Когда я впервые занялся разведением, мне пришлось ловить себе соколов и начинать с нуля. Я считал, что чем ближе к Матушке Природе, тем лучше для птиц. Поэтому я построил вольер 15 метров длиной, полный деревьев, имеющий десять гнездовых мест. Можно было часами сидеть в одном из двух укрытий и так и не увидеть птиц. И они размножались!
Затем я начал умнеть. В следующий раз, когда мне пришлось сооружать вольеры, на этот раз в Британии, я начал убирать все то, что считал излишним. Моей целью было построить минимальный, экономически выгодный вольep. Некоторые из этих вольеров тоже работали хорошо, все зависело от птиц. Типичный минимальный вольер показан в Falcon Propagation и на рисунке 2.7.1. Такие вольеры вполне подходят для хищников среднего размера, которым для размножения не требуются особенные стимулирующие факторы; мы их используем для большинства «коммерческих» программ.
Более привередливые виды имеют свои особенности. Самки видов, имеющих ярко выраженный половой диморфизм, таких как ястребы и новозеландский сокол, часто убивают своих супругов, поэтому для них лучше делать сдвоенные вольеры, сообщающиеся через окно. Окно может быть компактным, сетчатым, открытым или зарешеченным, таким чтобы через него мог пройти только caмец. Чтобы вычислить размер прохода, мы помещали самца в садок с решетчатой стенкой, расстояние между прутьями которой можно было регулировать и оставляли его на несколько часов, чтобы посмотреть, сможет ли он выбраться. Мы подгоняли прутья так, чтобы он едва мог пройти. То же самое мы проделывали с самкой. Затем мы делали окно с расстоянием между прутьями, равным среднему значению между этими двумя показателями. Многие пары лучше себя чувствуют, если не видят друг друга постоянно. Разлука обостряет чувства. При встрече кречеты демонстрируют красивую церемонию приветствия, но устают друг от друга, если проводят вместе целый день. Им нужна стимуляция. Нервные самцы ястребов лучше себя чувствуют, если в вольере есть кусты, за которыми можно укрыться.
Световой люк и изолированный вольер, разработанный д-ром Lеоnаrd Нunеll, отлично подходит для нервных птиц. Даже самые беспокойные птицы любят окна, это их успокаивает и вызывает безграничное любопытство. Конечно, окно не обязательно должно быть таким, как у нас дома, это может быть очень небольшое отверстие. Например, окна диаметром 5 сантиметров и расположенной рядом присады вполне достаточно для того, чтобы птица чувствовала себя комфортно; она может смотреть наружу и в то же время чувствовать себя невидимой. Птица легко может отступить внутрь вольepa, если люди подойдут слишком близко.
При строительстве вольера следует учитывать несколько моментов. Во-первых, это прочность. Boльep должен прослужить 10-20 лет, прежде чем понадобится капитальный ремонт. Это тот период, в течение которого пара может находиться в вольере, а ремонтные работы будут нарушать спокойствие птиц. Обшивка досками внахлест и дешевый лесоматериал не подойдет. Дерево быстро сгниет и птицы улетят или внутрь проникнет опасный для птиц хищник; результат обойдется дорого. Мы строим вольеры из гладко отшлифованных бетонных блоков. Вольеры из металлического профиля на деревянной раме тоже подходят, но это ненамного дешевле. Листы 0цинкованной стали хорошо подходят для внутренних стен, но могут громко шуметь во время сильного ветра. У нас есть один такой вольер, который мы называем «Громовой бокс». Все деревянные конструкции и крыша должны быть скреплены болтами посредством металлических стяжек, а вся пластиковая или стекловолоконная обшивка должна быть покрыта сеткой, поскольку пластик со временем ломается. Jemima Parry-Jones рекомендует кровлю "Onduline", этот материал, похоже имеет массу преимуществ.
Вольер должен быть полностью защищен от хищников, что подразумевает наличие надежного перекрытия высотой до уровня талии. Осенью могут появиться крысы, которых мы травим до того, как они проникнут в вольер. Кошки забираются на вольеры и в течение всей ночи могут сгонять птиц с кладок, в результате птенцы «почему-то» не вылупляются. Проволока под током вокруг крыши защищает от кошек, но для особо настойчивых приходится применять более крутые меры.
Вольер должен строиться таким образом, чтобы любой его угол был доступен для обозрения. Каждую птицу нужно ежедневно осматривать, чтобы заметить возможные признаки заболевания. Для того, чтобы наблюдать за птицами, мы используем глазки, односторонние стеклянные окна и замкнутые телевизионные сети. Материал из которого построен вольер и оборудование, особенно присад, пола и кормовых лотков, должен выдерживать обработку дезинфицирующими средствами широкого спектра действия, такими как "Virkon", иначе через несколько лет вольер превратится в рассадник различных бацилл. Полы у нас в основном бетонные, их легко убирать. Места наибольшего скопления помета можно засыпать круглым гравием или песком, а точки приземления застелить ковриками астротурфа. Крупный гравий дешевле, но он больше собирает бактерий и требует постоянной замены. В больших вольерах можно посадить траву, но при этом важно контролировать вегетацию, подрезать ее или привлекать к этому овец. Высокая крапива опасна и к тому же уменьшает доступное для полета пространство. Если птица упадет в нее, она может оттуда не выбраться. Скошенную траву в вольере оставлять нельзя, чтобы она не заплесневела.
Все присады мы покрываем высоким астротурфом, даже для дербника. У нас ни одна птица не болела пододерматитом, даже ловчие птицы, находящиеся «на пенсии», которые на Ближнем Востоке перенесли двустороннюю операцию на лапах. Основные присады делаются съемными, чтобы их можно было забирать для чистки, перед дезинфекцией все они моются под давлением. Любой объект или поверхность около присады покрыты гладким материалом, чтобы не стирались перья. Для ястреба Харриса и других видов, которые плохо переносят холод, присаду под астротурфом обертывают ленточным электронагревательным элементом, что предупреждает обморожения и сухую гангрену. Некоторые присады у нас большие и широкие, предоставляющие достаточно места для двух птиц. Так по мере знакомства птицы могут постепенно регулировать свое личное пространство. Присады варьируют от очень низких до очень высоких, чтобы птица могла набирать высоту перепрыгивая с присады на присаду. Это очень важно для некоторых крупных соколов; когда самка линяет и откладывает яйца, она не может взлететь вертикально и по-другому не сможет снова забраться в гнездо. Некоторые присады, обычно около гнезда, представляют из себя куски бетона. Здесь птица чистит клюв, что помогает держать его в порядке. Кормушки, ванны и т.д. должны быть установлены так, чтобы в них не попадали экскременты с вышерасположенных присад.
Окна наших вольеров открываются на юг тихой долины, поэтому в вольерах всегда много солнца. Каждая пара считает, что владеет этой долиной и активно защищает ее, если в 300 метрах появляется лисица. Кречеты неистово флиртуют с пролетающими мимо сарычами и цаплями.
Гнездовые боксы у нас большие и просторные, чтобы вместить большие выводки. Субстратом для всех видов хищных птиц служит мелкий круглый гравий, включая тех, которые строят свои гнезда из веток. Торф, сено или солома не используются. С тех пор, как мы передвинули наш амбар с сеном на 100 метров от птиц, мы полностью избавились от аспергиллеза. У птиц, гнездящихся на деревьях, субстратом гнезда служит круглый гравий, поэтому если неопытная птица плохо сделает гнездо, яйца все же будут в безопасности. Каждая пара имеет по крайней мере два гнезда, что дает возможность их поочередного использования. Для следующей кладки птицы почти всегда используют второе гнездо. Возле каждого гнезда установлен смотровой глазок; некоторые из них закрыты черной липкой лентой, которая отрывается или прокалывается по мере необходимости. Насиживающие птицы очень чувствительны. У нас есть самка, которую, чтобы оплодотворить, необходимо контролировать всю ночь, поэтому мы поставили небольшой ночник с регулятором силы света. Он используется только две-три ночи и включается когда это действительно необходимо.
Для кормления птиц мы используем разнообразные лотки и желоба. Главное, чтобы в них не попадали экскременты и они были доступны для проверки и чистки. Это предотвращает появление инфекций. Ванны можно наполнять из наружныx шлангов, при необходимости их забирают и стерилизуют.
Для хищников среднего размера, типа сапсанов, минимальную площадь вольера составляет около 23 кв.м, высота около 3.6 м. Большая высота будет скорее вызывать проблемы, чем решать их. Все окна должны располагаться как можно выше и быть недосягаемыми снаружи. Конечно, если вольер строится как демонстрационный, то птиц должно быть видно. В этом случае придется решать множество дополнительныx вопросов, например, как заставить птиц размножаться в таком вольере.
Вы, наверно, заметили, что я ничего не сказал про защиту от воров. Главное правило безопасности - это ее не обсуждать. Поэтому я не буду.