Термины «авангард» и «модернизм», их содержание. Истоки авангарда в европейском искусстве рубежа XIX—XX вв. Резкое убыстрение художественного процесса в начале ХХ века. Стремление к объединению и множественность направлений в поисках нового языка и новых форм выражения своих представлений и эмоций. Фовизм и кубизм — первые и основополагающие течения в истории авангарда (условность названий и их происхождение).
Фовизм. Лидирующая роль Анри Матисса в формировании этого течения. Главенствующая роль цвета в живописи фовистов, его интенсивность, материальность красочной фактуры и шокирующий принцип сочетания цветов (Матисс «Роскошь, покой, сладострастие», «Танец»).
Кубизм и творчество его создателей Пабло Пикассо и Жоржа Брака. «Авиньонские девицы» Пикассо и значение этой картины в истории авангарда. Эволюция кубизма. Геометризация натуры в произведениях Пикассо и Брака в начальной стадии кубизма (Брак, «Дома в Эстаке»). Аналитический и синтетический периоды. Разрушение объекта изображения и перекомпоновка его, новое понимание пространства. Отказ от принципа подражания натуре и традиционной структуры картины, построенной по физическим и оптическим законам. Утверждение живописи как самостоятельной реальности, подчиняющейся собственным законам. Особый смысл введения в картины букв, слов, цифр и коллажа — разного рода наклеек на холст (Пикассо «Портрет А. Воллара», Брак «Газета и бутылка»).
Экспрессионизм в Германии. Смысл термина, его употребление в широком смысле и как обозначение национального варианта авангарда 1900-1920-х годов. Художественные принципы объединения «Мост». Программная антиклассичность образов. Острота гротеска в истолковании реальности. Нарочитое огрубление языка, интенсивность цвета и выразительность линии в живописи и графике немецкого экспрессионизма (Эрнст Людвиг Кирхнер «Обнаженные на солнце», «Женщина перед зеркалом», Эмиль Нольде «Пророк»).
Абстракционизм как логическое следствие развития европейского авангарда и роль Василия Кандинского в формировании этого направления. Программа группы «Синий всадник», созданной Кандинским в Мюнхене. Развитие идей романтизма и символиза о назначении искусства, взаимосвязи музыки, поэзии и живописи. Теоретическое обоснование абстрактной живописи как пути к духовному, выраженному чистым языком красок и форм, их динамическим взаимодействием (Кандинский «Композиция № 7»). Формирование геометрического направления в абстрактной живописи. «Неопластицизм» Пита Мондриана. Деперсонализация стиля, утверждение порядка, жестких математических законов построения живописной формы (Мондриан «Композиция в красных, желтых и синих тонах»). Развитие абстракционизма в 50-70-х годах. Усиление субъективного начала в живописи абстрактного экспрессионизма (Джексон Поллок «Осенний ритм № 30»).
Футуризм. Идеолог направления итальянский поэт Ф. Маринетти. Агрессивный характер манифестов футуризма: призывы к разрушению старой культуры, воспевание индустриальной цивилизации и апология машины как ее символа. Попытки изобразить в пластических искусствах динамизм времени (Джакомо Балла «Автомобиль + скорость»). Идея реконструкции мира. Проекты новых городов архитектора Антонио Сент-Элиа.
Дада — интернациональное движение, объединившее во время Первой мировой войны поэтов, художников, музыкантов на основе тотального нигилизма. Принципиальная бессмысленность названия этого направления. Отрицание традиционных ценностей гуманизма и человеческого достоинства. Вызов культуре (Марсель Дюшан «Мона Лиза с усами»), выявление абсурдности и алогичности мира в манипуляциях с «готовыми продуктами» цивилизации (Дюшан «Велосипедное колесо»), в эпатирующих акциях, коллажах и фотомонтажах. Дадаизм и его роль в формировании контркультуры, контрискусства последних десятилетий ХХ в. (концептуализма, перформансов, хепенингов), поп-арта 50-70-х годов, постмодернизма и сюрреализма.
Сюрреализм в литературе, кинематографе и изобразительном искусстве. Роль французского поэта А. Бретона в создании и теоретическом обосновании сюрреалистического метода. Интернациональный характер и длительность существования направления. Влияние идей З. Фрейда и К. Г. Юнга на формирование сюрреализма. Утверждение цели искусства как освобождение человека от социальной, семейное, христианской морали, религиозных и общественных табу. Выявление сферы бессознательного и творчество без контроля разума. Разнообразие стилей и методов воплощения сюрреалистической концепции в изобразительном искусстве. Сальвадор Дали. Воплощение в творчестве Дали сексуально-агрессивных видений, образов смерти, картин разрушений, метаморфоз и бессмысленности мира («Зов пола», «Осенний каннибализм»).
Ру́сский аванга́рд — одно из направлений модернизма в России в 1900-1930 гг., расцвет которого пришелся на 1914–1922 гг.
Основными направлениями русского авангарда были:
Абстракционизм, Василий Кандинский
Супрематизм, Казимир Малевич
Конструктивизм, Владимир Татлин
Кубофутуризм (Кубизм, Футуризм), Владимир Маяковский
Сергей Бирюков: «Русский авангард мне представляется более фундаментальным, глобальным, мессианским. Европейский в разных странах разный, но в целом более технологичный. Это относится как к живописному, так и литературному авангарду. Приведу такой пример. Году кажется в 83-м в Москве открылась выставка «Москва — Париж». И вот там на фоне знаменитейших французских художников были две или три картины Павла Филонова. Всё погасло — весь цвет французской живописи. Такого художника, как Филонов, просто не было ни в одном авангарде европейском. Недавно я разговаривал с моим приятелем, очень хорошим немецким поэтом. Он мне: «Немецкий авангард слабый». А я, между прочим высоко ценю немецкий дадаизм. И привожу ему примеры. Он мне одним ударом: «Ну у нас же не было Хлебникова».