Отметим некоторые исторические предпосылки развития культуры эпохи барокко в 17 веке. Это было новым временем для культуры эпохи барокко. Почти 4 столетия эта культура все еще живет в нашем сердце. Драматизм и напряженность мировосприятия, интенсивность духовной жизни ощущается через века. Искусство эпохи барокко знаменито драматургией Шекспира, архитектурным ансамблем барочного Рима, живописью Рубенса, Рембрандта, скульптурами Бернини. Если рассматривать из нашей исторической эпохи культуру эпохи барокко, мы не можем не заметить внутреннюю завершенность смысла. Стиль барокко является временем от “Гамлета” до смерти Баха. Рождение эпохи было прорывом в будущее.
Западная Европа находилась в новой фазе экономических и политических отношений, которые принесли с собой новую культуру. Этому периоду свойственно развитие и борьба феодальных и капиталистических отношений, которое привело к столкновению мировоззрениядвух классов. 17 век является одним из самых важных эпох во всей истории. Все страны Европы проходили развитие от феодализма к капитализму, кстати, всё это имело остродраматический и неравномерный характер.
Идеологическим плацдармом для нового стиля являлось ослабление духовной культуры, раскол церкви (на протестантскую и католическую), борьба разнообразных вероисповеданий, отображающих интересы различных классов. Католическая вера выражала феодальные отношения, а протестантская вера буржуазные. В данной тяжелой, динамической, драматической атмосфере рождается новый стиль — новая культура эпохи барокко.
Основными характерними чертами культуры эпохи барокко являлись:
1. Развитие религиозной тематики;
2. Высокая эмоциональность;
3. Контрастные и эмоциональные образы;
4. Черты динамизма;
5. Поиск единого целого в противоречиях жизни;
6. В архитектуре преобладание овальных линий в зданиях;
7. В скульптуре подчинение общему декоративному оформлению;
8. В живописи минимизация прямолинейной перспективы, акцент на “бесконечности” пространства;
9. В музыке появление циклических форм (сонаты, концерты), оперы.
В культуре эпохи барокко произведения искусства как бы желают соединиться с другими. Можно сказать, что творцы эпохи барокко мыслят и как скульпторы, и как архитекторы, и как декораторы одновременно. Изначально очагом культуры эпохи барокко являлась Италия. Для неё — это период медленного заката многовекового прекрасного искусства. Самым ярким образом стиль проявлялся в архитектуре, для которой свойственно:
1. Усиление образов в основном в работах над фасадами. Фасад является декорацией, которая связанна со зданием. Колонны выступают вперед, превращаются в плоские пилястры. Оригинальные окна являлись либо пролетами, либо изобразительными элементами (к примеру, в дворце Цуккары, окна есть раскрытой пастью чудовища).
2. Стилизация привычных форм под другие (к примеру, церковь Сант-ИвоБаррамини. План здания выглядит как пчела).
3. Разнообразного рода излишества (проявляются в детализации, в обилии украшений).
Что касается скульптуры, то прослеживалась такая тенденция: фигура человека на фоне здания подобна концерту для певца и оркестра. Фигуры выползают за пределы ниши, декор становится объемным, за который можно войти. Скульптура похожа на живопись, живопись на скульптуру. Известным скульптором той эпохи был Антонио Канова, его произведения были отражением стиля барокко. Интересен выбор сюжетов, которые связанны с Библией, мифами драматического или героического плана. Его творениямонументальны, необычны, вычурны, динамичны (“Орфей”, “Геркулес и Лихас”).
А музыкальное искусство 17 века, как один из составляющих культуры эпохи барокко рождается как бы с решительного перелома, в основе которого лежит бескомпромиссная борьба против строгого стиля. Вследствие чего, музыкальный язык становится более динамичным, модернизируется музыкальное искусство, которое порождало новые творческие искания.
Одновременно с оперой развивается вокальный жанр оратория. Основным принципом оратории являлось раскрытие драматического содержания только с помощью музыкальных средств. Медленно итальянская оратория поглощает ораторию с латинским текстом. Хор вытесняет сольное пение. Возникновение истории инструментальной музыки 17 века — это возникновение инструментальных ансамблей с лидирующей ролью скрипки. В середине века соната, является циклом нового типа. Получил развитие и жанр сюиты. Его представителями были Арканджело Корелли и Антонио Вивальди.
Искусство Фландрии как составная часть культуры эпохи барокко.
Первая буржуазная революция, главной целью которой было освобождение народа от церкви, разделила страну на 2 части: юг (Фландрия, современная Бельгия) и север (территория Голландии). Мощный социальный и духовный подъем, который пережила Фландрия в период революции, имел весомоезначение в расцвете культуры эпохи барокко.
В начале 17 века происходит возрождение страны. Культовая архитектура впитывает черты итальянского барокко: в оформлении фасадов используют декор, который играет самостоятельную роль, применяют скульптуры, пластическую орнаментацию. К примеру, церковь святого Карла Барромея в Антверпене (1614-1621гг.).
Скульптура совмещает в себе народные традиции и итальянскую пластику барокко. Главным образом в искусстве Фландрии преобладала живопись, которая определяла пути развития архитектуры, скульптуры и художественной промышленности. Непревзойденным творцом эпохи был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Он прекрасно передал наследие итальянского Возрождения, которое заключалось в единстве мира, жизне утверждении, прославлении человека как центра мироздания.
Искусство Испании как составная часть культуры эпохи барокко.
Более грубое, строгое воплощение у стиля Барокко в Испании. В тот исторический период Испания переживала “Золотой век” в искусстве, и находилась при этом в политическом и экономическом упадке. Испания была первой страной с сформированной абсолютной монархией. Культура Испании эпохи барокко была декоративна, капризна, с изощренными формами, с дуализмом реального и идеального, аскетичного и телесного, скупости и нагромождения, смешного и возвышенного. Было похоже что живопись Испании никогда не выйдет из храмов. Художник Диего Веласкес (1599-1660) был первым, кто это сделал. Он был великолепным мастером психологического портрета и живописцем характера. Его картины многофигурные, со сложной композицией, многокадровые, детализированные, с отличным владением цветом.
Искусство Германии как составная часть культуры эпохи барокко.
Культура эпохи барокко дальше распространяется на Германию. Особенного роста достигла скульптура. В интерьере церкви стиля барокко ей принадлежит более весомая роль, чем живописи. Если учесть, что архитектура и скульптура были тесно связаны с немецкой традицией, то позиция живописи была достаточно сложной. Ослабление национальной традиции было трагической особенностью того исторического периода. Закономерным явлением было то, что живописцы ориентировались на другие европейские школы. Очень удивительной была музыка Германии, которая предоставляла разнообразные жанры и подарила миру истинного гения, И.С. Баха. В инструментальной музыке 17 века орган занимал одно из почетных мест.
Искусство Англии как составная часть культуры эпохи барокко
17 век был противоречивым и сложным для музыкы Англии. Творческое наследие музыки было мощным и неповторимым. В нём присутствовали традиции многоголосья, разработки полифонических форм. Но определённого исторического продолжения не получило. Движение идеи затормозилось и прерывалось из-за особенных исторических обстоятельств. Стиль барокко также выражался в литературе. В то время, когда скульптура, архитектура и живопись имели стремление к единству, в литературе можно было прослеживать похожие тенденции: лирика стремилась к величественности, монументальности. Одновременно ей была свойственна детализация и орнаментика.
Театральная жизнь была характерна:
1) условностью, витиеватостью стилей;
2) своеобразным языком с употреблением простонародных слов;
3) динамикой действий;
4) сложной композицией;
5) напыщенностью, аффектацией.
Искусство Руси, как составная часть культуры эпохи барокко
На Руси Барокко стало ведущим направлением искусства, только начиная с 18 века. В формах барокко воплощались классические традиции западноевропейского искусства, они позволила осуществить переход от старого художественного типа мышления к искусству Нового Времени.
В итоге, культура эпохи барокко занимает огромное культурное пространство, это рубеж 16-17 веков и до конца18 века. Её появление было закономерным процессом с точки зрения истории, он был подготовлен всем предшествующим развитием. Стиль барокко обрел свое воплощение в различных странах по разному, он выявлял их национальные особенности и в тоже время подготавливал их к новой эпохе — Просвещению. Культура эпохи барокко живет и в наши дни. Мир её так же безграничен, как и мир души человека