Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация Американских Государств



 

ОАГ – первая континентальная организация мира, которая начала складываться почти сразу после обретения независимости латиноамериканскими странами. У ее истоков стояли лидеры Латиноамериканской революции во главе с Симоном Боливаром. Еще в 1826 г. в Панаме состоялся первый конгресс представителей Латинской Америки с целью достижения единства народов континента путем создания федерации латиноамериканских республик. Но тогда эта идея не получила поддержки у большинства участников конгресса.

Несколько иначе представляли себе единство континента Соединенные Штаты. Президент Джеймс Монро еще в период борьбы народов Латинской Америки за независимость провозгласил доктрину, согласно которой доминирующей силой на Западном полушарии должны были стать США. Поэтому лидеры молодых латиноамериканских государств не очень доверяли своему северному соседу. «Я думаю, что Америке лучше принять Коран, нежели форму правления Соединенных Штатов»[115], – говорил С. Боливар. Действительно, истинные намерения США на континенте проявились очень скоро на примере соседней им Мексики, от которой они, путем провокаций и интервенций, отторгли треть территории.

Прошли десятилетия, выросли новые поколения людей, родились идеи континентальной солидарности, основанной на близости экономических интересов и культур народов. Во имяихреализации с октября 1889 по апрель 1890 г. в Вашингтоне заседает первый международный конгресс американских государств, который учреждает (14 апреля 1890 г.) Международный Союз Американских Государств и его секретариат – Коммерческое бюро американских республик.В 1910 г. этаорганизация была переименована в Панамериканский Союз.

Первая и Вторая мировые войны способствовали возрастанию роли стоявших далеко в стороне от фронтов войны латиноамериканских государств в международной жизни. В 1947 г. представители 18 американских государств подписали в Рио-де-Жанейро так называемый «Межамериканский пакт» или «Межамериканский договор о взаимной помощи». А 30 апреля 1948 г. 20 государств континента подписали в столице Колумбии Боготе Устав Организации Американских Государств (ОАГ).

Согласно Уставу, Организация создается для достижения мира и законности, укрепления солидарности, усиления сотрудничества, защиты суверенитета, территориальной целостности и независимости американских государств. Главными целями ОАГ, согласно Статье 2. ее Устава, являются:

a) укрепление мира и безопасности на континенте;

b) продвижение и укрепление представительной демократии с должным уважением к принципу невмешательства;

c) предупреждение возможных причин трудностей и обеспечение мирного урегулирования разногласий, которые могут возникнуть между государствами-членами ОАГ;

d) организация совместных действий в случае агрессии;

e) содействие поиску решений политических, юридических и экономических проблем, которые могут возникнуть между странами континента;

f) содействие, путем совместных действий, их экономическому, социальному и культурному развитию;

g) преодоление крайней бедности, являющейся преградой на пути демократического развития народов континента;

h) достижение эффективного ограничения обычного оружия, что позволит направить больше средств на экономическое и социальное развитие государств-членов[116].

Отношения между членами ОАГ должны строиться на принципах уважения прав человека, суверенитета государств, строгого выполнения обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права, доброй воли и солидарности в эффективной реализации представительной демократии. Устав признает, что каждое государство имеет право выбирать, без вмешательства извне, политическую, экономическую, и социальную систему и избрать наиболее подходящий для себя путь развития, воздерживаться от вмешательства в дела других государств.

Американские государства обязуются всесторонне сотрудничать между собой, независимо от характера их политических, экономических и социальных систем. Агрессия осуждается; признается, что победа не дает никаких прав. Духовное единство континента должно основываться на уважении к культурным ценностям стран Америки и поэтому требует тесного сотрудничества. Статья 9 Устава ОАГ предусматривает, что право члена организации на участие в деятельности ОАГ и ее руководящих органах может быть приостановлено, если его демократически избранное правительство будет свергнуто силой.

Устав ОАГ запрещает вмешательство государств в дела друг друга. «Никакое государство или группа государств, – гласит его 19 Статья, – ни под каким предлогом не имеет права на прямое или косвенное вмешательство во внутренние или внешние дела любого государства. Вышеуказанный принцип запрещает не только вооруженное вмешательство, но и любую другую форму вмешательства, имеющую целью посягательство на само государство или его политические, экономические и культурные органы». Следующая статья запрещает использование принудительных мер экономического или политического характера с целью повлиять на суверенную волю другого государства и извлечения из этого какой-либо выгоды.

Территория государств-членов ОАГ объявляется неприкосновенной и не может быть занята кем-либо даже временно. Территориальные приобретения либо преимущества, полученные силой или другими средствами принуждения, не могут быть признаны. Все споры между членами ОАГ должны регулироваться такими мирными средствами как: прямые переговоры, добрые услуги, посредничество, изучение и примирение, судебное урегулирование, арбитраж и другими, с которыми стороны могут согласиться в любое время.

ОАГ создавалась для совместного обеспечения коллективной безопасности. «Агрессия против одного Американского Государства является агрессией против всех других», – говорится в Статье 3 Устава (п. h). В 28 Статье эта мысль еще более усилена: «Каждый акт агрессии против территориальной целостности или неприкосновенности территории, против суверенитета или политической независимости любого американского государства будет рассматриваться как акт агрессии против других американских государств». При всех условиях, когда неприкосновенность или целостность территории, суверенитета или политической независимости любого американского государства оказывается под угрозой в результате вооруженного нападения или другого акта агрессии извне, американские государства должны предпринять немедленные действия в соответствии с принципами континентальной солидарности и коллективной самообороны. То же самое делается в случаях конфликтов между двумя или более американскими государствами, а также при любых иных ситуациях, подвергающих опасности мир на континенте.

Принципами межамериканской солидарности и сотрудничества должно быть пронизано и сотрудничество стран-членов ОАГ в области экономического, социального, образовательного, культурного, научного и технологического развития. Они обязываются воздерживаться от политики и действий, способных нанести вред развитию других стран. Многонациональные предприятия в странах континента должны подчиняться законодательству стран, на территории которых они расположены, и международным соглашениям, участниками которых эти государства являются.

Устав провозглашает (Ст. 45), что человек может реализовать свои стремления только при экономически развитом и основанном на истинном мире социальном порядке. Исходя из этого, государства-члены обязуются руководствоваться в своей повседневной деятельности следующими принципами:

a) все люди, без различия расы, пола, национальности, веры или социального происхождения, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы, достоинства, равенства возможностей и экономической защиты;

b) труд – право и общественный долг, он должен осуществляться в условиях, включающих в себя систему справедливой оплаты, гарантирующей жизнь, здоровье и приличный уровень жизни для рабочего и его семьи как в период работы, так и при наступлении старости или когда по тем или иным причинам он лишается возможности работать;

c) служащие и рабочие как в селе, так и в городе имеют право на свободные ассоциации для защиты своих интересов, включая право на коллективные договора, забастовки, признание за ассоциациями права юридических лиц с защитой их свободы и независимости в соответствии с законом;

f) вовлечение и увеличивающееся участие маргинальных слоев населения в экономическую, социальную, гражданскую, культурную и политическую жизнь страны в целях достижения полной интеграции общества, ускорения процесса социальной подвижности и консолидации демократической системы.

Первостепенное значение в планах своего развития государства-члены ОАГ должны придать поддержке образования, науки, технологии и культуры. Особое внимание государства-члены ОАГ обязались уделять искоренению неграмотности, для чего возможность получения начального образования за государственный счет будет предоставлена не только детям школьного возраста, но и взрослым. Предусматривается расширение системы среднего и высшего образования.

Руководящие органы ОАГ.

Согласно Статье 53 Устава ОАГ, ее цели будут достигаться работой следующих органов:

a) Генеральной Ассамблеи;

b) Консультативной встречи министров иностранных дел;

c) Советов;

d) Межамериканского Юридического Комитета;

e) Межамериканской Комиссии по правам человека;

f) Генерального Секретариата;

g) Специализированных Конференций и

h) Специализированных Организаций.

Дополнительно могут быть учреждены и вспомогательные органы, агентства и другие подразделения, если в этом появится необходимость.

Генеральная Ассамблея является высшим органом Организации американских государств. Ее полномочия определены 54 Статьей Устава. Ими являются:

a) определение общей политики и действий организации, структуры и функций ее органов, рассмотрение любого вопроса, касающегося дружественных отношений между американскими государствами;

b) определение мер для координирования деятельности органов, агентств и отделов организации;

c) усиление и координация сотрудничества с Организацией Объединенных Наций и ее специализированными агентствами;

d) укрепление сотрудничества с другими, близкими по целям, международными организациями в экономической, социальной и культурной областях;

e) утверждение бюджета ОАГ;

f) изучение материалов Консультативной встречи министров иностранных дел, наблюдений и рекомендаций Постоянного Совета относительно докладов, представляемых ему другими органами в соответствии с Уставом;

g) принятие общих стандартов управления деятельностью Генерального Секретариата, собственных правил процедур и повестки дня сессий.

Каждое государство-член ОАГ имеет один голос. Генеральная Ассамблея собирается ежегодно в срок, определенный правилами процедуры, и в месте, выбранном в соответствии с принципом очередности. На каждой регулярной сессии определяется дата и место следующей сессии. Если по той или иной причине Генеральная Ассамблея не может быть проведена в выбранном месте, сессия может быть проведена в стране, которая предложит свои услуги. А если и такого предложения не будет, то место определяется Генеральным секретариатом с согласия Постоянного Совета ОАГ. В особых случаях с согласия двух третей государств–членов могут быть созваны специальные сессии Генеральной Ассамблеи. Сессии готовятся Подготовительным комитетом, в которого участвуют представители всех государств-членов. Решения Генеральной Ассамблеи принимаются абсолютным большинством голосов, за исключением случаев, требующих две трети голосов.

Консультативные встречи министров иностранных дел проводятся по решению абсолютного большинства государств-членов для рассмотрения проблем срочного характера, затрагивающих интересы всех государств. Повестка дня подобных встреч составляется Постоянным Советом ОАГ. В случаях, когда министр иностранных дел не может присутствовать на встрече, он должен быть представлен специальным делегатом. В случае вооруженного нападения на какое-либо американское государство или конфликта на континенте, председатель Постоянного Совета без промедления созывает заседание Совета для рассмотрения конфликта с позиций устава ОАГ.

Для консультаций по проблемам военного сотрудничества существует Консультативный комитет защиты[117], состоящий из самых высших военных властей американских государств. Комитет собирается на свои заседания по тем же правилам, что и Консультативная встреча министров иностранных дел, а также тогда, когда Генеральная Ассамблея или Консультативная встреча министров иностранных дел двумя третями голосов примут такое решение.

Постоянный Совет ОАГ (ПС) – один из органов, посредством которых ОАГ осуществляет свои цели. Он непосредственно ответственен перед Генеральной Ассамблеей и состоит из представителей всех государств-членов, назначаемых соответствующими правительствами в ранге посла. В ведении Постоянного Совета находятся любые вопросы, поручаемые ему Генеральной Ассамблеей или Консультативной встречей министров иностранных дел. В соответствии с условиями межамериканского соглашения о взаимной помощи, Постоянный Совет служит временно и как орган консультаций для участников соглашения. Председательствуют в Совете все его члены поочередно в алфавитном порядке сроком не более 6 месяцев. В помощь Председателю таким же образом избираются Вице-председатели, но начиная с конца алфавита. Постоянный Совет призван содействовать сохранению дружественных отношений между государствами-членами, помогать им в мирном урегулировании споров, оказывая при этом добрые услуги (Ст. 85). Исполняя свои уставные функции и с согласия сторон споров, ПС может учреждать постоянные комитеты, изучать спорные проблемы на местах.

В случаях, когда одна из сторон спора не принимает рекомендаций ПС или постоянного комитета, Постоянный Совет должен информировать об этом Генеральную Ассамблею и продолжать поиск путей примирения. Решения ПС принимаются большинством в две трети голосов без участия сторон конфликта, за исключением процедурных, по которым достаточно простого большинства.

Постоянный Совет должен выполнять и такие решения Генеральной Ассамблеи или Консультативной встречи министров иностранных дел, выполнение которых не было поручено другому органу, обеспечивать соблюдение норм Устава в период между сессиями Генеральной ассамблеи. Он выполняет функции Подготовительного комитета для подготовки сессий ГА, разрабатывает проекты договоров и соглашений между государствами-членами ОАГ, между ОАГ и ООН и другими международными институтами[118], рассматривает доклады Межамериканского Совета для интегрального развития, Межамериканского юридического комитета, Межамериканской Комиссии по правам человека, Генерального секретариата, специализированных учреждений и конференций, других органов и агентств. Постоянный Совет находится там же, где и Генеральный секретариат (в Вашингтоне).

Межамериканский Совет интегрального развития (МАСИР) – орган Организации американских государств, учрежденный Протоколом Манагуа, который вступил в силу 29 января 1996 г. Будучи ответственным перед Генеральной Ассамблеей, он состоит из представителей всех государств-членов ОАГ министерского ранга, назначаемых соответствующими правительствами, и обладает полномочиями принимать решения по вопросам, связанным с партнерством во имя развития. Этот Совет может создавать вспомогательные органы, какие сочтет необходимыми, для должного исполнения своих функций. Его цель состоит в налаживании сотрудничества между американскими государствами во имя интегрального развития, устранения бедности, решения других задач в экономической, социальной, образовательной, культурной, научно-технической областях. МАСИР проводит ежегодные встречи на министерском уровне. На них вырабатываются рекомендации Генеральной Ассамблее по стратегическим планам формирования политики, разработке программ и согласованию курсов сотрудничества в интересах интегрального развития, а также по подготовке бюджета программ технического сотрудничества. Здесь же происходит назначения ответственных за выполнение принятых программ и проектов развития, подводятся итоги проделанной работы. Каждый Совет, в случае острой необходимости, может созвать, после консультаций с государствами-членами, специальные конференции по вопросам своей компетенции и оказывать правительствам необходимые услуги по их просьбе.

Межамериканский юридический комитет (МАЮК) является консультативным органом ОАГ по юридическим вопросам, призванным продвигать прогрессивное развитие, кодифицировать международное право, изучать юридические проблемы, связанные с интеграцией развивающихся стран континента и, по мере возможности, добиваться однородности в соответствующем законодательстве. МАЮК состоит из одиннадцати юристов, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на четыре года из числа кандидатов, представляемых государствами-членами. В составе Комитета не может быть более одного человека из одной страны. МАЮК организует исследование вопросов, переданных ему Генеральной Ассамблеей и другими руководящими органами ОАГ, устанавливает отношения сотрудничества с университетами и другими центрами обучения, а также с национальными и международными комитетами, занимающимися изучением юридических проблем международного характера и обучением. Комитет работает по собственному статуту, одобренному ГА. Его штаб-квартира находится в Рио-де-Жанейро, но в особых случаях он может заседать и в других, согласованных с государствами-членами местах.

Важным органом ОАГ является Межамериканская Комиссия по правам человека, основная функция которой состоит в содействии соблюдению и защите прав человека. Комиссия выступает в качестве главного консультативного органа ОАГ в этих вопросах. Структура, компетенция и процедуры работы этой Комиссии и ее отделов определены Межамериканской конвенцией по правам человека[119].

Центральным и постоянно действующим административным органом Организации американских государств являетсяГенеральный секретариат. Он призван исполнять функции, возлагаемые на него Уставом ОАГ и другими межамериканскими договорами и соглашениями, а также Генеральной Ассамблеей, Консультативной встречей министров иностранных дел и Советами ОАГ. Генеральный секретарь, направляющий деятельность Секретариата, и его помощник избираются Генеральной Ассамблеей на пятилетний срок и ответственны перед ней. Генеральный секретарь может быть переизбран только однажды или заменен гражданином того же государства. Когда должность Генерального секретаря становится вакантной, помощник Генерального секретаря (по Уставу он является секретарем Постоянного Совета) исполняет его обязанности до тех пор, пока Генеральная Ассамблея не изберет нового Генерального секретаря. Генеральный секретарь и его помощник не должны быть гражданами одной и той же страны.

Генеральный секретарь или его представитель может принимать участие во всех встречах ОАГ «с голосом, но без права голосования» (Ст. 110). Он может обращать внимание Генеральной Ассамблеи и Постоянного Совета на любой вопрос, который, по его мнению, способен угрожать миру и безопасности на континенте или развитию государств-членов. Место нахождения Генерального секретариата – город Вашингтон.

ОАГ имеет свою сеть специализированных организаций. Межамериканские специализированные организации – это межправительственные структуры, учрежденные в соответствии с многосторонними соглашениями для решения общих для американских государств вопросов. Они пользуются в своей деятельности самой широкой автономией, но обязаны руководствоваться рекомендациями Генеральной Ассамблеи и Советов ОАГ. В настоящее время существуют шесть специализированных организаций ОАГ.

Панамериканская организация здравоохраненияучреждена в 1902 г. второй международной конференцией американских государств (Мексика) и функционирует как региональное отделение Всемирной организация здравоохранения (для Западного полушария). Ее миссия – налаживание сотрудничества с государствами-членами ОАГ в целях борьбы с болезнями и сохранения здоровой среды обитания, содействие жизнеспособному развитию. Штаб-квартира Организации находится в Вашингтоне.

Межамериканский детский институтсоздан в 1924 –1927 гг. и призван определять общественную политику в области защиты детей, ясно формулировать отношения между государственным и гражданским обществом и развивать критическое понимание проблем детства. Расположен в Монтевидео (Уругвай).

Межамериканская комиссия женщинучреждена на международной конференции американских государств (Гавана, 1929 г.) как консультативный орган по проблемам положения и условий жизни женщин на континенте. Находится в Вашингтоне.

Панамериканский институт географии и историиобразован решением шестой международной конференции американских государств в 1928 г. и призван налаживать сотрудничество государств в областях картографии, географии, истории и геофизики. Он размещен в г. Мехико.

Межамериканский индийский институторганизован в соответствии с соглашением 1940 года для налаживания сотрудничества и координации политики государств–членов, оказания помощи в организации исследований развития местных общин и в их обучении. Институт находится в Мехико.

Межамериканский институт сотрудничества в сельском хозяйствеоснован в 1942 г. как Межамериканский институт сельскохозяйственных наук, призванный стимулировать, продвигать и поддерживать усилия государств континента в развитии сельского хозяйства и повышении благосостояния сельского населения. Штаб-квартира института находится в Сан-Хосе (Коста-Рика).

Специализированные организации должны устанавливать отношения сотрудничества с другими международными институтами той же компетенции в целях координации их действий, сохраняя при этом свою автономию как институтов ОАГ. В соответствии со Статьями 90 и 130 Устава они представляют Генеральной Ассамблее ежегодные доклады о своей деятельности и финансовых расходах.

Срок действия Устава ОАГ не ограничен, но государства-члены, желающие выйти из организации, должны за два года письменно уведомлять о своем желании Генеральный секретариат, который доведет эту информацию до сведения всех членов.

Устав ОАГ вступил в силу в декабре 1951 г. С тех пор в него вносились поправки в соответствии с протоколами:

· Буэнос-Айреса (подписан в 1967 г. и вступил в силу в феврале 1970 г.);

· Картахена-де-Индиас (подписан в 1985 г. и вступил в силу в ноябре 1988 г.);

· Вашингтона (подписан в 1992 г. и вступит в силу после ратификации его двумя третями государств–членов);

· Манагуа (подписан в 1993 г. и вступил в силу 29 января 1996 г.).

Протокол Буэнос-Айреса изменил структуру Организации американских государств и включил в Устав новые условия сотрудничества в экономической, социальной, образовательной, научной и культурной областях. Протокол Картахена-де-Индиас предусматрел дополнительные меры по консолидации представительной демократии на принципах невмешательства, обозначил усиление полномочий Постоянного Совета и Генерального секретаря ОАГ. Протокол Вашингтона предусматривает, что государство-член ОАГ, демократически избранное правительство которого было свергнуто силой, приостанавливает свое право участвовать в советах Организации. Протокол провозглашает уничтожение бедности одной из основных целей ОАГ. Протокол Манагуа создал Межамериканский Совет для интегрального развития, цель которого состоит в том, чтобы продвигать сотрудничество американских государств для устранения крайней бедности.

В настоящее время членами ОАГ являются 35 государств континента. Еще 39 государств мира и Европейский Союз имеют статус постоянных наблюдателей. Россия является постоянным наблюдателем с апреля 1992 г. Постоянные наблюдатели имеют право участвовать во всех публичных обсуждениях проблем ОАГ, а по приглашению – и в частных, доверительных обсуждениях, получают все официальные документы и материалы сессий, конференций, заседаний и встреч. Они могут внести и свой вклад (материальный и иной) в реализацию программ ОАГ. Государства Западного полушария могут изменить свой статус в ОАГ. Так, Канада, Белиз и Гайана вначале являлись наблюдателями ОАГ, а с января 1991 г. стали ее полноправными членами.

Вопросы торговли и экономических отношений всегда оставались в центре внимания ОАГ. Еще при создании Организации намечалось образование в возможно короткий срок Латиноамериканского общего рынка, призванного содействовать экономической интеграции стран континента. В 1993 г. был учрежден Специальный комитет по торговле. Ее целью является либерализация торговли между странами полушария.

В программном документе «Декларация принципов и План действий», принятом лидерами тридцать четырех стран континента (Майами 7–8 декабря 1996 г.) было объявлено об установлении Американской зоны свободной торговли.Государства заявили о своем желании устранить постепенно существующие торговые и инвестиционные барьеры. Согласно Плану действий, ОАГ должна играть первостепенную роль в реализации решений встреч на высшем уровне, способствовать укреплению демократии, продвижению и защите прав человека, устранению угрозы национального и международного терроризма. Она должна стремиться к укреплению взаимного доверия, свободной торговли на Западном полушарии, способствовать развитию телевидения и других информационных инфраструктур, борьбе с оборотом наркотиков и связанных с этим преступлениями, сотрудничеству в областях науки и техники.

Надо сказать, что подобные цели провозглашаются ОАГ не впервые. Они объявлялись главными и в Декларации Пунта-дель-Эсте (Уругвай) 1961 года. Их практической реализации должны были содействовать провозглашенные в документе «Союз ради прогресса» задачи, нацеленные на укрепление представительской демократии, достижение быстрого экономического развития и большей социальной справедливости.

В 1959 г. в Сантьяго (Чили) была учреждена Межамериканская комиссия по правам человека, призванная контролировать ход реализации прав человека, провозглашенных в Уставе ОАГ, в Американской Декларации прав и обязанностей человека (1948 г.) и в Американской конвенции о правах человека (подписана в 1969 г. и вступила в силу в 1978 г.). После вступления этой Конвенции в силу, в Сан-Хосе (Коста-Рика) был учрежден Межамериканский Суд по правам человека.

Перед лицом возрастающей угрозы наркоторговли, Генеральная Ассамблея ОАГ учредила в 1986 г. Межамериканскую комиссию контроля над злоупотреблениями наркотиками. Она уполномочена продвигать и облегчать сотрудничество государств–членов в борьбе с незаконным производством, использованием и торговлей наркотическими препаратами.

В последние десятилетия ХХ в. заметное место в деятельности ОАГ занимало наблюдение за ходом формирования представительных органов власти в странах континента. В июне 1991 г. Генеральная Ассамблея в Сантьяго приняла «Обязательство к демократии и обновлению межамериканской системы», в котором государства-члены ОАГ обязываются всячески поддерживать демократию как систему правления. Тогда же была одобрена резолюция под названием «Представительная демократия», устанавливающая процедуры защиты демократии там, где ее осуществление было прервано. Данные процедуры были с те пор применены в Гаити (1991 г.), Перу (1992 г.) и в Гватемале (1993 г.). Специальная сессия ГА ОАГ, проходившая в Перу, приняла 11 сентября 2001 г. «Межамериканскую демократическую хартию». В ее 28 статьях изложено современное понимание демократии в духе ВДПЧ и «Декларации о демократии» МПС, а также закреплены обязательства государств-членов Организации строго следовать нормам Хартии.

В отчете Генерального секретаря ОАГ за 2002 -2003 гг. функции ОАГ определены как таковые «технического секретариата и институциональной памяти» Встреч глав государств и правительств континента[120]. Подобные встречи в рамках всей ОАГ происходят достаточно редко. Они имели место в 1956 г. в Панаме, в 1967 г. – в Пунта-дель-Эсте, в 1994 г. – в Майами, в 1996 г. – в Санта-Крус-дел-Сьерра. На первой из этих встреч участники договорились приступить к разработке совместных программ развития и учредить Межамериканский банк развития[121]. На встрече в верхах в 1967 г. обсуждался вопрос о разработке и реализации региональных образовательных, научных, технологических и культурных программ развития. Главы государств и правительств стран континента объявили региональную интеграцию одной из важнейших целей межамериканской системы. Встреча на высшем уровне в Майами в декабре 1994 г. заявила, что «…укрепление, эффективное осуществление и консолидация демократии составляет центральный политический приоритет» континента, а ОАГ является «основным институтом защиты демократических учреждений». Встреча в верхах в 1998 г. была посвящена проблемам устойчивого развития континента. Довольно часто происходят встречи глав государств отдельных регионов континента (за 50 лет существования ОАГ состоялись 10 встреч в верхах стран группы РИО и 6 встреч иберо-американских стран)[122].

Реальные отношения между странами американского континента принципиально отличаются от тех, которые предписаны Уставом ОАГ. Интервенции США на Кубу, в Панаму, на Гренаду и в другие страны, являвшиеся членами ОАГ, не имеют ничего общего с взаимным доверием, солидарностью и невмешательством в дела друг друга. «Агрессия против одного из американских государств является агрессией против всех остальных», – гласит один из пунктов Статьи 5 Устава. А во время конфликта между членом ОАГ Аргентиной и Великобританией из-за Фолклендских (Мальвинских) островов США не только откровенно заняли антиаргентинские позиции, но и предоставили свои аэродромы в распоряжение врага своей «союзницы» по ОАГ[123]. Однако большинство государств континента поддерживали и поддерживают Аргентину в ее стремлении восстановить свой суверенитет над этими островами. XXXII сессия Генеральной ассамблеи ОАГ (июнь 2002 г.) приняла специальную «Декларацию по вопросу о Мальвинах», в которой заявлено о поддержке желания Аргентины решить вопрос об островах мирным путем[124].

«Экономическое сотрудничество является основой всеобщего благополучия и процветания народов континента», – гласит другой пункт той же 5-й Статьи Устава. Экономический бойкот и экономическая блокада, продолжающаяся, вопреки воле многих стран-членов ОАГ[125], уже более 40 лет в отношении Кубы – реальность того же американского континента. Фактический бойкот был объявлен и Чили после избрания президентом этой страны социалиста Сальвадора Альенде.

США неоднократно предпринимали попытки исключить из устава ОАГ некоторые из приводившихся выше положений, но большинство членов ОАГ воспротивилось этим попыткам. США отказываются сотрудничать с ОАГ в вопросах совместной реализации Межамериканской конвенции о правах человека, отказываются считаться с решениями Межамериканской Комиссии и Межамериканского Суда по правам человека. Это к ним относятся приводившиеся в первой главе слова сенатора Хельмса о том, что в Америке есть только одно право и один Суд – Конституция и Верховный Суд США. Болезни ООН являются, таким образом, болезнями и ряда других международных институтов.

На американском континенте существуют еще почти 1,5 десятка региональных институтов разной компетенции. Наиболее активными из них являются:

Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР);

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ);

Карибская ассоциация свободной торговли (Кариком), преобразованная позже в Карибский общий рынок;

Андская группа;

Аргентино-бразильский общий рынок;

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА).

Как видно, степень интеграции стран Западного полушария не одинакова. Государства Северной Америки интегрированы лучше, чем страны Южной Америки. Надо полагать, что социально-экономический и политический прогресс на континенте непременно приведет к жизни новые институты сотрудничества проживающих там народов.

 

Лига арабских стран

 

В годы Второй мировой войны усилилось стремление народов арабских стран к независимости и единству. Каждая страна региона представляла себе это единство по-своему. 1943 г. Египет предложил учредить Арабскую лигу. Вскоре после этого премьер-министр Ирака генерал Нури Саид выступил с идеей федерации Сирии, Ливана, Иордании и Палестины под эгидой ООН. Он также говорил об «Арабской Лиге», которую Ирак намерен формировать вместе с новым сирийским государством и которая будет открыта для всех арабских государств. Король Транс Иордании (с 1950 г. – Иордания) Абдаллах, в свою очередь, предложил идею федерации, но под главенством Хашимитского дома, сыгравшего, как он полагал, важную роль в судьбах этого региона. Целью федерации, по мнению Абдаллаха, должна была стать координация внешней политики арабских стран и сотрудничество в областях экономики, обороны и образования.

Премьер-министр Египта Наххас-Паша взял на себя роль организатора переговоров между арабскими странами по этому поводу. 25 сентября 1944 г. в Александрии начала работу конференция с участием делегатов из Египта, Ирака, Транс Иордании, Ливана и Сирии. Прислали своих наблюдателей Саудовская Аравия, Йемен, Марокко, Ливия и Палестина.

Главной целью создания Лиги объявлялось содействие обретению независимости всеми арабскими странами и предотвращение создания в Палестине еврейского государства. Обсуждался вопрос: что учреждать и на каком уровне объединяться? Одни высказывались за создание унитарного государства с центральной властью, другие – за создание федеративного государства с общим парламентом и исполнительной властью, компетентной в вопросах федерации, третьи – за аморфную конфедерацию, призванную налаживать сотрудничество ее членов в различных областях межгосударственной жизни. Первые два варианта сразу же были отвергнуты большинством собравшихся, и Конференция обсуждала только третий вариант. Он закреплен в специальном документе, своего рода декларации о намерениях, известной как «Александрийский протокол». «Лига формируется из независимых арабских государств с намерением объединиться в Союз», – говорится в нем. Лига будет формировать «Совет Лиги арабских государств», в котором все государства-участники будут представлены на равных основаниях.

В качестве основных целей Лиги провозглашались: наблюдение за исполнением заключаемых коллективных соглашений, укрепление отношений между государствами-членами Лиги, соблюдение интересов арабских стран, координация их политических планов, обеспечение сотрудничества, сохранение суверенитета и независимости. Протокол подписали только пять государств: Египет, Ирак, Ливан, Сирия и Транс Иордания. Договорились о том, что решения Лиги связывают обязательствами только те страны, которые их подписали.

Однако вскоре после этого в арабском мире произошли серьезные политические потрясения. Египетский премьер-министр Наххас-Паша и его сторонники были отстранены от власти, объявлены предателями и заключены в тюрьму. Сменились главы правительств в Сирии и Транс Иордании. Марониты и фалангисты в Ливане объявили Александрийский протокол покушением на суверенитет Ливана. В этих условиях 17 марта 1945 г. в Каире собрался Всеобщий арабский конгресс, который, после обсуждения и внесения поправок в Александрийский проект Устава, одобрил (6 голосами против одного) окончательный вариант документа. Подписали его (22 марта 1945 г.) те же государства, что и Александрийский протокол плюс Саудовская Аравия. Последняя ратифицировала договор о создании Лиги Арабских стран в 1947 г. с оговоркой: «Правительство Саудовской Аравии согласно с положениями этого договора, за исключением тех, которые противоречат исламской вере или несовместимы с ее местной организацией и ситуацией»[126]. Копия Устава была послана имаму Йемена, который подписал его 10 мая 1945 г.

В работе Конгресса участвовали и представители Алжира, Ливии, Марокко, Туниса. Однако эти страны еще не обрели независимости и потому и не могли подписать Устав. После обретения независимости арабскими странами состав Лиги значительно расширился. Ливия присоединилась к Лиге в 1953 г., Судан – в 1956 г., Марокко и Тунис – в 1958 г., Кувейт – в 1961 г., Алжир – в 1962 г., Йемен – в 1967 г., Бахрейн, Катар, Оман и Объединенные Арабские Эмираты – в 1971 г., Мавритания – в 1973 г., Сомали – в 1974 г., Джибути – в 1977 г., Организация Освобождения Палестины – в 1976 г., Коморские острова – в 1993 г.

Устав Лиги арабских стран – лаконичный документ, состоящий из 20 статей. Согласно 1-й Статье, ЛАС «…состоит из независимых Арабских стран, которые подписали этот Устав. Любое независимое Арабское государство имеет право стать членом Лиги». К Пакту об учреждении ЛАС имелось приложение относительно Палестины. Напомнив вкратце историю Палестины, государства, подписавшие Пакт, выражали мнение о том, что «…учитывая особые обстоятельства Палестины, а также то, что только эта страна может эффективно реализовать свою независимость, Совет Лиги избирает одного арабского представителя от Палестины для участия в его работе». При добровольном выходе из Лиги, решение об этом должно быть передано в Совет ЛАС за год до предполагаемого выхода.

Цели ЛАС указаны в Статье второй Устава:

· укрепление отношений между государствами-членами;

· координация их политики для расширения сотрудничества между ними;

· защита независимости и суверенитета;

· объединение интересов Арабских государств.

Целью Лиги является также сближение и сотрудничество государств-членов в решении вопросов экономики (финансов, торговли, денежно-кредитных отношений), коммуникаций, культуры, гражданства и борьбы с преступностью, социальной политики и здравоохранения.

В отличие от Александрийского протокола, среди целей организации арабских государств нет защиты от внешней опасности, координации военных усилий для обеспечения безопасности арабского мира, согласования внешней политики. Ст. VIII Устава обязывает государства-члены ЛАС «уважать системы государственного устройства других государств и оценивать их как исключительно собственные интересы этих стран». Они должны воздерживаться от любого действия, имеющего целью изменение государственного устройства любой арабской страны. Члены ЛАС могут заключать между собой и с другими государствами соглашения, которые установят между ними более прочные связи и отношения, нежели те, которые предусмотрены уставом Лиги. В то же время подобные соглашения «не должны связывать и ограничивать других членов».

В Александрийском протоколе говорилось о роли ЛАС как посредника в спорах между самими арабскими странами, между членами Лиги и третьими странами. Эта формулировка несколько смягчена в Уставе ЛАС. Применение силы в отношениях между членами Лиги не допускается. «Если среди них возникло противоречие, которое не касается независимости, суверенитета или территориальной целостности и, если спорящие стороны обращаются к Совету для урегулирования этого противоречия, решение Совета должно стать для них обязательным», – говорится в Статье V.

В случае агрессии или угрозы агрессии одного государства против другого государства–члена, жертва может потребовать немедленного созыва Совета Лиги. Совет двумя третями голосов решает, выступать ему посредником или нет, а если вопрос будет решен положительно, то на основе консенсуса определяет меры, необходимые в данной ситуации. Виновники конфликта не принимают участия в обсуждении, а их голоса не учитываются.

Высшим органом Лиги арабских стран является Совет Лиги. Он призван контролировать выполнение достигнутых между государствами-членами соглашений по вопросам, ради которых ЛАС и создана, а также быть посредником в спорах между арабскими государствами. Другой задачей Совета является регулирование сотрудничества между Лигой и другими международными институтами в вопросах мира, безопасности, экономических и социальных отношений. Совет состоит из представителей всех государств-членов Лиги. Каждое государство-член имеет в Совете один голос.

По уставу Совет Лиги должен собираться два раза в год – в марте и в сентябре. По просьбе двух и более государств Совет может проводить и внеочередные встречи. Председательство на заседаниях Совета осуществляется поочередно всеми государствами-членами ЛАС. Для принятия решений предусмотрены разные нормы. Единогласно принятые решения обязательны для всех членов, а решения, принятые большинством голосов[127] – только для тех, кто за них голосовал. Для принятия поправок к Уставу ЛАС требуется большинство в две трети голосов. Но, как предусматривает Статья VII, «…в любом случае решения Совета должны быть предписаны каждому государству-члену согласно действующим законам этой страны».

В работе специальных комитетов и комиссий Совета, создаваемых с целью решения вопросов сотрудничества арабских стран, могут принимать участие и представители других арабских государств, не являющихся членами ЛАС, да и то на условиях, определяемых Советом Лиги.

Высшим административным органом ЛАС является Генеральный Секретариат, состоящий, как сказано в Статье X11, «…из Генерального секретаря, заместителей секретаря и соответствующего числа должностных лиц». Генеральный секретарь избирается Советом ЛАС большинством в две трети голосов. Остальных должностных лиц назначает сам Генеральный секретарь. Он организует встречи Совета Лиги, подготавливает проекты бюджета ЛАС на каждый бюджетный год и направляет их Совету, организует работу постоянных органов Лиги и руководит ею.

В 1945 г. Лига учредила шесть специальных комиссий и комитетов, которые занимаются проблемами экономики, коммуникаций, культуры, законодательства, социальной жизни и здоровья. Затем образовывались новые комиссии и комитеты. Они состоят из представителей всех стран-членов ЛАС и собираются в Каире, где находится штаб-квартира ЛАС или в столице любого государства-члена по предложению Генерального секретаря ЛАС. Обсуждения в комитетах и комиссиях носят доверительно-деловой характер, решения принимаются простым большинством голосов. Их резолюции и рекомендации выносятся на обсуждение Совета Лиги.

В дальнейшем Устав ЛАС дополнялся множеством новых договоров и соглашений. В 1950 г. 7 государств-учредителей ЛАС подписали совместный договор оборонительно-экономического сотрудничества между странами Лиги. Согласно статье второй этого документа, договаривающиеся стороны рассматривали акт агрессии против одной или нескольких из них как акт агрессии против всех государств-членов ЛАС и обязывались немедленно предпринимать меры для коллективного отражения агрессии. По приглашению любого из членов данного соглашения, договаривающие стороны были обязаны проводить консультации в случаях возникновения угрозы и согласовать свои меры для ее отражения. Заявлялось также о необходимости создания Постоянной военной комиссии из представителей генеральных штабов договаривающихся стран. Эта комиссия должна была представлять доклады Объединенному военному совету, учреждаемому под эгидой Совета Лиги для определения необходимых мер в случаях возникновения опасности и их реализации. В Объединенный военный совет входили министры иностранных дел и обороны договаривающихся стран или их представители. Решения здесь принимались большинством в две трети голосов. Учреждались Совет экономического сотрудничества и Комитет по финансам.

Характерно, что участники нового договора обязались воздержаться от подписания международных договоров, противоречащих условиям только что заключенного ими договора. Тем не менее, многие положения Устава и дополнительного договора 1950 года остались на бумаге. Объединенный военный совет и Постоянная военная комиссия собирались редко, а за период с 1954 по 1960 г. – ни разу. Некоторые члены ЛАС до 1960 г. даже не подписали или не ратифицировали договор 1950 г. На заседаниях комитетов вместо министров часто присутствовали послы, что снижало эффективность их работы. В 1964 г. было принято решение о создании совместного военного командования стран ЛАС. Однако и оно осталось на бумаге.

Тем не менее, ЛАС сыграла определенную роль в политической жизни стран Арабского мира. Речь идет о содействии ЛАС прекращению гражданской войны в Ливане, выработке общего отношения к Кэмп-дэвидским соглашениям между Египтом и Израилем и осуждению президента Садата[128], выработке отношения к попытке аннексии Кувейта Ираком в начале 1960-х и в 1991 г., а также о координированных выступлениях арабских стран на международных форумах, особенно в период после Второй и Третьей арабо-израильских войн.

В связи с вторжением Ирака в Кувейт в 1990 г. в рядах членов ЛАС произошел раскол. Из 20 государств-членов ЛАС 11 (Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Марокко, Катар, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Ливан, Джибути и Сомали) одобрили присутствие иностранных, главным образом американских, войск в Саудовской Аравии, а некоторые из них даже участвовали в карательных акциях против Ирака. А в начале 2003 г., почти полутораста тысячные англо-американские войска, готовившиеся к очередной, на этот раз неправедной войны против Ирака, были размещены на территории соседних арабских стран, также грозивших Ираку.

Признается положительной роль ЛАС в совершенствовании школьного образования в арабских странах, в борьбе с неграмотностью, в распространении науки и научных открытий, в борьбе с преступностью и распространении наркотиков, в культурном сотрудничестве арабских стран[129].

В 1968 г. Совет ЛАС принял решение о создании постоянно действующейАрабской комиссии по правам человека, которая в том же году провела в Бейруте первую региональную конференцию по правам человека. При ЛАС создана и функционирует Комиссия по статусу женщин. В 1971 г. членам ЛАС был представлен проект «Арабской хартии о правах человека». К сожалению, ее рассмотрела и одобрила лишь незначительная часть государств-членов ЛАС. Поэтому она не вступила в силу.

При Лиге арабских стран существуют две специализированные региональные организации: Региональная организация по вопросам науки, образования и культурыиРегиональная организация труда.

Деятельность ЛАС неоднократно ослаблялась множеством факторов: усилившейся после Египетской революции 1952 г. поляризацией политических сил в арабском мире, участием арабских стран в военных блоках, соперничеством великих держав за влияние в арабском мире (каждая из них имела в регионе как приверженцев, так и противников), соперничеством самих арабских стран за доминирующую роль в регионе и др. Все это привело к полицентризму в арабском мире, образованию здесь более мелких союзов и группировок.

В конце октября 2002 г. правительство Ливии направило официальное уведомление в штаб квартиру ЛАС о выходе Ливии из этой организации. Оно заявило, что Лига доказала свою полную неспособность разрешения каких бы то ни было проблем арабского мира, в частности, иракский вопрос и палестинскую проблему.

Лидеры 30 мусульманских стран, собравшиеся в Рабате (Марокко) в сентябре 1969 решили образовать Организацию исламской конференции (ОИК) для защиты интересов исламского мира и содействия росту благосостояния его населения. Организация была официально основана на Первой конференции министров иностранных дел этих стран в марте 1970 г. Еще примерно через два года, на Второй министерской конференции (февраль 1972 г.) принята Хартия ОИК. Согласно Статье II Хартии, целями Организации являются:

· укрепление исламской солидарности государств-членов;

· налаживание сотрудничества между ними в областях экономики, общественной жизни, культуры, науки и др., согласование их политики в данных областях в международных организациях;

· устранение расовой сегрегации, дискриминации и ликвидация колониализма во всех его формах;

· принятие необходимых мер для поддержания основанных на справедливости мира и безопасности во всем мире;

· координация усилий для охраны священных мест ислама и поддержки борьбы палестинского народа, оказание помощи ему в восстановлении своих прав и освобождении своей земли;

· поддержка борьбы всех мусульман за защиту своего достоинства, независимости и национальных прав;

· содействие созданию атмосферы, благоприятствующей улучшению сотрудничества между государствами–членами, а также взаимопониманию с другими странами.

В своей деятельности по достижению этих целей ОИК должна руководствоваться рядом принципов. Ими провозглашены:

· полное равенство государств-членов;

· уважение права на самоопределение и невмешательство во внутренние дела друг друга;

· уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности каждого государства;

· урегулирование всех возможных конфликтов мирными средствами как переговоры, посредничество, согласование или арбитраж;

· воздержание от угроз или применения силы против территориальной целостности, национального единства или политической независимости любого из государств-членов.

Высшим органом ОИК является Встреча глав государств и правительств стран-членов, которая проводится раз в три года. Могут быть и внеочередные Встречи в верхах. На них согласуется общая стратегия Организации. Так, X Саммит (Малайзия, 16 – 17 октября 2003 г.), на котором впервые присутствовал и глава Российского государства, был посвящен вопросу: «Мораль и знания в развитии общества». Практически же здесь обсуждались все острые проблемы современного мира. Коммюнике об итогах Встречи состоит из 109 пунктов. Лидеры исламского мира единодушно высказались за выполнение резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН по Палестине и создание суверенного государства Палестина со столицей в Аль-Кудс Аль-Шариф (Восточном Иерусалиме). Саммит потребовал «уважения суверенитета, политической независимости, национального единства и территориальной целостности Ирака», признал «право иракского народа свободно определять свое политическое будущее и иметь полный контроль над его природными ресурсами, формировать правительство на широкой основе и ускорить восстановление полного суверенитета Ирака»[130]. Понимание главами государств и правительств стран ОИК проблем сотрудничества между членами Организации было изложено в Декларации конференции[131].

Пути и способы реализации намеченных на Саммите целей определяются на Совещаниях министров иностранных дел.Они должны созываться не реже одного раза в год. По требованию любого государства-члена, а также Генерального секретаря Организации, поддержанному двумя третями всех государств-членов, могут быть организованы и чрезвычайные встречи на министерском уровне. Здесь вырабатывается тактика Организации, избирается Генеральный секретарь, обсуждаются финансовые проблемы, принимаются конкретные решения, формируются комитеты и комиссии. Например, чрезвычайное Совещание министров иностранных дел стран ОИК в апреле 2003 г. было посвящено проблемам борьбы с терроризмом, а плановое 30-е Совещание – проблемам высшего образования. По предложению Генерального секретариата ОИК в 2002 г. в Стамбуле (Турция) был организован Форум представителей Евросоюза и ОИК, на котором обсуждались проблемы взаимоотношений между европейской и исламской цивилизациями.

Таким образом, Организация исламской конференции, созданная с целью защиты мусульманских святынь в Иерусалиме, постепенно переросла во влиятельный международный политический институт, объединяющий 56 государств мира.

В 1980 г. на конференции глав государств стран Персидского залива был поднят вопрос об объединении государств региона для решения вопросов, представляющих общий для всех них интерес. Идея была поддержана, и последовавшее вскоре за конференцией совещание министров иностранных дел приняло хартию. «Признавая особые узы, которые связывают между собою ОАЭ, Бахрейн, Саудовскую Аравию, Оман, Катар и Кувейт, основывающиеся на их единой идеологии, политической, социальной и демографической структуре, стремясь к достижению стабильности путем более тесного сотрудничества, – говорилось в этом документе, – эти страны приняли решение о создании Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива». Это решение было одобрено на встрече глав государств этих стран в мае 1981 г. На встрече был принят ряд важных решений, а также одобрен Устав Организации, учрежден ее руководящие органы: Высшийи Министерский Советы, Генеральный секретариат при Высшем Совете.

Совет сотрудничества стран Персидского залива (СССПЗ) пошел на смягчение таможенных правил, разрешение свободного перемещения капиталов и рабочей силы. Им был принят план по оказанию чрезвычайной помощи любой стране-члену СССПЗ в случае прекращения добычи нефти на ее территории, а также создан огромный инвестиционный фонд на основе паевых взносов государств-членов для финансирования различных проектов в странах СССПЗ и за их пределами. Свою эффективность СССПЗ продемонстрировал во время захвата Кувейта Ираком и последовавших за этим событий.

На состоявшемся в октябре 2002 г. в Эр-Рияде совещании глав центральных банков Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна, Катара, ОАЭ и Омана было принято решение о создании валютного союза и переходе этих стран, по примеру стран Европейского союза, на единую валюту.

В 1989 г. на совещании в Багдаде был учрежден Совет арабского сотрудничества (САС) в составе Египта, Иордании, Ирака и Йеменской Арабской Республики. Президент Египта Х. Мубарак говорил, что этот Совет может стать основой единого арабского общего рынка и к нему может присоединиться, с единогласного согласия всех его членов, любое арабское государство. Договорились о целях Совета и о его руководящих органах. Высший комитет Совета, состоящий из глав государств, определяет политику Совета и принимает его важнейшие решения. Министерский комитет, состоящий из глав правительств, разрабатывает планы Совета, формулирует предложения и рекомендации по реализации целей Совета, предпринимает практические меры по выполнению решений Высшего комитета. В качестве административного органа создан Генеральный секретариат.Вскоре после этого начались известные трагические события (попытки аннексии Кувейта Ираком, военная операция «Буря в Пустыне») и решение осталось не реализованным.

Еще в 1964 г. на конференции министров экономики Алжира, Ливии, Марокко и Туниса был образован Постоянный консультативный совет Магриба, целью которого объявлялось экономическое и торговое сближение этих стран между собой и со странами ЕЭС. Спустя четверть века (в 1989 г.) главы этих государств, к которым присоединилась Мавритания, подписали в г. Маракеш договор о создании Союза арабского Магриба(САМ). Он предусматривает координацию политики подписавших его государств и всестороннее укрепление связей между ними с целью обеспечения стабильности в регионе. Договорились также о постепенном свободном обращении товаров, услуг, и капиталов в рамках Союза, как это имеет место в Евросоюзе, об объединении усилий для развития сельского хозяйства, промышленности, торговли, обеспечения продовольственной защиты, реализации проектов и совместных экономических программ сотрудничества. Государства обязуются обеспечиватьсовместную защиту от агрессии, строго придерживаясь принципа невмешательства во внутренние дела друг друга. Договорсодержит статью, согласно которой агрессия против любого из государств-членов союза будет рассматриваться как агрессия против всех членов САМ. Предусматривается, что территория одного из членов Союза не может быть использована против других. Договор открыт для всех арабских и африканских государств. К 2000 г. государств-членов САМ объединяли около 40 соглашений по самым разным аспектам жизни региона. Руководящими органами САМ являются Совет глав государств-членов, Совет министров иностранных дел и Генеральный секретариат со штаб-квартирой в городе Рабат (Марокко).

Процесс институционализации арабского мира продолжается.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.