В первой главе курсовой работы рассматриваются значение, сущность и виды коммерческой информации, ее содержание, особенности получения и использования.
Во второй главе работы анализ информационного обеспечения коммерческой деятельности конкретного предприятия осуществляется по следующим направлениям.
1. Общая оценка информационных потоков на предприятии: виды информации, назначение, места возникновения, способы представления и передачи.
2. Анализ информации о товаре и способах ее представления: технико-экономические показатели, эксплуатационные характеристики, потребительские свойства, разнообразие ассортимента, ценовые характеристики, особенности использования, а также виды документов, содержащих информацию о товаре.
3. Анализ информации о конъюнктуре рынка: сведения о состоянии спроса, покупательские способности населения (возможности предприятий-покупателей товаров), устойчивость цен, объем и характер предложения товаров, особенности и тенденции развития рынка, нормативные и законодательные документы, регулирующие ситуацию на рынке и определяющие особенности функционирования организаций.
4. Анализ информации о конкурентной среде: наличие и состав конкурентов, объемы деятельности и перспективы их развития, формы и методы продаж, уровень конкурентоспособности фирм, имидж на рынке, экономические и финансовые условия деятельности, характер рекламной работы, т. д.
5. Анализ информации о покупателях: основные группы и типы покупателей, их предпочтения и запросы, объемы приобретения товаров и перспективы сотрудничества, уровень доходов, степень удовлетворения потребностей и т. д.
6. Анализ информации о потенциальных возможностях фирмы: финансово-экономическое положение фирмы, эффективность деятельности, особенности ассортиментной политики, материально-техническая база, кадровый потенциал, т. д.
7. Оценка источников и периодичности возникновения информации.
8. Оценка степени и эффективности взаимодействия структурных подразделений при организации информационного обслуживания предприятия.
В третьей главе определяются основные направления совершенствования информационного обеспечения коммерческих процессов: периодичность поступления, своевременность обработки и передачи данных, способ представления, распределение обязанностей специалистов в сфере информационного обслуживания, т. д.
ТЕМА 3. Управление коммерческой деятельностью и направления его совершенствования в организации
В первой главе курсовой работы раскрываются сущность, задачи и принципы управления коммерческой деятельностью на предприятии, содержание основных функций, состав служб и отделов в соответствии со спецификой отрасли.
Во второй главе анализ управления коммерческой деятельностью на предприятии осуществляется по следующим направлениям.
1. Оценка организационной структуры предприятия с выявлением отделов и служб, занимающихся управлением коммерческими процессами: закупками, сбытом, формированием ассортимента, транспортировкой, складированием.
2. Изучение структуры и функций коммерческих отделов, их связей с другими подразделениями предприятия.
Таблица 3.1 – Взаимосвязи коммерческих структур предприятия
Коммер-ческая
служба
(отдел)
Вид работ
Наличие взаимосвязей с отделами (службами ) предприятия
Плано-вый
Бухгал-терия
Отдел цен
Техни-
ческий
Финан-совый
Отдел закупок
1.Определение потребности в закупаемых товарах
2.Выбор поставщика
3.Заключение договора поставки
3.Организация доставки
…
+
+
-
-
+
+
+
+
+
+
-
+
+
+
-
-
+
+
+
-
Отдел сбыта
1.Организация рекламной работы
…
+
+
-
-
+
…
3. Анализ должностных обязанностей работников коммерческих служб, формы разделения труда, уровень специализации.
4. Оценка профессионального и квалификационного состава работников коммерческих служб.
Таблица 3.2 – Характеристика кадрового состава коммерческих служб
Коммер-ческий
отдел (служба)
Должность
Кол-во,
чел.
Образо-вание
Специальность
(квалификация)
Стаж работы
Торговый отдел
Начальник отдела
Товаровед
Товаровед
Экономист
Высшее
Высшее
Высшее
Высшее
Экономист
Товаровед-эксперт
Инженер по сертификации
Экономист-менеджер
5 лет
12 лет
1 год
Отдел маркетинга
Начальник отдела
Специалист по рекламе
…
Высшее
Среднее специальное
Экономист- маркетолог
Художник - оформитель
20 лет
14 лет
…
5. Анализ системы стимулирования труда работников отдела закупок, сбыта и других коммерческих структур с целью выявления уровня материальной заинтересованности в результатах труда.
Таблица 3.3 – Характеристика системы премирования специалистов отдела сбыта
Специалист
Показатели премирования
Размер премирования, %
Начальник отдела
Выполнение предприятием плана по прибыли
Выполнение плана продаж
…
Менеджер по сбыту
Выполнение плана продаж
Привлечение новых клиентов
Отсутствие претензий
…
Специалист по рекламе
…
…
6. Оценка состава и особенностей функционирования инфраструктуры службы закупок и сбыта (складов, сервисных центров, филиалов, фирменных магазинов).
7. Анализ результатов коммерческой деятельности предприятия, позволяющих оценить эффективность управления коммерческими процессами.
В третьей главе на основе выявленных недостатков определяются направления совершенствования управления коммерческой деятельностью на предприятии: необходимость реорганизации служб и отделов, изменение состава функций специалистов, введение (упразднение) отдельных должностей, т. д.