Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ООН и международные конфликты



 

В свое время ООН создавалась как универсальная организация по обеспечению мира и безопасности на Земле. Учредители ООН видели ее главное призвание в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны» (преамбула Устава). Обеспечение международного мира и безопасности, предотвращение конфликтов между странами и народами, достижение фактического равенства всех государств-членов ООН путем всестороннего развития экономического, социального, политического, научного, культурного сотрудничества – таковы, вкратце, главные цели ООН. И как это ни парадоксально, в достижении своих главных целей она менее всего преуспела. Большинство из войн и военных конфликтов ХХ в., унесших жизни 125 млн. людей и оставивших на земле многие десятки миллионов сирот, вдов и инвалидов, приходится на период деятельности ООН.

Период Число погибших (в млн.) Население мира (сер.века в млн.) % погибшего населения
16 век 1, 6 493.3 0.32
17 век 6,1 579.1 1.05
18 век 7,0 757.4 0.92
19 век 19,4 1,172.9 1.65
20 век 109,7 2 519.5 4.35

twentieth century population data, UN 2005d; other population data, Human Development

Report Office interpolation based on Sykes 2004 (table B-10).

Table

Эффективность деятельности ООН по предотвращению конфликтов и по их урегулированию очень низка. На период ее существования приходятся почти три четверти из примерно 700 международных, региональных и локальных конфликтов ХХ в. Если рассматривать эти конфликты по периодам и степени их интенсивности, то картина выглядит так: чем выше поднимается человечество по ступеням прогресса, тем «острее его клыки»[76].

Казалось бы, можно предупредить и предотвратить назревающий конфликт, тем более, что существуют политические институты различных уровней, созданные специально для этих целей. Да и сама ООН нередко именуется «международным институтом мира». Статья 2 Устава ООН, заявив, что Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, перечисляет принципы, соблюдение которых обеспечит достижение всех целей ООН. В частности, все государства-члены ООН обязались в том, что они:

· добросовестно выполняют принятые на себя обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов ООН;

· разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

· воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности, или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций;

· оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом;

· воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера.

ООН обеспечивает, чтобы государства, не являющиеся ее членами, также действовали в интересах международного мира и безопасности, в соответствии с этими принципами. Пункт 7 этой Статьи гласит, что Устав ООН ни в коей мере не дает Организации права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от членов ООН представлять такие дела на ее разрешение. Он обязывает ООН искать мирные средства для улаживания международных споров и провозглашает принцип воздержания от угрозы силой и применения силы. Между тем, реальная карта конфликтов и способы их «урегулирования» не имеют ничего общего с этой декларацией. Е. Хаас исследовал 319 международных конфликтов, возникших в период с 1945 по 1984 г. 137 из них были включены в повестку дня ООН, 30 – направлены в ОАГ, 27 – ОАЕ, 24 – в ЛАС, 5 – в Совет Европы[77]. На 96 конфликтов ни один из международных институтов не обратил внимания[78]. По данным других исследователей, 65 % всех международных конфликтов в период между 1945 и 1987 гг. были урегулированы под угрозой силы и с применением военной силы и только 16 % - путем переговоров. Почти каждый пятый конфликт остался неурегулированным[79].

Коэффициент эффективности ООН в урегулировании международных конфликтов самый низкий из показателей глобальных и континентальных институтов ХХ столетия. «Способность ООН к посредничеству в международных отношениях оказалась маргинальной, но не нулевой, – пишет Е. Хаас. – Она эффективна в смягчении любого спора, не имеющего отношения к соперничеству великих держав, может локализовать конфликт, прекратить военные действия. Главная слабость ООН состоит в том, что она не способна, за редким исключением, урегулировать какой-либо спор окончательно». По его мнению, практика ООН делала некоторые конфликты более неуправляемыми, чем они могли быть без ее вмешательства. «Этому способствовала практика неразборчивого проведения различных специальных конференций, терпимости к двойственному подходу, когда одновременно осуждается применение вооруженной силы вообще, но считается это законным в других случаях»[80].

Устав ООН предусматривает, что в определенных ситуациях Организацияможет прибегнуть и к военным операциям,которые могут иметь миротворческий или принудительный характер. Миротворческимиони считаются тогда, когда вооруженные силы ООН направляются в ту или иную страну по просьбе правительства данной страны с целью содействия примирению (разъединения) конфликтующих сторон. После разъединения сторон начинаются переговоры с участием как сторон конфликта, так и представителей (наблюдателей) ООН и других международных институтов. В случаях, когда то или иное государство своей политикой создает угрозу международному миру и безопасности, ООН по решению Совета Безопасности может предпринимать против него превентивные или принудительные меры. Первые призваны предупредить конфликт или его обострение, вторые – заставить виновников конфликта прекратить его.

Учредители ООН предусмотрели достаточно действенную процедуру, позволяющую выйти из таких ситуаций без применения силы или угрозы силой. Статья 40 Устава ООН предусматривает, что, прежде чем сделать рекомендации или решать о принятии мер для предотвращения ухудшения ситуации, Совет Безопасности должен определить временные меры, выполнение которых от заинтересованных сторон он найдет необходимым или желательным потребовать. Такие временные меры не должны наносить ущерба правам, притязаниям или положению сторон. Затем он уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться к такому государству. В их число входят полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (Ст. 41).

Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (Ст. 42).

Вооруженные силы ООН состоят из воинских контингентов стран-членов ООН, согласившихся предоставить их в распоряжение СБ. В операциях каждый контингент участвует в военной форме своей страны, но в качестве символа их принадлежности к миротворческим силам они носят голубые береты или каски, а также отличительные знаки ООН. Расходы на военные операции оплачиваются всеми государствами-членами ООН[81].

К сожалению, Совет Безопасности (фактически пять его постоянных членов), вопреки принципу отказа от угрозы силой и применения силы, очень часто отдавал предпочтение принудительным мерам при решении спорных проблем. Правда, пока в мире происходило противостояние СССР и США, к силе прибегали осторожнее. Так, из 56 военных операций ООН, осуществленных в период с 1945 по март 2004 г. (см. Приложение 5), только 15 операций проведены за все первые 43 года деятельности ООН и 41 – за период после 1988 г., когда мир стал однополярным под гегемонией США. Поэтому вряд ли соответствует действительности тезис 227 отчета Генерального секретаря ООН за 1998 г.: «Когда создавалась Организация Объединенных Наций, одна из главных задач, поставленных перед ней, заключалась в том, чтобы избавить человечество от бедствий войны между государствами. Сейчас, когда мы стоим на пороге нового столетия, можно считать, что международное сообщество в основном достигло этой цели».

США – постоянный член Совета Безопасности, на которых Устав ООН возлагает особую ответственность за сохранение международного мира, в 1990-х годах находились в состоянии перманентной войны с разными государствами-членами ООН. В том, что «в настоящее время более 90 % всех конфликтов происходят внутри государств, а не между ними», как говорится в отчете Генерального секретаря ООН за 1999 г.[82], вряд ли следует видеть свидетельство умиротворения. Все эти «внутригосударственные конфликты» или абсолютное большинство их являются результатом вмешательства крупных держав мира – членов Совета Безопасности, преследующих в зонах конфликтов свои собственные цели.

Резко возросли размеры материального ущерба от этих конфликтов. Так, по оценке комиссии Карнеги по предупреждению смертоносных конфликтов, семь самых крупных конфликтов 1990-х годов, не считая конфликта вокруг Косово, обошлись международному сообществу в 199 млрд. долларов США. И это без учета потерь тех стран, которые непосредственно участвовали в конфликтах. Причем ни одна из этих принудительных операций (войны в Ираке, в Сомали, Руанде, Гаити, Боснии и Герцеговине, Косово) не проводилась под руководством самой Организации Объединенных Наций. Инициатива их проведения и непосредственное руководство так называемыми «многонациональными силами» во всех этих случаях принадлежали военному блоку НАТО. Устав ООН обязывал Организацию не допустить этого.

Факты свидетельствуют, что переговоры и поиск мирных путей как способы урегулирования международных споров все больше уступают место принуждению и насилию. Все чаще вместо дипломатии используются бомбардировщики и артиллерия. Если раньше сверхдержавы и их ближайшие союзники воздерживались от непосредственного участия в вооруженных акциях под эгидой ООН и региональных организаций, то теперь роль международных полицейских сил откровенно выполняют вооруженные силы США и их союзников по НАТО. Интерес одного из военных блоков явно возведен в ранг всемирного интереса, что является наглядным подтверждением вывода о неэффективности деятельности ООН как всемирной организации мира и безопасности.

До сих пор остается декларацией и провозглашенный в Уставе ООН принцип суверенного равенства всех государств. По-прежнему одни из них «более равны», чем другие. Первые не только более развиты, богаты, влиятельны в мире, но и обладают всеми видами современного оружия, включая ракетно-ядерного. Другие же и бедны, и отстали в своем экономическом развитии, и слабы для защиты своих национально-государственных интересов. Но, волею первых, эти вторые не имеют даже права обладать теми видами оружия, которые имеются в распоряжении более сильных государств, и представляют для человечества большую опасность. Многие действия ООН направлены на консервацию и увековечение фактического неравенства между ее членами в пользу наиболее сильных.

Следует сказать, что радиоактивные материалы это – не только основа ядерного оружия, но и источник получения энергии, столь необходимой для отставших в своем развитии (по вине колониальных держав) и обделенных природными ресурсами стран. Запрещение на производство, распространение и применение термоядерного оружия должно в одинаковой мере распространяться на все государства-члены международного сообщества. Те из них, которые уже имели его к моменту достижения согласия о запрещении, обязаны прекратить всякую дальнейшую работу по совершенствованию этого оружия и ответственно стремиться к безопасному сохранению уже имеющегося. Еще лучше и справедливее, если оно будет уничтожено (желательно – без вреда для окружающей среды).

Между тем, США открыто заявили, что в апреле 2002 г. приступили к работам по созданию новых ядерных боезарядов с целью их применения для разрушения высокозащищенных заглубленных сооружений. Примерно в это же время Пентагон разработал стратегию, предусматривающую применение ядерного оружия против любой страны, угрожающей США, в том числе и против неядерных. 4 ноября 2003 г. Президент Российской Федерации В. Путин в беседе с итальянскими журналистами заявил, что Россия также будет совершенствовать свое ядерное оружие, но исключительно в целях обороны страны. Такое право имеют все государства мира. Однако США и Англия требуют от других стран, например, Ирана, Ирака (которым они постоянно угрожают), чтобы те не производили оружия массового поражения. В ноябре 2002 г. стало известно, что представители вооруженных сил США и Великобритании провели встречу в штаб-квартире министерства обороны Великобритании в Лондоне, в ходе которой обсуждались вопросы разработки так называемых «не смертельных» видов вооружений. Здесь обсуждалась и возможность применения в боевых условиях таких средств поражения, как лазер, ослепляющий живую силу противника, и направленное микроволновое излучение, с помощью которого солдат противника можно «сварить» заживо подобно тому, как продукты готовятся в обыкновенной микроволновой печи[83].

Информация о производстве «не смертельного» оружия, исходившая от представителей так называемых «стран изгоев», наверняка подняла бы переполох в остальном мире, стала бы рассматриваться как свидетельство смертельной угрозы для мира. Но сильные мира сего уверены, в том, что им все дозволено. Отсюда – и тот ослабляющий ООН двойственный подход, о котором пишет американский профессор Е. Хаас.

Принцип суверенного равенства государств означает, что нормы международного права едины для всех. Право использования термоядерной энергии в мирных целях, как и право на производство необходимого для этого ядерного топлива, также едины для всех государств без исключения. Полнейший абсурд, когда некоторые из постоянных членов Совета Безопасности, налагая строжайшие ограничения в области ядерных исследований на другие страны, сами продолжают испытания ядерного оружия. Здесь встает не только проблема отравления ими единой для всего человечества окружающей среды. ООН, проявляя строжайшую непримиримость к странам, не имеющим ядерного оружия, сквозь пальцы смотрит на «шалости» своих более влиятельных членов, хотя очевидно, что наибольшую угрозу для мира представляет не то ограниченное количество оружия, находящегося в руках «стран-изгоев», а арсеналы государств – постоянных членов Совета Безопасности.

Уже давно мировым сообществом ставится вопрос о целесообразности радикального реформирования Организации Объединенных Наций. Предложены также несколько десятков проектов реорганизации «универсального института мира». Речь идет не о замене одних звеньев руководящих органов ООН другими, их слиянии или переименовании, что делается с избранием каждого очередного Генерального секретаря, а о пересмотре самих норм и принципов деятельности этой универсальной организации по поддержанию мира и безопасности на земле.

Напомним, что ООН учреждалась как своего рода «оркестр мира», места в котором были закреплены за государствами в соответствии с их вкладом в разгром Германии и ее союзниц во Второй мировой войне, а также их ролью и статусом мира в тех конкретных условиях. Это отразилось, в частности, на структуре, функциях и полномочиях руководящих органов ООН. Число членов Совета Безопасности ограничено, да и те неравноправны. Пятеро из общего числа 15 являются как бы пожизненными членами и обладают правом абсолютного вето. В конкретных условиях конца Второй мировой войны это было оправдано. СССР, Англия и США сыграли решающую роль в разгроме общего врага человечества и сплотили вокруг себя все сражавшиеся против него народы. ООН создавалась как инструмент поддержания и упрочения духа наций, объединенных во имя общей цели. В этом «оркестре» миролюбивых сил роль дирижера была поручена одновременно пяти ведущим странам, каждая из которых, в свою очередь, преследовала собственные цели. Отсюда и право каждой из пятерки на абсолютное вето, чрезвычайные полномочия коллективного режиссера и никем не оспаривавшаяся роль хора, отведенная остальным государствам. Совет Безопасности превратился в своего рода «Звездную палату». Он всесилен, свят и непогрешим. Но почти сразу же после начала деятельности ООН ситуация в мире и взаимоотношения между странами резко изменились.

За десятилетия, прошедшие после войны, выросли новые поколения людей, политическая карта мира неузнаваемо изменилась. Диктаторские полномочия, предоставленные державам-победительницам, теперь не только не оправданы, но скорее идут во вред делу мира и безопасности на Земле. Эти страны, пытаясь подчинить ООН своим интересам, превращаются в главных виновников нагнетания международной напряженности.

Роль ООН значительно ослабла после распада СССР, когда США стали играть роль мирового лидера. Если бы лидерство США выражалось в утверждении мира и демократии, преодолении отсталости, нищеты, неграмотности и болезней на земном шаре, это можно всячески приветствовать и поддерживать. Но поскольку это «лидерство» выражается в диктате и угрозах странам и народам, желающим сохранить свою самобытность и независимость, оно чревато опасностью.

В ХХI век человечество вошло с изменившейся философией мира и безопасности. Этому во многом способствовала международная обстановка 1990-х годов: «бури» в пустыне и на Балканах, войны в Афганистане и в Чечне, трагические события (взрывы домов) в России и в США. Временно соперничество между крупными странами мира отошло на второй план, а на первый выдвинулись задачи борьбы с международным терроризмом и создания своего рода анти-террористического интернационала.

Террор действительно опасен, и с ним необходимо бороться. Однако нельзя забывать и простых истин – насилие порождает насилие, но побеждать зло только лишь одной силой невозможно. Государства для того и существуют, чтобы обеспечивать права и безопасность своих граждан, в этом их главное призвание. Это призвание реализуется проведением государствами политики, максимально благоприятствующей жизнедеятельности людей. Когда созидательная, мироутверждающая и арбитражная деятельность государств уступает место воинственности, агрессивности и озлобленной нетерпимости, это оборачивается бедствиями и несчастиями для всех людей. Мудрыми людьми это замечено и осознано давно. «Моральная конструкция мира такова, − писал Томас Джефферсон, имея за плечами государственный опыт губернатора, госсекретаря, вице-президента и президента США, − что никакое национальное преступление не проходит в конечном счете бесследно… Их нынешние ошибки скажутся на них в будущие времена. Семена ненависти и мести, которые они сеют широкой рукой, дадут свои плоды в свое время»[84].

Постоянным членам Совета Безопасности ООН международное сообщество доверило руководство деятельностью по обеспечению мира на Земле. А они вместо мира и безопасности приносят нечто другое. Ведь это они организовали интервенции вооруженных по последнему слову науки и техники сил в десятки стран мира, сбрасывали первые атомные бомбы на спящих жителей Нагасаки и Хиросимы, применили напалм и химическое оружие во Вьетнаме, разрушали крылатыми ракетами города, мосты, больницы, школы и жилые дома в Ливии, Ираке и в Югославии. К сожалению, подобные акции повторили советские и российские власти, не спрашивая мнения населения, в Афганистане и в Чечне. Убиты, стали калеками, сиротами, лишились жилья и имущества сотни тысяч людей. Тем самым, сеялись семена ненависти и мести, которые проросли и приносят ныне свои плоды, в том числе и в форме терроризма. Подавлять этот производный терроризм только лишь силой – значит сеять новые семена и дожидаться новых плодов. С древнейших времен люди не уставали и не устают твердить: спокойствие общества – в справедливости. Для оптимального решения проблемы терроризма необходимы не только мускулы, но и работа ума, мудрость, как индивидуальный, так и коллективный поиск путей преодоления этой, становящейся глобальной, социальной болезни человечества.

Таким образом, радикальная реорганизация ООН необходима через усиление в ней роли нейтральных и неприсоединившихся стран. Видимо, целесообразно покончить с делением членов ООН по рангам и правам, для чего вернуться к выдвигавшимся еще в Думбартон-Окс и Сан-Франциско предложениям придать функции главного органа ООН ее Генеральной ассамблее. Она же формирует Совет Безопасности как орган, работающий в период между своими сессиями, в количестве по два-три представителя от каждого континента. Еще лучше, если он будет формироваться из представителей нейтральных стран и будет стремиться к принятию решений на основе консенсуса[85]. Высказываются и пожелания придать ООН соответствующее названию Организации содержание. До сих пор она является межправительственной организацией. Предлагают создать в ООН наряду с Генеральной Ассамблеей и Парламентскую Ассамблею. Конфедерация неправительственных организаций предлагает учредить при ООН в качестве напарницы Генеральной Ассамблеи Палату Народов[86]. Следует на деле отказаться от угроз силой и применения силы как средств решения международных проблем, стараться превратить принципы взаимоотношений между народами и государствами, провозглашенные в Хельсинки в 1975 г., в единственную норму жизни на земле.

На 60 сессии ГА ООН (2005 г.) предполагали пересмотреть структуру и статус некоторых руководящих органов ООН. Планировалось увеличение членов Совета безопасности с 15 до 25, в том числе и число постоянных членов, предоставив такой статус Германии, Бразилии, Мексике, Индии и Японии. Это было продолжением движения по проложенному в 1945 г. пути, а не реформирование, предполагающее придание институту новое качественное содержание. Комиссию по правам человека при ЭКОСОС планировали преобразовать в самостоятельный Совет по правам человека. Были и другие предложения скороспелого характера, зародившиеся в головах «более равных» членов ООН. Но эти идеи не нашли поддержки у большинства государств-членов ООН и остались нереализованными, оставив Организацию в еще более архаичном состоянии. Нужен коллективный разум человечества для решения этой важной проблемы и начинать решение нужно, видимо, с чистой страницы (нового Думбартон-Окса), безусловно, принимая во внимание весь предшествующий опыт человечества, в том числе и опыт ООН в 20 веке.

 

Вопросы для самопроверки

Когда и как принималось решение о создании ООН?

Как разрабатывался Устав ООН?

Назовите руководящие органы ООН.

Какова процедура принятия решений в руководящих органах ООН?

Назовите специализированные учреждения ООН и дайте характеристику основных из них.

В каких областях международной политики деятельность ООН была наиболее успешной?

Какую роль эта организация играла и играет в урегулировании международных конфликтов?

Проанализируйте миротворческие операции ООН.

Как вам видятся основные направления реформирования ООН?

 

Литература

Горелик А. Противоречивый юбилей //Международная жизнь. 1975. № 3. С. 68 –74.

Громыко А. А. Памятное. В 2-х т. М., 1988.

Карташкин. ООН и права человека // Российский ежегодник международного права. 1993 – 1994. №С. 64 – 77.

Крылов Н.Б. Принципы участия государств в системе ООН. М., 1986.

Куэльяр Х. П. Организация Объединенных Наций: Сегодня и завтра. М., 1988.

Лавров С. ООН : взгляд изнутри // Международная жизнь. 1975. № 3. С. 20 -26.

Майоров М. Конфликты. Отойди от зла и сотвори добро // Международная жизнь. 2002. №. 12. С. 73 – 78.

Миротворческие акции ООН (1948 – 1996): Сборник документов. М., 1996.

Никитин А. И. Миротворческие операции: концепции и практика. М., 2000.

Орджоникидзе С. Новые задачи ООН // Международная жизнь. 2001. № 4 . С. 45 – 50.

Пирадов А. А. Региональные конфликты. Регулирование в ООН. М., 1990.

Семенов В. С. Вооруженные силы ООН. М., 1976.

Советский Союз на международных конференциях периода Великой отечественной войны, 1941-1945 гг. Сборник документов. В 5-ти т. М., 1984.

Тузмухамедов Р. А. Права и свободы народов по международному праву // Российский журнал международного права. 1993 – 1994. СПб., 1995. С. 295 – 308

Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного Суда. Нью-Йорк,2003..

Conflicts in World Society: A new perspective in international relations. Brighton, 1984.

Conflicts in World politics. Cambridge, 1971.

Haas E. B. The United Nations and collective management of international conflicts. Cambridge, 1988.

HUMAN DEVELOPMENT REPORT 2003. Millennium Development Goals: A compact among nations to end human poverty. New York. 2003. P. 67 – 78

Merphy J. F. United Nations and the control of international violence: A legal and political analysis. Manchester, 1983.

Saksena K. P. Reforming the United Nations System. Dehli, 1993.

The United Nations in World Politics: The Policies of Member States: United Nations Peace-keeping 1994. New York, 1994.

We the Peoples of the United Nations. Moscow, 1995.

Zacher M. W. International conflicts and collective security, 1946 – 1977: The United Nations, The American Organization of States, The Organization of African Unity and Arab League. New York, 1979.



Глава 4. Континентальные институты

Европы

 

 

Внимательно изучая процессы становления и развития международных институтов, невозможно не заметить, что Европа часто опережает другие континенты. За последнее тысячелетие Европа шла впереди в мире во многих отношениях. Хорошо известен вклад Европы в мировую науку и культуру.

В Европе родились проекты европейской «Палаты государств» Вильяма Пенна, европейского конфедерализма Ш. Сен-Пьера, федеративной европейской системы Наполеона Бонапарта, «Соединенных Штатов Европы», «Пан европейского союза» и др.[87]. Как уже было сказано выше, здесь формировались и первые международные институты. И в настоящее время Европа интегрирована в большей степени, чем любой другой континент мира.

 

Совет Европы

По инициативе Международного комитета за европейское единство 7–10 мая 1948 г. в Гааге был созван конгресс представителей миролюбивой общественности континента. В его работе принимали участие около 800 человек, охватывавших все слои населения стран Европы. После продолжительных и бурных дискуссий конгресс принял резолюцию о необходимости скорейшего созыва Европейской ассамблеи, избираемой парламентами стран-участниц с целью достижения экономического и политического союза в Европе. Резолюция объявляла предполагаемый союз открытым для всех стран, признающих хартию прав человека, к разработке которой следовало приступить немедленно. Здесь же единогласно был одобрен проект такой хартии[88].

Ее первая статья перечисляла 11 прав и свобод человека. Статья вторая проекта хартии налагала на государства обязательства регулярно проводить через разумные сроки свободные выборы на основе всеобщего избирательного права и при тайном голосовании с тем, чтобы деятельность правительств и представительных органов соответствовала свободно выраженной воле народа. Государства Европы обязывались не предпринимать действий, нарушающих права граждан на политическую критику и на создание политической оппозиции. Вторая часть этого проекта предусматривала создание эффективного механизма защиты прав человека в Европе.

5 мая 1949 г. правительства 10 европейских стран (Бельгии, Великобритании Дании, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии Франции и Швеции) подписали в Лондоне Устав нового института, названного Советом Европы[89]. Согласно Статье 1 Устава:

а) целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами для обеспечения и реализации идеалов и принципов, являющихся их общим наследием и облегчающих их экономический и социальный прогресс;

б) эта цель будет достигаться через органы Совета Европы путем обсуждения вопросов общей заботы и достижением общих соглашений и действий в экономических, социальных, культурных, научных, правовых и административных делах, а также поддержанием и дальнейшей реализацией прав человека и основных свобод;

в) участие в Совете Европы не должно мешать сотрудничеству его членов в работе ООН и других международных организаций и союзов, членами которых они являются;

г) вопросы, касающиеся национальной защиты, не входят в сферу Совета Европы.

Согласно Статье 3 Статута, «каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами, и искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета…». Государства, не соблюдающие этих требований, могут быть принуждаемы к выходу из Совета Европы, а если они откажутся выходить, то исключены из него.

Главными руководящими органами Совета Европы являютсяКомитет министрови Парламентская Ассамблея[90]. Они обслуживаются Секретариатом.

Комитет министров является органом, действующим от имени СЕ в соответствии со Статьями 15 и 19 Устава. Статья 15 гласит, что Комитет министров, действуя по рекомендации Парламентской Ассамблеи или по собственной инициативе, должен действовать в направлении содействия достижению целей Совета Европы, реализации соглашений и конвенций и одобренной членами Совета общей политики в конкретных вопросах. Решения и рекомендации Комитета министров должны передаваться Генеральным секретарем СЕ всем государствам-членам. Более того, в определенных условиях выводы Комитета министров могут служить в качестве рекомендаций правительствам стран-членов СЕ; Комитет министров вправе запрашивать от этих правительств отчеты по их реализации[91].

Формально Комитет министров не является институтом по защите прав человека, но фактически он выполняет большую работу по реализации прав человека и основных свобод, провозглашенных Европейской конвенцией, речь о которой пойдет несколько ниже. В частности:

· формирует Комиссию по правам человека (Ст. 21 Конвенции);

· устанавливает размеры денежной компенсации членам Европейского Суда по правам человека за каждый день их работы (Ст. 42);

· в случае, если дело не передается в Суд, устанавливает, было нарушение прав человека или нет (Ст. 32);

· определяет сроки устранения нарушения прав человека виновными государствами;

· если государства не устранят нарушение прав человека, выносит решение (в две трети голосов) об опубликовании доклада Комиссии по правам человека.

Первая сессия Консультативной Ассамблеи (позже она будет называться Парламентской Ассамблеей) Совета Европы открылась 10 августа 1949 г. в Страсбурге. Здесь были сформированы комитеты по правовым и административным делам. Председателем Комитета по правовым делам был избран англичанин Д. Максвелл-Файф, а репортером – автор обсуждавшегося в Гааге годом раньше проекта Пьер-Генри Тейтджен. Как писал сам Тейтджен, 19 августа он доложил Ассамблее о подготовленном неофициальном наброске международной Конвенции по правам человека с целью очертания общих направлений деятельности учреждаемого института и оказания помощи Комитету министров. Ассамблея поддержала проект Тейтджена как основу будущей конвенции. Для разработки окончательного проекта Конвенции Комитет министров создал две рабочие группы – «группу экспертов» и «группу высших должностных лиц», назначаемых правительствами.

В первую очередь разработчики решили составить список фундаментальных прав и свобод, которые подлежат защите Советом Европы. В их число договорились включить лишь такие права и свободы, которые

а) накладывают на государства обязательства не делать то-то и то-то;

б) поддаются немедленным санкциям Суда;

в) являются настолько фундаментальными, что человеческое достоинство и демократия немыслимы, если они не уважаются.

Названия прав и свобод человека и их краткие дефиниции были заимствованы из Всеобщей декларации прав человека. Это:

1) право на жизнь;

2) запрещение пыток;

3) запрещение рабства и принудительного труда;

4) право на свободу и безопасность;

5) право на справедливое судебное разбирательство;

6) наказание исключительно на основании закона;

7) право на уважение частной и семейной жизни;

8) свобода мысли, совести и религии;

9) свобода выражения мнения;

10) свобода собраний и ассоциаций;

11) право на вступление в брак;

12) право на эффективные средства правовой защиты;

13) запрещение дискриминации.

Экономических и социальных прав в Конвенцию решили не включать.

Что касается создания системы и механизма защиты прав человека, то в этом вопросе наметились серьезные расхождения. Одна группа экспертов (из Бельгии, Франции, Италии, Ирландии) ратовала за постепенную трансформацию Совета Европы в союз или федерацию государств. В этом случае механизм защиты прав человека был бы интегрирован в систему государственных институтов. Эксперты из Англии и скандинавских стран высказались против всякого покушения на независимость и суверенитет государств.

Споры продолжались на Консультативной Ассамблее Совета Европы, где 9 сентября Тейтджен выступил с докладом о проекте рабочей группы. В итоге Ассамблея двумя третями голосов одобрила представленный проект Конвенции[92].

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКЗПЧОС) подписана в Риме 4 ноября 1950 г. и вступила в силу 3 сентября 1953 г. Ее формула: общими усилиями, рука об руку действовать для совместной защиты прав и свобод человека в Европе.

За последующие 45 лет действия Конвенции к ней приняты 12 дополнительных протоколов[93]. Некоторые из них (1, 4, 6, 7, 9 и 12) расширяют содержание провозглашенных в ней прав и свобод человека, а другие (3, 5, 8, 10 и 11) – улучшают процедуру рассмотрения случаев нарушения прав человека.

Конвенция ратифицирована всеми государствами-членами Совета Европы и рассматривается как один из самых основательных, тщательно продуманных и эффективных инструментов в этой области. В отличие от других международных пактов и конвенций, ЕКЗПЧОС призвана защищать индивидуумов от неуместных и неправовых действий их правительств. В некоторых странах, например, в Австрии Конвенция инкорпорирована в Конституцию страны, а их граждане имеют право апеллировать к ней даже в противовес некоторым внутренним законам, в других (Дания, Мальта) она приравнена к внутреннему праву. Бывший Генеральный секретарь Совета Европы К. Лалумье не без оснований назвала ЕКЗПЧОС «бриллиантом в короне» европейской системы прав человека[94].

Из ЕКЗПЧОС почти целиком исключены права, которые с точностью не могут быть названы гражданскими и политическими. Комитет по легальным и административным делам Консультативной Ассамблеи Совета Европы так объяснял подобный набор прав и свобод для Конвенции: гражданские и политические права – это «общий знаменатель наших политических институтов, первый триумф демократии, а также необходимое условие, при которых они действуют. Вот почему они должны стать предметом коллективной гарантии. Несомненно, также, что “профессиональные” свободы и “социальные” права, которые сами по себе имеют присущую им ценность, также должны быть определены и защищены в будущем; но каждый должен понять, что необходимо первоначально начинать и гарантировать политическую демократию в Европейском Союзе, а затем координировать наши экономики, прежде чем принять обязательства сделать всеобщей и социальную демократию». Видимо, сначала полагали постепенно расширить круг гарантируемых Конвенцией прав принятием дополнительных протоколов. Но затем решили сделать это путем подготовки самостоятельных документов, посвященных группе прав или даже отдельным правам. За полвека своей деятельности Советом Европы принято около 170 таких соглашений. Одним из важнейших среди них, наряду с ЕКЗПЧОС является Европейская социальная хартия.

Европейская социальная хартия подписана в 1961 г., вступила в силу в 1965 г. и пересмотрена в 1996 г. в сторону значительного расширения социальных прав человека. Она отличается от Европейской конвенции и по структуре, и по содержанию. В первой части Социальной хартии подписавшие ее государства «принимают на себя как цель их политики, которая будет проводиться всеми необходимыми средствами, как национальными, так и международными, обязательство создать условия», при которых провозглашаемые в Хартии «права и принципы могут реализоваться эффективно». В последующих статьях (их 31) эти права перечисляются. Во второй части Хартии раскрывается содержание каждого права и говорится о том, что государства-члены СЕ должны сделать для его реализации. В третьей части Хартии провозглашается, что договаривающиеся стороны рассматривают первую часть этого документа как декларацию о целях, которые должны реализовываться соответствующим образом.

Государства-члены Совета Европы[95] связывают себя определенным минимумом детализированных положений части второй и отбирают некоторые из них как обязательные. Согласно Статье. А третьей части Хартии, государства обязуются связать себя, по меньшей мере, шестью из девяти основных прав, а именно:

· правом на труд или на работу (Ст. 1);

· правом на организацию (Ст. 5);

· правом на коллективные договора (Ст. 6);

· правом на защиту детей и подростков (Ст. 7);

· правом на социальное обеспечение или безопасность (Ст. 12);

· правом на социальную и медицинскую помощь (Ст. 13);

· правом семьи на социальную, правовую и экономическую защиту (Ст. 16);

· правом рабочих-мигрантов и их семей на защиту и помощь (Ст. 19);

· правом на равную оплату труда без всякой дискриминации по признаку пола (Ст. 20).

Подписавшие Хартию государства должны отобрать из нее такое количество обязательных для них положений, чтобы в общей сумме их стало не менее 16 статей и 63 параграфов.

Кроме того, была создана система органов, призванная контролировать реализацию положений Европейской социальной хартии, а подписавшим ее государствам вменено в обязанность представлять доклады о своей деятельности по ее реализации. Эти доклады должны изучаться Комитетом независимых экспертов, Правительственным комитетом Европейской социальной хартии, Парламентской Ассамблеей Совета Европы и Комитетом министров. Статья 29 Хартии наделяет Комитет министров правом предоставить каждой из договаривающихся сторон любые необходимые рекомендации.

Европейская система защиты прав человека и фундаментальных свобод имеет основательную правовую базу (межправительственные соглашения и декларации), а также многоуровневый механизм их практической реализации. К последнему относятся национальные средства защиты прав и свобод человека[96], Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека, Комитет министров, Парламентская Ассамблея и Совет Европы в целом.

Статья 60 Конвенции заявляет, что национальные законодательства, охраняющие права человека и фундаментальные свободы, не перестают действовать и после вступления в силу статей Европейской конвенции. Граждане, которые полагают, что их права ущемлены, должны искать защиту первоначально в своих странах, исчерпать все внутренние ресурсы и лишь затем обращаться в контрольные органы Совета Европы.

Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека на протяжении почти 40 лет собирались на ежегодные сессии. Все жалобы, поступавшие в СЕ, изучались Европейской Комиссией, а часть их и Европейским Судом по правам человека. Комитет министров посредничает между государствами-членами, не признающими юрисдикции Суда. Статья 54 Конвенции дает Комитету право контроля над выполнением решений Суда.

Генеральный секретарь Совета Европы наделяется правом запрашивать у государств-участников Конвенции объяснения о том, каким образом их внутреннее право обеспечивает осуществление статей Конвенции (Ст. 57). Государства обязаны своевременно представлять такие объяснения и позволить компетентным органам СЕ проводить на своей территории мониторинги с целью установления степени соответствия их национального законодательства по правам человека требованиям Статьи 1 Конвенции. Но, как пишет судья ЕСПЧ Г. Петцольд, ответственность институтов Совета Европы в области прав и свобод человека – вторичная, вспомогательная. Первичными и решающими являются законы и ответственность государств, подписавших Конвенцию[97].

Вначале как государства, так и индивидуумы не очень верили в возможность возбуждения дел против государств и правительств на основании международного права. Когда же они убедились в том, что можно привлекать к ответственности государства и правительства за нарушение ими международных обязательств по правам человека и что существуют действительно эффективные и независимые от отдельных государств международные институты защиты прав и свобод человека, поток обращений в Совет Европы усилился.

Третьим составляющим европейской системы защиты прав и свобод человека является Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или деградирующего обращения или наказания.Эта Конвенция вступила в силу в 1989 г. Ее целью является защита людей, лишенных свободы, от пыток и нечеловеческого обращения в местах заключения путем установления внеюридического механизма превентивного характера. В его основе лежит практика посещения этих мест уполномоченными на то лицами. Ранее подобный механизм отсутствовал.

Таким образом, Совет Европы является на сегодняшний день уникальным институтом, специальная компетенция которого состоит в установлении стандартов прав и свобод человека в Европе, а также создании действенного механизма контроля над их реализацией. Пока что деятельность Совета Европы и его органов достаточно эффективна, и есть все основания полагать, что со временем подобного рода институты могут возникнуть и на других континентах.

 

 

Европейский Союз

 

 

Возникнув как региональное сообщество, Европейский Союз все более приобретает трансконтинентальный характер. В 1951 г. шесть европейских стран (Бельгия, Франция, Федеративная республика Германии, Италия, Люксембург и Нидерланды) договорились о создании Европейского объединения угля и стали с целью объединения их ресурсов под независимой наднациональной властью. В 1954 г. эти же страны вместе с Великобританией, Испанией, и Португалией подписывают соглашения о создании Западноевропейского Союза. Спустя еще три года, в 1957 г. страны первой шестерки подписывают Римский договор о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) и Европейского Сообщества Атомной Энергии. Согласно этому Договору, рынок становился общим для всех секторов экономики государств-членов договора.

В 1960 г. другие семь государств Европы (Австрия, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария, Швеция и Финляндия) учреждают Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕФТА).В 1973 г. Великобритания, Ирландия и Дания присоединяются к ЕЭС. Затем их примеру последовали Греция (в 1981 г.), Испания и Португалия (в 1986 г.). В том же году государства-члены ЕЭС подписали Единый европейский акт, предусматривавший создание общего для всех рынка. Намечено было завершить эту работу к 1992 г.

В порядке подведения итогов проделанной в этом направлении работы в 1990–1992 гг. были проведены две межправительственные конференции (в Риме 15 декабря 1990 г. и в Брюсселе 3 февраля 1992 г.), после которых 12 стран ЕЭС подписали 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихте целый пакет соглашений о создании Европейского Союза (ЕС). Этот пакет включает в себя Договор о Европейском Союзе,17 протоколов и 33 декларации.

Подписавшие и ратифицировавшие их государства обязывались учредить экономический и денежно-кредитный Союз, проводить общую политику во внешних делах и обеспечении безопасности. Эти соглашения утверждали принцип коллективного решения всех вопросов, касающихся жизни ЕС. Властные полномочия распределялись между Европейским парламентом, Советом министров и Европейской комиссией. На референдуме в том же году население Дании отклонило Договор как противоречащий Конституции страны. В срочном порядке были внесены поправки в Конституцию Дании, после чего состоявшийся в следующем, 1993 г., референдум одобрил Договор.

Согласно Маастрихтскому договору, общий рынок вступал в права с 1 января 1993 г. В 1994 г. ЕС и 7 членов ЕФТА договариваются о едином рынке для 19 стран Европы, после чего государства-члены ЕФТА (Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции) вступают в Европейский Союз. Австрия, Финляндия и Швеция ратифицировали соглашения и стали членами ЕС с 1 января 1995 г., Норвегия не ратифицировала их. Таким образом, с 1 января 1995 г. ЕС объединяет 15 европейских государств. 30 марта 1998 г. был начат процесс присоединения к Европейскому Союзу еще десяти стран Центральной и Восточной Европы и Кипра.

В ходе работы над Маастрихским договором и его реализации обнаружилось значительное несовпадение точек зрения его участников (особенно Германии и Франции, с одной стороны, и Великобритании, с другой) относительно экономического и валютного союза и социальной политики. Поэтому была принята концепция развития Европы со «многими скоростями». Допускалась возможность «более интенсивного» сотрудничества отдельной группы заинтересованных государств-членов внутри ЕС по определенному кругу вопросов. К числу таких вопросов относится и Шенгенское соглашение, считающее территории государств-участников этого сообщества единым пространством с общими внешними границами. В соответствии с ним, человек, приехавший по визе одной страны-участницы соглашения, может свободно перемешаться по всему пространству стран Шенгена без дополнительных виз. Согласно другим договоренностям (лейпцигским, мадридским, нордвикским и т. д.), территории государств-членов ЕС становятся единым пространством для общей сельскохозяйственной политики, единой политики в области окружающей среды, единых трансевропейских сетей, технологического и другого развития.

По новому договору, одобренному Европейским советом вАмстердаме 16 – 17 июня 1997 г.[98], все эти положения включены в учредительные документы ЕС. Дальнейшиепоправки к Договору о Союзе предусматривают продвижение в областях судебного сотрудничества, свободного перемещения людей, внешней политики и политики по обеспечению безопасности. Права и свободы человека рассматриваются как сердцевина политики Европейского Союза.

Статья 1 договора о Европейском Союзе гласит: «В соответствии с этим договором, Высокие Договаривающиеся стороны устанавливают между собой Европейский Союз, в дальнейшем называемый “Союз”. Этот Договор отмечает новую стадию в процессе создания близкого чем когда бы то ни было союза народов Европы. Союз основывается на европейских сообществах, добавленных политикой иформами сотрудничества,определенными этим Договором. Ее задачи должны решаться в манере, демонстрирующей последовательность и солидарность между государствами-членами и их гражданами».

Цели ЕС указаны в Статье 2 Договора. Ими являются:

· продвижение экономического и социального прогресса, который сбалансирован и жизнеспособен, в особенности путем создания зоны без внутренних границ, укрепления экономического и социального единства и учреждения экономического и денежно-кредитного союза, включая, в конечном счете, единую валюту в соответствии с условиями этого Договора[99];

· утверждение его идентичности на международной арене, в особенности путем осуществления общей внешней и безопасности политики, включая возможность выработки общей политики обороны, которая могла бы со временем привести к общей обороне;

· усиление защиты прав и интересов граждан государств-членов через введение гражданства Союза;

· развитие тесного сотрудничества в областях юстиции и внутренних дел.

Союз должен обеспечивать последовательность внешних действий его членов в вопросах безопасности, экономического и политического развития, а его руководящие органы, прежде всего Европейский Совет и Европейская Комиссия, должны нести ответственность за обеспечение такой последовательности. Согласно ст. 11 целями внешней и оборонной политики должны стать:

· защита общих ценностей, фундаментальных интересов и независимости Союза;

· укрепление всеми способами безопасности Союза и его членов;

· сохранение мира и укрепление международной безопасности в соответствии с принципами Устава ООН, Заключительного Акта Совещания в Хельсинки и Парижской хартии;

· продвижение международного сотрудничества;

· развитие и консолидация демократии и правления закона, уважение к правам человека и фундаментальным свободам.

Эти цели должны реализоваться постепенно, по согласованному расписанию. Тесное сотрудничество государств-членов должно осуществляться также в областях законодательства и внутренней политики. Особое внимание уделяется следующим вопросам:

· предоставления убежища;

· правилам, регулирующим пересечение людьми внешних границ государств-членов;

· политике иммиграции, проживания граждан третьих стран на территории государств-членов ЕС;

· борьбе с незаконной эмиграцией, наркоторговлей, терроризмом;

· правового сотрудничества в гражданских и уголовных делах, в таможенной политике.

Европейский Союз имеет свои собственные источники дохода. Они формируются из налогов на добавленную стоимость, собираемых государствами-членами, таможенных налогов на изделия промышленности и сельскохозяйственный импорт, а также из вкладов каждого государства–члена с учетом его ВНП. Бюджетные средства Евросоюза (примерно 1,27% от объединенного валового национального продукта государств-членов) идут на финансирование единой политики в областях сельского хозяйства, исследований и развития, помощи заморским территориям и иностранным государствам.

Согласно Статье 49 договора, членом Союза может стать любое европейское государство, уважающее принципы ЕС, указанные в Ст. 6 (пункт 1) Договора. Она гласит: «Союз основан на принципах свободы, демократии, уважения к правам человека и фундаментальным свободам, а также правления закона, – принципах, которые являются общими для государств – членов». Второй пункт этой статьи объявляет положения ЕКЗПЧОС обязательными для стран ЕС нормами обычного права. Государство должно направить свое заявление Совету, который, после консультации с Комиссией и получения согласия Европейского парламента, выносит решение в пользу принятия или против абсолютным большинством голосов его членов. Условия признания и корректировок соглашений, на основании которых Союз основан, должны стать предметом особого договора между Европейским Союзом и государством-заявителем. Этот договор должен быть ратифицирован государством-кандидатом в соответствии с предусмотренной в его Конституции процедурой.

Маастрихтские и Амстердамские соглашения радикально пересмотрели условия договоров об учреждении Европейских сообществ. Были полностью отменены таможенные налоги, ограничения на импорт и экспорт товаров. Коммерческая политика всех государств-членов стала общей, а все препятствия свободному движению товаров, людей, услуг и капиталов на внутренний рынок упразднены. Государства-члены должны проводить единую политику в областях сельского хозяйства, рыболовства, торговли, транспорта, а также сблизить свои законыв социальной сфере, в областях образования, здравоохранения, защиты окружающей среды и т. д.

Устанавлено гражданство Союза. Каждый человек, являющийся гражданином отдельного государства, становится гражданином Союза. Гражданства ЕС – новый статус жителей стран Союза, оно дополняет, но не заменяет национальное гражданство. Каждый гражданин Союза может пользоваться всеми правами, предусмотренными Маастрихтскими и Амстердамскими соглашениями: свободно перемещаться и проживать в пределах территории государств-членов, за исключением отдельных ограничений, установленных данными соглашениями; иметь право голосовать и стать кандидатом в депутаты местных органов и Европейского парламента от государства, в котором он в данное время проживает. На территории третьих стран житель стран Евросоюза имеет право на защиту дипломатическими или консульскими властями любого государства-члена на тех же самых условиях, что и граждане того государства, если до 31 декабря 1993 г. государства-члены не установили особых правил по этим вопросам. Гражданство Союза предоставляет им и некоторые новые права:

· право подавать петиции Европейскому парламенту индивидуально или группой по вопросам, входящим в компетенцию Европейского Союза;

· право обращаться с жалобами к представителю Европейского Союза по правам человека (омбудсману);

· право обращаться в любое из учреждений Союза на одном из официальных языков и получать ответ на том же самом языке.

Органы прежних европейских сообществ, объединенные и модернизированные с учетом новых задач, становятся руководящими органами Европейского Союза: Европейский Совет, Европейская Комиссия, Европейский парламент и Суд юстиции.Они осуществляют свои полномочия в соответствии с положениями договоров о создании европейских сообществ и с условиями договора о Европейском союзе.

Европейский Совет вместе с Европейским парламентом призван определять общую политику Европейского Союза в областях сотрудничества, а также способы, процедуры и условия выполнения соглашений. Он должен организовывать встречи для согласование действий глав государств или правительства членов Союза (сопровождаемых министрами иностранных дел) и председателя Еврокомиссии. Эти встречи проходят, по крайней мере, два раза в год под руководством главы государства или главы правительства государства-члена, которое осуществляет в данное время председательство в Совете.В случаях, когда требуются быстрые решения, председатель Совета по своей собственной инициативе, по просьбе Комиссии или любого государства-члена созывает чрезвычайную сессию Совета в течение не более сорока восьми часов. На них принимаются решения, необходимые для определения и осуществления общей внешней и оборонной политики.

Европейский Совет состоит из представителей всех государств-членов на министерском уровне. Они уполномочены совершать действовать от имени своих правительств. Когда Европейский Совет обсуждает вопросы, касающиеся экономических и денежно-кредитных проблем Союза, для участия в обсуждении приглашаются министры финансов и экономики. Большинство решений Совета принимается квалифицированным большинством голосов, за исключением решений по вопросам внешней политики, налогообложения, окружающей среды, структуры органов Союза, которые требуют единогласия. Председательство в Совете осуществляется всеми его членами по очереди в установленном порядке, срокам шесть месяцев (с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря)[100].Председатель Советакурирует общую внешнюю и оборонную политику Союза. Он ответственен за осуществление соответствующих мер и должен выражать позицию Союза в международных организациях.

Готовит заседания Европейского Совета и отвечает за выполнение их решений комитет, состоящий из постоянных представителей государств-членов. Согласно Статье. 151 Поправок к договору о создании ЕС, Совету помогает Генеральный секретариат, под руководством Генерального секретаря, назначаемого Советом единогласно. Совет квалифицированным большинством голосов определяет размеры жалованья, пособий и пенсий всех должностных лиц органов Евросоюза. После каждой встречи в верхах Европейский Совет должен представить Европейскому парламенту доклад о принятых решениях. Он составляет также и ежегодный письменный доклад о достижениях Союза за прошедший год.

Европейская Комиссия (ЕК) – высший исполнительный орган Евросоюза. Первоначально она состояла из семнадцати человек, избираемых в зависимости от их общей компетентности из числа граждан государств-членов. Позже их число увеличилось до 20. ЕК должна включать в себя от одного до двух представителей от каждого государства-члена[101]. Число членов Комиссии может быть изменено единогласным решением Европейского Совета. Комиссия назначается на срок в 5 лет, а само назначение одобряется Европейским парламентом, перед которым Она ответственна. ЕК предлагает политику и законодательство Евросоюза, несет главную ответственность за состояние текущих дел, за выполнение условий соглашений и решений Его институтов.

Государства-члены на основе общего согласия и после консультации с Европейским парламентом называют имя человека, которого они намереваются назначить Председателем Комиссии. Они же, после консультаций с кандидатом на эту должность, называют фамилии кандидатов в члены Комиссии. Список кандидатов в члены Комиссии изучается Европейским парламентом, а после одобрения им, утверждается правительствами государств-членов на основе консенсуса[102]. Члены Комиссии независимы в своей деятельности и не должны искать или получать указаний от какого либо правительства или от любого другого органа ЕС, а государства-члены ручаются уважать этот принцип и не пытаться влиять на членов Комиссии при выполнении ими своих задач. В течение всего срока своего нахождения в должности члены Комиссии не вправе заниматься любой другой деятельностью. При вступлении в должность они дают торжественную клятву в том, что в период нахождения в должности и после окончания этого срока они будут уважать обязательства, возникающие в связи с их работой в Комиссии. В случае нарушения этих обязательств Суд юстиции может наложить на них санкции (освобождение, лишение пенсии и других льгот).

Комиссия работает по собственным правилам процедур. Ежегодно, не позже чем за один месяц до открытия сессии Европейского парламента, Комиссия готовит общий доклад о прогрессе Евросоюза. Когда встает вопрос о заключении соглашений между Сообществом и одним или большим количеством государств (или международных организаций), ЕК должна давать рекомендации ЕС и Европарламенту, имеющим право разрешать или запрещать Комиссии открывать необходимые переговоры. Комиссия проводит эти переговоры, постоянно консультируясь со специальными комитетами, учреждаемыми ЕС для этой цели. Договора должны быть заключены Советом при большинстве голосов, а там, где это предусмотрено договором, единогласно. Это делается при постоянных консультациях с Европейским парламентом.

Европейский парламент (Европарламент)является своего рода эквивалентом законодательного органа национальных государств, но в рамках ЕС. Здесь принимаются решения по всем проблемам, затрагивающим общие интересы граждан входящих в Европейский Союз стран. До 2004 г. он будет состоять из 626 членов, непосредственно избранных населением государств-членов Евросоюза на пятилетний срок. Этот орган обладает законодательными, бюджетными и контрольными функциями. Амстердамский договор и Хартия основных прав Евросоюза значительно расширили полномочия Европарламента, превратив его, по существу, в ключевое звено всего Союза. Почти все решения в рамках Союза принимаются совместно Европарламентом, Евросоветом и Еврокомиссией, однако они вступают в силу только после одобрения их Европейским парламентом и подписания его Президентом[103].

Экономический и социальный комитет (ЭКОСОК)состоит из222 членов, представляющих различные группы экономических и социальных интересов (предпринимателей, фермеров, служащих и потребителей). Члены Комитета назначаются Евросоветом единогласно на срок 4 года с правом переназначения. Согласно Статье 194 Договора, они должны быть полностью независимы при выполнении своих обязанностей и не связаны какими-либо принудительными командами. В действительности вряд ли дело обстоит именно так, ибо страны-участницы представлены в нем разным числом членов[104]. При принятии государств в ЕС сразу же устанавливается число членов от них в Экономическом и социальном комитете.

ЭКОСОК избирает своего Председателя и функционеров из числа его членов сроком в два года и принимает свои правила процедуры. Комитет созывается на заседания Председателем по просьбе Евросовета или ЕК или либо по собственной инициативе. Это – преимущественно консультативный орган, имеющий право высказывать органам Евросоюза свое мнение по отдельным вопросам.

В аналогичном составе формируется и Комитет регионов,имеющий консультативный статус. Комитет регионов представляет в ЕС и ЕК свое мнение по вопросам определенных региональных интересов.

Кроме того, в целях содействия решению политико-правовых вопросов создан Координационный комитет,призванный, кроме выполнения координационных функций, выработать мнения по тем или иным вопросам и представить их Европейскому Совету.

Соглашения о создании Европейского Союза предусматривает учреждение Европейского Инвестиционного Банка (ЕИБ), членами которого являются все страны Евросоюза. Задача этого банка состоит в том, чтобы, используя собственные ресурсы, внести вклад в сбалансированное и устойчивое развитие стран «Общего рынка». Банк работает на некоммерческой основе, предоставляет ссуды и дает гарантии финансирования проектов модернизации менее развитых регионов, развития новых технологий. Он предоставляет ссуды и под проекты, затрагивающие общие интересы группы государств, если эти последние не могут самостоятельно обеспечивать их финансирование.

Суд юстиции Европейского Союза состоит из 15 судей и 9 генеральных адвокатов[105]. Он работает по системе пленарных сессий, выполняя требования любого государства-члена или института Сообщества. Суд может формировать палаты, состоящие из трех или пяти судей, и полномочные предпринять некоторые предварительные расследования и определить соответствие дел его юрисдикции.Суд юстиции призван:

a) давать интерпретацию Договора о Европейском Союзе;

б) устанавливать законность действий учреждений Евросоюза;

в) давать толкование уставов органов, учреждаемых решением Европейского Совета.

Суд Юстиции рассматривает на предмет законности действия Европейского парламента, Европейского Совета и Европейской Комиссии в отношении третьих лиц, а также вопросы соблюдения норм Европейского Союза его членами и выполнения последними своих договорных обязательств. Любое физическое или юридическое лицо вправе возбуждать иск против адресованного ему решения, если имеются сомнения в справедливости и законности оного.

Суд аудиторов в настоящее время состоит из пятнадцати членов, избираемых из числа независимых от правительств людей, принадлежавших или принадлежащих в соответствующих странах к внешним контрольным органам либо пригодны для этой работы. Члены Суда аудито

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.