1. Характеристика субъектов коммерческой деятельности и особенности их функционирования на рынке товаров и услуг.
2. Информационное обеспечение коммерческой деятельности и направления его совершенствования.
3. Управление коммерческой деятельностью и направления его совершенствования в организации.
4. Исследование и прогнозирование спроса на товарном рынке.
5. Исследование покупательских предпочтений на рынке товаров (услуг).
6. Исследование конъюнктуры товарного рынка.
7. Исследование ассортиментной политики торговой организации и направления ее совершенствования.
8. Коммерческая деятельность в розничной торговле и направления ее совершенствования.
9. Организация закупочной деятельности и направления ее совершенствования.
10. Организация договорной работы и направления ее совершенствования.
11. Коммерческая деятельность по продаже товаров и направления повышения ее совершенствования.
12. Организация фирменной торговли и направления повышения ее эффективности.
13. Анализ оптового товарооборота и обоснование направлений его повышения.
14. Организация информационно-рекламной деятельности и направления ее совершенствования.
15. Оценка эффективности коммерческой деятельности организации и направления ее повышения.
16. Анализ доходов и прибыли организации и обоснование направлений их увеличения.
17. Анализ товарооборота и направления его увеличения в торговой организации.
18. Анализ издержек обращения торговой организации и обоснование направлений их снижения.
19. Анализ эффективности использования товарных ресурсов торговой организации и обоснование направлений ее повышения.
20. Оценка качества торгового обслуживания и обоснование направлений его улучшения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ
ТЕМА 1. Характеристика субъектов коммерческой деятельности и особенности их функционирования на рынке товаров и услуг
В первой главе работы рассматриваются понятие и виды субъектов коммерческой деятельности, специфика их функционирования в современных условиях.
Во второй главе исследуются особенности деятельности субъектов на конкретном товарном рынке по следующим направлениям.
1. Общая характеристика субъектов коммерческой деятельности в регионе: по отраслевой принадлежности, масштабам и характеру деятельности, типу рынка, формам бизнеса, уровню государственного регулирования коммерческой деятельности.
Таблица 1.1 – Характеристика субъектов коммерческой деятельности
Г. Витебска
Признак классификации
Количество предприятий*
Основные рыночные субъекты
1 Отрасль (вид деятельности)
-легкая промышленность
- машиностроение
- торговля
- строительство
- транспорт
- банковское обслуживание
- страховые услуги
- рекламные услуги
- бытовые услуги
…
ОАО «Витебские ковры»
ОАО «КИМ»
ОАО «Знамя индустриализации»
…
ОАО «Вистан»
ОАО «Монолит»
…
ОАО «Витебские продукты»
СЗАО «Фирма Омега»
…
ОАО «ДСК» ОАО «Жилстрой»
...
РДАТУП «Витебскоблавтотранс»
ОАО «АТЭК»
…
ОАО «Белагропромбанк»
ОАО «Газпромбанк»
…
…
…
...
2. Форма собственности
- государственная
- частная
3.Организационно-правовая форма
- акционерные общества
-индивидуальные предприниматели
…
* Здесь – цифры условные.
2. Оценка масштаба конкретного товарного рынка, т. е. выявление количества и видов субъектов рынка.
3. Характеристика отдельных субъектов коммерческой деятельности по следующим направлениям:
- форма собственности и организационно-правовая форма;
- виды деятельности и ассортимент производимой продукции, услуг (реализуемых товаров);
- длительность функционирования на рынке;
- оценка форм торговли, методов продаж, форм сбыта;
- доля рынка;
- специфика взаимодействия с поставщиками, покупателями, партнерами.
4. Сравнительный анализ технико-экономических показателей деятельности фирм в динамике.
Таблица 1.2 – Сравнительная оценка экономических показателей деятельности основных субъектов рынка продовольственных товаров
В млн. руб.
Показатели
ОАО «Ника»
ОАО «Витебские продукты»
ОАО «Веста»
СЗАО «Фирма Омега»
Товарооборот
Доход
Уровень дохода,%
Издержки обращения
Уровень издержек,%
Прибыль отчетного периода
Прибыль от реализации
Рентабельность продаж, %
…
5. Оценка конкурентных позиций субъектов рынка на основе SWOT-анализа, метода «4Р» и др.
Таблица 1.3 – Оценка положения ОАО «Ника» на рынке на основе SWOT- анализа
Характеристики
ОАО «Ника»
ОАО «Витебские продукты»
ОАО «Веста»
СЗАО «Фирма Омега»
Сильные стороны
Слабые стороны
Возможности
Угрозы
6. Выявление отношения покупателей к различным фирмам или маркам товара (на основе анкетировании клиентов).
Таблица 1.4 – Результаты анкетирования покупателей В баллах
Критерии оценки фирмы
ОАО «Ника»
ОАО «Витебские продукты»
ОАО «Веста»
СЗАО «Фирма Омега»
Известность
Уровень обслуживания
Разнообразие ассортимента товаров
Качество товаров
Наличие дополнительных услуг
…
Для анализа целесообразно использовать данные государственной статистики; законодательные и нормативные документы, регулирующие коммерческую деятельность; статистическую и бухгалтерскую отчетность предприятий; материалы официальных сайтов; результаты экспертного опроса; данные анкетирования покупателей и т. д.
В третьей главе работы определяются основные тенденции развития рынка и перспективы деятельности отдельных субъектов.