Иерархия международных договоров в белорусской правовой системе:
• ратифицированным самоисполнимым договорам придается сила закона,
• межгосударственным, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь, – сила Указа Президента,
• межправительственным, утвержденным постановлением Правительства, – сила постановления Совета Министров,
• межведомственным – сила ведомственного нормативного акта.
Положительные моменты в межд. дог-х:
- предоставляется возможность прямого использования норм международных договоров;
- разрешение коллизий, возникающих между нормами международных договоров и нормами национальных нормативных правовых актов.
Отрицательные моменты в межд. дог-х:
- при коллизиях закона и международного договора приоритет будет отдаваться последнему по времени акту, а не международному договору;
- межправительственные договоры Беларуси, не подлежащие ратификации, не будут иметь приоритета над законами, декретами и указами Президента;
- не представляется возможным определить юридическую силу международного договора, вступившего в силу с момента подписания, поскольку национального нормативного правового акта о выражении согласия на его обязательность нет.
Приоритет ратифицированных международных договоров (ст. 542 ГПК; ч. 3, 4 ст. 25 ХПК, Закон от 18.07.2004 «О нотариате и нотариальной деятельности», ст. 106).
Международные договоры, регулирующие международный гражданский процесс и легализацию: а) О правовой помощи; б) Об исследовании доказательств; в) О вручении процессуальных документов; г) Об обмене правовой информацией; д) О легализации.
1) Договоры о правовой помощи:(Кишиневская конв-я 2002 г.; страны, с которыми действуют двусторонние договоры о правовой помощи:Венгрия, Польша, Литва, Вьетнам, Чехия, Финляндия, Болгария, Словакия и др.).
2) Международные договоры об исследовании доказательств: Конвенция по вопросам гражданского процесса, заключена в г.Гааге 01.03.1954; Конвенция о получении доказательств за границей по гражданским или торговым делам, заключена в г.Гааге 18.03.1970; Договоры о правовой помощи.
3) Международные договоры о вручении процессуальных документов: Конвенция по вопросам гражданского процесса, заключена в г.Гааге 01.03.1954; Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, заключена в г.Гааге 15.11.1965; Договоры о правовой помощи.
9. Междун. типовые и рекомендательные док-ты по вопросам гражд.процесса
Проект Принципов трансграничного гражданского процесса УНИДРУА и Американского института права.Принципы трансграничного национального гражданского процесса в соответствии с преамбулой для применения в межнациональных и коммерческих спорах. Эти принципы могут быть использованы для реформирования норм гражданского поцесса. Принципы: 1. Независимости и беспристрастность суда и судей; 2. Распространения юрисдикции в отношении сторон по делу (подсудность); 3. Принцип состязательности и процессуального равенства сторон по делу; 4. Право на защиту и на найм адвокатов или юристов; 5. Своевременного уведомления стороны и право быть выслушанным; 6. Языки производства по делу, процедуры включают документы и устное общение, которое обычно совершается на языке страны суда; 7. Непосредственного и скорого отправления правосудия; 8. Меры по обеспечению исков; 9. Принцип структурного разбирательства; 10. Свободного волеизъявление сторон; 11. Рассмотрения дела в определенных временных рамках; 12. Соблюдения коммерческой тайны; 13. Рассмотрения дела в пределах договора; 14. Добросовестности сторон по делу; 15. Возмещения вреда по договору (компенсация, реституция); 16. Гласности разбирательства; 17. Полного и детального рассмотрения судом действительных обстоятельств дела; 18. Обязательности судебных постановлений; 19. Принцип справедливого разбирательства по делу; 20. Принцип равенства средств защиты; 21. Принцип свободного доступа к правосудию.
Акты органов международных организаций (например, Европейского Сообщества и Европейского Союза, Совета Европы, ВТО, ИКАО, МАГАТЭ, СНГ, ЕврАзЭС и др.) являются обязательными не только для их институтов, но и для государств - членов. Значение актов международных органов и организаций состоит не только в их влиянии на последующую разработку международно-правовых норм, но и в наличии у них собственного регулятивного потенциала.
Например, Комитетом министров Совета Европы была принята Рекомендация N R (95) 11 относительно отбора, обработки, представления и архивации судебных решений в правовых информационно-поисковых системах. В данной рекомендации говорится о необходимости обмена правовой информацией, в том числе по вопросам гражданского процесса, между правоприменительными органами государств - членов СЕ. Во исполнение этих рекомендаций судебные органы членов СЕ обмениваются правовой информацией с судами других стран. Кроме того, в Рекомендации от 28 февраля 1984 г. N R (84) 5 указано, что государства-члены должны разработать конкретные правила или свод правил, ускоряющих разрешение спора: а) в случаях, не терпящих отлагательства; б) в случаях, связанных с неоспоримым правом; в) в случаях, связанных с исками на небольшие суммы; г) по отдельным категориям дел (в связи с дорожно-транспортными происшествиями, трудовыми спорами, вопросами, касающимися отношений между арендодателем и арендатором жилища, некоторыми вопросами семейного права, в частности, установлением и пересмотром размера алиментов). В Бельгии, Дании, Англии под влиянием указанных рекомендаций были внесены серьезные изменения в процессуальные кодексы.