Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Схема 2. Доля во вкладах и в голосах в МВФ 10 ведущих его членов (2003 г.)



(в %%)

Страны Доля в активах Доля голосов
США Япония Германия Франция Великобритания Италия Саудовская Аравия Канада Китай Российская Федерация 17, 46 6,50 6,11 5,10 5,05 3,32 3,28 2,99 2,99 2,79 17,14 6,15 6,01 4,95 4,95 3,26 3,23 2,95 2,94 2,75
  • (about $50 billion) available to borrow.

(на 9 сентября 2005 г.)

 

Согласно Уставу Международной морской организации (ИМО), в ее совете существуют четыре категории членства. 6 из 18 его членов представляют страны, в наибольшей степени заинтересованные в международных морских перевозках, 6 – страны, наибольшей степени заинтересованные в морской торговле. Остальные 6 членов представляют государства, не подпадающие ни под одну из первых двух категорий, однако имеющие особые интересы в области морского транспорта и судоходства[23]. В Комитет по безопасности на мореИМО8 из 16 членов избираются от 10 крупнейших в данный момент морских держав.Совет Международной организации гражданской авиации (ИКАО) состоит из трех категорий членов: государств особой важности в организации воздушных полетов, государств, участвующих в организации полетов, и остальных. Устав ЮНЕСКО не делит своих членов на какие-либо категории или группы.

Другим проявлением неравноправия членов международных институтов могут служить разные категории членства. Так, в Международном институте сельского хозяйства существуют пять классов денежных вложений, в зависимости от которых государства могут иметь от одного до пяти голосов. Каждое государство-член само решает, по какому классу ему вносить взносы, а соответственно и иметь голоса. В Международной финансовой корпорации (МФК) каждый участник имеет по 250 голосов плюс по одному голосу за каждые пять тысяч долларов сверх установленной суммы взноса, в Международной ассоциации развития – по 500 голосов плюс по одному дополнительному голосу за каждые 5 тысяч долларов сверх установленной суммы и т. д.

Определителями «веса голоса» могут стать и другие, неподдающиеся точному взвешиванию, факторы. Так, в Совете Международной организации экспортеров и импортеров пшеницы все участники имеют суммарно по одной тысячи голосов, но распределяются они между государствами-членами в зависимости от количества экспортируемой или импортируемой ими пшеницы. Примерно также обстоит дело и в Международной организации экспортеров и импортеров сахара.

Иногда число голосов для каждой страны устанавливается по соглашению сторон. Например, на совещаниях ЕЭС каждый представитель имел один голос, но число представителей от различных государств-членов было различно. Крупные страны (Франция, Германия, Италия, Великобритания) имели по 32 представителя, а малые страны (например, Люксембург) – только по 6 представителей. В Совете ЕЭС число их варьировалось от 1 до 4, в результате чего меньшинство государств могло навязывать решения большинству. И здесь в качестве наглядного примера «веса голоса» может быть назван Совет Безопасности ООН с его пятью постоянными и 10 непостоянными членами. Для принятия решений требуется его одобрение 9 членами СБ, в том числе и пятью постоянными членами. Если даже 14 членов СБ поддерживают решение, но против него выступает один из постоянных членов, решение не может считаться принятым.

Правовая основа деятельности международного института определяется государствами-учредителями еще до создания самого института. Однако постоянно меняющиеся условия жизни требуют приведения ее в соответствие с задачами дня. Это делается путем пересмотра уставов международных институтов или принятия к ним поправок. От кого бы ни исходила идея поправки или ее формулировка, вопрос этот может быть решен окончательно только специальной конференцией полномочных представителей всех государств-членов. Такая норма закреплена в ст. 109 Устава ООН[24], в ст. 236 ЕЭС, в ст. 18 МАГАТЭ и т. д. Другие институты (Всемирный почтовый союз) пересматривают свои уставы или вносят поправки к ним лишь на очередных конференциях членов института. Как правило, поправка обсуждается и принимается в качестве проекта большинством голосов в руководящем органе международного института и утверждается на конференции в соответствии с его уставными нормами. Согласно уставу Совета Европы (ст. 41), поправки к нему вступают в силу после ратификации их двумя третями членов, да и то при условии, что первый этап принятия их Комитетом министров был единогласным. Но даже в этом случае, гласят ст. 23–35, 38 и 39 Устава Совета Европы, поправки вступают в силу, если все члены организации согласны с ними. Иными словами, здесь действует принцип консенсуса. Согласно Уставу ООН, поправки к нему вступают в силу после того, как они приняты двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи и ратифицированы двумя третями членов ООН в соответствии с их конституционной процедурой, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Это так называемый законодательный принцип, или принцип конституционного большинства.

Многие международные институты в своих уставах сочетают оба эти принципа. При этом они учитывают характер принимаемых поправок: накладывают они обязательства на государства членов или же не накладывают. Если они не связывают государства новыми обязательствами, то вступают в силу после одобрения их двумя третями членов. А если связывают, то после одобрения таким соотношением голосов на конференции (иногда требуется одобрение пяти шестых или трех четвертей членов института) поправки должны быть еще ратифицированы законодательными органами оговоренным в самих договорах числом государств-членов. После этого в одних случаях они становятся обязательными только для тех, кто их одобрил и ратифицировал, в других – для всех членов международного института.

В конце XX в. появились новые критерии вступления в силу международных соглашений и поправок к ним. В 1992 г. ГА ООН приняла «Рамочную конвенцию об изменении климата»[25]. Конвенция исходит из признания того, что глобальный климат должен быть защищен для пользы ныне живущих и будущих поколений людей. На развитые страны возлагается обязанность предпринять все необходимые шаги для предотвращения негативного влияния на климат, поскольку большинство вредных для экологии газов поступает в атмосферу из этих стран. Первое пятилетие реализации Конвенции показало ее неэффективность. Поэтому в конце 1997 г. на третьей конференции государств-участников Конвенции в г. Киото (Япония) был принят Протокол к ней («Киотский протокол»), который установил количественные обязательства стран по ограничению поступления парниковых газов в атмосферу[26]. Протокол мог вступить в силу только после ратификации его 55 странами, в том числе и теми, которые ответственны за 55% выбросов в 1990 году. То есть критерием вступления соглашения в силу становится не только число ратифицировавших государств, но и объем загрязняющих атмосферу выбросов. Это привело к тому, что без ратификации Протокола США и Россией или США и Китаем он не мог вступить в силу.

Государства-члены международных институтов часто выступают против принятия тех или иных поправок и отказываются ратифицировать принятые поправки. В принципе каждое государство суверенно в решении таких вопросов. Но, с другой стороны, не может считаться нормальным положение, когда одно или несколько государств встают на пути абсолютного большинства государств при решении глобальных проблем и получают возможность навязывать им свою волю[27]. Поэтому практика международных институтов выработала разные варианты выхода из таких положений. На сегодняшний день их три.

Во-первых, несогласные с желанием конституционного большинства государств решать те или иные проблемы посредством международного института должны или могут добровольно выйти из этих институтов.

Во-вторых, государства-члены института делают оговорки о том, что они не берут на себя новых обязательств, но в то же время не будут препятствовать другим государствам при реализации их воли.

И, в-третьих, государства могут быть исключены из международной организации за систематическое невыполнение своих уставных обязательств.

Дело в том, что существуют обязательства, несоблюдения которых никак не допустимо. Так, устав организации Договора об Антарктиде требует единогласия при принятии поправок и обязательного исключения государств, не ратифицировавших принятых таким путем поправок.

Финансирование деятельности международных институтов. Деятельность любого института требует определенных расходов, а деятельность международных институтов – крупных расходов (оплата труда работников исполнительных органов, печатание документов института, проведение международных встреч, финансовая поддержка международных программ и мн. др.). Бюджет организации определяется руководящими органами и утверждается конференцией или ассамблеей государств-членов. В нем учитываются все необходимые расходы на оплату труда штата сотрудников международного института и для создания необходимых условий труда (помещения, оборудование, связь), а также на подготовку и проведение предусмотренных на предстоящий год мероприятий. В ООН эти подсчеты ведутся консультативным комитетом по административным и бюджетным вопросам, состоящим из представителей 9 государств, Пятым комитетом Генеральной Ассамблеи и утверждаются Генеральной Ассамблеей большинством в две трети голосов. В других институтах и специальных агентствах подсчет расходов доверяется руководителю исполнительного органа и утверждается на заседании руководящего органа.

Расходы распределяются между всеми членами международного института в виде взносов. Поскольку финансовые возможности государств не одинаковы, то они классифицируются по их платежеспособности. Для каждого класса устанавливается свой размер взносов. Причем само государство информирует институт о том, в качестве члена какого класса оно желает присоединиться к нему. Однако многие институты устанавливают фиксированные взносы в зависимости от уровня развития страны и ее материальных возможностей.

При определении суммы взноса государства ООН в начале своей деятельности исходил из ВНП страны. При учреждении ООН США взяли на себя обязательство нести основную часть расходов всемирной организации. После США крупнейшими плательщиками в фонды ООН являлись СССР, Англия и другие богатые в то время страны. Остальным государствам-членам ООН был установлен годовой взнос в размере 0,04 % стоимости их валового общественного продукта. США, исходя из своего финансового вклада в деятельность организации, пытались определить и ее политику. Поэтому в 1954 г. ГА ООН принимает правило, согласно которому одно государство не может нести более одной трети расходов этой организации. Согласно пункту 161 правил процедур ООН, размеры взносов для каждой страны устанавливаются ежегодно на Генеральной Ассамблее, беря за основу годовой бюджет самой Организации[28]. Член ООН, за которым числится задолженность по уплате денежных взносов, лишается права голоса в Генеральной Ассамблее, если сумма задолженности равняется или превышает сумму взносов, причитающихся с него за два полных предыдущих года. Генеральная Ассамблея может, однако, разрешить такому члену участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по независящим от него обстоятельствам.

Расходы международных институтов делятся на ординарныеиэкстраординарные. Первые возлагались в начале на всех членов международных институтов, а вторые – лишь на участников организуемых ими встреч, конференций и симпозиумов, которые требовали дополнительных расходов. Однако в 1959 г. «активисты» международных институтов потребовали пересмотра этой нормы, заявив, что они пекутся не только о себе, организуя незапланированные встречи и обсуждая на них мировые проблемы.

В ООН есть также программы и расходы по ним, называемые «экстрабюджетными». Они формируются за счет добровольных взносов. Например, фонды в помощь детям, беженцам, жертвам стихийных бедствий и др. Сейчас добровольные пожертвования приветствуются многими международными институтами. Особую статью расходов ООН составляют расходы на «операции ООН по поддержанию мира» в различных странах. Поскольку не всегда подобные операции поддерживаются всеми членами ООН, некоторые государства отказываются нести соответствующие расходы. Так, например, СССР в свое время отказался нести расходы по операциям ООН в Конго, но Международный Суд вынес решение о том, что участвовать в возмещении этих расходов обязаны все государства-члены ООН.

Таким образом, хотя уже и сложились правовые нормы жизнедеятельности международных институтов, считать их основанными на равноправии и взаимной выгоде пока еще рано. Но тенденции к усилению равноправия государств очевидны. Должно пройти еще немало времени, чтобы международные институты на деле превратились в поле совместной и взаимовыгодной деятельности подлинно суверенных и равноправных партнеров.

 

Вопросы для самопроверки

В чем состоят основные отличия международных институтов от национальных институтов?

Чем обусловлено многообразие политических институтов?

Назовите основные критерии классификации международных институтов

В соответствии с какими нормами права функционируют международные институты?

Какие нормы права международного института могут действовать на территории государств-членов?

Принцип суверенного равенства членов и реальная действительность

Как принимаются решения международных институтов?

В каких источниках международные институты изыскивают средства для своей деятельности?

 

 



 

Глава 2. Универсальные институты. Лига Наций

 

Универсальными или глобальными называются такие международные институты общей компетенции, в которых представлены интересы всех или большинства стран и нардов мира.Универсальными являются всемирные организации, призванные содействовать экономическому, культурному, политическому сотрудничеству народов и обеспечивать мир между ними. До сих пор мир знал только два таких института – Лигу Наций и Организацию Объединенных Наций. Безусловно, глобальными являются также институты, в которых представлены интересы всех или большинства государств мира в какой-то отдельной области человеческой жизни: ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Интерпол и другие специализированные учреждения ООН, деятельность которых охватывает весь мир. Все международные институты без исключения работают либо в системе, либо под эгидой ООН [29] (раньше Лиги Наций) – универсальной организации по обеспечению международного мира, безопасности и сотрудничества.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.