Задание 2. Отметьте в приведенных текстах лексические, морфологические
и синтаксические особенности научного стиля. Проследите, как соединены
между собой предложения в составе абзацев, абзацы в составе текста.
1. Валентность (от лат. Valentia - сила) - способность слова вступать в синтаксические связи с другими элементами. В лингвистику впервые ввел это понятие С.Д. Кацнельсон (1948). Л. Теньер, введший термин «валентность» в западноевропейское языкознание для обозначения сочетаемости, относил его только к глаголу и определял валентность как число актантов, которые может присоединять глагол. Он различал глаголы авалентные (безличные: «Светает»), одновалентные (непереходные: «Петр спит»), двухвалентные (переходные: «Петр читает книгу»), трехвалентные («Он дает книгу брату»)…
В современном языкознании развивается более широкое понимание валентности как общей сочетательной способности слов и единиц иных уровней (Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990. - С. 79-80).
2. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций общения. В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (Г.М. Андреева). Близкая классификация предлагается в работах Б.Ф. Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема-передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния (Психология, М., 1990. - С. 224).
Задание 3. Подберите 10-15 медицинских терминов, в состав которых входят интернациональные словообразовательные элементы:
авто- (греч. autos - сам)
анти- (греч. anti - противоположный)
био- (греч. bios - жизнь)
гипер- (греч. hyper - над, сверх)
гипо- (греч. hypo - внизу, снизу, под)
интер- (лат. inter - между)
интра- (лат. intra - внутри)
мета- (греч. meta - после, за, между)
микро- (греч. mikros - малый)
моно- (греч. monos - один)
морфо- (греч. morphe - форма)
мульти- (лат. multum - много)
нео- (греч. neos - новый)
поли- (греч. poli - много)
пост- (лат. post - после)
прото- (греч. protos - первый)
псевдо- (греч. pseudos - ложь)
суб- (лат. sub - под)
супер- (лат. super - сверху, над)
экстра- (лат. extra - вне, сверх)
Задание 4. Одним из жанров научного стиля является реферат - композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.). Ниже даны стереотипные речевые формулировки, присущие этому жанру.
В статье под заглавием «…», помещенной в журнале «…» №… за …год, излагаются взгляды (проблемы, вопросы)…
Тема и проблема:
Рассматриваемая (данная) статья (работа) посвящена теме (чему?) (проблеме,
вопросу…)
Работа представляет собой анализ (обзор, описание) (чего?)
В статье описывается (анализируется, излагается, обобщается) (что?)
Ставится вопрос (проблема) (чего?)
Автор затрагивает вопрос (о чем?); автор касается проблемы (чего?)
Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем,
что…
Цель:
Цель статьи - показать (что?)
Целью работы является описание (уточнение, выявление, определение, анализ)
(чего?)
Описание содержания:
Автор рассматривает (считает, утверждает, доказывает, подчеркивает, выделяет,