Подготовка детей к поступлению в школу ведется постоянно во всем периоде дошкольного детства. В целях максимального оздоровления выявленных больных к моменту поступления в школу проводятся комплексные углубленные осмотры в возрасте 3, 5 лет, за год и в год поступления в школу.
В функциональные обязанности участкового врача поликлиники и врача ДОУ входит совместная с педагогом работа по определению готовности ребенка к обучению в школе и оценка школьной зрелости.
Школьная зрелость или готовность ребенка к систематическому обучению в школе — это тот уровень морфофизиологического и психофизиологического развития, при котором требования систематического обучения не являются чрезмерными и не приводят к нарушению здоровья ребенка, физиологической и психологической дезадаптации, снижению успешности обучения.
Совокупность факторов, определяющих готовность детей к обучению в школе, — основное условие успешной адаптации к школе. Эти факторы следующие.
• Зрительно-пространственное восприятие: дети способны разли чать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-внизу, справа-слева и т.п.); различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т.п.) и сочетания фигур; способны к классификации фи гур по форме, величине; различают и выделяют буквы и цифры, напи санные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
• Зрительно-моторные координации: дети могут срисовывать прос тые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций соотношения штрихов.
• Слухо-моторные координации: дети могут различа! ь и воспроизво дить несложный ритмический рисунок; способны вы полня гь под музы ку ритмические (танцевальные) движения.
• Развитие движений: дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений; способны к самостоятельным, точным ловким движениям, производимым под музыку; осваивают и правильно реали зуют сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, ката нии на коньках, велосипеде и т.п.; выполняют сложнокоординирован ные гимнастические упражнения; осуществляют координированные движения пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т.п.; выполняют прос тые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, ова лы, круги и т.п.), способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
• Интеллектуальное развитие: проявляется в способности к система тизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей; самостоятельном интересе к животным, к природным объектам и явлениям; познаватель ной мотивации. Дети наблюдательны, задают много вопросов; имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни;
• Развитие внимания: возможно произвольное внимание, однако ус тойчивость его еще невелика (10-15 мин) и зависит от внешних усло вий и индивидуальных особенностей ребенка.
• Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2); преобладает непроизволь ная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии; возможно произвольное запоминание. Дети умеют принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и про-
контролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; способны овладевать приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка). Однако не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
• Произвольная регуляция: возможность волевой регуляции поведе ния (на основе внутренних побуждений и установленных правил); спо собность проявлять настойчивость, преодолевать трудности.
• Организация деятельности: проявляется в способности восприни мать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия; возможности планировать свою деятель ность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алго ритм сложного последовательного действия самостоятельно вырабо тать еще не способны; способности сосредоточенно, без отвлечений ра ботать по инструкции 10-15 мин. Дети могут оценить качество своей работы, но дифференцированную оценку качества по определенным критериям дать затрудняются; они способны самостоятельно исправить ошибки и корректировать работу по ходу дела.
• Речевое развитие: проявляется в правильном произношении всех звуков родного языка; способности к простейшему звуковому анализу слов; в хорошем словарном запасе (3,5-7 тыс. слов); грамматически правильном построении предложения; умении самое гоятельно переска зать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам; свободном общений со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль). Дети способны передавать ин тонацией различные чувства; они способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
• Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; к миру взрослых, стремление быть похожими на них; познавательные интере сы; установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.
• Личностное развитие, самосознание и самооценка: дети способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и свер стниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремят ся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют; их самооценка в разных видах деятельности может существенно отли чаться; они не способны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родите лей)
• Социальное развитие: умение общаться со сверстниками и взрос лыми, знание основных правил общения; хорошая ориентация не толь ко в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способность управлять своим поведением (дети знают границы дозволенного, но нередко экс периментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремле ние быть хорошими, первыми, сильное огорчение при неудаче; чуткое реагирование на изменение отношения, настроения взрослых.