Давно уже хочу взять Надю на семинар. Сегодня говорили об этом с Таней.
-Ты не боишься, что Надя будет плохо вести себя на семинаре и М.Е. может попросить вас уйти?
-Да. Я думала об этом . Я попробую ее подготовить.
-Как?
-Я вчера слушала семинар и Надя спросила: «Что ты слушаешь?»
Я : «Михаила Ефимовича»
Н: «А кто это?»
Я : «Это мой учитель»
Н: «А дай мне послушать».
Я дала ей наушник. Она послушала немного и отдала его мне. Через несколько минут: «А дай еще послушать»
Я опять дала.
Я думаю, что, послушав записи семинаров, она постепенно привыкнет и обстановка, голоса, атмосфера семинара не будут для нее чужими. Я сама слушала записи семинаров перед тем, как туда попала. Я шла на семинар с интересом увидеть людей, которых слушала. На первом месте стоял не страх перед чужими людьми, а интерес - какие они.
15апреля 2004
По пути в садик.
Я использую для общения с Надей каждую свободную минуту. Например, по пути в садик мы ведем разные беседы.
Чаще их начинает Надя, я стараюсь к ней не лезть. Если она заводит какой-то разговор, я отвечаю. Если нет, идем молча. У каждой ведь свой внутренний мир, есть о чем поразмышлять…
Впереди нас идет семья Илюши, мальчика из Надиной группы. Папа несет Илью на руках, мама идет рядом.
-Мама, смотри, папа Илюшу на ручках несет.
-А как ты думаешь, Надя, для Ильи хорошо, что папа его несет?
-Да.
-А я думаю, что не очень хорошо. Знаешь почему?
-Почему?
-Потому, что он привыкнет на папе ездить, и ему потом будет тяжело ходить самому.
-Да, а я сама иду ногами, а тебя не прошу. Я же тяжелая.
-Да, ты уже для меня тяжеловата. И не хочу я за твой счет свои проблемы решать.
-А как это?
-Это, когда родители делают так, как им удобно, не считаясь с тем, что нужно ребенку. Папа несет Илью на руках, потому что ему так удобнее. Он не думает о том, что для сына это плохо.
-Понятно, мамочка. А ты не хочешь мне делать плохо.
-Да. Я ведь тебя люблю.
***********************
Надя коверкает слова.
-Надя, ты хочешь стать руководителем крупного предприятия?
-Хочу.
-А ты знаешь, что должен уметь руководитель?
-Нет, а что?
-Он должен уметь говорить так, чтобы его понимали подчиненные. Ты хочешь, чтобы тебя понимали?
- Да.
-Ты будешь учиться правильно говорить?
-Да. Буду.
20 мая 2004
Я больше не целую Надю сама.
Собираюсь на семинар в Москву. За мной заехала Таня. Перед выходом из квартиры, я наклонилась и поцеловала Надю. Когда вышли на улицу, Таня спросила:
-Зачем ты целуешь Надю на прощание?
-Не знаю, привыкла.
-Ты понимаешь, что ты, целуя Надю, решаешь свои проблемы. Тебе нужен мужчина. Надя была не готова к твоему поцелую.
Я задумалась. Действительно, что я лезу к ребенку?
Приехав с семинара, я в последнюю секунду поймала себя за хвост, когда уже почти поцеловала Надю…
Пришли в садик. Надя, раздеваясь, говорит мне:
-Мама, подожди. Я сейчас разденусь и буду тебя целовать.
Раньше она целовала меня и сразу убегала, сказав «до вечера». В этот раз ее поцелуй был тройным. Убежав, она тут же вернулась, поцеловала еще раз, погладила по ноге, подержала за руку.
- Я тебя люблю, Надя, - сказала я. Она убежала.
Я ушла счастливая. Это намного приятнее, чем целовать самой. Теперь я не целую Надю первой, и она не заставляет меня долго ждать проявлений своей любви. А если уж мне очень хочется ее поцеловать, например, в благодарность за что-то, то я спрашиваю у нее разрешения. Разрешает.
Вывод:1. Ребенку наши поцелуи не нужны.
2.Любое действие против воли ребенка- насилие. Поцелуй против воли – насилие. Насилие- оскорбление личности. Личность оскорблений не прощает
28 мая 2004г
Как мы гуляем
Мы гуляем на площадке. Я сижу на скамейке и пишу в дневнике, а Надя убежала далеко. Я спокойна, в отличие от других мамочек, которые ходят за своими детишками попятам и не дают им шагу самостоятельно ступить.
Вот и Надя появилась на горизонте. Я машу ей рукой, и она машет в ответ и убегает обратно к детям. Потом снова прибежала, поцеловала меня.
- Я тебя люблю, мамочка.
И снова убежала.
Я счастлива!
Мне нравятся такие отношения - мы вместе и в то же время по - отдельности. Надя занимается своими детскими делами, я своими взрослыми.
Конечно, если она попросит покачать ее на качелях, покрутить на карусели, я покачаю и покручу, но вот я вижу, что она уже сама качается.
Здорово! Ей, похоже, нравится обходиться без моей помощи. Это ведь ее достижение. И ее самостоятельность показатель моей любви к ней. Я спокойно отпускаю ее.
Мне очень нравится, как она падает. Я тренировалась спокойно реагировать на ее падения, и она очень здорово переносит этот маленький стресс. А в жизни это пригодится, она научится не ныть из-за пустяков, и серьезные неприятности перенесет лучше, чем неподготовленные дети.
Получается, что я занимаюсь психологической подготовкой к взрослой жизни.
Как это здорово - вырастить полноценную, самостоятельную личность - и свою и своего ребенка.
Лето 2004(3,5)
Давай посмотрим.
Вчера был дождь. На дороге непроходимые лужи.
Мы с Надей собираемся пойти гулять. Она не хочет надевать сапоги, собирается надеть туфли.
Я ей говорю:
-Надевай сапожки, там лужи большие.
Она:
-Нет, они высохли.
Я разнервничалась. Я неправильно себя повела, я ведь ей указывала, что ей делать. «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав!»
А надо то было просто сказать:
-Надя, давай выйдем за калитку и посмотрим, есть лужи или нет.