Р 49 Понимание себя и других. — М.: Авваллон, 2006. — 184 с.
ISBN5-94989-093-0
Как формируется наше мнение о самих себе? Почему мы ведем себя с окружающими именно так, а не иначе? Как научиться разрешать конфликты?
Из этой книги вы узнаете, каким образом наши чувства и эмоции влияют на наши действия, почему у нас не складываются отношения с противоположным полом и что мешает нам найти свою любовь.
И самое главное — эта книга поможет научиться наслаждаться жизнью независимо от того, что в этой жизни происходит.
В данной книге представлена теория психолога Альфреда Адлера. Доктор медицины Рудольф Дрейкурс, посвятивший всю свою жизнь пропаганде и практическому применению теории Адлера, в значительной степени повлиял на образ нашего мышления. Я также признателен Кэт Кволс, главе Всемирной сети детских и семейных отношений и автору книги «Переориентация поведения детей» ('Redirecting Children's Behaviorj за ее деятельное участие в создании этой книги.
Мне хотелось бы поблагодарить доктора философии и медицины Курта Адлера, доктора философии Гарольда Мозака, доктора медицины Вильяма Пью, магистра общественных наук Мириам Пью, доктора медицины Бернарда Шульмана, бакалавра и магистра гуманитарных наук Роберта Пауэрса, а также моих коллег, работающих во Всемирных центрах взаимоотношений. Я также выражаю признательность Терри Лэш, Шерон и Тенни Лоуд и Мерилин Элинг-хауз за их помощь и поддержку в совместной работе. Спасибо Биллу Виллею и Мэри Энн Фитцхарис за фотографию. Особая благодарность многим, кто занимался на наших курсах и поделился с нами опытом, который мы приводим в книге в качестве примеров.
Предисловие
Как мы научились понимать окружающих нас людей? Где находится источник нашего понимания самих себя? Многим из нас пришлось учиться этому самостоятельно, без чьей-либо помощи. Мы сами пишем учебник жизни, изучая его и закрепляя материал с рождения и до семи лет. (Большинство специалистов считают, что индивидуальные особенности личности формируются, по крайней мере, к семи годам.)
Удивительно, но зачастую, сталкиваясь с какой-либо проблемой, мы не способны ее решить, не понимаем ни окружающих, ни самих себя. И тогда мы отдаляемся от людей — между ними и нами возникает дистанция. Нам приходится мириться с одиночеством и отсутствием близких отношений, так как мы не уверены, что сможем создать и поддерживать связь друг с другом.
Такое впечатление, что у нас есть только две возможности, и каждая — со своими недостатками: либо быть близкими с людьми и терпеть различные ограничения, либо быть свободными и страдать от одиночества. Нам нужно что-то, что заставило бы нас усомниться в этом. Мы надеемся, что эта книга даст вам возможность взглянуть на жизнь по-новому, так же, как психология Адлера повлияла на наши убеждения.
С помощью этой книги можно научиться налаживать повседневные взаимоотношения с людьми, а также легче общаться с противоположным полом. Книга является незаменимым помощником в построении отношений с друзьями. Трудно переоценить значение этой книги в решении конфликтов. Внимательно прочитав книгу, вы разовьете в себе способность убеждать людей и достигать взаимного согласия. Самое главное — вы обретете спокойствие и удовлетворение, живя в мире с людьми, и вам не нужно будет расплачиваться одиночеством. Это даст вам свободу, которую испытываешь в одиночестве, и вместе с тем обогатит вашу жизнь близкими, искренними отношениями с окружающими.
Вы научитесь быть в одиночестве вместе.
Билл Ридлер
Глава первая Как формируется ваша самооценка
С самого раннего детства вы начали изучать и оценивать свои способности. Тогда вы были маленькими и беспомощными. И чтобы освоиться в новом, еще неизвестном мире, вы задавали себе такие вопросы: «Какой к?.. Каковы они, другие люди?.. Что можно ожидать от них и от себя самого?..»
В то время все вокруг были больше, умнее, способнее вас. И очень может быть, что, оценивая свои силы с такой невыгодной позиции, вы решили, что способностей у вас маловато. Тогда это было именно так. Но теперь эти ранние впечатления не отражают реальной действительности. Тем не менее, мы всеми силами поддерживаем их, несмотря на то, что давно выросли и отнюдь не беспомощны. Мы предлагаем вам по-новому оценить свою значимость, а также изменить свое мнение относительно своих способностей и талантов.
КАКОВЫ ВАШИ «ЖЕЛТЫЕ ВЕРЕВКИ»?
На наших занятиях мы проводим упражнение, которое наглядно демонстрирует, как многие из нас запрограммированы недооценивать самих себя.
Обычно мы просим — пусть это будет Мэри — надеть ремень, к которому привязаны четыре желтые веревки. Четверо студентов становятся вокруг студентки, и каждый берет себе по веревке. Мы завязываем Мэри глаза и кладем на пол три небольших предмета.
Задача студентки — найти и подобрать их как можно быстрее. Мы объясняем ей, что те, кто держат веревки, поддерживают ее и желают ей успеха. Поскольку Мэри ничего не видит, они с помощью веревок будут направлять ее.
После этого, слегка натягивая веревки, студенты ведут Мэри к первому предмету. Потом точно так же она находит вторую вещь. И, наконец, третью. Успех! Все аплодируют.
Затем мы снимаем повязку с глаз Мэри и завязываем глаза остальным четырем студентам. Инструкции остаются прежними: Мэри нужно поднять три предмета. Мы очень четко говорим ей: «У тебя нет ограничений. Ты вольна делать все, что захочешь».
Мы проводили это упражнение сотни раз, и все студенты, стоявшие в центре, реагировали одинаково. Они либо говорили, либо натягивали веревки.
А почему бы просто не снять ремень и не освободиться от веревок? Теперь они уже не помогают, а скорее наоборот — мешают, ограничивают свободу. Они парализуют человека. Они стесняют его движения и не позволяют добиться успеха. И все же Мэри не снимает пояс, она говорит студентам: «Потяните меня сюда... А ты, в синей рубашке, ослабь веревку!», пытаясь пересилить того, кто ее держит.