Поздний неонатальный период охватывает период 21 сут (8-28 дни жизни).
Важнейшими характеристиками .этого этапа служат интенсивное развитие анализаторов, прежде всего зрительного, начало развития координации движений, образование условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью. В возрасте около 3 нед многие дети начинают отвечать на общение улыбкой и мимикой радости. Этот первый эмоциональный радостный контакт многие считают началом собственно психической жизни ребенка.
В этот период различные неблагоприятные моменты легко могут вызвать отклонения в развитии, что в первую очередь, проявляется задержкой нарастания массы тела. Многие заболевания и состояния, свя-
занные с патологией внутриутробного, итранатального и раннего нео-натального периодов (вялотекущие внутриутробные и приобретенные инфекции, пупочный сепсис, травмы центральной и периферической нервной системы и другие заболевания) диагностируют также в этот период. Наиболее важным критерием благополучия ребе?1ка служит оценка динамики массы тела, нервно-психического развития и состояния сна.
ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ
После периода новорожденности наступает грудной возраст, который длится от 29-го дня жизни до 1 года. В этот период происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка.
• Рост здорового ребенка увеличивается в течение первого года на 25 см: в I квартале — на 3 см в месяц, во II квартале — на 2,5 см в месяц, в III квартале — на 2 см в месяц, в IV квартале — на 1-1,5 см в месяц. В среднем рост ребенка в возрасте 6 мес составляет 66 см, в 1 год — 75 см.
• У большинства доношенных детей масса тела в 6 мес равна 8 кг, в возрасте 1 года — 10,5 кг. Ежемесячно в первом полугодии масса тела ребенка увеличивается на 800 г, во 2-м полугодии — на 400 г.
• Окружность головы в 6 мес составляет 43 см, в 1 год — 46 см. Еже месячно в первом полугодии окружность головы увеличивается на 1,5 см, во 2-м полугодии — на 0,5 см ежемесячно. Большой родничок обычно к возрасту 6 мес уменьшается и полностью закрывается в воз расте 9-18 мес, а малый родничок в основном закрывается в 4 мес.
• Окружность грудной клетки у ребенка в 6 мес равна 45 см, в 1 год — 48 см. В первом полугодии окружность грудной клетки увеличивается на 2 см ежемесячно, а во 2-м полугодии — на 0,5 см ежемесячно.
• Молочные зубы у большинства детей появляются к 6 мес жизни. Первыми прорезываются нижние центральные резцы, затем верхние центральные и верхние латеральные. Впоследствии прорезываются нижние латеральные резцы, первый и второй моляры. В возрасте 1 года большинство детей имеют 6-8 зубов.
• Разительно совершенствуются моторные функции: от полной дви гательной беспомощности новорожденного до самостоятельной ходьбы и манипуляции с игрушками к годовалому возрасту.
• В результате постоянного контакта грудного ребенка с взрослыми в виде словесного общения происходит его нервно-психическое разви тие.
Высокие темпы роста грудных детей происходят благодаря интенсивному обмену веществ с преобладанием анаболических процессов.
Энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает аналогичный показатель взрослого человека. Чтобы обеспечить такую потребность, ребенок нуждается в значительно большем количестве пищи на 1 кг массы тела по сравнению с взрослым. В то же время в функциональном отношении органы пищеварения еще недостаточно зрелы, что нередко приводит к желудочно-кишечным заболеваниям грудных детей.
Грудной ребенок в возрасте 2-3 мес теряет пассивный иммунитет, передаваемый ему трансплацентарно от матери, а формирование собственной иммунной системы происходит сравнительно медленно, в результате чего заболеваемость детей грудного возраста довольно высока. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания (узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и другие особенности) у грудных детей предрасполагают к возникновению бронхиолитов и пневмоний, течение которых отличается особой тяжестью. В грудном возрасте интенсивно проводят профилактические вакцинации.
ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Преддошкольный (старший ясельный) период характеризуется некоторым снижением темпов физического развития детей, большей степенью зрелости основных физиологических систем. В течение 2-го года жизни рост увеличивается на 12-13 см, за 3-й год — на 7-8 см, а в дальнейшем происходит некоторая стабилизация роста со средним приростом на 5-6 см в год. Масса тела за год в среднем увеличивется примерно на 2 кг. У ребенка этого возраста несколько уменьшается подкожный жировой слой. Большинство детей начинают худеть. Для ребенка в возрасте 2-3 лет характерны небольшой лордоз и выступающий живот. Окружность головы увеличивается ежегодно на 1 см, а окружность грудной клетки — на 1,5 см.
В течение 2-го года жизни дополнительно прорезывается 8 зубов, и общее их число достигает 14-16, включая первые непостоянные моляры и клыки. Порядок прорезывания зубов может варьировать, но клыки обычно появляются после первых моляров. К концу 2-го года завершается прорезывание 20 молочных зубов.
Мышечная масса в этот период интенсивно увеличивается. Возникает типичный морфологический тип («тип маленького ребенка») с характерными пропорциями тела, круглым цилиндрическим туловищем и конечностями, округлыми очертаниями лица и его неглубоким рельефом.
ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Дошкольный возраст (возраст от 3 до 7 лет) — период, когда основная часть детей посещает детский сад. Для этого этапа характерно первое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела несколько замедляется, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.
• Первое ускорение роста наблюдают у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равно мерно увеличивается приблизительно на 2 кг в год.
• Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см (в 5 лет окружность головы равна 50 см), а после 5 лет — 0,6 см.
• Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно (в 10 лет этот показатель равен 63 см).
Поскольку мышцы еще недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определенной зрелости.