Контроль за нервно-психическим развитием проводится при каждом диспансерном осмотре здорового ребенка патронажной медицинской сестрой на дому путем опроса матери и выявления уровня развития ребенка с помощью определенной методики.
При оценке нервно-психического развития детей в возрасте до 3 лет руководствуются показателями нормального уровня развития, приведенными ниже.
• Показатели нервно-психического развития ребенка в возрасте 1-12 мес.
■ Возраст 1 мес.
♦ Зрительный показатель: кратковременно фиксирует взгляд и следит за блестящим предметом.
♦ Слуховой показатель: вздрагивает при резком звуке и мигает.
♦ Эмоции: первая улыбка.
♦ Общие движения: попытка держать голову, лежа на животе.
■ Возраст 2 мес.
♦ Зрительный показатель: следит взором за движущейся перед глазами игрушкой.
♦ Слуховой показатель: прислушивается.
♦ Эмоции: улыбается в ответ на речь взрослого.
♦ Общие движения: хорошо держит голову 1-2 мин в вертикаль ном положении.
■ Возраст 3 мес.
♦ Зрительный показатель: фиксирует взгляд на подвижных предметах, находясь в любом положении.
♦ Навыки: самостоятельно ест густую пищу. I Возраст от 1 года 3 мес до 1 года 6 мес.
♦ Понимание речи: обобщает предмет по существенным призна кам в понимаемой речи.
♦ Активная речь: облегченными и правильно произносимыми словами называет предметы и действия в момент заинтересо ванности.
♦ Сенсорное развитие: ориентируется в 3-4 контрастных фор мах предметов (шар, куб, кирпичик).
♦ Игра и действия с предметами: отображает в игре отдельные наблюдаемые действия.
♦ Движения: перешагивает через препятствия приставным ша гом.
♦ Навыки: самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
■ Возраст от 1 года 7 мес до 1 года 9 мес.
♦ Понимание речи: понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.
♦ Активная речь: во время игры словами и двусложными пред ложениями обозначает свои действия.
♦ Сенсорное развитие: ориентируется в 3-4 контрастных вели чинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.
♦ Игра и действия с предметами: воспроизводит несложные сю жетные постройки перекрытия типа «ворота», «скамейка», «дома».
♦ Движения: ходит по поверхности шириной 15-20 см и припод нятой над полом на 15-20 см.
♦ Навыки: частично раздевается с небольшой помощью взросло го (трусы, ботинки, шапку).
■ Возраст от 1 года 10 мес до 2 лет.
♦ Понимание речи: понимает рассказ о событиях, бывших в жиз ни ребенка без показа.
♦ Активная речь: при общении со взрослыми использует двус- ловные предложения, употребляя прилагательные и местои мения.
♦ Сенсорное развитие: подбирает по образцу и слову 3-4 конт растных цвета.
♦ Игра и действия с предметами: в игре воспроизводит ряд пос ледовательных действий (начало сюжетной игры).
♦ Движения: перешагивает через препятствия чередующимся шагом.
♦ Навыки: частично одевает одежду (ботинки, шапку).
• Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни.
■ Возраст 2 года 6 мес.
♦ Активная речь.
- Грамматика: говорит многословными предложениями (более 3 слов).
- Вопросы: появление вопросов «Где?», «Куда?».
♦ Сенсорное развитие и восприятие цвета: подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов (к фону предме- та).
♦ Сюжетная игра: игра носит сюжетный характер, ребенок отра жает взаимосвязь и последовательность действия.
♦ Навыки в одевании: полностью одевается, но еще не умеет зас тегивать пуговицы, завязывать шнурки.
♦ Движения: перешагивает через палку или веревку, горизон тально приподнятую от пола на 20-28 см.
I Возраст 3 года.
♦ Активная речь.
- Грамматика: начинает употреблять придаточные предложе ния.
- Вопросы: появляются вопросы «Когда?», «Почему?».
♦ Сенсорное развитие и восприятие цвета: называет 4 основных цвета.
♦ Сюжетная игра: появляются элементы ролевой игры.
♦ Навыки в одевании: одевается самостоятельно, может застеги вать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
♦ Движения: перешагивает через палку или веревку, горизон тально приподнятую над полом на 30-36 см.
♦ Оценка нервно-психического развития детей в возрасте 4-7 лет. I Возраст 4 года.
♦ Мышление и речь: умеет группировать предметы по классам (мебель, посуда и др.).
♦ Общая моторика: подпрыгивает на 2 ногах, на месте и продви гаясь.
♦ Ручная моторика: всегда или иногда застегивает пуговицы и завязывает шнурки самостоятельно.
♦ Внимание и память: ребенок внимателен, собран; стихи, соот ветствующие его возрасту запоминает быстро, прочно или медленно после многих повторений, но в целом успешно.
♦ Социальные контакты: умеет играть с другими детьми, не ссо рясь и соблюдая правила игры.
♦ Психическое здоровье: умеет играть с другими детьми, не ссо рясь и соблюдая правила игры.
I Возраст 5 лет.
♦ Мышление и речь: умеет по картинке составить рассказ в нес колько предложений, правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию.
♦ Моторика: умеет прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед, одевается и раздевается полностью самостоятельно или почти всегда.
♦ Внимание и память: внимателен, собран; стихи, соответствую щие его возрасту запоминает быстро, прочно или медленно после многих повторений, но в целом успешно.
♦ Социальные контакты: умеет играть с другими детьми, не ссо рясь и соблюдая правила игры.
♦ Психическое здоровье: без отклонений. I Возраст 6 лет.
♦ Мышление и речь: умеет составлять по картинке рассказе раз витием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего (допустимы наводящие вопросы).
♦ Общая моторика: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.
♦ Ручная моторика: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более, чем за 70 с.
♦ Внимание и память: внимателен, собран; стихи, соответствую щие его возрасту запоминает быстро, прочно или медленно после многих повторений, но в целом успешно.
♦ Социальные контакты: умеет играть с другими детьми, не ссо рясь и соблюдая правила игры.
♦ Психическое здоровье: без отклонений. I Возраст 7 лет.
♦ Сенсорное развитие: правильно называет простые и сложные геометрические фигуры, указывает основные различия гео метрических фигур (форм); при рисовании правильно ис пользует не только цвета, но и их оттенки.
♦ Умственное развитие: владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычи тание; дифференцирует количество независимо от формы, ве личины, обобщает методом исключения, мотивирует; четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет суще ственное звено; владеет большим запасом слов, речь грамма тически оформлена, знает буквы, читает слоги.
♦ Моторное развитие: может быстро перестраиваться во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге; может выпол нять ритмичные движения в указанном темпе, кататься на лы жах, коньках, самокате, трехколесном велосипеде; учится пла вать без поддержки, играть в бадминтон, теннис; хорошо уме ет работать с разными материалами (бумагой, картоном,
тканью); вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицу; может пользоваться пилой и молотком.
♦ Игровая деятельность: создает планы игры, совершенствует ее замысел, предпочитает групповые игры; в процессе игры обоб щает и анализирует свою деятельность; игра может продол жаться в течение нескольких дней.
♦ Поведение: испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки; способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей; первым здорова ется со взрослыми, благодарит, уступает место, бережно отно сится к вещам.
- Навыки: выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки (убирает комнату, ухаживает за цветами); способен критически анализировать черты характера; мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком. Итогом оценки служит определение группы нервно-психического развития.
• 1-я группа.
■ Дети с опережением в развитии.
♦ На 1 эпикризный срок — ускоренное развитие.
♦ На 2 эпикризных срока — высокое развитие.
■ Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармонич ным развитием (часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть — выше на 2 эпикризных срока).
■ Дети с нормальным развитием.
• 2-я группа.
■ Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок.
♦ 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
♦ 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
♦ 3-я степень: задержка 5-7 показателей.
■ Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показате лей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок).
.• 3-я группа.
■ Дети с задержкой на 2 эпикризных срока.
♦ 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
♦ 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
♦ 3-я степень: задержка 5-7 показателей.
■ Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть пока зателей ниже на 1 эпикризный срок, часть — на 2 эпикризных срока).
:• 4-я группа.
■ Дети с задержкой на 3 эпикризных срока.
♦ 1-я степень задержка 2-3 показателей.
♦ 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
■ Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть пока зателей ниже на 2 эпикризных срока, часть — на 3 эпикризных срока).
Для оценки развития детей в домах ребенка и детей первого года жизни в семье предлагается V группа — задержка на 4-5 эпикризных срока.
При соответствии нервно-психического развития возрасту или превышении его ребенка относят к первой группе нервно-психического развития, при отставании хотя бы по 1 показателю на 1 эпикризный срок — ко 2-й группе, при отставании хотя бы по 1 показателю на 2 эпикризных срока — к 3-й группе и при отставании хотя бы по 1 показателю на 3 эпикризных срока — к 4-й группе нервно-психического развития. Эпикризным сроком для ребенка первого года жизни считают месяц, для ребенка 2-го года — квартал и для 3-го года — полугодие.
Важным индикатором ранних отклонений в здоровье и развитии, еще не получивших манифестного выражения, служит поведение ребенка. Поведение ребенка отражает также уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность контактировать со сверстниками, взрослыми, воспринимать обучение и др.).
Показатели поведения приведены ниже.
• Эмоциональное состояние (для детей первого года жизни): поло жительное, отрицательное, неустойчивое, мало эмоциональное.
• Настроение (для детей в возрасте 2-6 лет).
■ Бодрое, жизнерадостное: ребенок охотно контактирует с окру жающими лицами, с интересом, активно играет, дружелюбен, часто (адекватно) улыбается, смеется, нет страхов.
■ Спокойное: ребенок положительно относится к окружающим, менее эмоционален, активен.
■ Раздражительное, возбужденное: отмечают плаксивость ребен ка, он неадекватно относится к окружающим, может вступать в конфликты, возможны аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты.
■ Подавленное: ребенок вялый, пассивный, неконтактен, замкнут, может долго плакать.
■ Неустойчивое: ребенок может быть веселым, смех быстро сменя ется плачем, вступает в конфликты.
• Засыпание: спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздей ствиями (укачивание).