Задание 2. Прочитайте текст выступления и сравните его с рабочим планом. Подчеркните смысловые повторы.
Рабочий план выступления «Роль вознаграждения в мотивации деятельности»
1.Теория неоднозначности влияния вознаграждения на внутреннюю мотивацию деятельности человека.
2.Ослабление внутренней мотивации в результате вознаграждения. Примеры.
3.Усиление внутренней мотивации в результате похвалы. Примеры.
Текст выступления «Роль вознаграждения в мотивации деятельности»
Традиционно считается, что вознаграждение всегда усиливает побудительные мотивы деятельности человека. Однако существует теория, согласно которой роль вознаграждения неоднозначна и зависит от особенностей деятельности и от целей того, кто предлагает вознаграждение.
Если платить людям за то, что они и так с удовольствием делали, то они будут рассматривать свои действия как управляемые извне, а не внутренне мотивированные. Стоит заплатить людям за разгадывание кроссвордов, и они начнут разгадывать меньше кроссвордов, чем те, которые не получили ни копейки. Пообещайте детям вознаграждение за то, от чего они и так получают удовольствие (например, за игру в кубики), и вы превратите их игру в работу.
Когда люди делают то, что им нравится, без поощрения и принуждения, они объясняют это любовью к данному занятию. Внешнее поощрение заставляет людей быть более активными.
Похвала за хорошую работу заставляет нас почувствовать себя более компетентными и преуспевающими, это происходит потому, что реально усиливается наша внутренняя мотивация. Когда кто-то заранее предлагает нам ненужное вознаграждение, явно пытаясь контролировать наше поведение, это может подорвать нашу уверенность в том, что мы действовали так только потому, что это нам нравится. Награда и похвала, которые говорят людям об их достижениях и заставляют их подумать: «я очень хорошо это делаю», способствуют росту внутренней мотивации. Вознаграждение, которое ставит своей целью контролировать людей и заставляет их поверить, что они приложили свои усилия только из-за награды («я сделал это за деньги»), уменьшает внутреннюю оправданность приятного задания. Можно ли с помощью этой теории культивировать удовольствие от выполнения внутренне непривлекательных заданий? Например, что делать, если ребенок не хочет заниматься музыкой или если сотрудник фирмы не собирается звонить потенциальным клиентам с предложениями о продаже? В этих случаях психологи рекомендуют родителям, учителям и менеджерам воспользоваться какими-нибудь побудительными мотивами, чтобы вызвать желаемое поведение. После того как человек дает согласие, предложите ему внутреннюю причину, оправдывающую его поступок, например ребенку можно сказать: «Я знал, что ты поделишься своими игрушками, потому что ты великодушный человек». Если учитель, предлагая ученикам определенное учебное задание, использует вознаграждения и стимулы, чтобы они почувствовали себя компетентными, он сможет добиться того, что ученики будут получать удовольствие от решения проблемы и начнут стремиться к самостоятельным занятиям. Если учителя используют вознаграждение для контроля за детьми, стремление детей к учебе может уменьшиться. Один мальчик с удовольствием каждую неделю «проглатывал» 6-8 библиотечных книг до тех пор, пока в библиотеке не открылся клуб, который обещал устроить праздник для тех, кто прочел 10 книг за три месяца. Мальчик стал читать только 1-2 книги в неделю.
По книге: Майерс Д. Социальная психология.
Задание 3. Отредактируйте текст выступления (задание 2).
Условия успешного общения.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
В каждом высказывании говорящий предстает как человек с определёнными этническими, национальными, культурными характеристиками, обнаруживая свои особенности мировосприятия, этические и ценностные ориентиры.
Успешность речевого общения– это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия.
Необходимым условием возникновения диалога и успешного его завершения является потребность в общении, т.е. к о м м у н и к а т и в н а я з а и н т е р е с о в а н н о с т ь.
Это первая ступень к успешному завершению разговора. На заинтересованность в общении и равные права в диалоге не влияют:глубина знакомства; степень социальной значимости; эмоциональный фон.
Следующее важное условие успешного общения – н а с т р о е н н о с т ь н а м и р
с о б е с е д н и к а, близость мировосприятия говорящего и слушающего. Речевые формы правильной настроенности на мир слушающего самые различные: вид обращения, интонация, тембр голоса, темп речи, повторы, особые средства выражения отношения говорящего к предмету речи (эпитеты, оценочные наречия, вводные слова и предложения), к собеседнику, намёки, паузы, молчание и т.п.
главным условием успешного речевого общения является у м е н и е с л у ш а т е л я
п р о н и к н у т ь в к о м м у н и к а т и в н ы й з а м ы с е л г о в о р я щ е г о.
Коммуникативная компетенция предполагает знание социокультурных норм и стереотипов речевого общения.
Успешность общения зависит от с п о с о б н о с т и г о в о р я щ е г о в а р ь и р о в а т ь с п о с о б я з ы к о в о г о п р е д с т а в л е н и я того или иного реального события.
Взаимопонимание, правильное истолкование позиции говорящего по какому-либо вопросу возможно только в том случае, если речь образна, искренна, эмоциональна, находит отклик у собеседника. Не следует сообщать собеседнику только факты; следует соединять информацию с собственным осмыслением. Это может быть ирония, юмор, парадокс, символ, образ. Такая речь – всегда поиск согласия.
На успешность речевого общения влияют в н е ш н и е о б с т о я т е л ь с т в а: 1.присутствие посторонних,
2.канал общения (например, телефонный разговор, записка, письмо, беседа наедине), 3.настроение,
4.эмоциональный настрой,
5.физиологическое состояние.
Всё это может предопределить судьбу разговора.
Важным компонентом успешного речевого общения является з н а н и е г о в о р я -щ и м н о р м э т и к е т н о г о р е ч е в о г о о б щ е н и я.
Также к успеху ведёт у с п е ш н ы й п р о г н о з в о с п р и я т и я с л у ш а т е л е м р е п л и к г о в о р я щ е г о, умение говорящего предугадать «как слово наше отзовётся».
Подводя итоги, можно сказать, что успешность речевого общения зависит от желания участников в форме диалога выразить своё мнение, желание, просьбу, сообщить что-либо; от умения определить все личностные особенности собеседника, организовать в соответствии с этим свои реплики, содержащие информацию по определённому вопросу, выражающие мнение, побуждение к действию или вопрос в приемлемой при данных обстоятельствах форме, на достойном собеседников интеллектуальном уровне, в интересном ракурсе.
Коммуникативные неудачи –это недостижение инициатором общения коммуникативной цели, отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.