Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Памяти моего любимого брата Вадима (Зеева) Алавердова



Посвящается

“Life goes on…

I forget just why.”

Жизнь продолжается...

Почему – непонятно

Lament, Edna St. Vincent Millay

«Жалоба» Эдна Сейнт Винсент Миллей


Пролог.
(Это стихотворение написано в 1991, перед отъездом Вадика м Израиль. Все остальные стихи написаны после его смерти. – Прим. Автора)

 

Уезжает брат родимый

далеко-далеко.

Мне без брата будет грустно,

будет одиноко.

Рыжеусый и румяный

и смешной немножко –

уезжает брат родимый –

дальняя дорожка!

Знак Давидовый на шее –

дедушкина память.

Одинокая дорога...

Что же с нами станет?

Поколения мечтали,

умирая в гетто,

о тебе, Эрец-Исраэль –

помнишь ли об этом?

Поплывешь лодчонкой малой

средь людского моря...

Уезжает брат родимый.

Радость или горе?

 

 

Брат мой, брат мой,

отчего морщины?

След какого горя

и какой кручины?

Видно, много плакал

у Стены ты Плача.

Видно, что разлука

много в жизни значит.

Погрустнел твой голос

и пропал румянец.

Может, ты не брат мой,

просто самозванец?

Не создал ты дома,

не построил храма.

Без тебя в печали

и тревоге мама...

Жил-был ты, человек невпопад,

мой любимый, мой младший брат.

 

О чем это вы говорите?

Леденеет вода. Крупинки льда

раздавлены каблуком на граните.

 

Жил-был брат, человек-чудак.

Стоп-сигнал. Повернут рычаг.

 

От тебя отдираю душу.

Можно ли?

Заживает, но только снаружи.

Сложно...

 

Голос твой притаился в извилинах,

скорчился.

«Алло, Лиля!» -

выть хочется.


3

 

Почему заспешил?

Почему заскучал?

Оттчего не дождался?

Зачем не позвал?

Я-то думала,

будем бок о бок стареть...

Не сестру призывал ты

на помощь, а смерть.

В жизни много прекрасного,

много дорог.

Как оставить родных

ты безжалостно смог?

Ты, так щедро дарящий,

что ж скупо любви

нам отмерил? Теперь

хоть зови-не зови,

хоть кричи-голоси,

хоть вопи на весь свет –

бесполезно. Сим-сим

не откроется, нет.


4


Первое воспоминанье –

радость: родился брат.

Я прыгаю на диване,

(в кроватке, как говорят).

Неважно – главное это,

что у меня есть ты.

Слово «брат» заполняло

нишу моей пустоты,

где я одинока с людом

взрослым, среди ребят –

уже никогда не буду:

ведь у меня есть брат.


5

Ты преступить решил.

Был до безумства смел.

Выпрашивать удач

у жизни не хотел.

И что тебе сестра,

родители, родня?

Мы были за бортом

сознанья у тебя.

Трагедию тащил

всю жизнь на поводке.

По жизни шел шутя,

подростком, налегке.

Трагедия хрипит

и рвется – приручить

ее не удалось –

и обрывает жизнь.

 

 

- Мой любимый, приходи

в День Благодаренья:

вот индейка, вот пирог

тыквенный, варенье.

- Нет, сестрица, не могу,

тяжко мне, сестрица.

Я на дальнем берегу,

жизнь мне только снится.

- Ах, мой братец, приходи,

дети будут рады.

Все один ты да один –

быть нам вместе надо.

- Я, сестрица, одинок

и поставим точку.

У тебя обед и дом,

муж, работа, дочки.

Я уж лучше погляжу

на закат с балкона,

я уж лучше послежу

за волной соленой.

Ты не сможешь мне помочь,

и никто не сможет.

Жизнь мою подруга-ночь

звездами итожит.

 

 

Мне остается удел –

кариатидой слепой –

кто б осмеять посмел? –

дом подпирать собой.

Каменным сим столбом,

зубьями скрежеща,

чтобы не рухнул дом,

дом на моих плечах.

Слабый брат, не Атлант.

Выдержать ты не сумел

мой сизифов наряд,

глыбовый мой удел.

Из-под каменных век

вам не увидеть слез.

Буду я в дождь и снег,

и в жару и мороз.

Трещины на руках.

Буду стоять. Пока.


8

 

Не могу сказать «прощай».

Ты со мной иль где-то рядом.

Горе – это не печаль.

Горе укрощать не надо.

Пусть оно в груди сверлом

рыщет и меня калечит.

Мне заботы нет о том,

чтобы было легче.


9


...и неразлучна я с бедой.

Она со мной, всегда со мной.

Глаза открыв или закрыв –

один в душе моей мотив.

Ложусь, встаю и что-то ем –

ее не отогнать совсем.

На все грядущие года

она со мной, моя беда

На снежную равнину лет –

тень смерти, мысль, что брата нет.

 

 

Вместо твоего плеча –

камень, памятник поглажу.

Мне осталась лишь печаль.

Мне одной нести поклажу.

Вместо серых глаз твоих –

надо мной сереет небо.

Ты оставил мир живых

так поспешно и нелепо.

Локти грызть, себя казнить –

не помогут завыванья.

Не оставил ты письма

на прощанье.


11

Забудьте обо мне, как будто не жила.

В какой дыре, в какой норе мне скрыться?

От бледного любимого чела

не отвлекают ваши лица.

И дайте вдосталь мне наплакаться одной,

излиться водопадом боли.

Я перешла рубеж. Я в стороне иной.

Участие меня неволит.

Букет засохший на могиле. Мелкий дождь.

Меня вы утешать не смейте!

Когда поправший жизнь и понимавший ложь

он отнял право первой смерти...

Оттолкнувшись, прыгнуть в никуда.

В землю врезаться метеоритом.

Безмятежный и лихой чудак

сорвался с орбиты.

Не заметил мир. Мильоны тел

спали и ворочались в постели.

Выпав из гнезда, птенец летел

к цели.

 

Валяйте! Гурьбой веселитесь

в своем карнавальной чаду.

Но только меня не зовите

на пиршество. Я не приду.

Я миру иному причастна,

и я презираю обман

улыбок чужого участья

и непотопляемый fun.

Лучшие уходят.

Мир их сложен.

Мы же остаемся.

Толпы толстокожих.

Среди писем старых

и конвертов

мы разгадки ищем.

Нет ответа.

 

Мальчик с мечом деревянным

с миром ушел воевать.

Мальчик вернулся изранен.

Плюхнулся на кровать.

Остались компьютер, Конфуций,

Булгаков и Книга Зоар.

Тикали мысли-минуты.

Сорок: не молод не стар.

Сорок: не стар и не молод

Телом. Душою – старик.

Череп сомненьем расколот.

К черту советы родных!

Усталость - тоска навалилась.

Мне нет иного пути.

Сдаюсь на Божию милость.
Мама, прости!

 

Мне сказала подруга, что я посвежела изрядно.

Это правда: была на могиле у брата.

Ах, кладбищенский воздух влияет на кожу!

Побывав на могиле, я стала моложе.

Я б обиделась, если б смогла.

Только знаю:

она не со зла.

 

Адрес твой известен и тебе не скрыться.

Бедная, родная, замученная птица!

Улетел наш сокол, и не стало песен.

Мир тебе, как клетка, оказался тесен.

Извини, мой братик, говорю банальность.

Причитать и плакать только и осталось.

 

У каждого свой путь.

А ты свой оборвал.

У каждого свой крест.

А ты свой обронил.

У каждого свой шанс.

А ты свой потерял.

Меня заставил жить

Одну среди могил.


19

Мне оставил Звезду Давида,

до конца моих дней обиду,

что ты первым посмел уйти.

Как ты мог преступить, мой хороший?

Нас оставить в беде, одинешеньких,

в неизвестности и в пути?

Хоть планета людьми богата –

мне никто не заменит брата,

наше прошлое и тепло.

Словно сфинкс, глядишь с фотографий.

Улыбаешься. Ах, отстаньте,

мол, не видите, тяжело.

Жалят душу вопросы-осы,

и досада и боль заносят

и приводят опять во мглу.

Утешенья нет и ответа.

Издевается только эхо:

«Почему? Почему? Почему?»

 

Я улыбаюсь и хожу,

Пью чай, киваю Вам.

А он в могиле, он один

там, там, там.

Я безголовый манекен,

автомат.

Душа моя зарыта там,

где мой брат.

 

Одиннадцать лет разлуки

и вот – разлука навек.

Не надо, не поднимайте

моих истерзанных век.

 

Чтобы тебя оживить,

я б реки свернула вспять,

но мойры порвали нить,

и нечем горечь унять.

Я не сказала слов

нужных, не помогла.

Твой молчаливый зов

глушили мои дела.

Поздно, поздно теперь

клясть и волосы рвать.

В limbo захлопнулась дверь,

и рек не воротишь вспять.

 

Все теперь не то,

все теперь не так.

Жизнь пошла теперь

наперекосяк.

Мне не в радость день,

не во благо ночь,

и не отогнать

черных мыслей прочь.

 

«Из дома вышел человек

С дубинкой и мешком

И в дальний путь,

И в дальний путь

Отправился пешком»

Даниил Хармс

Из дома вылетел птенец,

из отчего гнезда.

Он далеко не улетел,

а рухнул вот сюда.

В ложбине лужица блестит,

весной взрастет трава.

Зачем об этом я пишу?

Зачем еще жива?


25

Воспоминанье о тебе

в костюме, талесе, кипе...

Ты как фигурой восковой

предстал на миг передо мной.

Я буду помнить до конца

рыданья матери, отца.

Что ты наделал, глупый?

Лежишь безмолвной куклой,

красивый и несчастный,

навеки безучастный.

 

Упустили, проморгали,

недопоняли, слепые,

до глубин не докопались,

не дознались, упустили.

А теперь гадать на гуще:

«Если б так, а если б эдак».

Валидол на сон грядущий,

и сочувствие соседок.

 

 

Мне снился разговор по телефону.

И голос твой был слышен, как живой.

Какие-то вещицы занимали...

Потом, проснувшись, даже и не вспомнишь.

Ты односложно отвечал и вдруг

сознание забрезжило, что этого

не может быть. И тут же захотелось

наш разговор продолжить, но увы:

померк он, оборвался... Пробужденье

на тридцать пятый день, как нет тебя.

Не говорите фраз «Жизнь продолжается»

и «Время лечит».

Не надо мне напоминать о долге:

о своих долгах я знаю.

Не говорите нет моей вины.

Не сообщайте мне, что был он болен.

Не спрашивайте о моих делах.

До ваших дел мне тоже мало дела.

Не приглашайте в гости, на концерт,

не улыбайтесь мне, не отвлекайте.

Забудьте о моем существованьи.

Я примитивной камбалой на дне

хочу лежать. Мне дела нет до пены.

Ты чувствовал, что ты один.

Ты чувствовал, что никому не нужен.

Как ты посмел подумать так? А мы?

Сестра, отец и мать, твои родные?

Твой сын, твои друзья?

Ты и не вспомнил...

Тянулся к людям и от них бежал.

Советовал, шарахался советов,

и никого обидеть не хотел –

и нам нанес смертельную обиду.

Сквозь скорлупу нам было не пробиться,

в которой ты себя терзал, казнил,

и выпорхнул, и нас навек оставил,

страданья эстафету передав...

Как по минному полю вслепую бреду,

и теряю родных, и встречаю беду.

А последняя эта потеря

распахнула мне адовы двери.

 

Когда б могла я верить,

что души близких где-то надо мной,

соединившись, радуются встрече,

то я б успокоение нашла.

«Блажен, кто верует»!

Увы, святая правда.

На двадцать третий день, как ты погиб,

волением неодолимых сил

земные плиты сдвинулись, цунами

обрушилось на Азию, сметая

деревни целые и пляжников беспечных,

круша дома, ломая поезда,

как щепы, и пришло на Землю горе,

что охватило сразу сотни тысяч

людей, беды не ведавших, однако

чужое горе наше не затушит,

не легче нам, хотя бы и страдал

весь род людской...


33

 

Внезапно ты ушел, и твой уход

подобен был треклятому цунами,

коварно застающему врасплох,

несущему Земле тупую ярость,

бездушие и волю сил слепых.

«Так, старый крот! Как ты проворно роешь!»

«Гамлет» Шекспир в пер. М. Лозинского

Не могу говорить о тебе с чужими...

Как объяснить твой поступок?

Хлопает дверь на ветру.

Как ветер уймешь?

Твой уход оставил в сердце дыру.

Ты оказался хрупок.

Ветер и дождь.

 

Да, это было счастье,

когда был жив.

Мы же счастья прождали:

«Вот завтра, вот

прекрасные дали».

Тревоги мотив.

Роет проворный крот.

Ты был не похож на прочих,

сам по себе живя

где-то за облаками,

в измереньи ином.

Некогда было очень

расспрашивать тебя

о мире тебе

интимно знакомом.

 

Некогда, некогда было

о боли твоей расспросить,

некогда докопаться

до чудных твоих пружин.

Тело твое остыло.

Теперь ничего не болит.

Ты лежишь под землею.

Отец. Брат. Сын.


36

Водолей... Ускользнул-таки, да.

Ты от нас ускользал всегда.

В глубину, в себя, ну а то к друзьям,

в города чужие, к чужим морям.
Непоседа, вечный странник, чудак

ускользал приключений ради, за так,
ни во что не ставя комфорт и быт:

Диоген современный в постели спит.

Ты трагедию взращивал или Бог

надоумил? Или бездушный рок

подхватил в поток, мол скорей, скорей,

утекай из мира, мой Водолей...

Выгравировано в памяти: отмахиваешься

от моих советов, словно сноб;

от моих объятий уворачиваешься,

пиво пьешь и некрасиво морщишь лоб;

за компьютером сидишь привинченный,

возражаешь (вечный оппонент!),

улыбаешься улыбочкой да-винчевой,

поглощаешь миллион конфет,

или притчу скажешь, словно с цадиком

довелось мне говорить, а не

с моим братом, братиком, не с Вадиком,

и уходишь от меня – ко мне.

 

Ушел, ушел

без возврата,

ушел,

как не было брата,

стерев в порошок

«Все будет хорошо».

 

Сердце оборачиваю ватой.

Память прячу в коробок.

Вот за благодушие расплата.

Вот урок.

Буду скрягой в коробке я рыться,

бережно перебирать

то, что было и чему не сбыться,

в сотый раз вопросами казниться,

облик милый вызывать опять.

 

Ты любил дарить подарки...

Тут они, все как один.

Вот бессмысленный и яркий,

надувной большой дельфин,

чья-то морда на пружине,

красный плюшевый медведь;

чашке из Канады синей

весело должно быть здесь

средь армуд бакинских, стройных,

что ты тоже подарил.

Спи, мой братик, спи спокойно,

ничего ты не забыл.

Амулет, значки и бусы,

жвачки детям, виски взрослым,

и твое наследство грусти –

сиротливые вопросы...

 

В день рожденья без тебя

буду притворяться я,

что сегодня день обычный:

день рожденья без тебя.

День последний января.

Люди что-то говорят.

Ничего слова не значат.

Все, что было, было зря.

Тосты, пожеланий пыл

дух мороза остудил.

Водолей журчал и лился,

и в земле навек застыл.

День рожденья без тебя

худшим днем календаря

был бы, если б не страшный

смерти день на месяц раньше.

 

Неба скатаю серый ковер

в трубочку астронома.

Нет тебя там,

нет тебя здесь,

в небе и дома.

Знала бы – псом на пороге легла,

взвыла бы воем.

Только уйти бы я не смогла

вместе с тобою.

 

 

Ангел Смерти коснулся меня крылом,

с твоей душой отлетев.

Твоих фотографий полон дом,

я вижу тебя во сне.

 

Что понял, чего не допонял ты –

тщетно разгадка искома.

Оставив листы дневника пустыми,

ушел человек из дома.

Не досказав, не объяснив,

в гибель ушел, в хаос.

Песни неспетой твоей мотив

Ангел Смерти унес.

Три дерева на память о тебе

пускай растут в израильской земле.

Пускай их кроны плачут и поют,

и тень дают, и птицы гнезда вьют.

Ты эту землю почитал своей.

Там ты прочувствовал, что ты еврей.

Что Новый Свет и все богатства в нем?

Ты был не очарован, не пленен.

Когда-нибудь, да-да, когда-нибудь

в родную землю приведет мой путь.

Там, где невидимы твои следы,

где десять лет один скитался ты.

Там все деревья будут мне родня.

Тысячелетья обоймут меня.

Пока же неизвестен мой маршрут.

Три дерева пускай растут, растут...

«Все люди – деревья.

Одни растут прямо, другие криво».

Вадим Алавердов

 

Растут деревья прямо,

растут деревья криво.

На глянцевой открытке

огромная олива.

То мне к сорокалетью

от брата поздравленье.

Меня сравнил с оливой,

хоть я и так растенье.

Желал плодов побольше

и много лет пророчил.

С израильской оливой

тягаться мне нет мочи.

Усталость черной тучей

накрыла, не уходит.

Огромная олива

красуется в комоде.

К чему мне плодовитость?

На что мне долголетье?

Вот только держат в жизни

родители и дети.

 

Как можно так уйти, любя?

Украдкою, по-воровски,

и не оставив второпях

записки. Память – на куски.

Улыбки и слова, весь путь

перечеркнув и обломав,

все письма, радости (о жуть!),

всей жизни трепетный анклав

и – вдребезги, как ничего

не значит прошлое, ничуть.

Без объясненья. Нет его.

Пусть кто-нибудь ответит. Пусть!

Где-то сквозь звездные дали

плывет планета Титан.

Шум ветров океанских

космический аппарат

доносит до нас оттуда,

где никто не бывал.

На что мне странные звуки

чужих метановых волн?
Мне б голос родного брата

хотя б на миг услыхать...

 

Если б ты поделился мукой,

если б помощи ты попросил –

я приползла бы, мой братец,

к тебе из последних сил.

Но помощь моя постыла,

мой голос завяз в ушах,

и ты не подал сигнала,

и ты превозмог свой страх.

Быть сильным всегда казалось

тебе важнее всего.

Остались досада и жалость,

остались горе и боль.

 

Снег на могиле.

Камешков ряд наверху,

словно позвонки.

 

Смейтесь надо мною

те, кому не жалко!

Я от вас не скрою,

Что пошла к гадалке.

Мне она сказала

о моей потере.

Сердце губкой сжалось –

как тут не поверить!

И всего отрадней,

что душа родная

бродит где-то рядом,

только где – не знаю.

 

Тишина в доме.

Только вопросов крючки

сердце пронзают.

 

Прежде

ты занимал

места немного:

не точка, но

нечто вроде кружочка,

учитывая биополе,

может быть, шара...

Теперь же,

карма на то или кара –

ты везде,

где я,

следом, следом,

послушнее тени,

за каждым движеньем,

за каждым словом моим

следя.


53

Вот и все. Окончательно. Точка, топор,

Разрубающий Гордиев узел. Кранты.

Не могу я понять и простить до сих пор,

как украдкой ушел без прощания ты.

Только снял магендовид, что был на груди.

Только все зачеркнул, что ни есть впереди.

 

Умело всхлипывает директор похоронного дома.

Десятки ненужных и нужных знакомых.

Их благодушие, этикет и манеры.

Дают советы. Приводят примеры.

Некоторые соболезнуют – в глазах улыбка.

Осуждать ее было бы ошибкой.

Непробиваемое благополучье.

Хорошие и достойные люди.

Приручают страдание. Дикого зверя –

пряниками вскармливать? Не верю!

Ничего у вас не получается!

Зубы скалит и не приручается.

«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайя».

Благоразумные ваши игры не принимаю!

 

А жизнь была недлинной.

А жизнь была печальной.

И твой корабль сгинул,

исчез и не причалил

Ни к дому, ни к работе

и ни к иудаизму.

Трепался бедный парус,

как символ укоризны

благополучью прочих,

достатку и довольству,

дразнил сознанье парус,

как дерзкий знак вопроса.

Трагично и нелепо,

нелепо и трагично

исчез, как растворился

в пучине безразличья.

 

Мама, не плачь! Ему хорошо.

Мучений нет. Он просто ушел.

Прими валерьянку. Поешь. В мире сем

все образуется. Проходит все.

Жить надо. Жить надлежит.

Испытанье ниспослано. Помнишь, Иов?

Мама, не плачь! Без телесных оков

Душа его с нами. Его любовь.

Кружится голова и тянет бездна,

но стану бабой каменной, железной,

но стану бабой железобетонной:

терзанья и уклоны – вне закона.

Биение моей сердечной мышцы

никто-никто на свете не услышит.

О чем я думаю, о чем мечтаю,

никто-никто на свете не узнает.

Но если тень любимая, но если!

Тогда я снова, прежняя, воскресну...

 

Расслабиться и замереть –

и только уши мерзнут, только

земная ледяная твердь

и ход безжалостной истории.

И мысль о том, что он застыл,

закаменел в земле промерзшей.

Не говори: он так решил

и что не холодно умершим.

 

Не от мира сего ты был, говорят,

непутевый, любимый мой младший брат.

Непохож на расчетливых и деловых,

кто-то скажет: «святой», а кто-то – «псих».

Кто-то скажет «псих», а кто-то – «святой».

Не пролезть, не узнать дух загадочный твой.

Ко двору не пришелся нелепый чудак.

Не ценя свою жизнь, с ней расстался за так.

И оставил меня, разрубив пополам,

чтоб на время служила обоим мирам.

Украли «Крик»

знаменитого Мунка.

Украли «Крик».

Я думала: шутка.

Нелепо и жутко.

Ты слышишь, старик?

Украли – «Крик».

 

Крик провидца,

нутром почуявшего

ужасы бойни

грядущей, мировой,

говорят, уничтожен.

Можно окочуриться

от непроходимой

Тупости людской.

 

Мой же крик

вы не уничтожите:

обручем стальным

горло сведя,

крик мой ворочается

под кожей,

нутро разрывая,

выхода ища.

Слезами жалкими

просачивается,

во мне законопачен –

никому не украсть.

Вот-вот гроханет

в небеса святотатственно

его жерло-пасть.

Треугольник. Верхний угол –

к Богу, к небу голубому.

Треугольник смотрит вниз

обращен к земному дому.

Знак Давидовой звезды –

двух миров объединенье.

Говорил об этом ты

мне когда-то с убежденьем.

Эту мысль сейчас прочтя

в книге «Как справляться с горем»,

я увидела тебя говорящего, живого.

 

Треугольник, обращенный вверх.

Треугольник, обращенный вниз –

то шестиконечная звезда

и геометрический пример.

Посмотри, вздохни, в него вглядись,

помолчи, коль нечего сказать.

 

Брата вспомни, как однажды он

указал тебе на эту связь:

Знака с Мирозданием союз,

Духа вездесущего закон.

Цельность мира прошивает нас:

небо и земля, и смех и грусть.

 

Что еще сказал любимый брат?

Память виноватая молчит.

Съежилась, сиротствуя, душа.

Нет пути вперед и нет – назад.

Он оставил старые ключи,

чтоб загадки новые решать.

Мне хочется верить, что прошлого нет.

Ведь ты говорил : «Жизнь и смерть – все едино».

Вопрос возникает, коль найден ответ.

 

Следы, отпечатки... Художник, поэт...

Бессмысленный труд над игрою-картиной.

Мне хочется верить, что прошлого нет.

 

Хаос и гармония, смысл или бред?

Нам будущий ветер колотится в спину.

Вопрос возникает, коль найден ответ.

 

А ты не ушел. Ты в созвездии лет

навеки, сохранно, неуничтожимо.

Мне хочется верить, что прошлого нет.

 

Младенец, подросток, мужчина... Не дед:

не дожил, имея растущего сына.

Вопрос возникает, коль найден ответ.

 

И что изначальнее: тьма или свет?

А наша судьба – это сгусточек дыма.

Мне хочется верить, что прошлого нет.

 

Вопрос возникает, коль найден ответ.

 

Все мимо, мимо, мимо, мимо,

неумолимо и незримо

меня относят от тебя

заботы дня.

 

Прости за то, что не сумела

и просто не допоняла.

Разбросанность моя, незрелость,

дела, дела.

 

Прости за то, что мне наскучил

холодно-отчужденный вид,

что не смогла сестрою лучшей

тебе я быть.

 

Мой близнецово-половинный,

что могут выразить слова?

Прости меня, родной, любимый,

что я жива.

 

Манхэттен. Конец мая. Тепло, и цветут деревья.

Девять человек собираются в прекрасном здании,

похожем на церковь.

 

Наши стулья расставлены так, что образуют круг

И рядом с каждым стулом лежат бумажные носовые платочки.

Мы не знаем друг друга.

Мы записываем наши имена на листке у входа.

Мы садимся.

Мы ждем в неловком молчании.

Потом мы говорим. Мы говорим о НИХ!

 

«Она была моей сестрой, любовью моей жизни. У нее был чудесный, преданный муж и двое детей, 8 и 11 лет».

«Он был моим 16 летним племянником. Его младший брат обожал его».

«Он был моим сыном».

«Он был моим братом... благополучный юрист... дом... семья с двумя детьми».

«Она была моей матерью. Оставила семерых детей».

«Он был моим младшим братом. Комната светлела, когда он входил. На следующий месяц ему предстояла свадьба. Именно его невеста нашла его».

«Она была моей сестрой. Если Вы посмотрите на наши семейные фотографии, я кажусь какой-то чужой, не из этой семьи, зато она – живая картина успеха».

«Он был моим братом, программистом-компьютерщиком. Мои дети называли его «самый веселый дядя в мире».

 

«Это большой секрет. Даже наш священник не знает».

«Соседи нас очень поддержали».

«Наш привратник до сих пор не знает».

«Люди говорят: «Я знаю, что вы чувствуете. Моя бабушка умерла в прошлом году. Ни черта Вы не знаете».

«Мы не говорим об этом в нашей семье».

 

«Это случилось месяц назад».

«Это случилось 30 лет назад. Как будто вчера. Мой мир взорвался».

«3 июня будет 6 месяцев».

«Это произошло 3 месяца назад»

 

« Я виню себя. Я убила мою сестру. Почему я позволила ей поехать в эту командировку?»

«Мне нужно было поговорить с ним душевно, спросить: «Эй, что не так? Чем я могу помочь?»

«Мы не понимали».

«Я не могла представить».

«Я был дураком».

«Я чувствую провал. Я провалила испытание».

«Мы проговорили весь день. Я не заметила ничего подозрительного».

«Я как замороженная. Я не могу плакать. Я пришла сюда, потому что я хотела плакать».

«Я все время плачу. Я не могу выразить соболезнование кому-нибудь без того, чтоб не расплакаться самой».

«Я думаю о нем, как только проснусь и перед тем как засну».

«Его невеста очень занята. Она хочет быть занятой все время».

«Его мать не верит».

«Я не могу войти в ее комнату».

«Они продали дом».

«Я ненавижу Манхэттен. Я не была в Манхэттене сто лет».

 

«...депрессия».

«...маниакально-депрессивный психоз».

«...психическое расстройство».

«...электрошоковая терапия».

«...совершенно здоровый парень».

«...две попытки».

«Я ненавижу слово «совершил». Вы не «совершаете» диабет».

 

«Вы сердитесь?»

«Мне его не хватает».

«Как его мать?»

«Почему она меня наказала?»

«Почему?»

«Почему?»

«Почему?»

«Почему?»

«Почему?»

 

Мы плачем

Мы беседуем

Мы говорим и говорим и говорим.

Бумажные платочки почти все израсходованы

В соседней комнате смеются.

Какое-то мероприятие в актовом зале.

Что-то происходит и здесь.

Мы ткем гобелен.

Гобелен из вины, само-обвинений, унижения, боли.

Чувства предательства и пустоты, чувства непринадлежности, чувства, что мы совершенно изменились, мы незнакомы самим себе, чувства, чувства...

Мы ткем гобелен, и он исчезнет, когда мы уйдем.

Нам пора уходить.

Вновь неловкое молчание.

«Спасибо, «Спасибо», «Спасибо».

Много благодарностей.

 

Мы уходим.

Нет, не лепестки, а снег в апреле

поворачивает время вспять!

И расцветшие деревья обалдели:

Как такую наглость понимать?

 

Говорят, что потепление глобально.

Непохоже, если выглянуть в окно.

Неуместно и нелепо, инфернально,

и назойливо, и вовсе не смешно.

 

Снег в апреле – шепот смертной стужи,

неба вздох о роковой зиме.

Может быть, напоминанье нужно

тем, кто хочет позабыть. Не мне.

Я тебя прощаю за то,

что была для тебя не тем,

кем был ты для меня;

что во мраке остался один,

а ведь было вдосталь огня;

и что ты не сказал мне ни слова

ни после ни до;

и что жизнь искромсал в лоскуты

процентов на сто;

и меня к скале безучастья

навек приковал;

а ведь сам сбежал, драпанул,

сиганул в провал,

ускользнул, излился,

наивных перехитрив,

молодым оставшись,

близких осиротив,

нам – ночные кошмары,

себе – тишину.

Я прощаю тебя, мой братец.

Спи.

Я после усну.

 

Кипарис на могиле твоей посажу.

На тебя то сержусь, а то не сержусь.

Как ты мог? Как ты мог?

Как ты мог? Как ты мог?

Мне ответят ангелы или Бог,

или у самой заветной черты,

когда обнимемся, я и ты.

Писала я по-бабьи и по-дурьи:

«Мой брат живет и в ус себе не дует».

Ему осталось жить всего неделю –

Куда глаза мои дурацкие глядели?

Не понимала я, не понимала...

Когда же поняла – старухой стала.

 

Все о тебе, все о тебе...

Плющ на земле, самолет в синеве,

Шорох зеленый, оранжевый зной

Мне говорят, что тебя нет со мной.

Вешней природы слепая краса

Несправедливостью режет глаза.

Буду стареть, одиноко скорбя,

Что никогда не увижу тебя.

Запрячь в шкатулку глубоко,

непостижимо глубоко,

неумолимо глубоко

запрячь, на ключ запри

то, что и мучило и жгло,

что изморщинило чело –

окаменевший крик.

...А в Ботаническом саду

казалось мне, что я найду,

чего и не бывало.

Среди приветливых аллей,

цветенья, шорохов, теней –

невестой жизнь предстала.

 

Зачем же в этот дивный сад

Тебя не привела, мой брат?

 

Ботанический сад каждый день иной.

Только Ты неизменно всегда со мной.

Взгляд назойливой совести.

В ад

Превращается Ботанический сад.

 

Я жертва крушения корабельного,

На берег выброшена волною.

Мои иллюзии и сомнения

В обломках валяются предо мною.

Невежественна, как простая устрица –

Замыслы, планы – в жалкие щепы!

Что толку каяться или безумствовать?

Голову посыпаю пеплом.

Меня истрепали волны отчаянья,

И вот лежу трухою безжизненной.

Не спрашивай, отчего опечалена,

И не гляди на меня укоризненно.


75

И блеск воды, и яхты на причале,

И безмятежно лебеди плывут...

Сюда, сюда, подальше от печали

Нечаянный привел меня маршрут.

Хоть ветрено, но на душе покойно.

Ухоженный, приветливый причал.

И лишь скребется мысль одна невольно:

«О, если б ты все это увидал!»

 

Вот подкрадывается зима.

Подползает зловещий мороз.

Мы с тобою навеки врозь.

Мы с тобою навеки врозь.

 

Твое тело лежит в земле.

Дух витает Бог знает где.

Обо мне не подумал ты.

Мое горе ты проглядел.

 

На могиле желтеет куст.

Безразличные небеса.

А на сердце такая грусть,

Что не высказать не сказать.

 

Я зажгу по тебе свечу.

Выпью рюмку вина. Помолчу.

Виновата – не виновата –

Я одна осталась. Без брата.

 

Как ты мог уйти так рано?

Как ты мог уйти?

Ноет, ноет, ноет рана

У меня в груди.

 

Узы любящие – путы.

Не доверил боль

Никому ты, никому ты.

От себя ушел.

 

Не стерпела униженья

Гордая душа,

Суд безжалостный, последний

Над собой верша.

 

Коренастый куст самшита.

Крепкий, сильный, глянцевитый

И выносливый - нет слов.

Куст самшита, куст самшита...

Запечатана, зарыта

Под тобой моя любовь.

 

Если бы Господь дал силы,

Посадила б на могиле

(Что б одобрил брат мой сам)

Иву, родственную грустью,

Или кипарис, и пусть бы

Он тянулся к небесам.

 

Но нужна для ивы влага,

Кипарису же – отвага

Устоять на злых ветрах.

Все прекрасное ранимо –

Бабочка порхает мимо,

Гаснет радость на устах.

 

Потому и куст самшита,

Прозаичный, в землю влитый,

Нужен здесь, незаменим.

Средь бунтующего горя

Он один судьбе покорен

И надежен он один.

 


«Моя свеча, ну как тебе горится?»

Леонид Губанов

 

Моя свеча, ну как тебе горится?

Простая поминальная свеча...

Уснул весь дом. Лишь нам с тобой не спится:

Мы тлеем и горюем по ночам.

 

Сохранна под защитой плексигласа

Мерцаешь ты, питая огонек.

Благодарю, что не сгораешь сразу.

С тобой, свеча, мой дух не одинок.

 

Прикрою форточку, чтоб ветром не задуло,

Пытаясь пламя памяти сберечь.

А ход часов неумолим и гулок,

и близит миг неотвратимых встреч.


80

Как во первый раз посадила куст – пожелтел, завял.

Как во вторый раз посадила куст – ворон злой склевал.

Как во третий раз посадила куст – вор украл.


81

Далеко-далеко от обид и угроз

Ботанический Сад веет запахом роз.

Пруд японский – осколок нездешней красы.

Черепахи на солнышке греют носы.

 

В уголке безымянная чья-то скамья.
Все скамьи с именами – она же – ничья.

И назойливо вертится мысль в голове,

Чтобы имя твое прикрепить к той скамье.

 

Чтоб усталый прохожий, когда довелось,

С благодарностью имя твое произнес...

 

Ты ходил неслышной походкой.

Ты легко относился к деньгам.

Маме сказал: «Возьми, сколько тебе надо, вот в ящике лежат».

Ты мог сидеть, уставившись в одну точку и теребить губы,

И думать, думать о чем-то своем, тебе одному известном.

Ты жалел все живое, от мух до стариков.

Ты любил Гашека, Ильфа и Петрова, песни Высоцкого.

Ты пытался проникнуть в тайны Каббалы.

Ты не любил советов.

Ты не верил в себя.

Ты молча страдал.

Ты бы выполнил любую мою просьбу.

Почему я не попросила тебя сохранить свою жизнь?

 

ЭПИЛОГ

 

Что бы я тебе сказала, если б могла тебя вернуть?

Что ты мне дорог каждой клеткой, самой больной, дерзкой и безумной...

(Твои руки, похожие на мамины и на дедушкины...

Твои редеющие волосы ... Когда стригся – становился похож на мальчишку.

Твой беззвучный смех...)

Что я готова тебе служить до конца своих дней,

что ты у меня один, один-единственный,

что у меня никогда не будет брата,

что ты не имеешь права бросать меня...

Что я как дерево, разрубленное пополам.

Я бы крикнула: «Не смей! Не уходи! Не уходи!

Твоя жизнь – не только твоя.

Не ты ее создал – не тебе ее забирать».

Я бы бухнулась на колени и умоляла, умоляла., умоляла...

Но боюсь и тогда бы ты покинул меня

И ушел... Во тьму или свет?

 

Декабрь 2004 г. – сентябрь 2009 г.

Переводы

***

Ричард Кори

Эдвин Арлингтон Робинзон (перевод Лианы Алавердовой)

 

Когда б ни появлялся Ричард Кори,

Он привлекал вниманье непременно:

С иголочки одет, побрит и строен,

Он с головы до пят был джентльменом.

 

Беседовал на равных с первым встречным,

Покой и человечность излучая,

И учащал биение сердечное,

Приветствием простым, и шел блистая.

 

Он полон был ученых разных знаний,

Богат же, как король, притом безмерно.

И был примером он для подражанья

И нашим идеалом неизменным.

 

Мы жили тяжело и ждали света.

Кто клял свою судьбу, а кто молился.

А Ричард Кори ночью жарким летом

Пошел к себе домой и застрелился.

***

Портрет

Стэнли Кьюниц (перевод Лианы Алавердовой)

Моя мать никогда не простила моего отца

за самоубийство,

особенно в такое неподходящее время

и в таком месте, как в парке весной,

когда я вот-вот должен был родиться.

Она заперла его имя

в самом глубоком ящике

и не выпускала его наружу,

хотя я мог слышать, как он стучится.

Когда я спустился с чердака

с пастелью в руках,

на которой был изображен большеротый незнакомец

с бравыми усами и спокойным взглядом глубоких карих глаз,

она разорвала рисунок на части

и, ни слова ни говоря, влепила мне пощечину.

В свои шестьдесят четыре года

я все еще чувствую,

как горит щека.

***

Корабль

Фредерик Бакнер (перевод Лианы Алавердовой)

Frederick Buechner from the book Dwarves in the Stable

Из книги After the suicide.

 

Я стою на берегу, когда большой корабль

невесомо выплывает из гавани и уходит вдаль.

Он прекрасен. Раздуваются паруса.

Корабль сверкает, словно луч солнца на водной глади.

Он уменьшается в размере, и наконец его белые паруса становятся ленточками

там, где сливаются море и небо.

Я гляжу на него, а голос за моей спиной произносит:

«Ну вот, он исчез». Исчез. Исчез?

«Нет», - я говорю себе.

Нет, он не исчез. Неправда.

Он исчез только в том смысле,

что я не могу его больше видеть.

Но в реальности он такой же, как всегда,

такой же прекрасный, сияющий.

В глубине сердца я знаю,

что на другом берегу

другие голоса кричат:

«Смотрите! Смотрите все! Вот он идет!»

***

CЫН

 

Айрис Болтон (перевод Лианы Алавердовой)

Холодный и жестокий сын

лежит, непроницаем.

Он теплым был. Он добрым был.

Я мать его. Я знаю.

 

В крови и тело, и душа.

Что можно тут сказать?

Он прожил двадцать лет всего

и вот закрыл глаза.

 

Друзья все бьются разгадать,

Достигнуть понимания:

была ли цель, светил ли смысл

в его душе израненной?

 

Во мне и ярость, и любовь –

в борьбе на поражение.

Молюсь за силы, за покой,

молюсь за исцеление.

 

Угомонить бурлящий дух

и ад в душе унять

хочу. Когда и где найду

смирения печать?

 

Мне весть о смерти принесла

агонию страдания.

Хочу я вновь почувствовать

тепло его дыхания.

 

Из неизведанных глубин

шквал слез меня сломил.

Я помню: крепко обнимал.

Я верю, что любил.

 

Я пленку целый день кручу

в мозгу с его участием:

его улыбка, слезы, смех,

игра - все было счастье.

 

Мой сын, мой сын, как ты посмел?

Каких искал ответов?

Но нет, не слушал, дорогой,

ты любящих советы.

 

Отец и я: стремились мы

спасти – и вот расплата.

Теперь лежишь ты примирен,

как некий триумфатор.

 

Не знал ты, гордостью ведом

и вверх стремясь отчаянно:

без неудач нет полноты,

увы, существования.

 

Сказали: ты оставил дар,

в нем будет исцеление.

Но заблокирована мысль

твоим исчезновением.

 

Быть может, я найду тот дар,

наследие от сына.

Иль ты с собой его унес

в душевную пучину?

 

Дар веры и надежды, коль

надеяться смогу, -

как воробьиные следы

на выпавшем снегу.

 

Дар указующий: замри и вспять –

потоки слезные.

Он соткан из гармонии

и музыки небесной.

 

Та музыка, что ты творил

и разделил так щедро,

возносит мой разбитый дух.

А ты лежишь, ты мертвый.

 

Хоть муза светлая твоя

груз облегчала слезный,

ты не ценил, не сознавал

той радости, что создал.

 

Стоит заброшенный рояль:

и он лишился брата.

Он помнит все мелодии,

что ты играл когда-то.

 

Магнитофонных пленок ряд,

твой голос с ними слит.

Твой музыкальный редкий дар

мой дух да укрепит.

 

В распотрошенные сердца

в агонии сцепления

вольется музыка твоя,

неся успокоение.

 

Душа болит за матерей,

которым трудно, сложно.

О, как помочь их сыновьям,

пока еще возможно?

 

Мы без «зачем» и «почему»

узнаем, как нам быть,

чтобы бессмысленных смертей

опять не допустить.

 

И если мука, если боль

покинут дух и тело –

молюсь я, Бог, восстанови

меня в былых пределах.

***

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.