Раздел I. Общая характеристика физического воспитания: направленность, средства, методы, принципы
Глава I. Целенаправленность физического воспитания........................................... ......... 7
1. Педагогический характер и специфическая направленность процесса физического воспитания
2. Сущность задач, решаемых в физическом воспитании, и формы конкретной постановки их 11
2.1. Цель и основные задачи в физическом воспитании..............................
2.1.1. Социальные истоки цели, преследуемой в физическом воспитании —
2.1.2. Основные задачи..................... :.................................................... 14
2.2. Аспекты и формы конкретизации задач, решаемых в процессе физического воспитания.......................................................................... 21
Глава II. Средства и методы в физическом воспитании........................................... 28
1. Специфические средства и методы.................................................................... , —
1.1. Физические упражнения как средства физического воспитания . —
1.1.1. Исходное определение; содержание и форма физического упражнения.....................................................................................
1.1.2. Техника физических упражнений.............................................. 33
1.1.2.1. Общее понятие о технике двигательных действий . —
1.1.2.2. Некоторые характеристики и правил'а техничного
выполнения физических упражнений................................ 35
1.1.4. Классификация физических упражнений..................................... ........ 48
1.2. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения................................ *....................................................... . 50
1.2.1. Нагрузка при выполнении физических упражнений ....
1.2.2. Роль и типы интервалов отдыха в процессе упражнений . 58
1.3. Специфические методы физического воспитания.................................. 63
1.3.1. Методы строго регламентированного упражнения ....
1.3.2. Игровой и соревновательный методы.......................................... 73
2. Общепедагогические и другие средства и методы в физическом воспи тании ................................................................................................................ 77
2.1. Методы вербального (речевого) воздействия.................................. ....... 78
2.2. Методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения ... 79
2.3. Средства и методы обеспечения наглядности........................................ ....... ЯП
2.5. Роль естественносредовых и гигиенических факторов в физическом воспитании 83
Глава III. Принципы, регламентирующие деятельность по физическому воспи танию .......................................................................................................................... 85
1. Значение общих принципов в ориентации практики физического воспитания 85
2. Основные требования к реализации в физическом воспитании общеметодических принципов 86
Раздел II. Основные аспекты содержания и методики физического воспитания
Глава IV. Основы обучения двигательным действиям............................................ 114
1. Направленность и структура процесса обучения в физическом воспи тании ............................................................................................................... —
1.1. Двигательные умения и навыки как результат обучения; закономерности их формирования —
1.2. Целевые установки в обучении двигательным действиям .... 123
1.3. Предпосылки и общий порядок построения процесса обучения . 126
2. Особенности этапов обучения.............................................. :........................... ...... 130
2.1. Первый этап (начальное разучивание действия).................................. ....... —
2.2. Особенности средств и методики воспитания специфической вы носливости ............................................................................................ ...... 252
2.2.1. Особенности средств..................................................................... ....... —
2.2.2. Особенности методики................................................................ ...... 253
2.3. Сочетание различных сторон воспитания выносливости; система занятий....................................................................................................... ...... 260
Глава VIII. Направленное воздействие в процессе физического воспитания
на осанку, гибкость и некоторые свойства (компоненты) телосложения . 262
1.1. Объект и задачи......................................................................................... —
1.2. Средства и особенности методики.......................................................... ...... 268
2. Направленное воздействие на гибкость тела.................................................... ...... 273
2.1. Объект и задачи..................................................................................... ....... —
2.2. Средства и особенности методики........................................................ ...... 279
3. Некоторые аспекты регулирования мышечной и «пассивной» массы тела 283
3.1. Задачи и критерии................................................................................ .' . —
3.2. Предпочтительные средства и методы................................................... ...... 287
3.2.1. Особенности упражнений, стимулирующих рост мышечной массы; типичные черты методики . . ' —
3.2.2. Предпочтительные виды и режимы использования упражнений для устранения избыточной массы тела 293
Глава IX. Связь различных видов воспитания в процессе физического вос питания .................................................................................................................... 298
1. Решающие факторы направленного формирования личности........................ —
1.1. Общая направленность и комплексность воспитательных воздействий ...• —
1.2. Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого .... 300
1.3. Воспитывающая роль физкультурного коллектива............................. 302
2. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического воспитания........................................................................................................... 303
2.1. Нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание ... —
2.2. Интеллектуальное и эстетическое воспитание....................................... ...... 311
2.3. Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании . . 315
Раздел III. Формы построения занятий, планирование и контрольв физическом воспитании
Глава X. Формы построения занятий........................................................................ ...... 322
1. Разнообразие и общие черты форм построения занятий................................. —
2. Урочные формы занятий............................................................................... 327
2.1. Первостепенное значение урочных форм в педагогически направ-
ленной организации занятий ................................................................... 327
2.2. Логика и методика построения урока................................................. 329
2.3. Анализ урока....................................................................................... ...... 343
3. Особенности отдельных (неурочных) форм занятий в физкультурной
практике . ..................................................................................................... 347