Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Международного сотрудничества



 

Мировой политический процесс всегда характеризовался столкновением интересов различных государств, политических направлений, течений и тенденций. При этом интересы гражданских обществ не всегда совпадали с интересами политических обществ, государств. Гражданские общества, образуя государства, контролируют их деятельность, направляют ее по наиболее выгодному для себя пути. По мере обострения противоречий между государствами, милитаризации последних и ростом убойной силы оружия все более возрастает стремление людей к единству мира. В начальный период возникновения международных институтов зарождаются идеи универсального гражданского общества, мирового государства с единым, мировым, правительством и всемирной организацией.

Одним из первых, кто в новое время разработал основательную концепцию подобного устройства мира (правда, в пределах Европы), был английский мыслитель и политик Вильям Пенн (1644 – 1719 гг.) – автор конституции и губернатор американской колонии Пенсильвания. В своем трактате «Опыт о настоящем и будущем Европы» он изложил проект «Европейской палаты государств». В целях предотвращения войн, являющихся причиной многих бедствий для народов и стран, утверждения мира и справедливости на континенте, писал он, представителям всех государств Европы нужно эпизодически собираться вместе в некоем Верховном Совете, или Палате государств континента. Именно здесь должны решаться спорные вопросы между странами, которые не удается урегулировать путем двусторонних переговоров. Если какое-либо государство откажется выполнять решение Палаты, все остальные государства, объединившись вместе, должны принудить его подчиниться принятому решению. В таком случае в Европе воцарится стабильный мир, установится прочное равновесие, и задача народов будет состоять в том, чтобы не допустить его нарушения.

Пенн предложил не только проект, но и разработал сценарий создания универсального института. Он предлагал первоначально собраться где-то в центре Европы, а затем – поочередно в разных странах по договоренности. «Хотя это великое собрание представляет собой всего лишь четвертую часть известного нам в настоящее время мира, но зато лучшую и богатейшую, где религия и образование, цивилизация и искусство занимают достойное место», – писал он[30]. Все вопросы, по его мнению, должны решаться за «круглым столом», путем обсуждений на одном или нескольких рабочих языках. Решения должны приниматься абсолютным большинством (в 3/4) голосов. Выгоды от этого станут огромными для всех. Будут предотвращены войны между народами, сократятся чудовищные расходы на них, а также на организацию шпионажа и разведки, останутся целыми города и села, станут безопасными торговля и сообщения. Благодаря этому улучшится финансовое состояние государств, создадутся благоприятные условия для развития науки, образования, благотворительности, ремесел.

Спустя два столетия, свой взгляд на международную организацию по обеспечению мира и сотрудничества в довольно близком к В. Пенну духе выработало движение пацифистов. Это - «Соединенные Штаты Европы», основанные на характерных для Европы общностях: единстве культуры, веры, права (римского) и языка[31]. Вероятно, сначала авторы предполагали объединение только романской группы стран. Но позже эти ограничения были сняты. Открывая Третий конгресс пацифистов, писатель Виктор Гюго говорил о том, что настанет день, когда Франция, Россия, Италия, Англия, Германия, все нации континента, не утрачивая их отличительных черт и своего великолепного своеобразия, неразрывно сольются в некоем высшем обществе и образуют европейское братство. Это произойдет «совершенно так же, как Нормандия, Бретань, Бургундия, Лотарингия, Эльзас – все наши провинции слились в единой Франции. Настанет день, когда единственным полем битвы будут рынки, открытые для торговли, и умы, открытые для идей!»[32].

Увы, этот оптимизм прославленного писателя не оправдался. Напротив, Европа раскололась на две, враждебные друг другу, группы государств, между которыми метались небольшие, слабые и не желавшие участвовать в войнах государства.

Мир оказался перед угрозой невиданной по своим масштабам и возможным последствиям войны. И вновь представители гражданского общества обращают свои мысли к идее универсальной организации, способной быстро и эффективно решать все спорные вопросы мировой политики. «Без международной организации, – писал видный теоретик международного права, профессор Московского университета Л. А. Комаровский, – непостижим международный мир, а последний составляет первое коренное условие того, чтобы и внутри самих государств могли, наконец, водвориться мир и благосостояние». Идеи всемирного государства или даже государства, простирающегося на целый материк, считал Комаровский, следует признавать несостоятельными, во-первых, из-за его непрочности, а, во-вторых, потому, что такое государство предполагает порабощение частей целым[33].

Начавшаяся Первая мировая война действительно оказалась самой масштабной из всех происходивших до сих пор войн. Сухим языком статистики ее «жатва» такова:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.