В выходные я была в городе. Позвонила Аня и сказала, что на даче сломался телевизор. Я его не смотрю. Надя часто смотрит мультики, это меня беспокоит.
Моя задача придумать ей занятия, заменяющие просмотр мультфильмов.
Я купила пластилин, краски, взяла с собой игру, обучающую чтению по методу Зайцева.
В понедельник, пока Аня с Надей лепили из пластилина, я изучала инструкцию к игре, пропевала стишки и слоги на карточках.
Аня смотрела на меня как на дурочку:
-Мама, ты что, с ума сошла?
-Это игра, обучающая чтению.
Сначала получалось коряво, ведь приходилось придумывать мелодии самой. Но потом я так разошлась, что мне понравилось петь эти смешные стишки и слоги. Надя с интересом слушала меня, и в то же время была увлечена лепкой.
Вечером я предложила Наде попеть песенки с буквами, и она с радостью согласилась. На следующий день мы занимались уже по ее просьбе. А в среду Надя, только проснувшись, предложила попеть песенки и я согласилась.
Еще ей понравилось рисовать красками. В первый раз я села с ней рядом, рисовала вместе с ней, пыталась показать, как надо правильно рисовать. Меня раздражало, что она пачкает и перемешивает краски. Но потом я поняла, что если я буду лезть в ее творчество, я отобью у нее охоту к этому занятию. Аня тоже пыталась ей помешать смешивать краски, но я встала на защиту:
-Аня, эти краски стоят 22 рубля. Это не такая большая цена за то, чтобы у ребенка было желание творить. Пусть она сама разберется, как надо рисовать. Она умная девочка и сама поймет, что краски испортятся, если их перемешивать. А пока пусть рисует, как может.
Сегодня Надя рисовала на улице, перемазалась с ног до головы, благо, что была голая.
Когда она нарисовалась, я нагрела воды и вымыла ее в детской ванночке, поливая из ковшика. Ей понравилось так мыться, и вечером она притащила с улицы ванну, залезла в нее и попросила меня помыть ее.
Интересно произошло и с пластилином.
Когда я вместе с ней села лепить, показывала ей, как надо раскатывать шарики и колбаски, пластилин в ее маленьких ручках раскатывался плохо, у нее ничего не получалось, как мне казалось.
Вечером, после чтения книги перед сном, Надя сказала, что будет лепить. Я не возражала. Я не мешала ей, и она увлеченно лепила помидорчики и огурчики, спрашивая у меня:
Мама, смотри, хороший огурчик я слепила?
-Да. Молодец!
Она продолжала лепить, приговаривая что-то себе под носик. Легла спать, довольная собой.
Утром Аня, увидев, что Надя налепила кучу комочков, сказала, что она испортила весь пластилин. Я ответила:
-Пусть лепит, это ее творчество.
Я поняла, что я не могу научить Надю тому, что не умею делать сама, я ведь не умею лепить и рисовать.
Пусть этому ее учат воспитатели, учителя.
А моя задача дать ребенку возможность узнать, какие виды творчества есть в мире, и дать пощупать, понюхать, почувствовать, попробовать, осознать и понять, чем ей нравится заниматься.
А как она может ответить на вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», если она не знает, кем можно стать. Пока она отвечает: «Как мама»
Моя задача показать ей мир, возможности развития, чтобы она могла выбрать свою дорогу.
Наде понравился камень у дороги. Она представляет его своей машиной.
По пути из магазина, Надя захотела поиграть на камне. Я присела рядом, немного понаблюдала за ее игрой, а потом сказала:
-Надя, давай отнесем продукты домой, я возьму книгу и тетрадь, и вернемся сюда. А то ты играешь, а мне не интересно просто сидеть.
Надя согласилась сразу. Сходили домой, я взяла книжку, а Надя набрала игрушек. Теперь все были довольны. Я и Надя создали себе условия для сотрудничества.
В другой раз, шли из магазина, и Надя спросила:
-Мама, а ты взяла книгу? Я хочу поиграть на камне.
У меня теперь всегда с собой была книга и дневник с ручкой. Мне было приятно, что Надя учитывает и мои интересы, проявляет заботу обо мне.
«Иди вперед, но помни о других»- я часто повторяю этот афоризм Наде.
Истина потихоньку откладывается в ее голове. Лучше пусть «полочки» будут заняты такими истинами, чем всякими сказками про Деда Мороза. Хотя про него она тоже помнит.
-------------------------------------------------
Про Деда Мороза.
Когда старшей дочери Ане было года 2, мой брат нарядился в костюм Деда Мороза, вышел за дверь, позвонился. Все было очень правдоподобно. Но двухлетняя Аня что-то заподозрила. Она внимательно вглядывалась в дедушку Мороза, вслушивалась в знакомый голос. На ее лице было смятение. Когда дед Мороз ушел, Аня спросила у меня:
-Мама, а это был Стас?
-Почему ты решила, что это Стас?
-А у него тапки были как у Стаса.
Ничего себе! Даже тапки заметила!- подумала я. Я тогда сказала ей, что это дедушка Мороз. У него просто ножки устали, и он тапочки переодел. Но это ведь был обман!
Я изменилась. Я уже не такая, как была раньше. Но Аня меня не уважает, не воспринимает меня всерьез. Ее личность не простила мне всех оскорблений и обманов (а их было много!).
С Надей я веду себя честно. Надя знает, что дед Мороз это персонаж из сказки. Артист наряжается в костюм и приносит детям подарки. А подарки покупают родители и дают деду Морозу.
Это правда жизни. Я не хочу обманывать свою дочь.
Кто-то скажет: « Зря ты ребенка детства лишаешь. Пусть в сказке поживет. Потом сам все узнает»
Да, узнает. Но тогда в подсознании у него будет обида на родителей, которые его обманывали.
Мне запала в душу фраза М.Е.Литвака: «Может быть, детство и отниму, зато жизнь подарю»
Говорят, детство- подготовка к жизни. Нет! Детство- это жизнь!
Ехали с Надей в автобусе. Она смотрела в окно и то и дело говорила:
-Я хочу на эту площадку; Я хочу в Детский мир; Я хочу в этот магазин за продуктами.
Женщина, сидящая впереди нас обернулась и сказала:
-Какая молодец! Все хочет.
Меня вдруг пробило. Действительно, Надя часто говорит слово «хочу». Она хочет все, она принимает этот мир и хочет его узнать. Она не боится его.
Когда я узнала, что беременна, я обрадовалась. Сразу приняла решение разойтись с мужем. Мама отговаривала меня рожать ребенка. Она говорила, что мне будет трудно, что страшно рожать в наше нестабильное время. А я знала, что мне это нужно и все…
Надя родилась с позитивным настроением, она принимает этот мир, у нее интерес ко всему новому и любимое слово «хочу».
Когда я забеременела старшей дочерью, мне было 17. Я испугалась, пыталась избавиться от ребенка, я не принимала ее. С самого раннего детства Аня не принимала мир. Коронная ее фраза «не хочу». Она не принимает мир, потому что я не принимала ее.
Вывод: Программа жизни закладывается в утробе матери. Чтобы ребенок был счастлив, он должен быть желанным.
Во время беременности надо получать положительные эмоции, избегать стрессов, заниматься интересным делом.
Шли на озеро купаться, и Надя напевала определение любви:
-Любовь – активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви.
И так несколько раз.
-Молодец, здорово ты запомнила. А знаешь что такое развитие?(Было бы лучше конечно, если бы она сама задала этот вопрос.)
-Нет, не знаю.
-А хочешь узнать?
-Хочу
-Развитие – это доведение способностей до навыка.
В глазах у Нади вопрос. Я:
-Например, тебе нравится рисовать, у тебя есть способности к рисованию. Значит надо научиться рисовать так, чтобы можно было на этом деньги зарабатывать. Поняла?
-Да.
И дальше поет:
-Любовь – активная заинтересованность…Мама, развитие это доведение способностей до навыка?
Сегодня Надя снова капризничала на купании. Ей нужно было , что бы я обязательно купалась с ней, водила ее в воде за руку. Я находилась в воде только ногами, стоило мне зайти чуть глубже, она начинала ныть. В результате такого купания я вышла из воды и села на берегу. Надя тоже вышла и села рядом со мной и завела старую песню:
-Хочу купа - а- а - ться.
-Иди.
-Я хочу с тобой.
-А я не могу так купаться, - сказала я и стала слушать запись семинара в плеере.
Надя продолжала ныть, а я думала, как выкрутиться из этой истории.
Я действовала по принципу – не знаешь, что делать - ничего не делай.
Неожиданно пришло решение:
-Надя, давай обсудим сложившуюся ситуацию.
-Давай, - говорит Надя, придвигаясь ко мне
-Чего ты хочешь, Надя?
-Я хочу купаться.
-А что тебе мешает купаться?
-Я хочу с тобой, - снова ноет Надя.
-Надя, как ты думаешь, желания людей всегда совпадают?
-Думаю, что нет.
-Понимаешь, я не могу долго с тобой купаться, так как я замерзаю, и меня кусают слепни, а зайти в воду подальше ты мне не даешь.
Надя опять ноет:
-Я хочу с тобой!
Я переключаюсь на другую тему:
-Надя, а ты хорошо себя чувствуешь, когда ноешь?
-Нет.
-А как ты думаешь, мне приятно слушать, как ты ноешь?
-Нет.
-Тогда зачем ты ноешь, если в этом нет никакой пользы не тебе, не мне?
-Я не буду ныть, - тут же успокоилась Надя, и пошла играть к воде.
Минут через 5 она уже плескалась в воде с двумя девочками, я была уже не нужна ей.
Вывод: Мои доводы о том, что мне неудобно купаться с Надей, не возымели действия. А когда разговор зашел о Надином удобстве, она сразу прекратила делать себе плохо.
Каждый человек думает в первую очередь о себе. Надя не исключение.
Лето 2004 (3,5года)
Ух, этот камень!
На прогулке Надя споткнулась о камень, расплакалась.
Сквозь слезы жалуется:
-Ух, этот камень, я об него ударилась. Больно!
-Надя, а как ты думаешь, камень виноват, что ты об него споткнулась?
-Нет.
-А кто отвечает за то, как ты ходишь?
-Я сама.
Вот так Надя учится брать ответственность за свои действия на себя. По-моему, у нее получается!
21октября 2004(3,5года)
Волшебные слова.
Сегодня Надя принесла в группу новый мячик. Первым делом побежала показывать его воспитательнице:
-Смотрите, какой у меня мячик.
-Да-да, Надя, хорошо, - сказала та, даже не посмотрев в Надину сторону.
Когда Надя подошла поцеловать меня на прощанье, я шепотом сказала ей:
- Надя, я бы на твоем месте сначала поздоровалась, а потом показала бы мячик Тамаре Леонтьевне.
Надя поцеловала меня и тут же, подходя к воспитательнице, громко и четко сказала:
-Здравствуйте. А посмотрите, какой у меня мячик.
Ответ воспитательницы отличался от первого мягкой интонацией, голос стал теплее. Вот что значит волшебное слово.Ничто не дается нам так дешево, и ничто не ценится так дорого, как вежливость!(А.П. Чехов)