Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОЦЕНКА УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Контроль за нервно-психическим развитием проводится при каж­дом диспансерном осмотре здорового ребенка патронажной медицинс­кой сестрой на дому путем опроса матери и выявления уровня развития ребенка с помощью определенной методики.

При оценке нервно-психического развития детей в возрасте до 3 лет руководствуются показателями нормального уровня развития, приве­денными ниже.

• Показатели нервно-психического развития ребенка в возрасте 1-12 мес.

■ Возраст 1 мес.

♦ Зрительный показатель: кратковременно фиксирует взгляд и
следит за блестящим предметом.

♦ Слуховой показатель: вздрагивает при резком звуке и мигает.

♦ Эмоции: первая улыбка.

♦ Общие движения: попытка держать голову, лежа на животе.

■ Возраст 2 мес.

♦ Зрительный показатель: следит взором за движущейся перед
глазами игрушкой.

♦ Слуховой показатель: прислушивается.

♦ Эмоции: улыбается в ответ на речь взрослого.

♦ Общие движения: хорошо держит голову 1-2 мин в вертикаль­
ном положении.

■ Возраст 3 мес.

♦ Зрительный показатель: фиксирует взгляд на подвижных
предметах, находясь в любом положении.

♦ Слуховой показатель: отчетливое слуховое сосредоточение.

♦ Эмоции: в ответ на разговор появляется комплекс оживления.

♦ Общие движения: хорошо удерживает голову, лежа на животе,
есть упор ног.

Ф Движения руки: случайно наталкивается на игрушку, вися­щую над грудью.

♦ Активная речь: начинает гулить.

■ Возраст 4 мес.

♦ Зрительный показатель: узнает мать.

♦ Слуховой показатель: поворачивает голову на звук.

♦ Эмоции: громко смеется.

♦ Общие движения: поворачивается со спины на живот.

♦ Движения руки: захватывает подвешенную игрушку.

♦ Активная речь: длительно гулит.

■ Возраст 5 мес.

♦ Зрительный показатель: отличает чужих от близких.


♦ Слуховой показатель: различает тон, с которым к нему обра­
щаются.

♦ Общие движения: при поддержке стоит, не подгибая ног, пово­
рачивается со спины на живот.

♦ Движения руки: четко берет игрушку, которую держат над
грудью ребенка.

♦ Активная речь: продолжает долго гулить.
I Возраст 6 мес.

♦ Общие движения: поворачивается с живота на спину, подпол­
зает.

♦ Движения руки: свободно берет игрушку из разных положе­
ний.

♦ Активная речь: произносит «ма», «ба» (начало лепета).

 

♦ Навыки, умения: снимает пищу губами с ложки.
i Возраст 7 мес.

♦ Общие движения: хорошо ползает.

 

♦ Движения руки: постукивает игрушкой об игрушку, перекла­
дывает игрушки из одной руки в другую.

♦ Активная речь: произносит слоги многократно (лепечет).

♦ Понимание речи: на вопрос «Где?» находит предмет, располо­
женный в определенном месте.

♦ Навыки, умения: пьет из чашки, которую держит взрослый,
i Возраст 8 мес.

♦ Общие движения: самостоятельно садится, сидит, нагибается,
встает у опоры и ходит, держась за барьер.

♦ Движения руки: долго занимается игрушками.

♦ Активная речь: громко неоднокартно произносит различные
слова.

♦ Понимание речи: по просьбе взрослого выполняет «ладушки»,
«до свиданья».

 

♦ Навыки, умения: сам держит и ест корочку хлеба (сухарик).
I Возраст 9 мес.

♦ Общие движения: ходит при поддержке за обе руки.

 

♦ Движения руки: действует с предметами по разному (катает,
вынимает в зависимости от свойств).

♦ Активная речь: подражает слышимым слогам, которые име­
лись в его лепете.

♦ Понимание речи: знает свое имя; на вопрос «Где?» находит и
достает предмет из массы игрушек.

♦ Навыки, умения: умеет пить из чашки, слегка придерживая ее
руками.


i Возраст 10 мес.

♦ Общие движения: влезает на невысокую поверхность и слезает с
нее.

♦ Движения руки: открывает, закрывает (коробочку, матрешку>г
вкладывает один предмет в. другой.

♦ Активная речь: подражает разным слогам взрослого.

♦ Понимание речи: знает название частей тела, подает знакомый
предмет по просьбе взрослого.

 

♦ Навыки, умения: пьет из чашки,
i Возраст 11 мес.

♦ Общие движения: стоит самостоятельно без опоры.

 

♦ Движения руки: складывает кубики, снимает и надевает коль­
ца пирамиды.

♦ Активная речь: произносит первые слова-обозначения — «ма­
ма», «ав-ав», «кис-кис».

♦ Понимание речи: выполняет элементарные требования взрослого.

 

♦ Навыки, умения, пьет из чашки.
I Возраст 12 мес.

♦ Общие движения: самостоятельно ходит.

♦ Активная речь: произносит 8-10 слов.

♦ Навыки, умения: самостоятельно берет чашку и пьет.

♦ Показатели нервно-психического развития детей 2-го года
жизни.

I Возраст 1 год и 1 мес.

♦ Понимание речи: запас понимаемых слов быстро расширяется.

♦ Активная речь: использует лепет и отдельные облегченные
слова в момент двигательной активности и радости.

♦ Сенсорное развитие: ориентируется в 2 контрастных величи­
нах предметов (типа кубов с разницей 3 см).

♦ Игра и действия с предметами: воспроизводит в игре ранее ра­
зученные действия с предметами (кормит куклу, нанизывает
кольца на стержень).

♦ Движения: ходит длительно, не присаживаясь, меняет положе­
ние, приседает, наклоняется, поворачивается.

♦ Навыки: самостоятельно ест густую пищу.
I Возраст от 1 года 3 мес до 1 года 6 мес.

♦ Понимание речи: обобщает предмет по существенным призна­
кам в понимаемой речи.

♦ Активная речь: облегченными и правильно произносимыми
словами называет предметы и действия в момент заинтересо­
ванности.


♦ Сенсорное развитие: ориентируется в 3-4 контрастных фор­
мах предметов (шар, куб, кирпичик).

♦ Игра и действия с предметами: отображает в игре отдельные
наблюдаемые действия.

♦ Движения: перешагивает через препятствия приставным ша­
гом.

♦ Навыки: самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

■ Возраст от 1 года 7 мес до 1 года 9 мес.

♦ Понимание речи: понимает несложный рассказ по сюжетной
картинке, отвечает на вопросы взрослого.

♦ Активная речь: во время игры словами и двусложными пред­
ложениями обозначает свои действия.

♦ Сенсорное развитие: ориентируется в 3-4 контрастных вели­
чинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

♦ Игра и действия с предметами: воспроизводит несложные сю­
жетные постройки перекрытия типа «ворота», «скамейка»,
«дома».

♦ Движения: ходит по поверхности шириной 15-20 см и припод­
нятой над полом на 15-20 см.

♦ Навыки: частично раздевается с небольшой помощью взросло­
го (трусы, ботинки, шапку).

■ Возраст от 1 года 10 мес до 2 лет.

♦ Понимание речи: понимает рассказ о событиях, бывших в жиз­
ни ребенка без показа.

♦ Активная речь: при общении со взрослыми использует двус-
ловные предложения, употребляя прилагательные и местои­
мения.

♦ Сенсорное развитие: подбирает по образцу и слову 3-4 конт­
растных цвета.

♦ Игра и действия с предметами: в игре воспроизводит ряд пос­
ледовательных действий (начало сюжетной игры).

♦ Движения: перешагивает через препятствия чередующимся
шагом.

♦ Навыки: частично одевает одежду (ботинки, шапку).

• Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни.

■ Возраст 2 года 6 мес.

♦ Активная речь.

- Грамматика: говорит многословными предложениями (более
3 слов).

- Вопросы: появление вопросов «Где?», «Куда?».


♦ Сенсорное развитие и восприятие цвета: подбирает по образцу
разнообразные предметы 4 основных цветов (к фону предме-
та).

♦ Сюжетная игра: игра носит сюжетный характер, ребенок отра­
жает взаимосвязь и последовательность действия.

♦ Навыки в одевании: полностью одевается, но еще не умеет зас­
тегивать пуговицы, завязывать шнурки.

♦ Движения: перешагивает через палку или веревку, горизон­
тально приподнятую от пола на 20-28 см.

I Возраст 3 года.

♦ Активная речь.

- Грамматика: начинает употреблять придаточные предложе­
ния.

- Вопросы: появляются вопросы «Когда?», «Почему?».

 

♦ Сенсорное развитие и восприятие цвета: называет 4 основных
цвета.

♦ Сюжетная игра: появляются элементы ролевой игры.

♦ Навыки в одевании: одевается самостоятельно, может застеги­
вать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью
взрослого.

♦ Движения: перешагивает через палку или веревку, горизон­
тально приподнятую над полом на 30-36 см.

♦ Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 4-7 лет.
I Возраст 4 года.

♦ Мышление и речь: умеет группировать предметы по классам
(мебель, посуда и др.).

♦ Общая моторика: подпрыгивает на 2 ногах, на месте и продви­
гаясь.

♦ Ручная моторика: всегда или иногда застегивает пуговицы и
завязывает шнурки самостоятельно.

♦ Внимание и память: ребенок внимателен, собран; стихи, соот­
ветствующие его возрасту запоминает быстро, прочно или
медленно после многих повторений, но в целом успешно.

♦ Социальные контакты: умеет играть с другими детьми, не ссо­
рясь и соблюдая правила игры.

♦ Психическое здоровье: умеет играть с другими детьми, не ссо­
рясь и соблюдая правила игры.

I Возраст 5 лет.

♦ Мышление и речь: умеет по картинке составить рассказ в нес­
колько предложений, правильно отвечает на вопрос, как герой
попал в данную ситуацию.


♦ Моторика: умеет прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед,
одевается и раздевается полностью самостоятельно или почти
всегда.

♦ Внимание и память: внимателен, собран; стихи, соответствую­
щие его возрасту запоминает быстро, прочно или медленно
после многих повторений, но в целом успешно.

♦ Социальные контакты: умеет играть с другими детьми, не ссо­
рясь и соблюдая правила игры.

♦ Психическое здоровье: без отклонений.
I Возраст 6 лет.

♦ Мышление и речь: умеет составлять по картинке рассказе раз­
витием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего
и будущего (допустимы наводящие вопросы).

♦ Общая моторика: умеет прыгать в длину с места с результатом
не менее 70 см.

♦ Ручная моторика: умеет аккуратно закрасить круг диаметром
2 см не более, чем за 70 с.

♦ Внимание и память: внимателен, собран; стихи, соответствую­
щие его возрасту запоминает быстро, прочно или медленно
после многих повторений, но в целом успешно.

♦ Социальные контакты: умеет играть с другими детьми, не ссо­
рясь и соблюдая правила игры.

♦ Психическое здоровье: без отклонений.
I Возраст 7 лет.

♦ Сенсорное развитие: правильно называет простые и сложные
геометрические фигуры, указывает основные различия гео­
метрических фигур (форм); при рисовании правильно ис­
пользует не только цвета, но и их оттенки.

♦ Умственное развитие: владеет прямым и обратным счетом в
пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычи­
тание; дифференцирует количество независимо от формы, ве­
личины, обобщает методом исключения, мотивирует; четко
устанавливает причинно-следственные связи, выделяет суще­
ственное звено; владеет большим запасом слов, речь грамма­
тически оформлена, знает буквы, читает слоги.

♦ Моторное развитие: может быстро перестраиваться во время
движения, равняться в колонне, шеренге, круге; может выпол­
нять ритмичные движения в указанном темпе, кататься на лы­
жах, коньках, самокате, трехколесном велосипеде; учится пла­
вать без поддержки, играть в бадминтон, теннис; хорошо уме­
ет работать с разными материалами (бумагой, картоном,


тканью); вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицу; может пользоваться пилой и молотком.

♦ Игровая деятельность: создает планы игры, совершенствует ее
замысел, предпочитает групповые игры; в процессе игры обоб­
щает и анализирует свою деятельность; игра может продол­
жаться в течение нескольких дней.

♦ Поведение: испытывает сложные моральные переживания за
свои и чужие поступки; способен критически анализировать
черты характера и взаимоотношения людей; первым здорова­
ется со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно отно­
сится к вещам.

- Навыки: выполняет индивидуальные поручения, формиру­ются трудовые навыки (убирает комнату, ухаживает за цве­тами); способен критически анализировать черты характера; мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком. Итогом оценки служит определение группы нервно-психического развития.

• 1-я группа.

■ Дети с опережением в развитии.

♦ На 1 эпикризный срок — ускоренное развитие.

♦ На 2 эпикризных срока — высокое развитие.

 

■ Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармонич­
ным развитием (часть показателей выше на 1 эпикризный срок,
часть — выше на 2 эпикризных срока).

■ Дети с нормальным развитием.

• 2-я группа.

■ Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок.

♦ 1-я степень: задержка 2-3 показателей.

♦ 2-я степень: задержка 3-4 показателей.

♦ 3-я степень: задержка 5-7 показателей.

■ Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показате­
лей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок).

.• 3-я группа.

■ Дети с задержкой на 2 эпикризных срока.

♦ 1-я степень: задержка 2-3 показателей.

♦ 2-я степень: задержка 3-4 показателей.

♦ 3-я степень: задержка 5-7 показателей.

■ Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть пока­
зателей ниже на 1 эпикризный срок, часть — на 2 эпикризных
срока).

:• 4-я группа.


■ Дети с задержкой на 3 эпикризных срока.

♦ 1-я степень задержка 2-3 показателей.

♦ 2-я степень: задержка 3-4 показателей.

■ Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть пока­
зателей ниже на 2 эпикризных срока, часть — на 3 эпикризных
срока).

Для оценки развития детей в домах ребенка и детей первого года жизни в семье предлагается V группа — задержка на 4-5 эпикризных срока.

При соответствии нервно-психического развития возрасту или пре­вышении его ребенка относят к первой группе нервно-психического развития, при отставании хотя бы по 1 показателю на 1 эпикризный срок — ко 2-й группе, при отставании хотя бы по 1 показателю на 2 эпикризных срока — к 3-й группе и при отставании хотя бы по 1 пока­зателю на 3 эпикризных срока — к 4-й группе нервно-психического раз­вития. Эпикризным сроком для ребенка первого года жизни считают месяц, для ребенка 2-го года — квартал и для 3-го года — полугодие.

Важным индикатором ранних отклонений в здоровье и развитии, еще не получивших манифестного выражения, служит поведение ре­бенка. Поведение ребенка отражает также уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способ­ность контактировать со сверстниками, взрослыми, воспринимать обу­чение и др.).

Показатели поведения приведены ниже.

• Эмоциональное состояние (для детей первого года жизни): поло­
жительное, отрицательное, неустойчивое, мало эмоциональное.

• Настроение (для детей в возрасте 2-6 лет).

 

■ Бодрое, жизнерадостное: ребенок охотно контактирует с окру­
жающими лицами, с интересом, активно играет, дружелюбен,
часто (адекватно) улыбается, смеется, нет страхов.

■ Спокойное: ребенок положительно относится к окружающим,
менее эмоционален, активен.

■ Раздражительное, возбужденное: отмечают плаксивость ребен­
ка, он неадекватно относится к окружающим, может вступать в
конфликты, возможны аффективные вспышки возбуждения,
озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в
острые эмоциональные моменты.

■ Подавленное: ребенок вялый, пассивный, неконтактен, замкнут,
может долго плакать.

■ Неустойчивое: ребенок может быть веселым, смех быстро сменя­
ется плачем, вступает в конфликты.


• Засыпание: спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздей­
ствиями (укачивание).

• Сон (дневной или/и ночной): глубокий (неглубокий), спокойный,
(беспокойный), прерывистый, длительный, укороченный, чрезмерно
длительный, с воздействиями.

• Аппетит и пищевое поведение: хороший, неустойчивый, снижен­
ный, избирательный, повышенный, отказ от пищи, ребенок мало ест, ест
с жадностью, оставляет пищу.

• Характер бодрствования: активен, малоактивен, пассивен.

• Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы): нет отрица­
тельных привычек, сосет пустышку, палец, язык, губу, одежду, раскачи­
вается, выдергивает (крутит) волосы, часто моргает, онанирует.

• Взаимоотношения с детьми и взрослыми: контактен, груб, агрес­
сивен (кусается, царапается, дерется), ласков, навязчив, любознате­
лен, инициативен, деятелен, легко обучается, нелюбознателен, затор­
можен, подвижен, уравновешен, медлителен, легко утомляем, боязлив
и др.

Поведение оценивают следующим образом.

• Без отклонений.

• Незначительные отклонения (группа внимания) — отклонения по
1 показателю.

• Умеренные отклонения (группа риска) — отклонения в поведении
по 2-3 показателям.

• Выраженные отклонения (группа высокого риска) — отклонения
по 4-5 показателям.

• Значительные отклонения (диспансерная группа) — отклонения в
поведении по 6 и более показателям.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.