Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Требования к физической подготовленности трудящихся в раз-



* См. официальные действующие программы по ППФП для ПТУ, средних спе­циальных и высших учебных заведений и производственных коллективов физиче­ской культуры.


личных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения.В различных сферах профессионального труда в нас­тоящее время насчитывается несколько тысяч профессий, а специ­альностей — десятки тысяч. Основные их отличия определяются особенностями предмета, технологии и внешних условий конкретно­го труда и выражаются в специфике трудовой деятельности, входя­щих в нее операций, действий (в том числе сенсорных и интеллек­туальных по восприятию, переработке информации, принятию реше­ний и двигательных по практическому воздействию на предмет тру­да), а всем этим обусловлены объективно неодинаковые требования , к функциональным возможностям, физическим и другим качествам людей, профессионально занимающихся тем или иным видом труда.

Лишь сравнительно немногие из современных профессий требу­ют предельной или близкой к ней мобилизации физических способ­ностей в процессе самой трудовой деятельности (это главным обра­зом профессии, осложненные экстремальными условиями деятель­ности — испытатели летной и иной транспортно-скоростной техники, профессиональные военнослужащие, оперативные работники след­ственных органов, водолазы и т.д.). В большинстве же видов профессионального труда, даже физического, требования к физи­ческим возможностям работающих нормированы далеко не на пре­дельном уровне (по обобщенным данным М. И. Виноградова, мощ­ность работы при выполнении большинства трудовых двигательных действий в сфере физического труда, как правило, не превышает 30 % от индивидуально максимальной). Тем не менее это по указан­ным уже причинам не исключает целесообразности специализиро­ванной физической подготовки в процессе профессионального образования, а во многих профессиях — и в годы основной трудовой деятельности.

Некоторое представление о требованиях, предъявляемых рядом распространенных профессий к физическим и непосредственно свя­занным с ними качествам человека, двигательным способностям и навыкам, дают примеры, приведенные в табл. 14. Уже из этих при-

Таблица 14

Примеры, дающие представление о характере требований, предъявляемых

некоторыми из распространенных видов профессионального труда, к физическим

и непосредственно связанным с ними качествам человека, двигательным

способностям и навыкам

 

Виды (разновидности) про­фессионально-трудовой деятельности Профессионально важные физические и непосредствен­но связанные с ними качества (способности), от сте­пени развития которых существенно зависит эффек­тивность или безопасность профессиональной деятель­ности; двигательные навыки, сопряженные с данной деятельностью
Труд по добыче полезных ис­копаемых (шахтерский и ана­логичный), преимущественно физический Силовые и другие двигательные способности; ре­зистентность функциональных систем организма по отношению к воздействию неблагоприятных средовых условий (высокой и низкой температур, высокой влажности воздуха и газовых примесей

Продолжена,

 

Виды (разновидности) про­фессионально-трудовой деятельности Профессионально важные физические и непосредствен­но связанные с ними качества (способности), от сте­пени развития которых существенно зависит эффек­тивность или безопасность профессиональной деятель­ности; двигательные навыки, сопряженные с данной деятельностью
  в нем и др.); разнообразные двигательные навыки (в частности, навыки перемещения в ограниченном пространстве, преодоления предметных препят­ствий, поднимания и переноски тяжестей); психи­ческая устойчивость, базирующаяся, кроме проче­го, на физической кондиции
Разновидности сельскохозяйст­венного и лесохозяйственного труда, включающие в большом объеме двигательную актив­ность Комплексная выносливость, проявляемая в дина-? мических и статических режимах продолжитель ного функционирования различных мышечных групп; способность ориентироваться на местности и рационально распределять затраты энергии во времени; разнообразные двигательные навыки, в том числе навыки, способствующие умелому оперированию различными орудиями труда; зака­ленность организма по отношению к неблаго­приятным метеорологическим воздействиям
Геологоразведочные, геодези­ческие, метеорологические, гид­рологические и аналогичные экспедиционные работы, выпол­няемые в естественных усло­виях Комплексная выносливость; подготовленность к не­ординарным проявлениям координационных и дру­гих двигательных способностей; способность ориен­тироваться на сложнопересеченнои местности и в других необычных условиях, рационально рас­пределять затраты энергии в процессе продолжи тельной нерегламентированной стандартно двига­тельной деятельности; циклические локомоторные и многие другие двигательные навыки, способст­вующие выполнению профессиональных задач и нужные в повседневной экспедиционной жизни (навыки в ходьбе, в передвижении на лыжах, велосипеде, лодке, в конной езде, управлении мотоциклом, в преодолении предметных препят­ствий и т.д.); закаленность организма по отно­шению к резко переменному воздействию метеоро­логических, климато-географических и других сре-довых факторов
Разновидности двигательно ак­тивного строительного труда Выносливость, проявляемая преимущественно в ди­намических режимах мышечных напряжений; коор­динационные и другие двигательные способности; разнообразные двигательные навыки; закаленность организма по отношению к воздействию меняю­щихся условий внешней среды; в работе монтаж­ников-высотников и строительных работах, выпол­няемых в аналогичных условиях, способность сохранять ориентировку и равновесие тела на узкой и неустойчивой опоре, в необычных положениях; устойчивость функции сенсорного контроля, само­обладание, базирующееся, кроме прочего, на физи­ческой кондиции

Продолжение

 

Виды (разновидности) про­фессионально-трудовой деятельности Профессионально важные физические и непосредствен­но связанные с ними качества (способности), от сте­пени развития которых существенно зависит эффек­тивность или безопасность профессиональной деятель­ности; двигательные навыки, сопряженные с данной деятельностью
Разновидности станочного тру­да в металлообрабатывающей и других отраслях промышлен­ности (слесарные, токарные, фрезерные, швейные и другие работы) Неординарно развитая ручная ловкость, способ­ность к мгновенным двигательным реакциям; об­щая, региональная и локальная выносливость (проявляемая при многократном воспроизведении двигательных действий, в которых участвуют пре­имущественно некоторые из звеньев мышечного аппарата — мышцы пояса верхних конечностей и мышцы, фиксирующие позу); устойчивость функ­ций зрительного и тактильного контроля; навыки точно отлаженных движений руками
Разновидности конвейерного труда, включающие двигатель­ные действия, преимущественно стандартные и относительно уз­ко ограниченные по составу Способность своевременно и точно выполнять ло­кальные и региональные движения (с участием мышц преимущественно верхних конечностей) в пределах заданных кинематических и динами­ческих параметров; устойчивость функций сенсор­ного контроля; навыки аналитически выделенных двигательных действий и «микродвижений» (пре­имущественно кистью), доведенные до высокой степени стереотипности; локальная, региональная и общая выносливость
Операторские работы на мно-гопозициониых пультах дистан­ционного управления энергети­ческими, механическими и дру­гими системами Способность тонко дифференцировать большой объем сенсорной информации; способность к экст­ренной двигательной реакции с выбором, сенсор­ная выносливость; мышечно-статическая выносли­вость (проявляющаяся преимущественно при дли­тельной фиксации рабочей позы); эмоциональная устойчивость, базирующаяся, кроме прочего, на об­щей физической работоспособности
Разновидности труда плавсос­тава водного флота, включаю­щие в значительном объеме двигательную активность Разносторонняя физическая подготовленность к неординарным проявлениям силовых, скоростных и других двигательных способностей, особенно в экстремальных ситуациях; устойчивость функций вестибулярного аппарата к укачиванию; общая резистентность организма к воздействию неблаго­приятных погодных и других внешнесредовых факторов; разнообразные двигательные навыки, в частности навыки ныряния, спасательного пла­вания, гребли, управления парусными плавсред­ствами; находчивость, решительность, отважность, базирующиеся, кроме прочего, на отличной физи­ческой кондиции

меров видно, что многие из существующих видов профессиональ­ного труда предъявляют как в чем-то общие, так и специфические требования и что для достижения высокой результативности в указанных и аналогичных видах труда нужна специально ориенти­рованная физическая подготовка.


Чтобы детально представить характер требований конкретного вида труда к профессиональной, в том числе физической подготов­ленности работающих, нужна серьезная исследовательская разра­ботка профессиограммы, которая составляется на основе изучения содержания и форм данной трудовой деятельности в психологиче­ском, физиологическом, биомеханическом, эргономическом и других аспектах с учетом предмета, технологии и условий труда (имеющие­ся профессиограммы используются также для профориетнации и профотбора; тогда они сопоставляются с тестовой оценкой индиви­дуальных задатков, качеств, способностей).

Выявляя специфику требований, которым должна отвечать физическая подго­товленность представителей тех или иных профессий, надо исходить из того, что она объективно обусловлена совокупностью особенностей конкретной трудовой дея­тельности и условий ее выполнения, в том числе:

особенностями преобладающих рабочих операций (тем, насколько они просты или сложны в двигательно координационном отношении, в какой мере они энергоемки, какова степень активности различных функциональ­ных систем при их выполнении и т.д.);

особенностями режима (в частности, тем, насколько жестко он регла­ментирует поведение работающих, характеризуется ли он непрерывностью или пре­рывистостью рабочих операций, каков порядок чередования рабочих фаз и интерва­лов между ними, в какой мере процессу труда присущи монотонность и другие факторы, ведущие к утомлению);

особенностями средовых условий, оказывающих влияние на сос­тояние физической и обшей работоспособности, особенно когда они резко отлича­ются от комфортных (высокая или низкая внешняя температура, вибрационные и шумовые воздействия орудий труда, машинной техники, производственного оборудо­вания, загрязненность вдыхаемого воздуха или низкое содержание в нем кислорода и т. д.).

При дифференцированной разработке программ ППФП вся совокупность особенностей трудовой деятельности и ее условий под­лежит тщательному анализу в аспекте обусловленных ими требова­ний к физической подготовленности работающего. Вместе с тем при определении программ ППФП важно учитывать перспективы изме­нения характера труда и его условий и руководствоваться генераль­ным направлением совершенствования общей социальной системы воспитания, призванной в подлинно гуманном обществе обеспечи­вать неограниченное развитие человека.

Научно-техническая революция, как известно, радикально изме­няет характер и условия труда, особенно в материальном произ­водстве. Надо полагать, возрастающее влияние на преобразование всей системы профессиональной подготовки, и в частности ППФП, в перспективе будут оказывать такие тенденции изменения характе­ра труда, роли и места в нем человеческого фактора, как стирание противоположностей между умственным и физическим трудом, ос­вобождение работников от изнурительных физических усилий (с за­меной энергоемких производственных операций техническими уст­ройствами, автоматами, роботами), превращение исполнителя рабо­чих операций в инициативного «управителя» и регулировщика сло­жных машинных устройств, автоматизированных линий, производ­ственных процессов, совмещение узких специальностей в рамках профессий широкого профиля, динамичное обновление профессио-


 


нальных функций. В этих условиях, несомненно, будет меняться и характер физической подготовки к профессиональной деятельности. Прикладной смысл физической подготовки, по всей вероятности, все больше будет определяться не тем, что она обеспечивает прис­пособление работника к какой-либо одной, раз и навсегда заданной профессиональной форме деятельности, а тем, насколько качествен­но она будет создавать необходимые предпосылки для освоения быстро меняющихся способов профессиональной деятельности, га­рантировать интегральное повышение общего уровня функциональ­ных и адаптационных возможностей организма, стимулировать разностороннее развитие двигательных способностей, особенно коор­динационных и непосредственно связанных с ними, формировать до­статочно богатый фонд двигательных умений и навыков, способст­вующих быстрому построению новых и преобразованию усвоенных ранее форм рабочих движений. Разумеется, специализированный характер ППФП и в этом случае полностью не исчезнет (поскольку определенная профессиональная специализация, судя по серьезным футурологическим прогнозам, будет существовать по крайней мере в обозримом будущем*), но в целом она приобретет иное качество.

Отмеченные тенденции изменения характера труда и его условий заметны уже в настоящее время, на современном этапе научно-технической революции, хотя в различных сферах общественного производства и в различных профессиях они выражены, естествен­но, неодинаково. Пока в целом ряде отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства сохраняется физический труд, частично механизированный. Вместе с тем довольно распространен­ными стали профессии, эффективность трудовой деятельности в ко­торых во многом зависит от разнообразия и тонкой отлаженности двигательных навыков в ручных операциях (наладчики сложных приборов, аппаратуры, автоматических производственных линий), а также профессии, требующие специфической психофизической ус­тойчивости по отношению к информационным нагрузкам при повы­шенной ответственности за результаты деятельности (операторы на многопозиционных пультах современных мощных электростанций, в том числе АЭС, энергетических и транспортных систем, производст­венных комплексов и т. д.). В числе новых профессий появляются и такие, где к всесторонней физической подготовленности специали­ста предъявляются небывало высокие требования: космонавты, ис­следователи-подводники мирового океана и т. п.

Все сказанное подводит к пониманию актуальных и перспектив­ных задач, подлежащих реализации в профессионально-прикладной физической подготовке овладевающих профессией и работающих в той или иной сфере профессиональной деятельности.

Задачи.Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП, зак­лючается в том, чтобы:

1) пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двига-

* См., напр., обзор футурологическнх концепций в кн.: И. Т. Фролов. Перспек­тивы человека. Изд. 2-е. М., Политиздат, 1983.


тельных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний способствующих освоению избранной профессиональной деятельно­сти, полезных в ней и нужных вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств;

2) интенсифицировать развитие профессионально важных физи­ческих и непосредственно связанных с ними способностей*, обес­печить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособ­ности;

3) повысить степень резистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям средовых условий, в которых про­текает трудовая деятельность **, содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья;

4) способствовать успешному выполнению общих задач, реали­зуемых в системе профессиональной подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характери­зующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности.

Эти задачи в каждом отдельном случае нужно конкретизировать применительно к специфике профессии и особенностям контингента занимающихся. Ясно также, что ППФП может быть достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемыми социальной системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим зада­чам, характерным для отдельных этапов профессионально-приклад­ной подготовки, и решаются не эпизодически, а перманентно. Пер­востепенную роль в их реализации, о чем уже неоднократно шла речь, играет полноценная общая физическая подготовка. На базе создаваемых ею предпосылок и строится специализированная ППФП. Специализация ее необходима постольку, поскольку к тому обязывает специфика профессиональной деятельности и ее условий, но и в случае резко выраженной специфики не следует забывать о главенствующем значении принципа всемерного содействия всесто­роннему гармоничному развитию человека.

Проблема нормативных критериев профессионально-прикладной физической подготовленности пока решена лишь частично и глав­ным образом в первом приближении, что объясняется как множе­ственностью существующих профессий и их динамичным обновлени­ем, так и недостаточно массированным развертыванием соответст­вующих исследований, хотя некоторые ориентировочные нормати­вы уже включены в действующие официальные программы ППФП

* Так называемыми профессионально важными способностями или качествами индивида правомерно считать те, от которых существенно зависит не только резуль­тативность (эффективность) профессиональной деятельности, но и возможности ее совершенствования, а также адекватность поведения при вероятных в ней экстре­мальных ситуациях, например аварийных.

** Эта задача приобретает особое значение, естественно, тогда, когда средовые условия профессиональной деятельности резко отличаются от комфортных (чреваты перегреванием или переохлаждением тела, вибрационными или шумовыми пере­грузками, недостатком кислорода во вдыхаемом воздухе и т.д.).


(см. лит. 1—2). Четкое определение адекватных нормативов ППФП предполагает прежде всего основательную разработку профессио-грамм.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.