Вернувшись с работы, захожу домой и слышу Надин плач. Не капризы, а плач от обиды.
Я спокойно, не торопясь, раздеваюсь. Я приучила себя спокойно реагировать на разные нестандартные ситуации- падения, капризы и пр.
Вдруг слышу Анин раздраженный крик:
-Ну что ты орешь! Достала!
Надя в ответ еще сильнее зарыдала.
В коридоре Аню ждала подружка. Я спросила у нее:
-Кто из них орет?
Она:
-Надя ведь плачет.
-Вот именно, Надя плачет, а Аня орет.
Я зашла в комнату и увидела заплаканную, всхлипывающую Надю. Она, увидев меня, бросилась ко мне в объятия. Получив порцию материнской любви, на секунду успокоилась, и зарыдала снова, да с такой обидой.
Я в это время смотрела почту в Интернете ( занималась своими делами) и была абсолютно спокойна.
Когда Надя перестала плакать, я спросила у нее:
-Надя, а из-за чего ты плакала?
-Аня яйцо разбила.
-Тебе что яйцо жалко?
Да, я кушать хочу.
Конечно, это была не причина, а повод. Обида копилась, копилась и вдруг…
Хватило разбитого яйца, чтобы разрыдаться…
Она долго еще не могла успокоиться и я начала ее смешить. Так забавно было видеть мокрое от слез лицо и широкую улыбку, что я даже сфотографировала ее…
На следующее утро пришли в садик. Надя была не в настроении, капризничала, не хотела идти в группу. Мне нужно было уходить. Я пыталась уговорить ее, но она меня не слышала (во время капризов уговаривать бесполезно, надо отвлечь, переключить ребенка).
Тут у куклы, которую Надя держала в руках, отвалилась голова. Я засмеялась:
-Надя, смотри, - сказала я смеясь.
Она посмотрела на пол и тоже стала смеяться.
Все присутствующие (мама Вики, папа Ильи и их дети) тоже стали смеяться. Смех вещь заразительная. В принципе ничего смешного не было. Ну, подумаешь, голова куклы на полу. А все, почему-то хохотали.
На этой оптимистичной ноте мы и распрощались с Надей до вечера…
6 ноября 2005(4,5 года)
На семинаре.
Я зачитала возникший вопрос:
«Надя закинула на меня ногу. Я молча сняла. Она с еще большей настойчивостью пытается подмять меня под себя.
Я задумалась: «Что делать? Как выйти из этой ситуации?»
Отсела подальше от нее, а она придвинулась и снова положила на меня ногу. Мне не хорошо, но я не хочу нарушать тишину - мешать М. Е. и группе.
«Надя, спасибо, ты своими действиями меня развиваешь .Я постоянно думаю, благодаря тебе.» -шепотом амортизировала я. В результате она надулась, заплакала и ушла. Она потерпела поражение, получила не то, что хотела. С другой стороны- она хотела меня проверить? Проверила.
А я молодец! Я снова грамотно вышла из ситуации.
У меня возник вопрос: почему у ребенка возникает желание подчинить себе родителей, ничего из себя не представляя, быть центром вселенной?»
Михаил Ефимович сказал мне, что Надя пока еще мстит мне за неправильное поведение в первые 2,5года ее жизни, но скоро перестанет.
После того, как М. Е. мне ответил, Надя подошла ко мне и на ушко сказала: «Мама, я тебя люблю», стала обнимать меня и гладить по голове.
По утрам я бужу Надю с игрой. Она просыпается с улыбкой.
-Я пить хочу. Сделай, пожалуйста, чай.
-Хорошо. А ты , пока я наливаю чай, сделай волшебство. Я приду, а ты уже в одежде.
-Ладно. Только ты подольше наливай.
Я налила чай, принесла в комнату. Надя уже в майке, трусах и колготки натягивает.
-Молодец, какая! Только майку на изнанку одела. Переоденешь?
-Хорошо.
-Я пошла зубы чистить.
Стучу в дверь, открываю. Довольная Надя, одетая улыбается.
-Какая ты молодец! Как быстро умеешь одеваться. Вот еще штаны и кофта.
В отличном настроении выходим из дома. По дороге в садик поем песни. Люди оборачиваются нам в след. Завидуют? Удивляются нашему счастью? Не верят, что такое бывает?
Бывает и есть. Такое простое человеческое счастье.
17 августа 2005(4,5 года.)
Надя упала.
Надя играла во дворе с Настей. Я сидела за столом и читала.
Вдруг послышался грохот, это Надя упала со ступенек веранды.
Я услышала Надин плач. Настя подбежала ко мне с напряженным лицом:
-Она упала со ступенек!
Я:
-Да. Бывает.
Настя удивлена, не ожидала такого моего ответа.
Надя идет ко мне. Она грызет яблоко и плачет. Я спокойно смотрю на нее. А Настя опять говорит мне:
-Она упала со ступенек.
Я:
-Да. Надя, дай яблочко укусить, пожалуйста.
Надя протягивает мне яблоко со словами:
-Самое большое!
А слезы высыхают, как будто их и не было.
Вывод: Мое спокойствие, да еще и «наглая» просьба укусить яблочко, сбили Надю с негативной эмоции. Она даже забыла попросить меня ее пожалеть, как она обычно делает, когда ей больно.
Очень важно научиться общаться с ребенком без эмоций, спокойно реагировать на всякие нестандартные ситуации. И хвалить ребенка тоже надо без лишних эмоций. Излишняя радость от его успехов может способствовать возникновению сценария «радуй других». А кто должен радоваться от моих успехов? В первую очередь я сама!