Отделение оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях — специальное отделение детской поликлиники, сформированное из врачей-педиатров и медицинских сестер учебно-воспитательных учреждений микрорайона поликлиники (яслей, яслей-садов, детских садов, школ, детских домов) и медицинских работников школ-интернатов, профессиональных училищ, лицеев и техникумов. В состав отделения не входят сотрудники домов ребенка района вне зависимости от профиля этих учреждений (специализированные или физиологические).
Отделение обеспечивает медицинскую помощь и проводит профилактическую работу среди детей и подростков в образовательных уч-
реждениях общего и коррекционного типа, интернатах и учреждениях начального и среднего профессионального образования, взаимодействует с военкоматами по постановке подростков на первичный воинский учет и подготовке к призыву в армию. Отделение оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях обеспечивает работу по врачебно-профессиональному консультированию и профессиональной ориентации. В отделении могут быть должности подростковых врачей-терапевтов. Основной принцип работы отделения — максимальное приближение к детям медицинской помощи (своевременное выявление заболеваний, проведение в образовательных учреждениях необходимых профилактических и лечебных мероприятий).
В течение года отделение оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях контролирует работу по медицинскому обслуживанию детей в школах и дошкольных учреждениях, проводит экспертную оценку различных ее разделов. В весенний период сотрудники отделения руководят подготовкой к летней оздоровительной кампании (комплектуют штаты медицинских работников для сезонных пионерских лагерей, проверяют их готовность к работе), а в летний период проводят контроль за медицинским обслуживанием и оздоровлением детей в лагерях.
Отделение оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях организуют по типу педиатрического отделения детской поликлиники и его возглавляет заведующий и старшая медицинская сестра. В соответствии с действующими штатными нормативами организация отделения возможна при наличии 6,5-9 и более штатных должностей педиатров в детских учебно-воспитательных учреждениях, входящих в состав детской поликлиники. При наличии в отделении 6,5-9 должностей врачей заведующий отделением выполняет работу рядового врача в объеме 50%, а при штате отделения свыше 9 должностей врачей заведующий отделением не проводит эту работу.
Лечебно-профилактическую помощь детям в дошкольных и образовательных учреждениях оказывают сотрудники детской поликлиники, на территории обслуживания которой находятся эти учреждения. Персонал детской поликлиники также организует диспансеризацию детей с участием врачей-специалистов, лечение больных детей и детей с отклонениями в состоянии здоровья.
Для проведения эффективной работы отделения оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях необходима преемственность между участковыми педиатрами и медицинскими сестрами, врачами-специалистами, районным отделом обра-
зования, заведующими детских образовательных учреждений (ДОУ), директорами школ, подростковыми кабинетами поликлиник, противотуберкулезным, врачебно-физкультурным диспансерами, районными отделами ГСЭН, военными комиссариатами.
Заведующий отделением осуществляет организационно-методическое руководство за работой врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь в образовательных и дошкольных учреждениях, распределяет нагрузку, утверждает график работы, проводит контроль.
Направляя ребенка в дошкольное учреждение, участковый педиатр заполняет учетную форму (№ 026/у-2000) и передает ее в дошкольное учреждение.
Штаты врачей для работы в детских учреждениях устанавливают в соответствии со штатными нормативами. Согласно штагным нормативам, предусмотренным приказом № 371 Минздрава РФ от 16 октября 2001 г. штаты врачей для работы в детских учреждениях устанавливают из расчета: 1 педиатр на 180-200 детей в детских яслях, на 600 детей в детских садах, на 1200 учащихся в образовательных учреждениях; 1 фтизиатр на 200 детей в санаторных яслях-садах и садах; 1 психиатр на 300 учащихся вспомогательных школ; 1 офтальмолог в одной из поликлиник города с численностью населения не менее 300 тыс. человек.
ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛЕНИЕМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Заведующего отделением оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях назначает главный врач детской поликлиники из числа наиболее опытных и квалифицированных педиатров, имеющих опыт работы в детских дошкольных и школьных учреждениях. Заведующий отделением подчиняется непосредственно главному врачу детской поликлиники, а все медицинские мероприятия по профилактике и лечению детей-воспитанников дошкольных учреждений и школьников согласовывает с заместителем главного врача по медицинской части. Заведующий отделением проводит руководство работой коллектива врачей и медицинских сестер своего отделения, отвечает за медико-санитарное обслуживание детей дошкольных и школьных учреждений и бывает консультантом в вопросах организации профилактической и лечебной работы в учреждениях своего отделения.
Заведующий отделением составляет годовой и ежемесячный планы работы. План работы отделения согласуют с заведующими ДОУ, директорами школ, утверждает его главный врач поликлиники. В плане предусматривают следующие разделы.
• Организация проведения плановой диспансеризации детей, посе щающих дошкольные и образовательные учреждения.
• После завершения углубленных осмотров их анализ, обобщение данных и планирование лечебно-оздоровительных мероприятий по каждому учреждению.
• Контроль организации режима дня и питания детей.
• Организация работы по физическому воспитанию и «закалива нию» детей и проведению летних оздоровительных мероприятий, обес печение медико-педагогического контроля.
• Организация активного наблюдения и лечения детей, находящих ся на диспансерном учете (учетная форма № 30).
• Контроль организации санитарно-гигиенических и противоэпиде мических мероприятий.
• Организация санитарно-просветителыюй работы среди родите лей, школьников, воспитателей, педагогов и технического персонала.
• Мероприятия по повышению квалификации медицинских работ ников дошкольных учреждений и школ.
• Анализ деятельности дошкольных и образовательных учреждений и отделения в целом по организации медицинской помощи.