Поняття «Художня культура». Місце ХКв системі культури.
Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. Благодаря художественной культуре человек способен образно отражать и моделировать мир.
Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Художественная культура как подсистема двух больших систем; культуры и общества. Соответствие структуры художественной культуры структуре человеческой личности; эмоциональный опыт человечества как итог накопления личностного опыта. Диалектика понятий культуры материальной и духовной. Соотношение художественной культуры с иными видами культуры. Своеобразие понятия мозаичной культуры в XX веке. Культура как система.
Соотношение художественной культуры с другими формами общественного сознания. Художественная культура и религия; специфика религиозного и художественного образа— эмпиричность и иррациональность; понятие эйдетизма в художественной культуре. Художественная культура и мораль; понятие вечных ценностей в художественной культуре, специфика “вечных тем”—любви, добра и зла, совести, долга—в художественной культуре разных эпох. Художественная культура и политика; воздействие общества (социализация) и индивидуализация творческой личности в государственной системе; позитивные и негативные аспекты воздействия политики на художественную культуру. Художественная культура и наука; воздействие научно-технического прогресса на отдельные виды искусства; отражение новой проблематики в явлениях художественной культуры.
Социальные функции художественной культуры. Коммуникативная (адаптационная) функция и ее существование на межличностном, межвременном и межрегиональном уровнях. Значение коммуникативной функции в различные эпохи. Исторические закономерности проявления познавательной функции в ее взаимодействии с другими, видоизменение ее с усложнением общественных отношений и человеческой психологии. Противоречивый характер проявления воспитательной функции в соотношении с функциями коммуникативной и познавательной. Диалектика “морализаторства” и “художественности” в античном искусстве, в эпоху классицизма, Просвещения и в современном мире. Взаимосвязь гедонистической функции со всеми прочими функциями, ее значение для полного осуществления этих функций.
Художественный образ как центральная структурная единица художественной культуры. Специфика творческого процесса как условие создания художественного образа. Талант в сфере художественной культуры, его определение, основные признаки и особенности проявления в различных видах искусства. Основные признаки художественного образа: обобщенность, неповторимость, многогранность. Диалектика объективного и субъективного, рационального и бессознательного в художественном образе. Роль фантазии в создании художественного образа; художественный образ как единство отражения и преображения жизненной картины. Структура художественного образа; специфика взаимодействия содержания и художественной формы особенности и соотношение их в различные эпохи.
Структура ХК. Мистецтво як ядро ХК.
Структура художественной культуры - совокупность и взаимосвязь составных элементов, обеспечивающих целостность и устойчивость художественной культуры как системы сохранения и воспроизводство ее основных свойств.Художественную культуру как сложную и динамичную систему можно рассматривать с разных точек зрения. Во-первых, с точки зрения составляющих ее элементов. Во-вторых, она может рассматриваться с точки зрения ее социального и идейно-эстетического содержания.
В этом случае в центре исследования - теории, взгляды, художественные ценности, особенности художественно- образного воплощения тех или иных произведений и т.д. которые в решающей степени зависят от характера общественного строя и мировоззренческих позиций творцов художественной культуры. В-третьих, с точки зрения ее функционирования: создания воспроизводства, освоения, распространения художественных ценностей в обществе. Все эти стороны художественной культуры представляют собой единое, неразрывное целое, которое возможно отделить друг от друга только в абстракции, в целях научного анализа. Собственно структура художественной культуры состоит из трех сфер. К первой сфере относится ядро художественной культуры - искусство, ко второй - художественные элементы материальной и социальной сферы, к третьей сфере - науки, изучающие художественную культуру.
Искусство, ядро художественной культуры, может быть рассмотрено как с точки зрения разных форм художественной деятельности (виды искусства), так и сточки зрения субъектов художественного творчества, самодеятельное искусство, профессиональное искусство.
Под видами искусства понимаются особые области художественной деятельности, отличающиеся, потому какие стороны жизни они отражают, по материалу и характеру художественной образности, а также способу удовлетворения эстетической потребности.
Существуют различные взгляды на принципы деления искусства. При этом в основу деления кладутся самые разные основания.
В этом случае, когда в основу классификации искусства положены художественные средства, с помощью которых создается художественный образ, говорят об искусствах изобразительных и выразительных. Существует деление искусства на пространственные, временные и пространственно-временные ( пространственные - архитектура, живопись, скульптура и так далее; временные - музыка, литература; пространственно-временные - театр, хореография, кино и др.) связано с тем, что к произведениям искусства применяются понятия пространства и время, как к реальным предметам объективного мира. Понятие «синтетическое искусство» - театр, кинематограф, цирк, эстрада - подчеркивает наличие и других искусств, включенных в них. Существует деление искусства на зрительные и слуховые, в котором определилась специфика их восприятия различными органами чувств.
Внутри каждого вида искусства выделяют жанры, отличающиеся особыми, только им свойствами, сюжетными, стилистическими признаками. Деление на жанры также может осуществляться по разным основаниям, что в значительной степени зависит от особенностей того вида искусства, в рамках которого это деление.
По субъекту создания искусство может быть разделено на следующие группы: народное художественное творчество, самодеятельное искусство, профессиональное искусство.
Народное художественное творчество лежит в основе художественной культуры. Отражая стихийно складывающиеся в процессе исторической практики мировоззрение, эстетические идеалы и вкусы людей. Народное творчество отличается своеобразием, национальным характером, свободолюбием, стремлением к справедливости и добру. В народном коллективном искусстве используется веками накопленные проверенные и уточненные многими поколениями художественные образы и приемы творчества. Преемственность и устойчивость художественных традиций успешно сочетаются в нем с индивидуальным мастерством в обращении к привычным изобразительно - выразительным средством, знакомым сюжетным линиям и т.п. Много вариантность, доступность, яркость и импровизационность - неотъемлемые черты народного творчества.
Художественная самодеятельность является творчеством масс в разных областях искусства. Участники художественной самодеятельности совмещают занятия искусством со своей профессиональной деятельностью. В отличие от народного художественного творчества формой организации самодеятельного искусства являются кружки, студии и т.п. Работой их руководят профессионалы, имеющие специальное художественное образование, достигшие значительной степени творческой зрелости и мастерства. Из числа членов самодеятельных коллективов идет постоянное пополнение творческих коллективов.
Искусство как ядро художественной культуры отличает личностный по преимуществу, тип авторства; необходимость высокого мастерства, совершенного владения законами, приёмами, методами, языком того или иного вида искусства; неповторимый, оригинальный способ решения творческой задачи; преимущественно опосредованный характер художественной коммуникации (отделение произведения от автора, передача через средства массовой информации - книги, радио, телевидение и т.д.)
Основными видами искусства являются:
Изобразительное искусство - это искусство, создавшее осязаемое и наглядное изображение мира в пространстве или на плоскости, воспринимаемое зрителем. К изобразительному искусству относятся живопись, скульптура, монументальное и декоративно- прикладное искусство.
Живопись- вид изобразительного искусства, в котором предметы и явления реальной жизни изображаются при помощи красок. Основным жанром живописи являются: пейзажи, натюрморты (передача естественных предметов: фрукты, цветы, рыба и т.д.), портрет (индивидуальный или коллективный), тематическая картина (историческая, банальная, жанрово- бытовая), анималистический жанр (изображение животных, птиц).
Особое место в живописи занимает миниатюра- произведение искусства в малых размерах с особой тщательностью исполнения.
Скульптура - искусство, главной задачей которого является создание объемного, физически трехмерного изображения предмета. Жанрами в скульптуре являются: портретный, исторический, жанрово- бытовой, орнаментальный, анималистический.
Графика - вид изобразительного искусства, основывающийся на искусстве рисунка. Различают станковую графику, когда произведение играет самостоятельную роль, подобно картине или скульптуре, книжно-газетную графику, промышленную и прикладную графику.
К монументальному искусству относятся произведения искусства, находящиеся в органической связи с архитектурой, а также с окружающей эти произведения природой, но обладающей самостоятельной художественной живописной жизнью. Для произведений монументального искусства характерно широкое обобщение, крупные формы. Монументальная культура имеет следующие разновидности: памятники, монументы, скульптурно- архитектурные ансамбли.
Литература - вид искусства, основывающийся на словесном творчестве, специфический способ художественно-образного познания мира. Художественную литературу делят на три рода: эпос, лирику и драму.
К эпической литературе относят жанры: романс, повести, рассказ, очерки и так далее.
К произведениям лирического типа относят по преимуществу поэтическое творчество (поэму, оду, элегию и т.д.). Драма является особым видом литературы предназначенным для воспроизведения ее на сцене театра. К жанрам драматическим относят: драму, комедию, трагедию, фаре, трагикомедию и др.
Главным выразительным средством литературы является слово.
Театр - вид зрелищного искусства. В нем сочетаются возможности искусств, рассчитанных как на зрительное, так и на слуховое восприятие. Существует несколько видов театра: драматический, музыкальный (оперы, оперетты, балеты), пантомимы, театр кукол, театр малых форм и так далее. Театр - искусство синтетическое, соприкасающееся с другими искусствами, использующее их выразительные средства и технику.
Музыка - вид искусства, сущность которого состоит в отражении жизни, воплощение идей и чувств человека в музыкальных образах. Основой музыки - музыкальный звук - плод творческой деятельности сознания, развития художественной культуры. Существует несколько основных делений музыки. По способу исполнения принято делить на: вокальную, инструментальную и вокально-инструментальную. По способу бытования музыка подразделяется на: народную, профессиональную, самодеятельную.
Киноискусство - вид искусства, возникший на технической базе и объединивший в себе возможность других искусств. В киноискусстве исторически сложились четыре вида: художественный, документальный, научно- популярный и мультипликационный. Жанры кино родственны жанрам прозы – эпопея, роман, повесть, новела ; жанрам драматургии - трагедия, драма, мелодрама, комедия приключенческий фильм, а также смешанные жанры - боевик, научно-фантастический фильм, фильм ужасов. В настоящее время возникают новые жанровые образования - полижанр.
Цирк - вид искусства, включающий в себя различные художественные спортивные и другие номера. Характерной чертой этого вида искусства является его многожанровость: клоунада, акробатика, эквилибристика, музыкальная эксцентрика и др.