Дудникова Э.В. — профессор кафедры детских болезней ПО Ростовского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук;
Шашель В.А. — профессор кафедры педиатрии №1 Кубанского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук Авторы:
КалмыковаА. С — дм.н., профессор, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии, Ткачева Н.В — к. м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии; КлимовЛ.Я.— к.м.н.,доценткафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии; Марочкина Л. И —к м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии; Зарытовасая Н.В. — к.м.н , ассистент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии
П50 Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С. Калмыковой. -М. : ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 624 с.
ISBN 978-5-9704-0417-1
В учебнике изложены основные направления работы участкового врача-педиатра. Освещаются структура и организационные аспекты деятельности детской поликлиники. Подробно представлены проблемы здорового ребенка, в том числе профилактическая работа на участке. Широко представлены вопросы современных требований к питанию детей раннего возраста. Разделы, посвященные лечебной работе участкового педиатра, включают не только проблемы лечения и диспансеризации больных детей, но и современные актуальные проблемы поликлинической педиатрии. На современном уровне разбираются вопросы неотложной помощи детям на дому. Большой раздел посвящен медицинской помощи организованным детям. Отдельно выделены вопросы подростковой медицины.
Учебник соответствует действующей типовой программе по «Поликлинической педиатрии», утвержденной Департаментом образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава России, Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «Педиатрия» и предназначен для студентов высших медицинских учебных
3аВ6ДеНИЙ- УДК616-053.2(075.8)
ББК57.3я73
Права на данное издание принадлежат издательской группе «ГЭОТАР-Медиа». Воспроизведение и распространение в каком бы то ни было виде части или целого издания не могут быть осуществлены без письменного разрешения правообладателей.
Государственный образовательный стандарт высшего медицинского образования предусматривает подготовку врача-выпускника педиатрического факультета медицинского вуза к профессиональной деятельности в области медицины с целью проведения профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей, что полностью совпадает с задачами первичного звена детского здравоохранения.
Необходимость междисциплинарной поликлинической подготовки студентов выпускного курса педиатрических факультетов возникла давно. Это обусловлено тем, что большинство выпускников педиатрических факультетов начинает свою трудовую деятельность в первичном звене детского здравоохранения, в поликлиниках, реабилитационных и медико-социальных центрах, в дошкольно-школьных и подростковых учреждениях.
Кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Ставропольской государственной медицинской академии за прошедшие годы накопила достаточно большой опыт преподавания на цикле «Поликлиническая педиатрия». Следует отметить, что это учебное заведение — 2-е вуз в России, где началось преподавание этой дисциплины. Сотрудники кафедры приложили много сил для организации клинической базы и создания комплекса методического обеспечения цикла поликлинической педиатрии.
Основу обучения в детской поликлинике составляет активная самостоятельная работа выпускников по освоению теоретических знаний и практических навыков работы со здоровыми и больными детьми. Базами служат все детские поликлиники города Ставрополя, в которых имеется более чем 60 педиатрических участков, необходимые специалисты по 18 специальностям и современная аппаратура для диагностики и лечения, существует ряд дневных стационаров. В качестве учебных баз используют детские дошкольные учреждения и школы.
За время работы в поликлинике студенты знакомятся с организацией медицинского обслуживания, участвуют в приеме больных, в оказании неотложной помощи, работают в кабинетах функциональной диагностики. Особое место в обучении студентов занимают приемы детей с преподавателями, разборы курируемых больных на участке, написание историй развития ребенка и работа с подростками.
Опыт преподавания цикла «Поликлинической педиатрии» сотрудниками кафедры обобщен и систематизирован в предлагаемом учебнике в строгом соответствии с программой по «Поликлинической педиатрии» для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2000).
ВВЕДЕНИЕ
«Поликлиническую педиатрию» в качестве предмета считают разделом в первую очередь профилактической педиатрии. В последние годы особый упор сделан на педиатрию здорового ребенка, или педиатрию развития. Это открывает широкие возможности для профилактической педиатрии и валеологии детства. Все большее признание получает концепция детских истоков хронических заболеваний взрослого и пожилого человека — педиатрия «дебютов» с новыми возможностями предупреждения этих заболеваний или осложнений уже в детском или подростковом возрасте. Именно от средств первичной профилактики зависит конечный результат деятельности детских врачей, с какой степенью здоровья, физических и интеллектуальных возможностей, с какими гарантиями активного долголетия ребенок войдет во взрослую жизнь.
Профилактическую педиатрию можно определить как практику комплексной защиты и приоритетности проблем детства, что подразумевает обеспечение новых возможностей формирования здоровья человека посредством оптимизации среды его развития. За последние годы круг методов современной науки значительно расширился. Ранее человечество никогда не имело подобных реальных возможностей для сохранения здоровья нации через воздействие на здоровье детей. Обеспечение здорового детства — главный стратегический путь к цивилизации, процветающему, умному и доброму обществу будущего.
Одновременно перед поликлинической педиатрией стоят также задачи лечебной педиатрии или педиатрии болезней. Детские болезни всегда были и будут до тех пор, пока взрослые не научатся защищать здоровье детей. В процессе лечения ребенка педиатр должен выбирать такие технологические и тактические приемы, которые могут спасти не только жизнь, сохранить не только нормальные функциональные возможности, но и обеспечить процессы нормального развития ребенка.
Рабочими местами педиатров после окончания обучения в первую очередь бывают детские учреждения: (ясли, сады, школы, социальные учреждения), поликлиники, диагностические центры, бригады педиатрической скорой помощи, различные консультативные кабинеты, диспансеры, санатории, т.е. учреждения первичного звена детского здравоохранения.
На любом рабочем месте педиатр, окончивший педиатрический факультет высшего учебного медицинского учреждения, — единый специалист по всем проблемам, возникающим у здорового и больного ребен-
ка. Это определяет необходимость постоянного совершенствования знаний и практических умений врачей детских поликлиник.
Педиатрия последних десятилетий — исключительно динамическая область знаний, поскольку рост информации, пересмотр ранее существовавших точек зрения, внедрение новых методов исследования и лечения происходит с нарастающей скоростью. Это связано с бурным накоплением и обобщением коллективного врачебного опыта, в том числе в рамках поликлинической педиатрии. Весьма существенную роль в этом играет увеличение информационных возможностей и совершенствование средств коммуникации.
Характерными особенностями профессиональной деятельности участкового врача-педиатра считают осуществление перспективного мониторинга здоровья детского населения и профилактику инфекционных и соматических заболеваний. В сферу его деятельности входят лечение заболевших детей на дому и в поликлинике, в организованных детских коллективах, обеспечение ургентной догоспитальной диагностики, первой врачебной помощи и диспетчерских функций, диспансеризация больных детей, медицинская и социальная реабилитация, решение медико-социальных проблем детей и семей. Для оценки состояния здоровья, физического и нервно-психического развития ребенка в каждой возрастной группе необходимо, чтобы врачи детских поликлиник имели широкий круг знаний, включающий генетические, анатомо-физиологические, гигиенические, клинические, психологические, социальные и другие аспекты, а также обладали рядом специфических умений. Все перечисленные вопросы подробно освещены в предлагаемом учебнике. Его структура полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта для врача-педиатра. Работа с учебником облегчена благодаря четкой рубрикации учебного материала и наглядности изложения.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
АД — артериальное давление
Б А — бронхиальная астма
ВОЗ — Всемирная Организация Здравоохранения
ВСД — вегетососудистая дистония
ВИЧ — вирус иммунодефицита человека
ГСЭН — государственный санитарно-эпидемический надзор