Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деятельность Лига Наций



 

Формально деятельность Лиги Наций началась 16 января 1920 г. Планов и задумок у ее организаторов было исключительно много, но практические результаты деятельности Лиги оказались очень незначительными. В качестве целей Лиги Наций провозглашались утверждение новой, открытой и мирной дипломатии, обеспечение коллективной безопасности, совместное предотвращение войн и обуздание агрессоров. На самом деле ни одна из них не была достигнута. Дипломатия оставалась по существу секретной, решения принимались путем сговора крупных держав. Устав Лиги Наций (Ст. 10) провозгласил запрет агрессивных действий одних государств в отношении других. В 1921 г. к Статье 16 Устава была принята поправка, которая уполномочивала государства-члены Совета Лиги выработать определение агрессии и предпринять соответствующие меры в случае ее совершения. Но им так и не удалось договориться об определении агрессии. Многие политические деятели того времени, а позднее историки дипломатии объясняли это наличием непреодолимых противоречий между самими ведущими державами. Безусловно, на деятельности Лиги Наций сказалось негативное отношение к ней со стороны Конгресса США и правительств ведущих европейских стран.

Вильсон, вдохновленный единодушным принятием Устава Лиги Наций, вернулся в США, где был восторженно встречен соотечественниками. Он надеялся превратить обсуждение Устава Лиги в США во всенародный референдум. Но вскоре он тяжело заболел и потерял подвижность (левосторонний паралич). В декабре 1919 г. Вильсон был награжден Нобелевской премией мира, однако американский Конгресс пытался осудить его за X Статью Устава Лиги Наций, которая предусматривала обязательства государств-членов Лиги коллективно защищать безопасность в мире. Согласие с этой Статьей означал бы, по мнению противников президента Вильсона, отход США от «доктрины Монро», хотя, одобрив 2 апреля 1917 г. подавляющим большинством голосов вступление США в мировую войну, Сенат фактически признал необходимость отхода от нее. Для ратификации Устава требовалось две трети голосов сенаторов. В Сенате прошли два голосования. Итоги второго из них были таковы: 49 – «ДА», 35 – «НЕТ». Против договора проголосовали как демократы, так и республиканцы. Они считали его слишком снисходительным к Германии и требовали суда над кайзером Германии Вильгельмом II, не соглашались со Статьей X Устава, предусматривавшего обязательства всех государств-членов Лиги Наций выступать совместно против возможного агрессора. Таким образом, США не признали легитимности глобальной организации по поддержанию мира и отказались стать ее членом. После этого потеряли интерес к Лиге Наций и другие ведущие государства того времени.

Совет Лиги Наций почти не работал, а спорные вопросы мировой политики обсуждались на конференциях и совещаниях послов государств-членов Лиги Наций в Женеве, выводы которых передавались Совету или Ассамблее Организации лишь для формального утверждения. Работа Комиссии по разоружению также оказалась абсолютно бесплодной. Лига Наций не смогла не только приостановить, но даже замедлить темпы милитаризации Европы и мира.

21 октября 1920 г. к Уставу Лиги был принят Протокол под названием «О мирном урегулировании международных споров». Подписавшие его государства обязывались не прибегать к войне как к способу решения спорных вопросов, не предпринимать действий, способных привести к международным конфликтам, передавать все спорные вопросы в Совет Лиги и соглашаться на международный арбитраж. Любое Государство, которое, в нарушение Устава Лиги Наций и Протокола, прибегнет к войне, объявлялось агрессором (Ст. 10). После рассмотрения каждого такого акта агрессии, Совет единогласным решением мог объявить о санкциях, предпринимаемых против агрессора. В соответствии с параграфом 3 Статьи 16 Устава Организации, государства должны были прийти на помощь жертве агрессии, поддержать ее необходимыми сырьем, кредитами, транспортом и т. п. Согласно Протоколу, подписавшие его государства обязывались помогать жертве агрессии даже своими сухопутными, морскими и воздушными силами (Ст. 13).

Ни одно из этих обязательств не было выполнено. В 20-30-х годах ХХ в. в мире возникало много территориальных споров между государствами, совершались агрессивные акты одних стран против других, аннексии, безнаказанно создавались очаги напряженности, которые, вместе взятые, и привели ко Второй мировой войне. Лига Наций не только не смогла решить хотя бы одной из проблем, но нередко сама потворствовала агрессии.

В 1920 г. в нарушение только что подписанного между Польшей и Литвой соглашения, Польша захватила столицу Литвы город Вильно с областью, на территории которой проживали белорусы, литовцы и поляки. Литва, ставшая членом Лиги Наций в сентябре 1921 г., обратилась в Совет этой организации с просьбой о поддержке. После длительных обсуждений и проволочек, Лига Наций признала захваченную территорию польской.

В 1920-х гг. возник также спор между Литвой и Германией по поводу портового города Мемеля (Клайпеда) и всего Мемельского края. Германия считала их частью Восточной Пруссии. После Первой мировой войны Мемель был занят союзническими силами. В Парижских (Версальских) соглашениях вопрос о Мемеле не был решен. В 1924 г. между союзниками по Антанте и Литвой было подписано соглашение, которое рассматривало Мемель как автономное образование в составе Литвы. После прихода Гитлера к власти Германия стала оспаривать статус Мемеля, а 23 марта 1939 года Литва подписала с фашистской Германией договор, по которому отказывалась от Мемельского края городом Мемелем в пользу Германии. В тот же день в Мемель вошли немецкие войска. Лига Наций равнодушно взирала на эти процессы[36].

В 1921 г. между Швецией и Финляндией начались споры из-за Аландских островов, жители которых говорят на шведском языке. В ходе плебисцита по вопросу о государственной принадлежности спорной территории абсолютное большинство населения островов высказалось в пользу присоединения к более развитой в то время Швеции. Однако Лига Наций решила передать острова Финляндии с теми условиями, что, во-первых, они должны обладать внутренним самоуправлением (иметь собственный местный совет, избираемый на основе всеобщего избирательного права, и исполнительное бюро), а, во-вторых, Финляндия будет ограничена в праве возводить на них укрепления и использовать острова для военных целей.

В 1923 г. фашистская Италия оккупировала греческий остров Корфу. Лига Наций, к которой обратилась Греция, долго обсуждала конфликт и, в конце концов, смирилась с актом агрессии. В 1925 г. начались пограничные споры между Грецией и Болгарией, но Лига Наций опять не смогла помочь их разрешению.

В 1931 г. Япония совершила акт агрессии в отношении Китая, оккупировав Манчжурию и объявив о создании там марионеточного государства Манчжоу-го. Лига Наций, постоянным членом Совета которой являлась Япония, по просьбе Китая рассмотрела этот конфликт. В октябре 1932 г. она приняла рекомендацию о выводе японских сил из Манчжурии, о восстановлении над провинцией суверенитета Китая, но с предоставлением провинции большей автономии. Лига Наций призвала все государства отказать в признании марионеточного государства. В ответ Япония вышла из Лиги Наций(1933 г.), а в 1937 г. ее войска из Манчжурии двинулись на Пекин, Шанхай, Нанкин и во Внутреннюю Монголию, откуда она начала угрожать и Советскому Союзу. Лига Наций только созерцала эти агрессивные акты, будучи не в силах предпринимать сколько-нибудь эффективных действий по организации отпора агрессорам.

В 1935 г. Италия спровоцировала конфликт на границе между подконтрольной ей Сомали и Эфиопией – независимым государством, членом Лиги Наций. Эфиопия предложила решить конфликт путем международного арбитража, однако Муссолини отклонил это предложение и организовал интервенцию в суверенную страну. 9 апреля 1936 г. столица Эфиопии Аддис-Абеба была оккупирована, король Италии Виктор Эммануэль III объявлен императором Эфиопии. Попытки негуса Эфиопии Хайле-Селассие найти поддержки у Лиги Наций оказались безуспешными. Правда, Лига Наций осудила агрессию Италии, и Совет Лиги проголосовал за наложение экономических санкций на агрессора, но они оказались неэффективными из-за того, что ведущие страны Европы их не соблюдали, так как не желали портить отношения с Муссолини.

Она не смогла предотвратить и войны между Боливией и Парагваем в 1932 – 1935 гг. Аншлюс Австрии и оккупации суверенной Чехословакии Германией – классические примеры беспомощности Лиги Наций. Единственной страной, в отношении которой Лига проявила единодушие, был СССР.

Когда президент США Ф. Рузвельт спросил премьер-министра Великобритании У. Черчилля одной формулой охарактеризовать Вторую мировую войну, тот избрал слова «ненужная война». В своих воспоминаниях о Второй мировой войне этот всемирно известный своей принципиальностью и ответственностью государственный деятель писал: «никогда не было войны более простой для предотвращения», чем эта[37]. Кто виноват в том, что ее не остановили? Ответ содержится в сформулированной автором воспоминаний фабуле первого тома, в котором описаны события, непосредственно предшествовавшие войне и приведшие к ней. Она гласит: «как англо-говорящие народы, вследствие их неблагоразумия, беззаботности и добродушия позволили злу (Германии – Д. М.) перевооружиться». Это звучит полным диссонансом с утверждениями о том, будто бы вина за начало войны лежит и на СССР, подписавшем Пакт о ненападении с Германией и секретный протокол к нему[38].

Подписание советско-германского пакта о ненападении действительно оказалось неожиданным для большинства современников и вызвало у многих из них чувство удивления и горечи. Это чувство было обусловлено тем, что на протяжении всей экспансии со стороны Италии, Германии и Японии СССР оставался единственной страной, не признававшей законности агрессивных акций и настойчиво выступавшей за коллективные действия для обуздания агрессоров. Западные страны не желали тогда видеть и слышать усилий и голоса СССР. Поощряя Гитлера, они всячески подталкивали его на Восток, надеясь стравить Германию и СССР между собой.

В 1938 г. Франция и Англия «пожертвовали Чехословакией, а правящие круги Польши не только отказались пропустить советские войска через свою территорию, но и заявили, заигрывая с Гитлером, что никогда не заключат с СССР соглашения о взаимопомощи», - свидетельствует Черчилль. Когда же Германия вторглась в Чехословакию, Польша обрушилась на жертву агрессии с севера, пытаясь урвать и себе кусочек. «Но вскоре она вынуждена будет поплатиться за это», - резюмировал автор мемуаров[39].

Советское правительство, обеспокоенное оккупацией Чехословакии Германией, обратилось 19 марта 1939 г. к западным державам-членам Лиги Наций с предложением созвать конференцию шести ведущих в то время стран для выработки эффективных мер по обеспечению коллективной безопасности. Британский премьер Чемберлен, один из виновников сдачи Чехословакии Гитлеру, отнесся к этому предложению отрицательно. В частном письме от 26 марта, текст которого воспроизводит Черчилль в своих мемуарах, он признавался «в глубоком недоверии к России. Я не верю ни в ее способность осуществлять эффективное наступление, если даже она захочет этого, ни в ее мотивы, которые, как мне кажется, мало связаны с нашими идеями свободы… Более того, она ненавистна и подозрительна многим малым странам, именно Польше, Румынии и Финляндии», - писал Чемберлен. Черчилль не соглашался со своим премьером и считал, что без Советской России никакое умиротворение в Европе было уже невозможно: «Если бы СССР, Франция и Великобритания объединились, Гитлер не смог бы начать войны на два фронта», - свидетельствует он.

Кто же виноват в том, что эти страны – постоянные члены Совета Лиги Наций – не объединились против агрессора? В поисках ответа на этот вопрос, опять обратимся к Черчиллю. И не потому, что не существует других свидетельств, а только потому, что оценки убежденным противником большевизма ситуации, когда стороной международных отношений выступает СССР, являются весьма поучительными.

16 апреля 1939 г. СССР сделал предложение Франции и Великобритании о заключении союза трех стран – постоянных членов Совета Лиги Наций. Если бы «мистер Чемберлен по получении этого советского предложения ответил: “да, давайте объединимся и сломаем шею Гитлеру” или слова аналогичной силы, а парламент поддержал, – пишет Черчилль, – Сталин понял бы и история приняла бы другой оборот»[40]. Но этого не сделали. Англия ответила на предложение СССР только 7 мая и то уклончиво. 17 мая это предложение обсуждалось в британском парламенте. Старейший политический деятель Англии Ллойд Джордж решительно высказался в поддержку советского предложения. «Германия всегда стремилась к молниеносной войне, – сказал он. – Продолжительная война – это как полуостров войны, ведущей ее ко дну. Великая русская защита разбила Наполеона. То же самое произошло в 1914 году, когда Германия рассчитывала добиться победы за лето, но получилось иначе». Черчилль поддержал Ллойд Джорджа. Но против принятия советского предложения опять высказался Чемберлен. Он заявил, что всячески следует отказываться от сотрудничества с Россией, что «страна с такими огромными размерами, населением и безграничными ресурсами является негативным фактором в такой ситуации, с которой мы столкнулись» [41].

31 мая Председатель Совета Министров СССР повторил предложение Советского Союза и высказался за обеспечение минимальных условий для безопасности в Европе, а именно:

1) заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта о взаимной помощи против агрессии;

2) гарантирование со стороны этих трех держав государств Центральной и Восточной Европы, включая сюда также Латвию, Эстонию и Финляндию, от нападения агрессоров;

3) заключение конкретного соглашения между СССР, Великобританией и Францией о формах и размерах немедленной и эффективной помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам в случае нападения агрессоров[42].

К сожалению, и это предложение не было принято. Франция следовала за Англией, а Польша, Румыния и прибалтийские республики не скрывали своей враждебности к СССР. Еще в начале 1934 г. Польша подписала «договор о дружбе» с фашистской Германией, причем предложение о «дружбе» исходило от Польши. 23 марта 1939 г. договор с Германией подписала Литва. 7 июня 1939 г. пакты о ненападении с Германией подписали Латвия и Эстония.

Когда летом 1939 г. в печати Германии усилились нападки на страны Запада, Англия и Франция решили возобновить переговоры с СССР. Было решено направить в Москву делегации. Бывший министр иностранных дел Великобритании А. Иден, ушедший в отставку в знак несогласия с внешней политикой Чемберлена, изъявил готовность возглавить английскую делегацию. Но Чемберлен назначил главой делегации совершенно неизвестного в дипломатических кругах человека. Черчилль называет это «другой ошибкой» Чемберлена. Переговоры в Москве закончились достижением договоренности о ... новых переговорах.

10 августа английское правительство направило в Москву адмирала Дрэкса. У него были лишь устные полномочия на ведение переговоров. Французскую делегацию возглавил генерал Дюмен. Переговоры всячески затягивались, партнеры СССР отказывались брать на себя какие-либо серьезные обязательства. Выдержки из стенограммы переговоров, как свидетельства несерьезности их намерений, воспроизведены в мемуарах Черчилля. «Вероятно, русские пришли к убеждению, что ни Британия, ни Франция не будут сражаться, разве лишь после нападения на них, – вынужден был констатировать он. – Надвигающаяся гроза вот-вот должна была разразиться и Россия должна беспокоиться за себя»[43].

В этих условиях 15 августа Москва получает просьбу министра иностранных дел Германии о встрече с ним для ведения переговоров относительно подписании пакта о ненападении. Поскольку СССР оставил просьбу без ответа, она была повторена 20 августа. На этот раз Москва согласилась, и через три дня туда приезжает министр иностранных дел Германии, и еще через день пакт о ненападении был подписан. Какие основания могли быть у СССР для отказа от сделанного ему предложения? Да никаких! Устав Лиги Наций (Ст. 13) обязывал все государства-члены не вступать друг с другом в военные конфликты. Протокол к Уставу Лиги от 2 октября 1920 г. «О мирном регулировании международных споров» (ст. 10) требовал от государств-членов этой организации решения всех проблем путем переговоров и подписания двусторонних соглашений. В начале 30-х гг. Лига Наций рекомендовала всем государствам подписать между собой пакты о ненападении. Десятки государств уже подписали такие пакты[44]. Не мог отказываться от предложения подписать такой пакт постоянный член Совета Лиги, каковым с 1934 г. СССР являлся.

Примерно то же самое следует сказать и о так называемых секретном протоколе к пакту, которого почему-то называют актом сделки между Германией и СССР. На самом деле никаких сделок с фашизмом не было. В протоколе зафиксирована четкая и принципиальная позиция Советского государства. Поскольку правящие круги Польши и Румынии неоднократно и в грубой форме отказывались не только от какой бы то ни было помощи со стороны СССР, но и даже сотрудничества с ним, последний заявлял своим партнерам по пакту: нам нет дела до этих стран, сами регулируйте свои отношения с ними. Но их восточные границы проходят по таким-то пунктам, и Германия должна воздерживаться от вступления на земли, исторически принадлежащие Российскому государству и оккупированные в трудные для него времена Польшей и Румынией. Сталин своей рукой очертил на карте эти границы[45] и поставил свою подпись как символ непоколебимости. А вот Чемберлен, как об этом свидетельствуют рассекреченные документы Британского Форин офис, действительно объявлял Восточную Европу сферой интересов Гитлера и предлагал предоставить ему там «свободу действий», чтобы он оставил в покое Запад.

Обеспечение государственной безопасности, защита национальных и государственных интересов, принятие превентивных мер, устраняющих или отодвигающих угрозу государственным интересам, являются законными мерами, признанными в мировой политике. Вспомним об упоминавшейся выше «доктрине Монро», согласно которой США не допускали вмешательства европейских стран в дела американского континента. В начале Второй мировой войны Франция и Англия являлись союзницами. Но после капитуляции Франции Великобритания провела операцию «Катапульта» по уничтожению или захвату французского флота с тем, чтобы он не попал в руки Германии. В Плимуте, Оране, Александрии и в других портах французские корабли были осаждены британскими военными кораблями. Им был предъявлен ультиматум: либо французские корабли сражаются вместе с Англией против Германии, либо переводятся в англо-американские порты, где экипажи будут интернированы до окончания войны, либо сами экипажи, в случае несогласия с первыми двумя пунктами, затопляют свои корабли, либо же они будут затоплены силой. Часть кораблей приняла английские условия, другая оказала сопротивление и была потоплена. Превентивные меры были предприняты Англией и в отношении портов даже дружественной ей Ирландии с тем, чтобы они не могли быть использованы Германией против Англии. Черчилль, ничуть не сомневаясь в правоте действий своего правительства, пишет обо всем этом подробнейшим образом.

Таким же правом обладал и СССР. Его желание обеспечить свою безопасность было естественным. Когда самоубийство Польши стало свершившимся фактом, и немецкие войска вторглись на ее территорию, советские войска без замедления взяли под свою защиту Западную Белоруссию, Западную Украину и Бесарабию. Черчилль сразу же оценил подлинное значение этих актов Советского правительства. Оценивая то, что критики СССР назовут «секретной сделкой», тогда еще член британского парламента Черчилль писал военному кабинету (25 сентября 1939 г.): «Будет хорошо, что Россия отнимет у Румынии Бесарабию, это не противоречит нашим главным интересам, которые состоят в том, чтобы остановить движение Германии к Востоку и Юго-востоку Европы»[46].

Таким же решительным и отвечающим жизненным интересам СССР правовым актом было требование Советского правительства к властям прибалтийских республик обеспечить гарантии от враждебных по отношению к СССР действий с их территорий. Известно, что еще адмирал Колчак писал Парижской мирной конференции, что военные базы в балтийских государствах и Финляндии необходимы для защиты столицы России Петрограда. Сталин поставил вопрос таким же образом во время англо-франко-советских переговоров осенью 1939 г. и, по мнению Черчилля, это обстоятельство помешало англо-французскому союзу с Россией, открыв путь пакту о ненападении с Германией. В 20-х числах сентября 1939 г. СССР

подписал с Литвой, Латвией и Эстонией соглашения о взаимной помощи, согласно которым СССР получал право держать свои гарнизоны в ключевых местах Прибалтики. «Таким образом, путь Германии через южный берег Финского залива к Ленинграду был надежно закрыт, – подытоживает Черчилль «оккупацию» прибалтийских республик СССР. – Оставался только путь через Финляндию».

Как известно, СССР предпринял меры и в отношении этого пути. Он предложил Финляндии обмен территориями с целью обеспечения безопасности Ленинграда. Финляндия отказалась и, к сожалению, началась война с ней (30 ноября 1939 г. – 12 марта 1940 г.). Только теперь Лига Наций вспомнила о своих обязательствах бороться с агрессией и агрессорами – СССР был исключен из Лиги Наций. Англия, Франция и Германия, которые находились между собой в состоянии войны, каждая по-своему помогала Финляндии оружием, материальными ресурсами или военными специалистами.

После выхода из Лиги Наций Германии, Италии и Японии, исключения СССР, прекращения существования независимых государств Австрии и Чехословакии, эта организация фактически лишилась даже видимости работоспособности и перестала функционировать. Во время Второй мировой войны некоторые службы Лиги Наций были переведены из Женевы в Канаду и США. Последнее заседание Совета Лиги Наций состоялось уже после создания ООН – 8 апреля 1946 г. – для принятия решения о «самороспуске».

Таким образом, Лига Наций как первый универсальный институт по поддержанию мира и безопасности с самого начала оказалась неэффективной. Это произошло потому, что правящие круги ведущих европейских стран, вынужденные учредить этот институт по требованию своих народов, на самом деле не хотели иметь относительно самостоятельного центра мировой политики, решениям которому они обязаны были бы следовать. Сильно было и соперничество между учредителями Лиги Наций, что не могло не сказываться на деятельности этого института. Вложив в Устав Лиги Наций принцип единогласия при принятия решений, учредители этого института обрекли его на бесплодие. Но, как говорят, и отрицательный опыт – это опыт истории, которым будут руководствоваться потомки. И в самом деле, при учреждении Организации Объединенных Наций из этой истории были извлечены соответствующие уроки.

Вопросы для самопроверки

Чем, по Вашему мнению, было обусловлено появление проектов всемирной организации?

Какие проекты подобной организации Вам известны?

В. Вильсон и Лига Наций: почему Сенат США отказался ратифицировать Устав Лиги Наций?

Что Вам известно о мандатной системе Лиги Наций?

Охарактеризуйте крупные акты агрессии 1930-х гг.

Какие из них были осуждены Лигой Наций?

Как Вы оцениваете деятельность СССР в качестве члена Лиги Наций?

В чем, по Вашему мнению, состояла слабость Лиги Наций?

Какие уроки можно извлечь из деятельности Лиги Наций?

 

Литература

Афанасьева О. Краткий очерк истории Лиги Наций. М., 1995.

Бейкер Р. С. Вудро Вильсон, мировая война, Версальский мир. М.,1937.

Илюхина Р. М. Лига Наций. М., 1982.

История дипломатии. Т. 4. М., 1974.

Ллойд Джордж Г. Правда о мирных договорах: В 2-х томах. М., 1957.

Мардалиев Р. Вудро Вильсон: Политические взгляды, правовые реформы и проект

 

Лиги Наций. СПб., 2002.

Никольсон Г. Как делался мир в 1919 году. М., 1945.

Протопопов А. С. СССР, Лига Наций, ООН. М., 1968.

Чубарьян А. О. Европейская идея в истории: проблемы войны и мира. М., 1987.

Bendiner E. A Time for Angels: The Tragicomic History of the League of Nations. Knopf, 1975.

Churchill W. S. The Second World War. Vol. I: The Gathering Storm. London; New-York, 1949.

Goodrich L., Kay D. A. International Organizations: politics and process. New York, 1973.

Kendrick A. The Presidency of Woodrow Wilson. New-York, 1992.

Kissinger H. Diplomacy Touchstone. New York, 1995.

Northedge F. S. The League of Nations: Its Life and Times: 1920 – 1946. Holmes, 1986.



 

 

Глава 3. Организация Объединенных Наций

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.