Миссия «Trompenaars Hampden-Turner Intercultural Managemtnt Group» — ранее известной под названием «Центр международных исследований в сфере бизнеса» (ООН) — состоит в оказании помощи организациям мира в повышении их эффективности путем проведения тренингов, консультационных услуг и методологических материалов в сфере межкультурного менеджмента. Созданный в Нидерландах в 1987 году Центр, ныне переименованный в Группу, всегда был в авангарде движения, отстаивавшего мнение, что управление сложными и неоднозначными отношениями в турбулентном и гетерогенном мультикультурном окружении и извлечение огромных возможностей, таящихся в культурном многообразии, являются важнейшими задачами сегодняшнего бизнеса.
«Trompenaars Hampden-Turner Group» имеет филиалы в Японии, Сингапуре, Южной Африке, Великобритании и США. С 1991 года издательство «Intercultural Management Publishing» выпустило целый ряд книг, видеофильмов, учебных материалов и интерактивных мультимедийных средств.
Основой нашего подхода является семимерная модель, предоставляющая логические рамки для обсуждения межкультурных различий в реаль-
ном бизнесе. Обычный метод работы заключается в том, что люди из разных культур, которые в своем повседневном бизнесе сталкиваются с дилеммами, возникающими в мультинациональ-ном контексте, рассказывают нам, какие практические решения были найдены ими или могут быть предложены в ответ на реальные или гипотетические ситуации. Подспорьем для этого служит большой опыт наших специалистов, проводящих тренинг, и наших консультантов — в менеджменте в мультинациональном контексте. Одним из достоинств применения такой модели является то, что мы в состоянии разработать некий общий глоссарий и метод для обсуждения и разрешения культурных различий. Наши обучающие программы интерактивны; мы широко используем примеры из жизни, симулирующие ситуации, данные научного поиска, а также личный опыт преподавателей и участников по мере того, как стараемся обеспечить высокий уровень вовлечения в дискуссию со стороны и тех и других. Все участники заполняют анкеты, направленные на определение их культурной ориентации, и исходя из результатов анкетирования получают необходимые консультации. В первую очередь мы уделяем внимание развитию у наших слушателей навыков и умений для реальных ситуаций в бизнесе. Обсуждения каждого аспекта культуры направлены в первую очередь на интересы группы, но могут включать и вопросы совместной работы, налаживания отношений, работы в команде, ведения переговоров и межличностное общение с представителями других культур.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ко второму изданию.................................. 3
Глава 1. Введение в культурологию............................... 7
Глава 2. Одного наилучшего способа организации
людей не существует..................................................... 33
Глава 3. Смысл культуры.............................................. 48
Глава 4. Отношения и правила..................................... 66
Глава 5. Коллектив и индивидуум.............................. 109
Глава 6. Эмоции и отношения..................................... 145
Глава 7. Насколько глубоко наше участие................. 168
Глава 8. Как мы присваиваем статус.......................... 209
Глава 9. Как мы распоряжаемся временем................. 245
Глава 10. Как мы относимся к природе...................... 289
Глава 11. Национальные культуры
и корпоративная культура...................................... 319
Глава 12. На пути к междунородному
и транснациональному менеджменту.................... 371
Глава 13. Разрешение межкультурных противоречий 403