– «Благожелательность ко всем, снисходительность к чужим несовершенствам, прощение обид.»
Примечание. Любовь и милосердие суть дополнения закона справедливости, ибо любить ближнего значит делать ему всё добро, какое в нашей власти и какое нам хотелось бы получить от других. Таков смысл слов Христа: «Человек человеку брат.»
Милосердие в понимании Христа отнюдь не ограничивается милостыней; оно охватывает все отношения, какие мы имеем с ближними нашими, будь они по положению ниже, равны нам или выше нас. Оно велит нам быть снисходительными, потому что сами мы нуждаемся в снисхождении; оно запрещает нам унижать несчастье, как это слишком часто бывает на деле. Если человек богат, то ему выказывают тысячу знаков внимания и почтительности, но если только он беден, то словно бы и не имеют нужды с ним церемониться. Чем плачевнее его положение, тем больше должны бы, напротив того, бояться добавить к его несчастью через унижение. Действительно добрый, хороший человек старается возвысить нижестоящего в своих глазах, сокращая дистанцию, их разделяющую.
Иисус сказал также: «Любите даже врагов ваших.» Но ведь любовь к врагам своим разве не противоречит естественным нашим склонностям и не происходит ли враждебность из-за недостатка симпатии между духами?
– «Несомненно, нельзя питать к врагам своим любви нежной и страстной; но он и не это желал сказать; любить своих врагов значит прощать им и воздавать им добром за зло; тем самым человек делается выше их; через месть же он ставит себя ниже их.»
Что думать о милостыне?
– «Человек, доведённый до прошения милостыни, деградирует как нравственно, так и физически: оскотинивается. В обществе, основанном на законе Божьем и справедливости, жизнь слабого должна обеспечиваться без унижения его достоинства. Такое общество заботится о существовании тех, кто не может трудиться, не оставляя их жизнь на волю случая или добрую волю людей.»
– Так вы осуждаете милостыню?
– "Нет, не саму милостыню, но то, как она обыкновенно подаётся. Человек добра, понимающий милосердие так, как учил Христос, опережает несчастного, не дожидаясь, чтобы тот протянул ему руку.
Истинное милосердие всегда исполнено добра и благожелательности; оно заключается и в том, как его творят. Услуга, оказанная с деликатностью, обладает двойной ценностью; если же делать её с высокомерием, то хотя нужда и заставляет её принять, но сердце остаётся ею не затронуто.
Помните также и о том, что в глазах Божьих выставление напоказ отнимает у благодеяния всякое достоинство. Христос сказал: «Пусть левая твоя рука не ведает того, что даёт правая»; тем он учит вас, что не следует омрачать милосердие гордыней.
Нужно отличать милостыню от благотворительности. Самый нуждающийся это не всегда тот, кто просит; боязнь унижений удерживает действительно бедного, и он зачастую страждет без жалоб; именно его-то истинно человечный человек и умеет найти, не выставляя того напоказ.
Любите друг друга – в этом весь закон; закон божественный, коим Господь правит мирами. Любовь – это закон притяжения для существ живых и одухотворённых; притяжение – закон любви для неодухотворённой материи.
Всегда помните о том, что дух, какова бы ни была степень его продвинутости, его положение – будет ли то воплощение или развоплощённость, – всегда помещён между тем, кто стоит выше его, кто направляет и совершенствует его, и тем, кто стоит ниже его и в отношении к кому он исполняет те же обязанности. Будьте же милосердны не только тем милосердием, которое побуждает вас извлечь копейку из своего кошелька, холодно отдаваемую вами тому, кто осмелится её у вас попросить, но и опережайте нищету сокрытую. Имейте снисхождение к недостаткам, странностям своих ближних; не презирайте их за невежество и пороки, но просвещайте и увещевайте их; будьте мягки и благожелательны ко всем, стоящим ниже вас; будьте такими же в отношении и самых малых существ – и всё это будет послушанием закону Божьему.