Официально-деловой стиль речи. Составление личной документации. Формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях
Точность формулировок для законодательных текстов проявляется в употреблении специальной лексики (канцеляризмов), в однозначности употребляемых слов, в ограниченности синонимической замены, в повторяемости ключевых слов.
Неличный характер деловой речи проявляется в отсутствии указания на конкретное лицо (кроме личных деловых бумаг).
Стандартизованность, стереотипность построения текста характеризуется особым построением, формой деловых бумаг, обилием устойчивых оборотов деловой речи (в установленном порядке, обжалованию не подлежит).
Долженствующе-предписывающий характер деловых документов заключается в самом их назначении и содержании, документы регулируют официальные и правовые отношения в обществе.
Языковые особенности официально-делового стиля
· Использование специальной лексики (дипломатической, общественно-политической, юридической), канцеляризмов; не допускается использование экспрессивных, изобразительных средств языка.
· Использование собирательных(молодёжь, правительство, народ) и отглагольных существительных; использование неопределённой формы глагола, иногда цепочки глаголов – инфинитивов (предприниматель обязан выполнять обязательства, заключать трудовые договоры, осуществлять социальные виды страхования), глаголы в форме 3-го лица используются в неопределённо-личном значении; использование кратких прилагательных (должен, обязан, готов); использование местоимений в 3-м лице; частое употребление отымённых предлогов и союзов (в соответствии, в связи с, ввиду того что).
· Часто используются развёрнутые, осложнённые простые предложения (с однородными членами, с обособленными оборотами).
Жанры официально-делового стиля обслуживают
· сферу деловых отношений (распоряжения, приказы, деловые бумаги),
· юридические отношения (конституция, договор, гражданские и уголовные законы, указы, акты),
Канцеляризм –слово, устойчивое словосочетание, грамматическая форма или конструкция, употребление которой в литературном языке закреплено традицией за официально – деловым стилем речи: опись, доверенность, подача заявления, согласно утверждённому плану, в целях, в связи с вышеизложенным и т.д.
Нормы употребления канцеляризмов
· только в рамках официально – делового стиля речи
· в художественной литературе как стилистический приём характеристики персонажа.
В и д ы д о к у м е н т ов
Таблица 31.
организационно-распорядительные
информационно-справочные
частные (личные) деловые бумаги
- закон
- указ
- постановление
- приказ
- положение
- устав
- план
- акт
- отчёт
- протокол
- справка
- деловое письмо
- докладная записка
1. Кому(название учреждения или должностного лица с указанием ФИО.)
2.От кого (ФИО в род. п., а также должность)
3.Заголовок
4.Текст документа (просьба, объяснение, сообщение)
5.Дата (слева) и подпись (справа)
6.Адрес(даётся или сверху после фамилии перед заголовком, или после указания числа внизу)
7.Перечень прилагаемых документов (их название, когда и зачем выданы).
Прилагаться могут справки, документ об образовании, автобиография и т.д.
1. Заголовок: Автобиография.
2.В виде связного текста пишутся следующие данные:
- ФИО(Я, Иванов И.И,…)
- дата и место рождения
- семейное положение
- родители (их полное ФИО, чем занимаются)
- образование
- начало трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения)
- указать, если имеются, поощрения, награждения
-дата(слева)
и подпись(справа)
1.ФИО
2.дата и место рождения
3.семейное положение (у детей – дата рождения)
4. гражданство
5. адрес и телефон (дом. и служ.)
6. должность, которую хочет получить соискатель
7. образование (перечень начинать с последнего уч. заведения, далее перечисление – в обратном порядке)
8. опыт работы (где и кем работал в обратном хронологическом порядке)
9.профессиональные навыки (знание языка, владение компьютером и т.д.) 10.возможные командировки
11. личные качества (ответствен, коммуникабелен, доброжелателен и т.д.)
12. дата составления
1.Общие данные (ФИО., год и место рождения)
2.Сведения об учёбе (аргументированные)
3.Интересы, увлечения, способности
4.Взаимоотношения в коллективе, с товарищами
5.Вывод, пожелания
6.Указание на цель составления характеристики.
Характеристика всегда подписывается руководителем организации (предприятия), заверяется печатью и указывается дата.