Лечебная работа участкового педиатра имеет свои особенности и подразделяется на:
• оказание медицинской помощи остро заболевшим детям на дому;
• долечивание детей-реконвалесцентов;
• лечение диспансерных больных.
Детский контингент, определяющий основную лечебную нагрузку на участке, включает: детей с заболеваниями органов дыхания, детей с инфекционными заболеваниями (так называемыми детскими инфекциями), детей с острыми кишечными заболеваниями.
Все дети, заболевшие острыми заболеваниями, должны быть осмотрены участковым педиатром на дому. На дому обслуживаются также все дети, бывшие в контакте с инфекционными больными на протяжении периода карантина; дети-инвалиды; дети, выписанные из стационара (на первый-второй день после выписки); дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, в результате которых они не могут посещать поликлинику. Вызовы, поступающие в детскую поликлинику по телефону, лично от родителей, со станций «Скорой помощи», стационаров регистрируются в журнале вызовов участка, и на каждого ребенка сразу же оформляется статистический талон.
Участковый педиатр посещает больных на дому в день поступления вызова. В первую очередь обслуживаются дети раннего возраста, затем высоко лихорадящие и далее — дети с менее срочными поводами для вызова на дом. Во время первого посещения больного ребенка на дому врач должен оценить тяжесть состояния. Далее, при отсутствии показаний для неотложных мероприятий, врач должен поставить предварительный диагноз, решить вопрос о возможности амбулаторного лечения или необходимости экстренной госпитализации, наметить тактику ведения больного, назначить необходимые лечебно-диагностические мероприятия, провести экспертизу временной нетрудоспособности.
Необходимо особо подчеркнуть необходимость соблюдения деонто-логических принципов в работе участкового врача при обслуживании вызовов на дому. Внимательное, неторопливое отношение к больному ребенку и его близким, доброжелательный контакт с ними позволяют избежать недоверия родителей не только к участковому врачу, но и медицинскому персоналу последующих этапов лечения, предупреждают возможные конфликтные ситуации. Большое значение для репутации врача имеет и культура его поведения.
При лечении больного ребенка на дому очень важно организовать за ним непрерывное наблюдение. Это достигается системой первичных, повторных и активных посещений участковым врачом. Kpai ность и интервалы посещений регулируются врачом в зависимости от возраста, тяжести состояния и характера заболевания наблюдаемого ребенка.
Дети грудного возраста при лечении на дому осмафииаются ежедневно. Дети старше 1 года осматриваются в зависимости or тяжести состояния. Как правило, при лечении на дому участконому педиатру приходится выполнять активные посещения к детям с ОРВИ, гриппом, ангиной, бронхитом 2-3 раза, с детскими инфекциями 4-6 раз, с пневмонией 6-8 раз. Больным, оставленным дома, назначают лечение, необходимое обследование. Консультации специалистов (оториноларинголога, невропатолога, хирурга, ревматолога) на дому необходимы в тех случаях, когда участковый педиатр затрудняется поставить диагноз и решить вопрос о дальнейшем лечении больного.
По мере выздоровления активное динамическое наблюдение на дому можно заменить приглашением ребенка в поликлинику. Обязательными условиями приглашения реконвалесцентов в поликлинику служат:
• стойкая положительная динамика в клинической картине заболе вания;
• возможность визита в поликлинику без риска ухудшения состоя ния;
• отсутствие риска заражения посетителей поликлиники выздорав ливающим ребенком;
• необходимость в реабилитационных мероприятиях, возможных только в условиях поликлиники (физиотерапия, ЛФК и др.).
В качестве рекомендательной может быть предложена схема формализованной записи вызова на дом к больному ребенку (схема 2) в истории развития (форма 112/у).
Схема 2. Вызов на дом к больному ребенку участкового врача (запись в форме № 112/у)
Дата
Характер вызова (первичный, повторный, активное посещение)
День болезни
Данные измерения температуры тела, числа дыханий, пульса
Жалобы и их детализация. Краткий анамнез болезни (длительность заболевания, с чем связано начало заболевания, динамика основных симптомов, проведенное лечение и его .эффективность, наличие фоновой патологии). Оценка степени тяжести состояния и ее обоснование Объективный статус (с акцентом на выявленные патологические изменения по органам и системам, локальный статус, оценка степени выраженности функциональных расстройств) Диагноз (при первичном осмотре предварительный диашоз, в течение трех дней после первичного осмотра окончательный развернутый клинический диашоз). При выдаче листа временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком указать: кому выдан больничный лист; фамилия, имя, отчество лица, осуществляющего уход, возраст в годах, место работы, дату выдачи больничного листа
Назначения режим, диета, медикаментозное лечение (с указанием формы лекарственного препарата, дозы, кратности приема, способа введения), немедикаментозное лечение, физиолечение Обследование и консультации специалистов. Дальнейшая тактика ведения больного (активные посещения, явка к врачу, направление в стационар)
При оформлении активного посещения больного ребенка на дому запись должна содержать сведения о динамике жалоб, объективного статуса, назначенного лечения.
Помимо лечения детей на дому, лечебная работа врача-педиатра включает проведение приема в поликлинике. Лечение детей в поликлинике должно стать логическим продолжением лечения, начатого дома или в стационаре.
Согласно перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно (приказ МЗ и МП РФ от 23.08.94 № 180, дополнения к приказу МЗ и СР РФ № 296 от 02.12.04 и № 321 от 24.12.04), все лекарственные средства бесплатно получают дети первого года жизни, дети из многодетных семей до 6 лет жизни, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, все дети и подростки, состоящие на учете как «Дети-чернобыльцы».
Независимо от статуса «Ребенок-инвалид» бесплатно получают:
• дети с виражом туберкулиновой пробы и с локальными формами туберкулеза — противотуберкулезные препараты;
• дети с муковисцидозом — ферменты;
• дети с бронхиальной астмой — средства для лечения данного забо левания;
• дети с ревматизмом и коллагенозами — глюкокортикоидные препа раты, цитостатики, препараты коллоидного золота, нестероидные про тивовоспалительные препараты, антибиотики, антигистаминные препа раты, коронаролитики, мочегонные, антагонисты кальция, препараты калия, хондропротекторы;
• дети с гематологическими заболеваниями — цитостатики, иммуно- депрессанты, иммунокорректоры, глюкокортикоидные и нестероидные гормоны, антибиотики и другие препараты для лечения данных заболе ваний и коррекции осложнений, их лечения;
• дети с судорожным синдромом — противосудорожные препараты;
• дети с сахарным диабетом — все противодиабетические средства, этанол, шприцы, средства диагностики;
• дети с онкологическими заболеваниями — все необходимые им ле карственные средства;
• дети с эндокринными заболеваниями — гормональные препараты;
• дети с гельминтозами — все препараты по назначению врача-гель минтолога.
Учетно-отчетной формой для выписки рецепта на бесплатные медикаменты является форма № 148-1/у-04 (Приказ МЗиСР РФ № 257 от 22.11.04 в дополнение к приказу № 328 от 23.08.99). Согласно этому же
приказу введена учетная форма № 305/у-1 «Журнал учета рецептурных бланков». По выписанному лечащим врачом рецепту (с записью копии рецепта в истории развития ребенка) лекарства выдаются прикрепленной аптекой или старшими медсестрами ЛПУ. После отпуска лекарства рецепт изымается. Рецепт выписывается по общим правилам выписки рецептов, обязательно в 2 экземплярах, второй экземпляр хранится в поликлинике.
Контроль оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, в лечебно-профилактических учреждениях призваны осуществлять организационно-методические кабинеты. В случае отсутствия в «Перечне лекарственных препаратов для граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг» необходимых ребенку из данной категории лекарств, они назначаются ему решением клинико-экспертной комиссии и утверждаются руководителем лечебно-профилактического учреждения первичного звена.
Дети раннего возраста с различными соматическими заболеваниями — анемией, рахитом, гипотрофией и другими направляются на общий прием. Для приема детей, находящихся на диспансерном учете по поводу хронической патологии, в поликлиниках выделяется отдельный день приема
При решении вопроса о госпитализации учитывается тяжесть и характер заболевания, возраст ребенка, особенности его реакции на лечение, социальные и бытовые условия. При экстренной госпитализации врач вызывает машину станции «Скорой помощи» для транспортировки и передает больного «с рук на руки».
Направление на стационарное лечение выдается участковым врачом по поводу острого или хронического заболевания, требующего стационарного лечения или наблюдения как в плановом, так и в экстренном порядке.
К показаниям для экстренной госпитализации относят:
• острые хирургические ситуации (аппендицит или подозрение на аппендицит, синдром острого живота, ущемление грыжи, травмы и т.д.);
• отравления (пищевые, медикаментозные, бытовые);
• тяжело протекающие заболевания, сопровождающиеся нарушени ями деятельности жизненно важных органов (дыхательная и сердечно сосудистая недостаточность, гипертермия, судорожный синдром и др.);
• острые заболевания у детей в периоде новорожденности;
• инфекционные заболевания, требующие госпитализации в инфек ционные отделения по тяжести состояния.
Дети, госпитализируемые экстренно, как правило, требуют срочного оказания помощи уже на догоспитальном этапе, что важно для предсто-
ящей транспортировки больного. Сведения о проведенных неотложных мероприятиях (объем, время проведения и др.) должны отражаться в направлении на госпитализацию
В плановом порядке направляются на госпитализацию дети с хронически протекающими заболеваниями для обследования и лечения при невозможности проведения лечебно-диагностических мероприятий в амбулаторных условиях. При направлении на плановую госпитализацию в сопроводительных документах указывают контакты с инфекционным больным для предупреждения возникновения внутрибольнич-ных инфекций. Дети, в плановом порядке направляемые на госпитализацию, должны быть максимально полно обследованы в поликлинических условиях. В направлении на госпитализацию (или в прилагаемой выписке из истории развития ребенка) указывают данные анамнеза, особенности течения заболевания, фоновых заболеваний (в том числе проявления медикаментозной, пищевой аллергии), резулыаты проведенного амбулаторного обследования, характер и результаты амбулаторного лечения. Обязательной госпитализации по поводу любого острого или обострения хронического заболевания подлежат дети V группы риска из социально неблагополучных семей, особенно дети раннего возраста.
В направлении на госпитализацию указывается время вызова и прибытия машины «скорой помощи». Врач «скорой помощи» оформляет на госпитализированного ребенка отрывной талон, дубликат которого передает в детскую поликлинику.
При госпитализации врач должен:
• определить показания (экстренная, плановая госпитализация);
• определить профиль стационара в соответствии с характером и тя жестью заболевания, его осложнениями (отделение соматическое, ин фекционное, реанимационное, специализированное),
• определить вид транспортировки, ее риск, необходимость сопро вождения больного медицинским персоналом;
• оформить направление, указав место госпитализации (больница, отделение), паспортные данные пациента, диагноз, эпидокружение.
Кроме того, в направлении необходимо прос гавить номер страхового полиса, дату направления и подпись врача.
В обязанности участкового педиатра входит и контроль госпитализации, который должен быть осуществлен в течение первых суток после направления в больницу. На детей раннего возраста, выписанных из стационара или ушедших самовольно, в детскую поликлинику передают «активы» для наблюдения и долечивания их участковым педиатром до полного выздоровления.
В настоящее время альтернативой стационарного лечения детей являются дневные стационары при детских больницах или стационары кратковременного пребывания при детских поликлиниках и диагностических центрах. Койки дневного стационара в муниципальных учреждениях здравоохранения организуются для госпитализации больных с острыми и хроническими заболеваниями, состояние которых не требует круглосуточного наблюдения и лечения, но которым показана лечебно-диагностическая помощь в дневное время. Такие подразделения работают в системе обязательного медицинского страхования. Руководство дневным стационаром осуществляет главный врач, непосредственную организацию и контроль качества диагностики и лечения проводят заместитель главного врача по медицинской части, старшие медсестры, заведующие отделениями, в структуре которых развернуты койки дневного стационара. Численность медицинского персонала определяют по действующим штатным нормативам, предусмотренным для соответствующего профиля отделения. Дневной стационар работает в одну смену, шесть дней в неделю. Отбор больных на обследование и лечение в стационар дневного пребывания проводится участковыми врачами, специалистами городских специализированных служб и заведующими отделениями больницы. Противопоказаниями к направлению в дневной стационар являются острые заболевания, требующие круглосуточного медицинского наблюдения.
При ухудшении течения заболевания, необходимости круглосуточного медицинского наблюдения больной, находящийся в дневном стационаре немедленно переводится в соответствующие отделения больницы на круглосуточное пребывание. На больного, нуждающегося в лечении в условиях дневного стационара, заводится история болезни с занесенными в нее сведениями из анамнеза, истории заболевания и проводимого ранее обследования и лечения. История болезни имеет особую маркировку. Работающим (учащимся) больным, находящимся на лечении в дневном стационаре выдаются листки нетрудоспособности (справки) на общих основаниях. При выписке больного из дневного стационара все сведения передают врачу, который направил больного на лечение, с необходимыми рекомендациями.
Помимо профилактической работы, врачи-специалисты по графику ведут прием больных детей, осуществляют диспансеризацию, консультативную помощь (в поликлинике и на дому), проводят анализ заболеваемости, разрабатывают мероприятия по ее снижению, проводят повышение квалификации медперсонала поликлиник и санитарное просвещение населения.
Качество и эффективность специализированной помощи зависят от уровня оснащенности учреждения аппаратурой и от квалификации специалистов. В последние годы большую помощь в обследовании детей оказывают краевые и городские диагностические центры, оснащенные современной аппаратурой.
При лечении ребенка на дому участковому врачу необходимо помнить несколько правил
• Режим, диета и уход за больным ребенком чаще всего становятся ключевыми факторами, способствующими выздоровлению.
• Роль семьи в деле лечения и выхаживания ребенка приоритетна.
• Медикаментозное лечение должно быть обоснованным и рацио нальным.
• Осторожность в назначениях врача должна распространяться не только на сильнодействующие средства, но и рутинные лекарства (ан типиретики, антибиотики)
• Следует строго избегать приблизительных дозировок
• Pa6oia с рецептурными справочниками, даже на виду у пациента и его родственников, должна стать нормой.
• Период пребывания ребенка в «режиме болезни» должен распрост раняться и на период реконвалесценции.
• Срок периода реабилитации не может быть короче периода бо лезни.
Переболевшие дети допускаются в детские коллективы только со справкой о том, что они здоровы, которая выдается участковым врачом Переболевшим детям, посещающим дек кое дошкольное учреждение, школу, выдается «Справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ о болезнях, карантине ребенка, посещающего детское дошкольное учреждение, школу».
Для детей, посещающих дошкольные учреждения, справки выдаются не только после перенесенных заболеваний, но и при отсутствии ребенка в детском саду более 3 дней по социальным причинам. В справке указывают диагноз, длительность заболевания, сведения об отсутствии контактов с инфекционными больными, данные о проведенном лечении, рекомендации по индивидуальному режиму ребенка-реконвалес-цента на первые 10-14 дней
Для переболевших острым заболеванием школьников в справку вносят рекомендации по ограничению физических нагрузок на занятиях физкультурой, мероприятия по социальной реабилитации детей (режим школьных занятий, освобождение от определенных видов деятельности и т.д.). В детских учреждения справки о перенесенных детьми заболеваниях подшивают в медицинскую документацию ребенка Даль-
нейшие реабилитационные мероприятия проводят врачи детских учреждений с учетом рекомендаций участковых педиатров.