоже, что да! Я зашел в зону затишья, где за полуразрушенной кирпичной стеной было почти тепло – даже пар повалил от меня, – осторожно отлепил от груди газету: что она имела мне сообщить? Оказывается, имела! Когда отчаяние достигает своих высот, жизнь слегка пугается и раскладывает перед тобою свой товар: ну что тебе надо? Может – это? (В. Попов. Единственное, что утешало).
Задание 8.Найдите в тексте слова сниженной лексики: разговорные, просторечные, бранные. С какой целью они употреблены в данном произведении?
А на окраине далёкой сибирской деревеньки крикливая ребятня режется в бабки. Сумки с книжками валяются в стороне.
Обыгрывает всех знаменитый Мишка Босовило – коренастый малый в огромной шапке. Его биток, как маленький снаряд, вырывает с кона сразу штук по пять бабок. Мишка играет спокойно, уверенно. Прежде чем бить по кону, он снимает с правой руки рукавицу, сморкается по-мужичьи на дорогу, прищуривает левый глаз… прицеливается… Все затаив дыхание горестно следят за ним. Мишка делает шаг… второй… – р-р-раз! – срезал. У Мишки есть бабушка, а бабушка, говорят, того… поколдовывает. У ребятишек подозрение, что Мишкин биток заколдован.
Ванька Колокольников проигрался к обеду в пух и прах. Под конец, когда у него осталась одна бабка, он хотел словчить: заспорил с Гришкой Коноваловым, что сейчас его, Ванькина, очередь бить. Гришка стал доказывать своё.
– А по сопатке хошь? – спросил Ванька.
– Да ты же за Петькой бьёшь-то?!
– Нет, ты по сопатке хошь? – Когда Ваньке нечего говорить, он всегда так спрашивает.
Их разняли.
Последнюю бабку Ванька выставил с болью, стиснув зубы. И проиграл. Потом стоял в сторонке злой и мрачный.
– Мишка, хочешь барыню оторву? – предложил он Мишке.
– За сколько? – спросил Мишка.
– За пять штук.
– Даю три.
– Четыре.
– Три.
– Ладно, пупырь, давай три. Скупердяй ты, Мишка!.. Я таких сроду не видывал. Как тебя ещё земля держит!
– Ничего, держит, – спокойно сказал Мишка. – Не хочешь – не надо. Сам же напрашиваешься. (В. Шукшин. Долгие зимние вечера).
Задание 9.Выполните стилистический разбор текста по плану:
1. Функциональный стиль (подстиль, жанр).
2. Сфера применения.
3. Цель, которая ставится перед читателем, слушателем.
4. Основные стилевые черты.
5. Характерные особенности данного стиля.
Живет Алеша в общежитии, в угловой комнате, темной, неряшливой и состарившейся до предела. Напротив входной из коридора двери единственное окно, большое, тусклое и заваленное влево, глядящее подслеповатыми стеклами во двор, грязный и замусоренный; справа от двери шкаф, громоздкий и стонущий на разные голоса, отзывающийся на каждый Алешин шаг; стоит шкаф на двух ножках и на двух подставках, одна из которых коробка с книгами, а вторая – поднятая на ребро шахматная доска. Шкафом отгорожен закуток, вмещающий тумбочку и низкую, провисшую до пола, лежанку. С левой стороны от двери металлическая, изъеденная бурыми пятнами раковина под краном, за нею двухконфорочная газовая плита, имеющая счастливый вид еще полезной вещи, подобранной со свалки, в углу сооружение, называющееся когда-то трюмо, на котором родное зеркало отсутствует, а на прямоугольной фанерной спинке прикреплено посредине круглое, почти новое, которое глядит недовольно и от несчастной жизни искажает Алешины черты. В правый передний угол, где света больше, подоткнут наперекосяк такой же громоздкий, как шкаф, стол с двумя тумбами для выдвижных ящиков; поперечной рейкой он поделен хозяином на две половины – на письменную и столовую. И комната, и меблировка в ней прошли жизнь такую долгую и суровую, что в потолок, в стены, в пол, в вещи она впечаталась навсегда. Горький и затхлый запах, запах курева и нездорового дыхания отсюда уже нельзя изгнать, печаль и тяжесть легли на все унылой пленкой. Въехав сюда два года назад, Алеша и побелил, и покрасил, и наклеил на прокопченные стены светленькие обои с нежданным узором, на котором в ряды пузатеньких ваз заглядывают слева и справа изгибающиеся розовые цветочки, а уже через полгода все опять потемнело и утонуло в безысходной тоске.
В общежитии Алеша Коренев начинал свою городскую жизнь, приехав сюда восемнадцать лет назад, и общежитием, тем же самым, теперь продолжает ее. (В. Распутин. Новая профессия).
Задание 10.Напишите небольшое сочинение, в котором было бы использовано как можно больше тропов и стилистических фигур.
Возможные темы: «Красота спасёт мир», «Не в деньгах счастье», «Друзья познаются в беде», «Ученье − свет!», «Вред от фаст-фуда», «Internet в нашей жизни», «Мы сохраним тебя, русская речь!»
Разговорный стиль
Теоретическая часть
Вопросы для обсуждения:
1. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.
2. Условия функционирования разговорной речи.
3. Роль внеязыковых факторов.
4. Доминирующая языковая функция, основная форма речи, типичный вид речи.
5. Лексические нормы и особенности; словообразовательные модели с разговорной окраской.
Разговорный стиль – функциональный стиль речи, который служит для неформального общения; реализуется в форме непринужденной речи на бытовые темы, а также в форме частной, неофициальной переписки.
Сфера функционирования − бытовое общение.
Основная функция − общение, обмен мыслями, чувствами.
Стилевые черты: экспессивность, отсутствие предварительного продумывания; эмоциональность, непринуждённость.
Языковые показатели
Лексика разговорного стиля делится на две большие группы: общеупотребительные и разговорные слова, возможно употребление просторечных слов, профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов; лексика преимущественно бытового содержания, конкретная; показательна активность экспрессивно-эмоциональной лексики; характерно использование окказиональных слов, фразеологизмов, слов с переносными значениями; употребляются частицы, междометия, модальные слова, обращения, вводные слова, слова-предложения, неполные предложения, повторы слов; наблюдается ослабление синтаксических связей между словами.
Практическая часть
Задание 1.Запишите предложения в соответствии с нормами разговорной речи.
1. Отправляя письмо, не забудьте написать на конверте обратный адрес. 2. Несмотря на то, что некоторые члены бригады в командировке, работа была закончена в срок. 3. В случае, если погода испортится, соревнования будут перенесены на другой день. 4. Поскольку Иванов опоздал, он не будет допущен к экзамену.
Задание 2.Выберите из приведённых ниже слов и выражений такие, которые относятся к разговорной лексике. Объясните свой выбор.
Задание 3.Найдите элементы разговорной речи в данном тексте.
Ну и поезд! Где такой взяли? Такое впечатление, что его, перед тем как подать, три дня валяли в грязи. Только странно, где ее нашли – всюду давно уже лег снег. Видимо, сохранили с лета? Впрочем, над такими тонкостями размышлять некогда – толпа понесла по платформе вбок, нумерация вагонов оказалась неожиданной – от хвоста к тепловозу. Мой первый вагон оказался последним – для него платформы уже не хватило, пришлось спускаться с нее, бежать внизу, потом подтягиваться за поручни. Проводник безучастно стоял в тамбуре, зловеще небритый, в какой-то вязаной бабской кофте… видеть его в белоснежном кителе я и не рассчитывал, но все же… (В. Попов. Сны на верхней полке).
Задание 4.Исправьте предложения, заменив диалектные слова нейтральными.
1. Надо своевременно доглядеть животное, поставить в известность ветеринарную службу. 2. Фёдор Рябчиков – из бедняков, грамоту одолел самоуком. 3. Хозяин сел за стол, хозяйка подле него. 4. Иван разделся в сенцах и смело вошел в горницу. 5. Бабка решила испечь пироги, взяла муку из сусека и замесила тесто. 6. Тамошние жители встретили его с воплями и криками. 7. Он выпил зараз аж два стакана чаю. 8. Положи почин, а мы продолжим. 9. Все поля в деревне покрыты зеленями. 10. Они встретились совершенно случайно, погуторили и разошлись в разные стороны. (Б.Екимов).
Задание 5. Выполните стилистический разбор текста по плану:
1. Функциональный стиль (подстиль, жанр).
2. Сфера применения.
3. Цель, которая ставится перед читателем, слушателем.
4. Основные стилевые черты.
5. Характерные особенности данного стиля.
– Абрамка стал было его унимать, чтоб в кабаке не безобразил… А он схватил его и оземь… Тогда тот сел на него верхом и давай в спину беребенить. Мы его из-под него за ноги вытащили.
– Кого его?
– Известно кого… На ком верхом сидел…
– Кто?
– Да этот самый про кого сказываю.
– Тьфу! Говори, дурак, толком! (А. Чехов).
Задание 6.Докажите, что приведённый ниже текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?
− Значит, ты твердо веришь колдовству?
− Да как же мне не верить? Ведь у нас в роду чары… Я и сама многое умею.
− Олеся, голубушка… Если бы ты знала, как мне это интересно… Неужели ты мне ничего не покажешь?
− Отчего же, покажу, если хотите, − с готовностью согласилась Олеся. − Сейчас желаете?
− Да, если можно, сейчас.
− А бояться не будете?
− Ну, вот глупости. Ночью, может быть, боялся бы, а теперь еще светло.
− Хорошо. Дайте мне руку. (А. Куприн. Олеся).
Задание 7.Прочитайте отрывок разговора. Докажите, что он относится к разговорному стилю. Попробуйте записать содержание этого разговора, используя нормы письменной речи.
– Ты зачем закладывал ногу на Рыжика?! – негодующе воскликнула воспитательница, и в лад её скрипучему голосу рассыпались трескучие искры шёлка.
– А чего он лежит, как мёртвый! – отозвался Комаров.
–Зачем ты кидал песок в глаза товарищам?
– Кто кидал? Я его сеял. Это ветер.
Мудрая обоснованность ответов Комарова явно ставила в тупик воспитательницу.
– Тяжёлый мальчик! – вздохнула она.
– Я не тяжёлый, - возразил Комаров и похлопал себя по животу. – Я после обеда тяжёлый. (Ю. Нагибин. Комаров).
Задание 8.Определите стиль текста. Переложите письмо на язык делового стиля.
9 марта.
Сорок мучеников и 10 000 жаворонков.
Насчёт Сахалина ошибаемся мы оба, но Вы, вероятно, больше, чем я. Еду я совершенно уверенный, что моя поездка не даст ценного вклада ни в литературу, ни в науку: не хватит на это ни знаний, ни времени, нп претензий. <…> Я хочу написать хоть 100-200 страниц и этим немножко заплатить своей медицине, перед которой я, как Вам известно, свинья. Быть может, я не сумею ничего написать, но всё-таки поездка не теряет для меня своего аромата: читая, глядя по сторонам и слушая, я многое узнаю и выучу. Я ещё не ездил, но благодаря тем книжкам, которые прочёл теперь по необходимости, я узнал многое такое, что следует знать всякому под страхом 40 плетей и чего я имел невежество не знать раньше. К тому же, полагаю, поездка – это непрерывный полугодовой труд, физический и умственный, а для меня это необходимо. (А. Чехов. Письмо А. Суворову).
Задание 9.Подвергните предложения стилистической правке, заменив разговорную лексику книжной.
1. В последнее десятилетие мало-мальски изменилось отношение к сложным многоплановым проблемам и противоречиям педагогической науки и практики. 2. Стоимость обучения возрастает и скоро будет нам не по карману. 3. Налоги с каждой автомашины взимаются с учетом суммы растаможки. 4. На собрании обсуждался спорный вопрос, в результате чего возникла полная неразбериха. 5. Специалист обязуется произвести работы по наладке и подгонке оборудования. 6. Товары, услуги и финансовые средства без проблем перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Контрольные задания
1. Определите стиль текста (объясните свой выбор); назовите смысловой тип речи.
1. Гостиная с пузатой мебелью красного дерева, с ясно навощённым полом, картинами на стенах и клавикордами действительно блестела чистотою. Дальше были рабочая комната и спальня, а затем курительная с низкой турецкой мебелью, с целой стойкой трубок, оружием по стенам и, наконец, столовая; всё было в таком порядке, что хоть сейчас вводи хозяйку и хвастайся (А. Зорин. Живой мертвец).
2. Весною дошли вести, что Ольгерд заключил союз с князем смоленским и уже послал литовскую конницу к городу, мысля, по сказкам, набег на Брянск или, по другим сказкам, на Ржеву. (Д. Балашов. Симеон Гордый).
3.– Это спальный вагон? СВ? – оглядывая мрачный тамбур с дверцей, ведущей к отопительному котлу с путаницей ржавых трубок, неуверенно спросил я.
Проводник долго неподвижно смотрел на меня, потом мрачно усмехнулся, ничего не ответил… Несколько странно! Я вошел в вагон… В таком вагоне хорошо ездить в тюрьму – для того, чтобы дальнейшая жизнь не казалась такой уж тяжелой. Облезлые полки, затхлый запах напоминали мне о самых тяжких моментах моей жизни – причем не столько о бывших, сколько о будущих! (В. Попов. Сны на верхней полке).
4. Начало ХVШ века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно-бюрократический аппарат. Важное место в преобразованиях Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. (А.А. Радугин. Культорология).
5. Вы всё же решили завести кошку? Невзирая на предупреждение тех странных людей, кто это животное не любит? Ну что ж, вы вряд ли пожалеете об этом, особенно если правильно выберете не только породу, но и окрас будущего члена семьи.
Ведь западные учёные провели исследования, которые позволили сделать однозначный вывод: порода, конечно, породой, но масть также играет огромную роль в формировании характера кошки и состоянии её здоровья. (Журнал «Лиза»).
2. В каком стиле могут использоваться данные слова и обороты речи?
3.Объясните, в чём заключаются нарушения нейтрального и разговорного стиля в следующих примерах. Исправьте ошибки.
1. В его образовании имеют место большие дефекты. 2. Летом в нашей квартире нужно произвести ремонт. 3. Вчера я с товарищем решил пойти в кино для просмотра новой картины. 4. Мы с подругой вчера совершали покупки в новом магазине. 5. Она весь вечер агитировала меня пойти погулять. 6. Наш завод в течение долгого времени выпускал тушенку. 7. До первых морозов необходимо убрать корнеплоды петрушки, сельдерея, редьки, моркови, бурака, пастернака. 8. Положительные эмоции укрепляют здоровье, расшатанные нервишки. 9. Сорванные плоды нельзя держать на открытом воздухе, тем более на солнышке. 10. Результаты экзаменов показали, что с успеваемостью на втором курсе не все гладко.
4. Выберите какой-нибудь предмет и составьте его описание в разных стилях: научном, публицистическом, художественном, разговорном.
5.Напишите о себе в разных жанрах:
а) автобиография;
б) заметка в газету;
в) рассказ о детстве.
К каким стилям относится каждый из этих текстов?
6.Прочтите текст. Определите, элементы каких стилей в нём сочетаются.
Бойтесь пустого красноречия! Язык научной работы должен быть лёгким, незаметным, красивости в нём недопустимы, а красота его – в чувстве меры.
А в целом следует помнить: нет мысли вне её выражения в языке и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли. Неточности языка происходят от неточности мысли. Поэтому учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля. Язык должен быть прост (я говорю сейчас об обычном и научном языке – не о языке художественной литературы).
Лёгкость языка бывает ложная: например, «бойкость пера». «Бойкое перо» – не обязательно хороший язык. Надо воспитывать в себе вкус к языку. Дурной вкус губит даже талантливых авторов. (Д. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном).
7.Установите основной стиль данного текста и элементы других стилей, которые в нём встречаются.
Вот моя деревня…
Вот мой дом родной…
А вот моя мать… Дважды была замужем, дважды оставалась вдовой. Первый раз овдовела в 22 года, второй раз – в 31 год, в 1942 г. Много сил, собственно, всю жизнь отдала детям. Теперь думает, что сын её вышел в люди, большой человек в городе. Пусть так думает. Я у неё учился писать рассказы.
Вот тётки мои:
Авдотья Сергеевна. Вдова. Вырастила двоих детей.
Анна Сергеевна. Вдова. Вырастила пятерых детей.
Вера Сергеевна. Вдова. Один сын.
Вдовы образца 1941/1945 гг.
Когда-то они хорошо пели. Теперь не могут. Просил – не могут.
Редкого терпенья люди! Я не склонен ни к преувеличениям, ни к преуменьшениям национальных достоинств русского человека, но то, что я видел, что привык видеть с малых лет, заставляет сказать: столько, сколько может вынести русская женщина, сколько она вынесла, вряд ли кто сможет больше, и не приведи судьба никому не земле столько вынести. Не надо.
Они не сознают этого. Да и сам я начал понимать это много лет спустя… (В. Шукшин. Нравственность есть правда).
8.Подберите текст любого стиля, спишите его и дайте ему характеристику по схеме:
1. Функциональный стиль (подстиль, жанр).
2. Сфера применения.
3. Цель, которая ставится перед читателем, слушателем.
4. Основные стилевые черты.
5. Характерные особенности данного стиля.
Контрольный тест
1.Автоматизм речи, непринуждённость, эмоциональность, обыденность содержания характеризуют________стиль.
а) научный;
б) официально-деловой;
в) публицистический;
г) разговорный.
2.Определите стиль текста и тип речи.
Утро встало пасмурное и трясущееся. Серая мокрая улица прыгала, как резиновая, болтался и брызгал грязью гадкий дождик, подскакивали повозки, и шлёпали, переходя через мостовую, люди в калошах (Б. Пастернак).
а) художественный стиль; описание;
б) научный стиль; рассуждение;
в) разговорный стиль; повествование;
г) публицистический стиль; рассуждение.
3.Для текстов научного стиля не характерно (-а)…
а) преимущественное употребление существительных вместо глаголов;
б) логическая последовательность изложения;
в) широкое использование оценочной лексики;
г) насыщенность узкоспециальными терминами.
4. В каком ряду все слова имеют разговорную окраску?
а) морковка, бабушка, плестись;
б) языкознание, увеличитель, доброта;
в) подвиг, геройский, искатель;
г) целесообразно, в связи, следовательно.
5. Укажите основные характеристики публицистического стиля:
а) понятийная точность, подчеркнутая логичность, отсутствие чувств и переживаний автора;
б) предельная точность, не допускающая разночтений;
6.Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова:
а) общеупотребительные;
б) диалектные;
в) просторечные;
г) профессиональные.
Печка у меня очень плохая. Вся моя семья завсегда угорает через неё. А чёртов жакт починку производить отказывается. Экономит. Для очередной растраты.
Давеча осматривали мою печку. Вьюшки глядели. Ныряли туда вовнутрь головой.
- Нету, 0 говорят. – Жить можно.
- Товарищи, - говорю, - довольно стыдно такие слова произносить: жить можно. Мы завсегда угораем через нашу печку. Давеча кошка даже угорела. Её тошнило давеча у ведра. А вы говорите – жить можно.
Чёртов жакт говорит:
- Тогда, - говорит, - устроим сейчас опыт и посмотрим, угорает ли ваша печка. Ежели мы сейчас после топки угорим – ваше счастье, переложим. Ежели не угорим – извиняемся за отопление.
Затопили мы печку. Расположились вокруг её. (М. Зощенко).
7.Укажите, какая лексика в русском языке преобладает:
а) научная;
б) нейтральная;
в) публицистическая;
г) разговорная.
8. К подстилям научного стиля не относится:
а) учебно-научный;
б) научно-популярный;
в) собственно научный;
г) законодательный .
9. К числу важнейших стилевых черт публицистического стиля не относится:
а) отсутствие экспрессивных языковых черт;
б) стандартизированность;
в) документально-фактическая точность;
г) открытая оценочность.
10. В научных текстах не используются:
а) страдательные конструкции;
б) экспрессивные модели предложений;
в) неопределённо-личные предложения;
г) безличные конструкции.
11. В официально-деловых текстах не употребляются:
а) страдательные конструкции;
б) безличные конструкции;
в) риторические вопросы;
г) риторические обращения.
12. Какой из перечисленных жанров не относится к законодательному (юридическому) подстилю?
а) закон;
б) объяснительная записка;
в) постановление;
г) конституция.
13.К деловым бумагам личного характера относится…
а) извещение;
б) докладная записка;
в) отчет;
г) извинение.
14. Внаучных текстах обычно употребляются слова и обороты речи:
15.К книжно-письменной разновидности русского литературного языка относятся:
а) все тексты, за исключением просторечных и диалектных;
б) только тексты научного и официально-делового стилей;
в) все тексты, существующие в письменной форме;
г) все тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и художественной литературы.
16.Укажите, какой стиль проблематичен при определении, т.к. во-первых, использует многообразие языковых средств всех стилей, а во-вторых, зависит от особенностей индивидуально-авторского восприятия мира:
а) официально-деловой;
б) публицистический;
в) научный;
г) художественный.
17.Укажите, в каких функциональных стилях главная функция сообщения:
а) художественный;
б) разговорный;
в) публицистический;
г) официально-деловой.
18.Укажите фигуру речи, которой соответствует определение:
_________ – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.