1. выбор темы и формулировка «рабочего» названия выступления
1. сбор материала
2. сбор материала
2. отбор материала и его организация
3. составление рабочего плана
3. обдумывание материала (связка деталей, комментирование материала)
4. написание основной части текста выступления с одновременным уточнением рабочего плана
4. первая редакция ключевых слов (предварительная редакция)
5. написание вступления и заключения
5. стилистическое оформление главной части (упражнение в словесном оформлении)
6. редактирование текста выступления
6. формулирование вступления и заключения
7. запоминание основного плана выступления
7. общий контроль
8. подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом, запись на магнитофон и т.п.)
8. вторая редакция ключевых слов (окончательная редакция)
9. мысленное освоение
10. риторическое освоение (проба речи)
Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему:
Выбор темы и формулирование рабочего названия выступления → сбор материала → рабочий план → введение и заключение → краткий просмотр целого (для проверки логики и достижений целей выступления, а также правильности расчёта времени)
Рассмотрим подробнее эти этапы.
Выбор темы и названия речи.
1. Если тема выступления задана заранее(информативное выступление на семинаре; убеждающая речь в конфликтной ситуации и т. п.), подумайте, как лучше преподнести ее аудитории. Только вы определяете, каким образом и на каком материалебудут раскрыты основные положения предложенной темы.
2. Если вы не ограничены в выборе темы, продумайте, что может заинтересовать слушателей, и выберите тот предмет, в котором лучше всего ориентируетесь.
3. Выбрав тему, сформулируйте «рабочее» название вашего выступления.
Название речи
Таблица 20.
должно
не должно
1. быть ясным, четким, кратким;
2. отражать содержание выступления (по названию можно предположить, о чем
пойдет речь);
3.привлекать внимание слушателей
1.содержать общих формулировок;
2.быть длинным и излишне наукообразным
Сбор материала
У каждой книги есть свой «паспорт» — это ее справочный аппарат. Основными элементами справочного аппарата являются библиографическое описание книги и аннотация.
Справочные материалы. Таблица 21.
Библиографическое описание книги
Пример
1. Фамилия, инициалы автора (авторов)
Бердникова Е. А., Петрякова А. Г.
2. Название книги
Тесты по культуре речи.
3. Место издания (город)
М.:
4. Название издательства
Флинта,
5. Год издания
2010.
Библиографическое описание обычно находится в трех местах книги:
1. на титульном листе;
2. на обороте титульного листа;
3. на последней странице книги.
Аннотация книги — краткая характеристика книги, в которой читатель найдет ответ на два главных вопроса:
1. Для кого эта книга?
2. О чем в ней рассказывается?
Например, аннотация книги «Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум» (М., 2010): «Справочник» представляет собой сборник нормативных сведений, касающихся трудных случаев произношения, словоупотребления, использования грамматических форм современного русского литературного языка, а также орфографии, пунктуации и правил оформления письменного текста и деловых бумаг. Задания, направленные на усвоение и практическое применение представленных в «Справочнике» сведений, содержатся в «Практикуме».
Пособие предназначено для самообразования, факультативных и индивидуальных занятий с преподавателем.
Аннотация обычно помещается на обороте титульного листа.
Где что искать
Таблица 22.
Книги
Сведения о них вы найдете
Книги, точное название которых вам известно, если они:
— созданы авторским коллективом (например, коллективная монография)
— не имеют индивидуального автора (например, сборник статей)
В алфавитном каталоге
Книги по определенной теме
В систематическом каталоге
Составление рабочего плана. Работа над основной частью текста.
Выступление должно состоять из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Каждая часть выступления имеет свою цель.
Цели основной части выступления:
♦ сформулировать общие положения;
♦ сообщить слушателям новую информацию;
♦ последовательно разъяснить выдвинутые положения;
♦ доказать правильность выдвинутых положений;
♦ подвести слушателей к необходимым выводам.
При написании основной части выступления сначала составляют рабочий план. При составлении рабочего плана необходимо определить, в какой последовательности будут изложены основные вопросы, — композицию текста. Основное требование к композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала. Важно расположить материал таким образом, чтобы он помогал раскрыть главную мысль выступления.
При составлении рабочего плана выступления можно:
а) сохранить композицию исходного текста, если выступление представляет собой пересказ какой-либо одной статьи, книги и т. п.;
б) изменить композицию исходного текста (текстов), выбрав способ изложения материала, который в наибольшей степени соответствует цели выступления, аудитории, перед которой вы будете выступать, продолжительности выступления и другим факторам.
Запомните!
Композиция текста — структура текста (строение, расположение и соотношение его составных частей).
План текста — краткое письменное отображение композиции текста.
Способ изложения — метод построения текста заданной композиции.
Возможные способы изложения материала
Индуктивный способ — изложение материала от частного к общему.
Дедуктивный способ — изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам).
Метод аналогии — изложение от частного к частному (переход от известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов, рассуждение или описание по аналогии с известным).
Ступенчатый способ — последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей.
Исторический способ — изложение материала в хронологической последовательности (разновидность ступенчатого).
Концентрический способ — расположение материала вокруг главной проблемы,
переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его
рассмотрению.
Использование различных способов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной, нестандартной.