Для нормального развития ребенка необходим своевременно установленный, регулярный контакт между матерью и новорожденным. Этот контакт, начавшийся еще до рождения ребенка, после родов усиливается благодаря возможности непосредственной близости матери и ребенка, которая вызывает положительные эмоции, привязанность и любовь друг к другу. Запаздывание начала контакта ребенка с матерью (из-за преждевременных родов, заболеваний матери и ребенка, родового травматизма) приводит к эмоциональному обеднению детей.
Однако, помимо известного «импритинга» в настоящее время возникает целый ряд психосоциальных проблем еще до рождения ребенка. Выяснено, что процессы социализации начинаются внутриутробно, поскольку известны сроки формирования функций у плода: кожная чувствительность возникает с 7 нед, вестибулярная — с 12 нед, вкусовая — с 14 нед, слуховая — с 16-18 нед внутриутробного развития. Внутриутробно дети также «улавливают» психологическое отвержение матери, г.е. происходит социализация на уровне «мать-плод». Кроме того, современные социальные проблемы периода новорожденности включают алкогольный синдром, синдром отмены наркотиков, внутриутробное заражение болезнями, передаваемыми половым путем, внутриутробное инфицирование ВИЧ, атипичной флорой, в том числе от домашних и экзотических животных.
Особую категорию составляют недоношенные дети. Современная медицина позволяет выхаживать детей с массой тела 500 г и больше.
Этот процесс требует больших материальных затрат не только от общества, но и семьи. У недоношенных детей выше частота развития тяжелой патологии (врожденных аномалий, пороков, неврологических и психических заболеваний), что определяет необходимость длительной реабилитации, которая тоже требует больших материальных затрат. К отдаленным последствиям недоношенности относят умственные или личностные дефекты, препятствующие нормальной адаптации, т.е. возникает необходимость воспитания и обучения таких детей в специализированных детских учреждениях. Психосоциальные нарушения как неблагоприятный исход недоношенности зависят не только от гестаци-онного возраста, массы тела ребенка при рождении, осложнений беременности и родов, но и от социального статуса семьи потому, что в основном реабилитацию проводит мать.
ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ
Для детей в этом возрасте наиболее существенна организация вскармливания грудью, которое служит предпосылкой к дальнейшей социализации. Доказано, что естественное вскармливание позволяет сформировать личность, устойчивую к стрессам. Кормление грудью определяет социализацию по типу «мать — ребенок». К концу периода грудного возраста очень важно становление 2-ой сигнальной системы — речи, как основной социальной функции. В медицинском аспекте большую проблему в этом возрасте представляет туширование психических нарушений неврологической патологией. В настоящее время возникли новые социальные проблемы грудного возраста.
• «Нежеланные» дети: при хроническом отвержении ребенка матерью формируется психологическая доминанта «нежеланного» человека.
• Усыновленные дети: при подсознательном распознании не биоло гической матери возникает конфликт между внутриутробным отверже нием и окружающей любовью.
Для успешного преодоления обеих проблем их необходимо разрешить в первые 2 года жизни.
РАННИЙ ВОЗРАСТ
Ранний возраст характеризуется социализацией на уровне «ребенок — другие взрослые». 2-ой год жизни — особый для воспитания, потому что формируются наиболее сложные функции мозга. Быстро совершенствуется речь, развивается познавательная деятельность, определяются характер и поведение ребенка, повышаются выносливость и предел работоспособности, двигательная активность, вырабатываются психические реакции, способствующие адаптации к окружающей обстановке.
На 3-ем году эмоциональная жизнь ребенка достигает наивысшей степени проявлений. Появляется не только капризность, но и удивление, страх, застенчивость, отрицательные эмоции носят характер «истерических бурь», вплоть до аффективных припадков.
Ранний возраст — период становления самостоятельности, когда формируются не только навыки, но и происходит развитие активности, ориентировки и целесообразности приспособления к окружающей среде. Недооценка воспитания в раннем возрасте приводит к формированию социально неблагоприятных синдромов.
• Гиперопека (или гиперпротекция) лишает ребенка самостоятель ности, инициативы, в дальнейшем — чувства ответственности и долга. Формируются повышенные претензии к окружающим лицам, а отсут ствие их реализации приводит к срыву социальной адаптации. Частный вариант синдрома гиперопеки — «культ болезни» в семье ребенка с хро ническим заболеванием или дефектом развития.
• Гипопротекция — весьма серьезная социальная ситуация, при ко торой отсутствуют внимание к ребенку со стороны взрослых, воспита тельные воздействия. Бесконтрольность его поведения может приво дить порой к трагическим последствиям. Частный случай гипопротек- ции — «синдром жестокого обращения к ребенку».
Медико-социальные проблемы раннего возраста включают высокий травматизм. Двигательная активность детей огромна, а контроль адекватности движений и поступков минимален. В познании мира ребенком участвуют все анализаторы (и рецепторный аппарат ротовой полости в том числе), что приводит к попаданию инородных тел в дыхательные пути и частым отравлениям.
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В дошкольном возрасте социализация происходит по горизонтальному уровню «ребенок — сверстники». В этом возрасте воспитание становится главным элементом ухода за детьми. Игра лежит в основе обучения навыкам трудовой деятельности. У детей очень высока восприимчивость к обучению и перенятию навыков. В этом периоде возникает первое упрямство, когда желания родителей, воспитателей и ребенка могут впервые не совпадать.
К концу периода дошкольного возраста кора головного мозга ребенка идентична коре головного мозга взрослого человека. Совершенствуется функция синтеза головного мозга. Интенсивно развивае гея интеллект, формируется четкий ритм перехода от одного вида деятельности к другому. Дети начинают владеть своими чувствами и эмоциями, возникает воля, появляется мотивация к целенаправленному обучению, т.е. мотивация к школе.
В социальном плане дошкольный возраст — это период организованного детства, когда помимо социальных проблем семьи начинают сказываться социальные проблемы общества в целом. Педагоги называют этот период «временем упущенных возможностей», так как в это время особенно важно обнаружить и раскрыть талант ребенка. В семье и детских образовательных учреждениях для этого необходимо достаточное материальное обеспечение.
Современной проблемой дошкольного возраста служит «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Это «трудные» дети дошкольного возраста, у которых четко выявляют психометрические нарушения. В медико-социальном плане очень важны нарушения речи, которую наряду с координацией движения руки считают школьно-значимой функцией.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В младшем школьном возрасте характерна стабилизация навыков, полученных ранее. Формируются чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела. Этому способствуют школьные занятия и ритм жизни, которые тренируют усидчивость, системность в работе. Физиологи считают период младшего школьного возраста наиболее спокойным в развитии высшей нервной деятельности ребенка. В то же время в этом возрасте резко снижаются показатели здоровья детей: среди них только 35% не имеют нарушений в плане психического здоровья. Наиболее частая причина возникновения психосоциальных нарушений — школьная дезадаптация, проявляющаяся нарушениями поведения и дефектами формирования письменной речи.
В плане психосоматической патологии значимы школьно-зависимые функции: нарушения зрения, нарушения осанки, функциональные нарушения со стороны органов кровообращения и пищеварения.
В младшем школьном возрасте появляется половой интерес и именно этот возраст бывает критическим для начала полового воспитания. Чрезвычайно важны в этом возрасте друзья в окружении ребенка, поскольку он разделяет их взгляды, делится с ними своими взглядами охотнее, чем с родителями. Это возраст объединения в социальные группы детей, дефицит которых служит проблемой любого общества. В младшем школьном возрасте появляется стремление иметь свои деньги, а значит, начинается поиск их источника. Временная оплачиваемая работа в нашей стране детям мало доступна в силу жесткого трудового законодательства. В связи с этим становятся реальными варианты противоправного получения денег.
СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Лица старшего школьного возраста — основная группа социальной дезадаптации, к которой приковано внимание общества в настоящее время. К основным психологическим особенностям подросткового возраста относят диспропорциональность уровня и темпов психического развития на фоне бурных нейрогуморальных процессов пубертатного периода. Подростки часто проявляют полярные качества психики: самоуверенность — ранимость и неуверенность в себе, возвышенность чувств — циничность, рационализм и жестокость, целеустремленность — импульсивность. Переход от детства и опеки к самостоятельности при слабой сформированное™ личности служит причиной особой уязвимости к неблагоприятным влияниям окружающей среды, тем более что к старшему школьному возрасту здоровыми физически остаются только 20% молодых людей.
В этом возрасте по мере формирования способности к самооценке и усложнения механизмов субъективных эмоциональных переживаний, в том числе и на почве полового влечения, наступает этап аффективного реагирования: превалируют страх и повышенная возбудимость как универсальные формы ответа на неблагоприятные воздействия. Из-за этого нередки случаи суицидных попыток. Девушки чаще пытаются покончить жизнь самоубийством, однако число случаев, заканчивающихся летальным исходом, выше среди мальчиков. Возникновение проблем подросткового возраста, неспособность решить их самостоятельно, увеличившаяся доступность наркотиков резко повысили частоту их применения подростками, что ведет к неизбежному появлению физических и психических последствий. Сопряженной проблемой служит поиск путей получения денег на наркотики, приводящие к антиобщественным, противоправным действиям (грабеж, насилие, распространение наркотиков, проституция). Увеличилась распространенность среди молодежи также и других вредных привычек (курение и алкоголь). К сожалению, растет частота курения и употребления алкоголя у девочек, что приводит к ухудшению репродуктивного здоровья, в первую очередь девушек. Современная особенность здоровья девочек — гипомен-струальный синдром и аменореи. Помимо вредных привычек в генезе серьезных гинекологических нарушений имеют значение гонадотокси-ческое действие ксенобиотиков (вследствие неблагоприятной экологии), нарастание тяжести йодной эндемии, (задержка полового созревания), синдром «отличниц» (гипоксия, гиперкапния, гиподинамия, веге-тосоудистая дистопия), венерические заболевания. Активная ранняя половая жизнь у девушек не сочетается с первичной профилактикой и использованием эффективных контрацептивов.
Ухудшение качества питания — одна из причин «трофологического синдрома», характеризующегося низкой массой тела при нормальном росте, что в 5,3 раза повышает риск развития хронической патологии, в том числе психической.
Из-за воздействия неблагоприятных факторов внутришкольной среды (превышение фактической вместимости школ, занятия в 2 смены, нарушение гигиенических норм) и обучения в школе нового типа (гимназии, лицеи и другие учреждения) значительную проблему составляет современная система образования. Рост объема и сложности информации приводит к невротизации 80-90% детей, обучающихся в учебных заведениях нового типа.
Стресс и депрессия, как особая форма стресса, служат причиной психоневротических состояний, хронической соматической патологии и девиантных форм поведения. Депрессия у детей проявляется синдромом потери активности, ощущением собственной ничтожности и бесполезности, расстройствами сна и аппетита, поведенческими проблемами и психосоматическими жалобами.
Перечисленные проблемы имеют не только медицинский характер, но и тормозят социально-экономический прогресс и интеллектуальный потенциал общества из-за снижения у детей возможности получения образования (23%), ограничения в выборе профессий (до 50%), снижения годности к воинской службе (28%), ограничения репродуктивных возможностей (до 36%).
Работа по профилактике психосоциальных проблем у детей имеет свои особенности, поскольку она составляет в широком смысле профилактическую педиатрию — систему социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение здоровья детей. На государственном уровне конкретные задачи первичной профилактики психосоциальных проблем определяют следующие положения.
• Дети имеют право на любовь, психологическую поддержку и ува жение (уровень профилактики «семья через общество»).
• Дети нуждаются в материальном обеспечении процесса роста и развития (уровень профилактики «государство»).
• Необходимы меры по стимуляции физиологического развития (уровень «государство»).
• Дети нуждаются в комплексе защитных мер для сохранения здо ровья (уровень «государство через всю медицинскую помощь»).
На общемедицинском уровне профилактика включает определение факторов риска, раннее и активное выявление отклонений в здоровье детей и их медико-педагогическую коррекцию. Эти мероприятия составляют задачи первичного звена здравоохранения, включая школьную
медицину. Большим шагом вперед в решении этих проблем послужило формирование принципиально новой структуры медицинской помощи подросткам и их «передача» в детские поликлиники, согласно введенному с 1999 г. в действие приказу МЗ РФ № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста».
Профилактика включает и предупреждение инвалидизации, абили-тацию и реабилитацию больных хроническими заболеваниями детей. Конкретное содержание профилактики отклонений в психическом здоровье зависит от следующих причин роста психосоциальных нарушений у детей.
• Увеличение количества семей с медико-социальным риском, а так же снижение государственной поддержки этих семей.
• Снижение уровня жизни населения.
• Ранняя «социализация» детей.
• Отсутствие психологической поддержки детей в стрессовых и экстремальных ситуациях.
• Уменьшение профилактических программ в поликлиниках.
Необходимо подчеркнуть, что сохранение психологического здоровья детей и подростков задача не только медицинская, но и общественная, поэтому она должна решаться на государственном, межведомственном уровне.