В профессиональной деятельности психологов и специалистов других помогающих профессий существует ряд проблем, которые обязательно нужно учитывать при организации и осуществлении психологической помощи вынужденным мигрантам. Мы остановимся на проблемах, определяемых особенностями контакта психолога с клиентом. Их значимость связана с тем, что сами взаимоотношения «психолог-клиент» могут использоваться как важный терапевтический инструмент для понимания и проработки внутренних конфликтов клиента.
Полнее всего отношения, складывающиеся в процессе психотерапии, и влияние этих отношений на успешность взаимодействия психолога с клиентом изучены в психоанализе. Сейчас эти знания используются всеми практикующими психологами, а ключевые термины, такие как «перенос» и «контрперенос», вышли за пределы психоанализа и стали Ьбщепсихологическими. Психологи считают, что внутрилич-ностные процессы, на которых акцентировано внимание в психоанализе (эти процессы называют «психодинамикой»), Универсальны для любых отношений помощи (Кейсмент, 1995; Кан, 1997).
t перенос
Ъ ч После того, как установлен контакт (создан «терапевтический альянс»), психолог пытается определить, какие чув-' он вызывает у клиента. Ответ на этот вопрос может ока-сугцественное влияние на эффективность психологичес394 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам
Проблемные области и профессиональный риск...________395
кой помощи. Как правило, с самого начала клиент проявляет эмоциональное отношение к психологу. Поскольку ему мало что известно о психологе, эти чувства обычно проистекают из исходной установки или эмоционального барьера, а не отражают собственное отношение к личности другого человека. Это явление называется переносом.
Перенос впервые был описан 3. Фрейдом, обнаружившим, что клиент привносит в отношения с психоаналитиком собственный опыт отношений, чувств, страхов, желаний, видя в нем черты значимых людей из своего прошлого. Поэтому для целей анализа оказалось очень важным понимать эти процессы и отслеживать свои собственные реакции на перенос клиента. Стало ясно, что в зависимости от отношения к переносу, эти процессы могут играть как негативную роль, мешая успешному взаимодействию, так и позитивную — повышая его эффективность. Цель, таким образом, была ясна — нужно поставить перенос на службу терапии. Фрейд видел в переносе одно из самых действенных средств, доступных психотерапевту. В дальнейшем перенос описывался и изучался в рамках других направлений практической психологии.
Явление переноса объясняется, в частности, свойством психики бессознательно воспринимать знакомые элементы любой ситуации как сигналы предупреждения о возможности повторения пережитого (в первую очередь, негативных переживаний, которых нужно избегать). Поэтому в ситуации неопределенности есть тенденция «незнакомое воспринимать так, как будто оно уже известно»: при столкновении с неизвестным, исходящим от другого, человек силится понять партнера по общению, «чтобы ослабить беспокойство, возникающее от присутствия человека, остающегося непонятым» (Кейсмент, 1995. С. 16). В терапевтической или психоконсультационной ситуации «ощущение сходства между прошлым и настоящим» может присутствовать и у клиента, и у психолога. Наиболее часто считают, что клиент приписывает то, что идет из его собственного прошлого опыта, психотерапевту или ситуации, возникающей при психотерапевтическом воздействии, и реагирует на это таким образом, как если бы прошлое «разлилось» в настоящем. Однако толчком
для переноса может послужить и случайное поведение психотерапевта, вызвавшего реакцию в каком-то «отголоске прошлого» клиента (Кейсмент, 1995). Такого рода влияние прошлого на настоящее часто бывает очень сильно. Особенно это касается травматического опыта: он «как волна из прошлого захлестывает настоящее, оставляя следы, которые невозможно ни с чем спутать» (Столороу с соавт., 1999. С. 49).
Когда происходит перенос, клиенты, воспринимая текущую ситуацию в свете своих прежних взаимоотношений, могут стремиться «достичь желаемого переживания» (Кан, 1997. С. 31). Поэтому чувства, которые выражаются как перенос в отношениях с терапевтом, дают важную информацию об эмоциональных аспектах проблем клиента. При интерпретации переноса необходимо учитывать настоящее и прошлое клиента, и его взаимоотношения с психологом (Кейсмент, 1995. С. 60).
В случае межкультурной встречи содержанием переноса часто становятся этнические факторы, однако этому аспекту не всегда уделяется достаточное внимание. Дж. Карим считает его выявление и анализ одной из главных задач психотерапевта, работающего с беженцами и представителями этнических мень-щинств. Он подчеркивает необходимость осознания того, что цветной человек, в силу своего исторического опыта дискридитации, может нести в себе сильные чувства, направленные против белых, и что это может проявляться в том числе в формесверхкритичности, неискренности и самодовольства. Соответственно, белый человек за многие годы впитал в себя ответные чувства и мнения о цветных — как о наивных, эмоциональных или «драчливых». В обязанности психотерапевта, по Мнению Дж. Карима, с самого начала входит способствование Выражению любого негативного переноса, основанного на опыт. Клиент может быть слишком нуждающимся в под-или слишком испуганным и, соответственно, не осозновать негативные чувства или не считать их важной темой для ния. Наоборот, он может стремиться избегать этих чтобы установить «хорошие отношения». Однако для движения психотерапии очень важно анализировать негативный перенос (Кагеет, 1992).
и важной задачей психолога на ранних этапах рабо-1ршентом Дж. Карим считает вынесение темы межэтни396 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам
ческих контактов как предмета обсуждения: «Я всегда начинаю первый сеанс в центре "Нафсият" с подтверждения того, что пациенту, по-видимому, было очень трудно обратиться за помощью к другому человеку, о котором он ничего не знает. Соответственно, если пациенты, многие из которых черные, рассказывают свою историю жизни, не упоминая о том, как трудно жить черному в белом обществе, я указываю на это упущение и побуждаю пациента обратить внимание на то, почему выпал этот важнейший момент их жизненного опыта» (там же. Р. 36).
контрперенос
На процесс оказания психологической помощи мигрантам могут также влиять чувства, которые клиент пробуждает в психотерапевте. Эмоциональные реакции со стороны психотерапевта по отношению к клиенту называются контрпереносом.. Их рефлексия дает психологу лучшее понимание клиента. Поэтому очень важно постоянно «прислушиваться к себе», воспринимать «эмоциональный резонанс». Вот как описывает это английский психоаналитик Патрик Кейсмент: «В психотерапии на терапевтов часто воздействует немой плач тех, кто приходит к ним на консультацию. Как и при общении матери с ребенком, психотерапевты должны уметь прислушиваться к себе, чтобы привлечь опыт собственных переживаний (горе, страдание, утомление, несчастье, недомогание и др.). Упорно стремясь понять смысл "немого плача" клиента, даже в случае смятения или боли, причиняемой некоторыми клиентами, терапевт приближает то время, когда бессознательная цель такого усилия станет очевидной и осознанной» (Кейсмент, 1995. С. 91). Для некоторых клиентов это важный способ коммуникации, без которого многое остается невысказанным. «Когда психотерапевт оказывается в состоянии понять бессознательную основу такой коммуникации и находит способ ее интерпретации, клиент начинает чувствовать, что кто-то действительно контактирует с ним и воспринимает даже его самые сокровенные чувства» (там же).
Многие авторы рассматривают перенос и контрперенос как «нерасторжимые элементы межличностного пространства» и как важнейшие «интрапсихические индикаторы отноше-
Проблемные области и профессиональный риск... 397
ний» (Гамбургер, 2001. С. 242). Принципы и техника использования контрпереноса широко обсуждаются как в психоаналитической литературе, так и в общепсихотерапевтической. Заинтересованного читателя мы отсылаем, в первую очередь, к двум уже цитированным книгам, написанным широко мыслящими современными психоаналитиками (Кейсмент, 1995; Кан, 1997), а также к книгам психотерапевтов юнгиан-ского направления (Якоби, 1996; Штейнберг, 1998).
Отметим только два важных момента. Во-первых, нельзя забывать, что клиент может пробуждать в психологе сильные потребности «отыграть старые драмы и удовлетворить давние неудовлетворенные нужды», от чего психолог обязан уберечь как своего клиента, так и самого себя. В случае работы с травмированными людьми эта опасность особенно велика (на этом мы подробно остановимся ниже). Второй важный момент касается терапевтического использования эмоциональных реакций психолога. В современной практической психологии доминирует представление о контрпереносных реакциях как о имеющемся в распоряжении психолога средстве диагностики отношений и воздействия в ходе терапии, а вовсе не как о явлении, обременяющем терапевтическое общение, как это долгое время считалось в психоанализе: «Цель расширения осознания контрпереносных тенденций — не устранение контрпереноса. Такое сродни попыткам исключить бессознательное. Этого не может и не должно быть сделано, поскольку контрперенос является источником эмпатии. Чем больше внимания мы проявим к нашим собственным отношениям, чувствам и побуждениям, желаниям и страхам, тем быстрее мы найдем возможность поставить контрперенос на службу терапии» (Кан, 1997. С. 116-117).
Контрперенос можно рассматривать как эмоциональные реакции психотерапевта, возникающие в результате взаимодействия его собственных неразрешенных внутренних конфликтов и рассказанных клиентом историй. Истории пробуждают в психотерапевте импульсы, которые не могут быть легко интегрированы и против которых оказываются задействованными различные виды защитных механизмов, например вытеснение, проекция, отрицание. Эти защиты могут приводить к нарушениям функционирования психолога во время 398 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам
сеансов и во взаимодействии с коллегами (Benedek, 1984; Bustos, 1990; Chu, 1988; Lindy, 1988; Schwartz, 1984).
Работа с мигрантами, относительно недавно перенесшими сильную травму, но не имевшими до этого серьезных психических проблем, отличается от работы с теми, кто уже в раннем детстве имел травматический опыт. Наблюдающиеся при работе с ранними травмами формы контрпереноса, такие как сомнение терапевта, действительно ли происходило то, о чем рассказывает клиент, нередко принимают другой вид в психотерапии мигрантов. Например, С. Хейли, работавшая с ветеранами вьетнамской войны и бывшими узниками концлагерей, пишет, что выслушивание историй о военных преступлениях привело ее «в оцепенение и ужас», но вызвало при этом разнообразные агрессивные импульсы (Van der Veer, 1998. P. 162; см. также с. 415—428).
Контрпереносные феномены в отношении жертв войны были проанализированы американским психологом И. Дание-ли. Она описала чувство вины («Я вызвала у клиента боль, напомнив ему о прошлом»), неприязнь («Что еще ужасное я от него услышу?»), стыд («Как люди могут такое творить?») и др. Она также показала, как в работе с жертвами войны терапевт может приходить к ощущению превосходства или неполноценности в отношении клиента (см. с. 415—428). В работе с беженцами тоже наблюдается подобное. В этом контексте далеко не редкой эмоцией бывает бессилие, что, в свою очередь, может породить антипатию к клиенту.
Вынужденные мигранты, обращающиеся за психологической помощью в то время, когда их просьба о предоставлении статуса беженца еще рассматривается, а они находятся в ситуации неопределенности и под угрозой репатриации, часто чувствуют себя очень беспомощными. Во время первой встречи это чувство бессилия может переноситься на помогающего профессионала, в результате чего тот может ошибочно, без дополнительного выяснения, прийти к заключению, что он не в состоянии помочь клиенту.
Другая форма контрпереноса возникает, когда психолог сам был травмирован и переживает сходство своего опыта с опытом беженца. И даже если психолог это хорошо осознает, он может неверно полагать, что эмоциональное значе-
Проблемные области и профессиональный риск... 399
ние этих переживаний для клиента более или менее идентично его собственным эмоциональным реакциям. Этот феномен можно описать следующим образом: у психолога возникают сильные эмоциональные реакции на рассказы беженца о его травматическом опыте, но он не в состоянии совладать с ними; тогда он трансформирует свои собственные эмоциональные реакции в фантазии об эмоциональных реакциях беженца, используя их как интерпретации во время сеанса (Van der Veer, 1998).
Могут существовать самые разные признаки контрпереносных реакций, негативно влияющих на психологическую работу, например, ощущение обременяющей привязанности, потеря чувства юмора, ощущение скуки и тенденция к спешке. Каждому психологу нужно на своем опыте определить, какие сигналы важны для него. Но, несмотря на осознание, не всегда возможно самостоятельно справиться с последствиями контрпереноса. Это одна из причин необходимости супервизии — разбора случаев в группе коллег или на индивидуальной встрече. Анализируя свои переживания с помощью опытных коллег, психолог приобретает больше возможностей понимать собственные чувства и удерживать контроль над ними. Тогда он способен опять направить свое внимание на чувства клиента и помочь ему выразить и ассимилировать их.
выгорание
Те, кто по долгу своей работы оказывает различного рода поддержку другим людям, и особенно те, кто постоянно имеет дело с несчастьями и болезнями людей, рано или поздно могут столкнуться с определенными психологическими проблемами, влияющими на их эмоциональное состояние и профессиональное поведение. Рчеь идет о так называемом синдроме «эмоционального выгорания».
Термин «выгорание» введен американским психиатром
X. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. (Freundenberger, 1974). Он описал его как синдром истощения энергии, ощущения перегруженности проблемами других и разочарования в рабо-
те, возникающий у сотрудников кризисных центров и психиатрических клиник. По наблюдениям Фрейдербергера, этот 400 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам
процесс сопровождается циничной установкой: «Зачем беспокоиться? Это не имеет никакого значения». Данный термин получил широкое распространение, и было замечено, что синдрому выгорания подвержено значительное число профессионалов, чья работа предполагает близкий, эмоционально насыщенный контакт с людьми, который достаточно трудно поддерживать на неизменном уровне длительное время. В процессе контакта люди делятся своими проблемами, трудностями, рассказывают о болезнях и ждут совета и помощи. При этом оказывающий поддержку человек чувствует большую ответственность и хочет оправдать те ожидания, которые на него накладывает работа. Нередко результатом интенсивного эмоционального напряжения становится специфическая защитная реакция — эмоциональное выгорание. Процесс выгорания обычно начинается с интенсивного и длительного стресса, вызывающего чувство напряжения, раздражительности и усталости, и заканчивается психологической отстраненностью от работы, когда человек становится апатичным, циничным и ригидным (Cherniss, 1980). Этот синдром достаточно распространен, и человеку, заметившему в себе его проявления, не следует думать, что это его частная проблема или признак некомпетентности. Людям, оказывающим психологическую поддержку вынужденным мигрантам, необходимо знать о причинах, симптомах и мерах профилактики выгорания, с тем чтобы быть способным помочь себе и коллегам.
Описано множество симптомов эмоционального выгорания, однако они редко проявляются все одновременно, поскольку выгорание — процесс индивидуальный. Среди первых признаков — общее чувство усталости, нежелание идти на работу, неопределенное беспокойство, сильная скука, потеря энтузиазма, подавленность, пессимизм по отношению к будущему, снижение эффективности работы, мысли о ее смене, вялое и пренебрежительное отношение к клиентам. Другой важнейший признак выгорания — избегание деятельности или людей, не имеющих отношения к работе, включая членов семьи (Grosch & Olson, 1994).
Развитие синдрома выгорания проявляется в изменениях поведения, эмоционального и физического состояния,
Проблемные области и профессиональный риск... 401
мышления, отношения к окружающим людям: клиентам, коллегам и родным (Roberts, 1997; Maker, 1983; Primary Prevention, 1998).
Изменения в поведении могут выражаться в том, что психолог во время работы часто смотрит на часы, откладывает встречи с клиентами, часто опаздывает, утрачивает творческий подход к решению проблем, присваивает собственность учреждения, увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (кофеин, никотин, алкоголь), утрачивает способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья, увеличивается подверженность несчастным случаям, усиливается сопротивление выходу на работу. Может понизиться «вовлеченность» в работу, но возможен и обратный эффект, когда человек работает усерднее и дольше, а позитивных результатов становится все меньше.
На эмоциональном уровне утрачивается чувство юмора, человек чаще испытывает гнев, обиду, горечь и беспокойство. Наблюдается повышенная раздражительность и нетерпимость, проявляемая на работе и дома, возникают ощущение постоянных придирок со стороны окружающих, чувство бессилия, равнодушия, безнадежности, разочарования, неудачи и вины. Более редкими становятся положительные переживания. Теряется смысл работы и жизни в целом, возникают апатия и депрессивные симптомы.
У «выгорающего» психолога снижается самооценка, работа перестает приносить удовлетворение. Меняется отношение к другим людям: в общении с клиентами сочувствие сменяется на циничное и порицающее отношение, оскудевает репертуар профессиональных приемов, большее внимание уделяется формальной стороне работы, может возникать чувство всемогущества, власти* над судьбой клиента, появляется тенденция к уединению и избеганию коллег, растет напряженность и конфликтность в общении с родными и друзьями. Появляются также изменения в мыслительной деятельности: ослабевает способность концентрировать внимание, доминирует ригидное мышление, усиливается подозрительность и недоверчивость, возникают все более упорные мысли о том, чтобы оставить работу.
402 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам
Проблемные области и профессиональный риск...
II
Психосоматические симптомы выгорания включают: утомляемость — усталость и истощение на протяжении целого дня, нарушения сна и аппетита, повышенную восприимчивость к изменениям показателей внешней среды и различным заболеваниям. Могут возникать частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта, одышка, тошнота, мышечное напряжение, боли в спине.
Американский психолог Кристина Маслач, известная своими работами по проблеме эмоционального выгорания, выделила три основных аспекта этого синдрома.
1. Чувство эмоционального истощения. По мере исчерпания эмоциональных ресурсов профессионалы чувствуют, что не могут больше посвящать себя клиентам так, как они делали это раньше.
2. Развитие отрицательного отношения к клиентам. Сперва «выгорающий» профессионал начинает в разговорах с коллегами с пренебрежением отзываться о своих клиентах. Затем он начинает чувствовать неприязнь к клиентам, вначале сдерживаемую. Ему все труднее и труднее скрыть свое раздражение, и, наконец, происходит выплеск чувств и он выражает свою озлобленность. Этот процесс Маслач называет «дегуманизацией» или «деперсонализацией».
3. Развитие негативного отношения к себе и своей работе. Маслач называет этот аспект «потерей ощущения личных достижений» (Maslach, Jackson, 1981).
Маслач считает, что выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением» (Maslach, 1978). Некоторые исследователи приравнивают выгорание к дистрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего адаптационного синдрома Селье — стадии истощения. Другие рассматривают его как комплексный феномен, который определяется взаимодействием многочисленных факторов.
В. Бойко (Бойко, 1996) описывает симптомы эмоционального выгорания в соответствии с тремя фазами стресса.
Первая фаза — фаза напряжения — характеризуется, согласно этому автору, следующими симптомами:
• переживание неустранимых или трудно устранимых пси-хотравмирующих обстоятельств;
• неудовлетворенность собой;
• ощущение «загнанности в клетку» — состояние интеллектуально-эмоционального тупика;
• тревога и депрессия.
На второй фазе — «резистенции» (сопротивления) — наблюдаются такие симптомы:
• неадекватное избирательное эмоциональное реагирование — не соответствующая требованиям ситуации «экономия» эмоциональных ресурсов и выборочное реагирование в ходе профессионального взаимодействия;
• эмоционально-нравственная дезориентация — попытки самооправдания своих неадекватных реакций при помощи разделения клиентов на «хороших» и «плохих»;
• расширение сферы «экономии эмоций» за пределы профессиональной деятельности — проявление этой формы защиты в общении с близкими и друзьями;
• «редукция» профессиональных обязанностей — стремление облегчить и сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат.
Наконец, на последней фазе стресса — фазе «истощения» — наблюдаются следующие симптомы:
• эмоциональный дефицит — ощущение потери способности помогать клиентам; преобладание негативных эмоций в общении;
• эмоциональная отстраненность — практически полное исключение эмоций из сферы профессиональной деятельности;
• личностная отстраненность (деперсонализация) — полная или частичная утрата интереса к людям, отношение к клиенту как к объекту манипуляций; в крайних вариантах — ненависть и презрение к клиентам;
• психосоматические и психовегетативные нарушения. На основании приведенной классификации симптомов
Бойко предлагает методику определения уровня эмоционального выгорания (см. с. 429—434).
Поскольку выгорание возникает в условиях насыщенного эмоционального контакта с людьми, очевидно, что риск его I
404 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам
возникновения наиболее велик при работе с клиентами, пережившими травматический опыт, страдающими тяжелыми психологическими и соматическими расстройствами. Эти характеристики в полной мере относятся к вынужденным мигрантам.
Психологические последствия работы с травмированными клиентами рассматриваются в литературе последних лет с использованием термина «делегированная травматизация» (МсСапп & Pearlman, 1990). Постоянное выслушивание ужасающих историй и необходимость обсуждения неизбежных экзистенциальных вопросов определяют формирование специфических симптомов у психолога — например, кошмаров, вторгающихся мыслей, уклоняющегося поведения, изменений в мышлении.
Можно сказать, что при соприкосновении с внутренним миром травмированного человека происходит «заражение» психолога, то есть в какой-то мере ему может передаться психическое состояние клиента, как передается инфекция. Психотерапевты, работающие с людьми, пережившими экстремальный стресс, например пытки, нередко описывают свое состояние как «одержимость», когда образы услышанного от клиентов «не отпускают, преследуют» их: «Мы знаем, что симптомы болезни могут в ходе общения с пациентом передаться и врачу, такие случаи нередки. Но при работе с людьми, получившими сильную травму, опасность "заразиться" особенно велика, ведь мы имеем дело со злом, которое проявляет удивительную "живучесть". Именно его "живучесть" вызывает у нас сильные аффекты. Когда мы узнаем о зверствах, которые творятся в камерах пыток, то испытываем "адскую" боль. Таким образом, общение с пациентом сильно напоминает путешествие в "преисподнюю". Еще Вергилий писал, что такое путешествие предполагает "адский труд", силу духа и силу характера» (Wirtz, Zobeli, 1995. S. 146).
В подобных случаях эмоциональная нагрузка, приводящая к «индукции травмы» или «психологическому заражению», во многом связана с необходимостью соприкасаться с темой смерти, практически табуированной в повседневной жизни современного человека (Магомед-Эминов, 2001). Рассматривая проблему под другим углом, можно сказать,
Проблемные области и профессиональный риск... 405
что, постоянно сталкиваясь с темной стороной человеческой природы, со злом, наиболее ужасными формами несправедливости и насилия, всеми мыслимыми формами жестокости, психолог так или иначе начинает испытывать «усталость от сострадания» (Figley, 1995). Это может изменить отношение терапевта к самому себе, к миру и человеческой природе (Wirtz, Zobeli, 1995).
Риск для психолога, работающего с травмированными клиентами, заключается и в том, что в такой ситуации могут актуализироваться собственные психические травмы консультанта. В последнее время все большую известность в гуманистической психологии приобретает концепция «раненого целителя» (Штейнберг, 1998. С. 46—47). Рассматривая эту концепцию, один из основателей экзистенциальной психотерапии, американский психолог Ролл о Мей, обращает внимание на то, что многие творческие личности и успешные психотерапевты, основатели собственных школ (например, Гарри Стэк Салливен и Абрахам Маслоу), страдали от серьезных личностных проблем, пережили тяжелые травматические события. Этот негативный опыт, однако, может стать основой личностного и профессионального потенциала психолога, его сильной стороной: для клиента консультант выступает в качестве модели личности, выработавшей успешные механизмы совладания. «Я предполагаю, что мы исцеляем других с помощью наших собственных ран. Понимание, приходящее к нам через наше личное страдание и личные проблемы, приводит нас к развитию эмпатии и творческих способностей в отношениях с людьми — и к состраданию» (Мей, 1997. С. 92).
На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывает влияние также ряд личностных и организационных факторов. Так, склонность к выгоранию может частично основываться на определенных особенностях самого профессионала. При этом пол, возраст, образование, стаж работы, семейное положение не оказывают существенного влияния на подверженность синдрому. Важны личностные характеристики, такие как тенденция к перфекционизму, гиперответственность, преданное, идеалистическое отношение к профессии, низкая самооценка, потребность гордиться собой, 406 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам
трудности сказать «нет», сложности с распределением и делегированием обязанностей, слишком высокие ожидания от результатов оказываемой помощи и стремление к непременному успеху, отсутствие или небольшое количество интересов помимо работы.
Нереалистичные ожидания по поводу своих возможностей чаще всего характерны для начинающих специалистов. Они ждут от себя сразу полной компетентности и остро чувствуют собственную неадекватность в ситуациях, когда не достигают желаемого эффекта. Высокие требования к профессионалам, от которых ожидается разрешение всех проблем, — один из социальных стереотипов. Поэтому для работающего в этой сфере «очень важно и полезно избавиться от собственных мегаломанических стремлений и не чувствовать себя ущербным от того, что он не смог быстро и эффективно решить все проблемы. Следует оценивать реальность, какой бы она ни была неприятной: есть вещи, которые можно сделать на данном этапе, но есть и то, что очень трудно, а иногда и невозможно сделать, как бы нам ни было неприятно чувствовать свою беспомощность. Исходной точкой такого чувства беспомощности является стремление каждого специалиста, каждого человека к такому детскому архаическому всемогуществу: что я за специалист, если я не могу вылечить все? Никто не может, и никто не сможет сделать всего, важнее найти собственное место, собственный уровень ответственности, понять, а может, и принять ограниченность предлагаемого эффекта психотерапевтической деятельности...» (Тхостов, Зинченко, 2001. С. 17).
Выгорание может определяться и факторами, не имеющими отношения к личности специалиста, на которые он не способен оказать решающего влияния. По мнению Мас-лач, распространенность феномена выгорания показывает, что источник проблемы находится больше в ситуации, чем в конкретных людях, и проблему легче понять и найти из нее выход, используя термины социальных и ситуационных источников профессиональных стрессов. Важным фактором выгорания бывают организационные проблемы: нечеткие служебные обязанности, противоречивость требований, отсутствие интеграции, недостаток профессионального обще-
Проблемные области и профессиональный риск... 407
ния и взаимной поддержки, перегрузка обязанностями, объективные препятствия к эффективной помощи страдающим клиентам. Существенный вклад может вносить воспринимаемый недостаток контроля, когда психолог чувствует себя ответственным за благополучие клиента, но бессильным помочь ему. Выгорание у профессионалов может вызывать и директивный стиль руководства, который не допускает поощрений, а обеспечивает обратную связь только негативного характера. Кроме того, выгорание «заразно», и подверженные стрессу руководители становятся негативной моделью для своих подчиненных. Симптомами «организационного» выгорания служат высокая текучесть кадров, безынициативность работников, рост чувства неудовлетворенности работой, недостаток сотрудничества.
Как помочь профессионалам справиться с эмоциональным выгоранием? Часто человеку, который «выгорает», очень сложно распознать в себе это состояние, и проявление симптомов более заметно его коллегам. С усилением тяжести синдрома возрастает сопротивление его осознанию. Поэтому очень важно вовремя распознать начинающееся состояние выгорания и предпринять необходимые меры. На ранних стадиях существенную помощь оказывает разговор с понимающим коллегой, в любом случае, «выгорающий» работник нуждается в поддержке и помощи, а не в порицании и конфликтах. Маслач считает, что выгорание не является неизбежным, и своевременно предпринятые профилактические меры могут предотвратить его появление или ослабить его интенсивность.
Многие стратегии, помогающие справиться с выгоранием, являются в то же время и мерами его профилактики. В зависимости от того, что выступает центральным объектом внимания: отдельные работники, организация труда или структура организации в целом, профилактические стратегии могут быть разделены на несколько уровней (Primary Prevention, 1998).
Стратегии профилактики выгорания на уровне организации в целом состоят в возможно более четком и последовательном формулировании ее политики и целей. Существенное значение имеет обучение и развитие сотрудников, ис408 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам
следование новых областей. Забота о клиентах и оказываемая им помощь должны осуществляться в сотрудничестве с их семьями, социальным окружением (общиной) и организациями-партнерами. Необходимо разработать эффективные механизмы для группового и организационного решения проблем. Важно поощрять как самостоятельность сотрудников, так и их участие в совместном принятии коллективных решений.
Эффективной мерой профилактики стресса и выгорания служит построение правильной организационной структуры. Необходимо распределить наиболее трудную и неблагодарную работу равномерно среди всего персонала и поощрять участие сотрудников в разных проектах и задачах, чтобы одному человеку не пришлось взваливать на себя весь груз. Важно организовать такой график работы, чтобы более легкие и более сложные задачи чередовались и было отведено время для перерывов, во время которых сотрудники могли бы отдохнуть и пообщаться. Хорошо, если у психологов есть возможность работать по принципу частичной занятости, что позволит им составить более гибкий индивидуальный график работы. При хорошей организации труда у каждого психолога существуют возможности для повышения квалификации, развития своих профессиональных навыков и творческих способностей.
Помимо супервизий, полезны разнообразные тренинги или группы встреч для всего персонала, посвященные управлению временем, работе с конфликтами и групповому принятию решений, борьбе со стрессом. Кроме этого, существенные положительные результаты могут принести тренинги по самопознанию, которые позволят участникам обозначить границы собственных возможностей, понять, что в их работе вызывает у них гнев, чувство вины или фрустрацию.
Со стороны руководства важно:
— обеспечить супервизию персонала, уделяя особое внимание тем сторонам работы, которые вызывают наибольшие трудности;
— создать систему обратной связи от низшего звена к высшему и наоборот (например, регулярно проводить беседы с сотрудниками относительно возникающих проблем и давать обратную связь по поводу эффективности их работы);
Проблемные области и профессиональный риск... 409
— следить за уровнем напряжения, возникающего у руководящего персонала и предпринимать необходимые меры, когда напряжение становится чрезмерным.
Профилактика выгорания на уровне персонала заключается в следующем:
— уменьшение требований, которые работники предъявляют к себе, путем поощрения постановки более реалистичных и достижимых целей;
— помощь работникам в развитии и использовании эффективных механизмов обратной связи относительно продуктивности их работы;
— обеспечение возможности обучения и повышения квалификации внутри организации, с целью роста эффективности работы;
— обучение персонала стратегиям борьбы со стрессом;
— ознакомление новых работников с возможными трудностями, с которыми им предстоит столкнуться в работе;
— обеспечение периодических «проверок на выгорание» для всего персонала;
— обеспечение возможности проработки возникающих у сотрудников личных и профессиональных проблем;
— развитие групп поддержки и обмена ресурсами, создание в коллективе общей дружеской атмосферы принятия и взаимопонимания.
Для профилактики выгорания необходимо также разделение между профессиональной и частной жизнью. Как только границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни, усиливается риск выгорания. Важно, чтобы сотрудники имели какие-либо увлечения помимо работы, что позволит им отвлекаться и восполнять утраченную энергию.
Влияние работы с беженцами на ... психотерапевта 411
хрестоматия
гуус ван дер веер
влияние работы с беженцами на профессиональную
деятельность и личность психотерапевта*
Мы приводим реферат еще одного фрагмента книги Г. Ван дер Веера «Консультирование и терапия беженцев и жертв травмы: Психологические проблемы жертв войны, пыток и репрессий» (см. также с. 331—336). Г. Ван дер Веер работает в амстердамской организации по поддержанию психического здоровья беженцев — Phoros Foundation for Refugee Mental Health. «Консультирование и терапия беженцев и жертв травмы» — одна из первых монографий по оказанию психологической помощи беженцам. Впервые она вышла в 1992 г. и была переиздана (с переработкой) в 1998 г. в Англии.
Согласно своему клиническому опыту, автор подразделяет психологические последствия работы психологов, социальных работников и психотерапевтов с беженцами, обычно обозначаемые терминами «выгорание» и «делегированная травматизация», на три основные группы: реакции, возникающие у психолога или социального работника в ходе встречи с клиентом; временные последствия сразу же после встречи; долговременные последствия.
Реакции в процессе встречи.Беседа с беженцами, которые рассказывают, как политические преследования и нарушения прав человека разрушили их жизнь, может вначале
* Van der Veer G. Counselling and therapy with refugees and victims of trauma: psychological problems of victims of war, torture, and repression. Chichester: Wiley & Sons, 1998.
вызывать у психотерапевта эмпатические реакции. Эти реакции основываются на нормальном сочувствии, но иногда в них есть что-то необычное для терапевтической ситуации. Например, клиент рассказывает свою историю так живо, что психотерапевт чувствует, как «мурашки» бегут по телу или у него начинают литься слезы.
А.В. рассказал психотерапевту очень волнующую историю. Рассказывая, он плакал. Психотерапевт, слушая клиента, почувствовал, что и у него слезы наворачиваются на глаза. Психотерапевт проявлял эмпатию к печали своего клиента, но также чувствовал нечто вроде эйфории, поскольку оказался способным на такую степень близости с клиентом.
Кроме того, при прослушивании историй о различного рода зверствах и несправедливости у психотерапевта могут возникать определенные неадекватные реакции, которые, исходя из психодинамического понимания контрпереноса, могут быть поняты как проявление его внутренних конфликтов. Например, психотерапевт чувствует желание обнять плачущего клиента, хотя понимает, что это будет неадекватной реакцией с профессиональной точки зрения. Или, через какое-то время психотерапевт осознает, что он избегал определенных вопросов, обычно являющихся целью терапевтического контакта. Случается, что во время беседы психотерапевт не замечает некоторых утверждений клиента, например тех, в которых выражается агрессия на него. Он может игнорировать замечания, которые, по его мнению, относятся к эмоционально нагруженным темам, и неосознанно менять предмет разговора.
Нечто подобное происходило в контакте с Б.В., беженцем, который с самого начала вызвал симпатию у психоте-1«певта. В ходе десяти встреч, когда Б.В. рассказывал о том, Что происходило с ним в тюрьме, психотерапевт видел в клиенте доброго, чувствительного человека. На одиннадцатой встрече Б.В. рассказал о своем участии в ужасном военном преступлении, но психотерапевт не попытался разобраться, что произошло. Он не задал ни одного вопроса, которые бы прояснили дело.
Истории травмированных клиентов вызывают сильные эмоции у слушающего их. Психотерапевт обычно старается 412 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам
контролировать свои эмоции, чтобы быть способным удерживать внимание на клиенте или, по крайней мере, не нагружать его своими эмоциями. Поведение, цель которого — держать под контролем собственные эмоции, можно отнести к совладающему поведению. Например, психотерапевт чувствует ужас от услышанного, но справляется со своими чувствами посредством сознательных усилий, делая несколько глубоких вдохов и выдохов. Затем он пытается проявить эмпатию по отношению к клиенту и предлагает интерпретацию. Или, если психотерапевт не может управлять своими чувствами, он объясняет клиенту, что это превышает его возможности на данный момент и он предпочел бы сделать перерыв или продолжить в следующий раз.
Реакции после встречи.С помощью концентрации на чувствах клиента, психотерапевту во время обсуждения травматического опыта иногда удается не погружаться целиком в те эмоции, которые вызывают у него рассказанные клиентом истории. В таком случае вскоре после контакта с клиентом необходимо проработать отстраненные эмоции. Может оказаться, что перестать думать об этой истории и сконцентрироваться на чем-то ином очень сложно. Возникают временные трудности в поддержании межличностных отношений, особенно таких, которые требуют эмпатии.
Возможно также, что у психотерапевта появится сильное желание поделиться услышанным с кем-нибудь. Это может привести к внутреннему конфликту: например, он не хочет нагружать своих коллег, домашних или друзей, но, в то же время осознает, что пока это «не отстанет от него», он не будет хорошим собеседником.
Кроме того, у психотерапевта могут возникать трудности с осознаванием определенных чувств, переживаемых им во время терапевтической встречи. Среди них возможны: бессилие, меланхолический пессимизм, агрессия. Не осознавая их, он не в состоянии от них избавиться, что приводит к постоянному ощущению усталости, чувству напряжения и неспособности концентрироваться. Это проявляется и по-другому, например в нежелании писать отчет по результатам интервью или в чувстве облегчения, когда какой-то клиент отменяет встречу.
Влияние работы с беженцами на ... психотерапевта
Еще одним чувством, выводящим психотерапевта из равновесия, становится бессилие, переживаемое клиентом. Это чувство основано на фактах, за которые и сам психотерапевт ощущает определенную ответственность. Например, психотерапия с сильно травмированным человеком имела позитивный эффект, приведя к уменьшению симптоматики. Но клиенту отказано в предоставлении статуса, и он начинает регрессировать. Психотерапевт не только чувствует, что создаются препятствия в осуществлении его работы; имея право голоса, он может также ощущать себя частично ответственным за отказ государственных служб в предоставлении убежища его клиенту.
Иногда психотерапевт переживает вторгающиеся воспоминания, образы и приводящие в замешательство фантазии 0 травматических событиях, рассказанных клиентом. В качестве иллюстрации приводится следующая история.
Последний в этот день клиент, Е.В. был в сильном возбуждении. Психотерапевт налил ему чашку чая и сказал: «Вы выглядите так, как будто плохо выспались». «Да, — ответил клиент. — У меня были ужасные кошмары».
— Вы хотите что-нибудь сказать об этом?
— Я не очень хорошо их запомнил. Помню только, что я опять был на фронте. Мы входим в деревню, на которую в предыдущий день напали вражеские солдаты. Ужасное зрелище. Улица полна тел. Враги, очевидно, согнали всех жителей и убили их. Выглядит так, как будто их всех перебили штыками. Там тела старых женщин, младенцев, матерей с детьми в руках. Они собраны в кучу бульдозерами. Сточные канавы вдоль улицы превратились в кровавые реки.
Спустя два часа психотерапевт был дома. На столе стоял ужин, распространявший изумительный запах. Но, моя посуду, увидел, как теплая вода замысловатым образом стекает по тарелке, и перед его мысленным взором возникли «реки крови».
У психотерапевта также могут быть кошмары, вызванные рассказами клиентов о событиях, связанных с насилием (МсСапп & Pearlman, 1990), или неожиданно у него всплывают воспоминания о подобного рода событиях, свидетелем которых он был. Он может также вообразить, что он сам зас414 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам
тавлял страдать клиента. Эти тягостные картины и мысли выводят его из равновесия. С другой стороны, такие переживания усиливают способности психотерапевта к эмпатическому реагированию.
Все это нередко приводит к снижению удовлетворенности от работы и от деятельности, раньше вызывавшей интерес и даже снимавшей напряжение. Например, психотерапевт начинает чувствовать отвращение к фильмам о войне, избегать телевизионных хроник о голодающих и страдающих от других бед. Теперь это переживается как бремя, поскольку напоминает об историях, которые он слышал на работе. Некоторые психотерапевты страдают расстройствами сна, имеют соматические жалобы, теряют интерес к сексуальной близости (Benedek, 1984).
Долговременные последствия.Примерами долговременных последствий работы с сильно травмированными клиентами могут служить изменения в когнитивных схемах, установках, ожиданиях и убеждениях в отношении себя и других (МсСапп & Pearlman, 1990). Постоянное столкновение с темной стороной человеческой природы, со злом, наиболее ужасными формами несправедливости и подавления, всеми мыслимыми формами жестокости, а также с наиболее роковыми случаями приводит к «усталости от сострадания» (Figley, 1995) и к изменению отношения психотерапевта к самому себе, к миру и человеческой природе.
Иногда это изменяет отношение к работе. Психотерапевт или увеличивает дистанцию в общении с клиентами и проявляет меньше эмпатии, или становится сверхвовлеченным и в определенном смысле зависимым от клиентов. Более того, психотерапевт может становиться слишком беспечным в отношении профессиональных норм. Иногда наблюдается сильная склонность к праздности, уклонению от написания отчетов, предубеждению к определенным «меньшинствам», тенденция применять к клиентам со сложными или трудно поддающимися лечению проблемами ригидные процедуры или проявлять к ним отношение, не поощряющее контакт.
Сходные реакции можно наблюдать, когда к психотерапевту направляют беженцев, чья просьба о предоставлении политического убежища еще находится на рассмотрении.
Столкновение с невообразимым
Психотерапевт в таких случаях иногда оказывается захваченным ситуацией бессилия, в которой пребывают его клиенты, вынужденные жить под угрозой депортации. Психотерапевт приходит к заключению, что не способен помочь таким беженцам теми средствами, которыми располагает. Он отказывается от детального изучения проблем клиента, его возможностей и умений справляться с трудностями, от поиска более адекватных психотерапевтических методов. Психотерапевт также не пытается проконсультироваться у коллег, более опытных в работе с такими проблемами.
Схожая картина возникает в случаях, когда, по мнению психотерапевта, беженец демонстрирует «театральную», принуждающую или манипулятивную установку. Практики час-до забывают о том, что такого рода поведение может быть адекватным выражением эмоций в культуре клиента. Кроме «того, манипулятивное поведение часто становится понятным, «если увидеть те вынуждающие обстоятельства, в которых оказался клиент. Психотерапевт пренебрегает профессиональными нормами, если не пытается искать причины такого поведения клиента и навешивает на него ярлык личностного расстройства, не проведя необходимых диагностических процедур. Иногда психотерапевты, не предприняв попыток терапевтического вмешательства, приходят к заключению, что клиенты не способны получить какую-либо помощь от даихотерапии или что у них недостаточно мотивации, дгг Изменения отношения психотерапевта к себе и другим вбычно включают переоценку позитивных и негативных сто-|»н жизни и могут проявляться, например, в нарушениях •фвнтактов с близкими и коллегами (Bustos, 1990).
|к пел даниели t столкновение с невообразимым*
Предлагаем читателю реферат статьи, написанной амери-.Канским психологом, руководителем проекта психологической
Yael Danieli. «Confronting the Unimaginable: Psychotherapists' Reactions to Victims of the Nazi Holocaust» // Wilson J.P., Harel Z., Kahana B. (Eds.) Human adaptation to extreme stress. N.Y. & L., Plenum Press, 1988. P. 219-238
416 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам
Столкновение с невообразимым
помощи жертвам Холокоста и их детям, Йел Даниели. Ее работы по исследованию реакций психотерапевтов, работавших с бывшими узниками нацистских лагерей смерти, и долговременных психологических последствий травматического опыта переживших концлагерь получили большую известность.
По мнению Даниели, описанные в статье реакции, которые наблюдаются у профессионалов, работающих именно с пережившими Холокост и их детьми, могут возникать и у тех, кто работает с людьми, пережившими травматический опыт другого рода. Поскольку вынужденных мигрантов можно отнести к такой категории людей, психологи и социальные работники, оказывающие им поддержку, могут столкнуться с аналогичными феноменами.
В нескольких своих работах Даниели описала социально-психологический феномен, названный ею «заговор молчания»: и общество и жертвы Холокоста предпочитали не обсуждать травматический опыт узников нацистских концлагерей. Причинами этого были как распространенные социальные установки, так и страхи выживших. Этот же феномен можно было наблюдать и в профессиональной среде: так, на первых послевоенных международных встречах психиатров и психологов, в которых участвовали израильские и немецкие специалисты, с обеих сторон проявлялась тенденция избегать темы психических последствий геноцида.
«Заговор молчания» присутствовал и в процессе психотерапии жертв Холокоста. Многие отмечали, что опыт Холокоста практически полностью умалчивался и психотерапевтами, и клиентами. Единственными людьми, с которыми выжившие в лагерях делились своим травматическим опытом, были их близкие друзья и дети, а нередко человека, с которым можно было бы поделиться этим опытом, вообще не существовало. Поэтому травматический опыт оставался неассимилированным, у человека не было возможности пройти процесс горевания.
В рамках международного проекта автором было предпринято исследование установок и реакций психотерапевтов, возникающих в процессе работы с этими клиентами и относящихся, согласно психоаналитической традиции, к реакциям контрпереноса. Данное исследование было призвано помочь психотерапевтам осознать свои чувства в процессе
работы с пережившими Холокост и более продуктивно использовать свои возможности.
Профессионалы — социальные работники, психиатры и психологи, принявшие участие в исследовании, составили две группы: тех, кто сами были жертвами или детьми жертв Холокоста (10 человек), и тех, кто не имел такого опыта (51 человек).
Был проведен контент-анализ «контрпереносных тем», результаты которого представлены в таблице (подробнее они рассмотрены ниже в тексте).
Таблица Темы контрпереноса в психотерапии жертв Холокоста
Основные темы и подтемы
Частота
встречаемости
(N=61)
Защита
Оцепенение
Отрицание
Избегание
Дистанцирование
«Цепляние» за профессиональную роль
Сведение к методу, теории
Вина
Выражаемая вина
Подразумеваемая вина
Гнев
Гнев на нацистов
Гнев, связанный с тем, что тебя воспринимают как
нациста, и страх гнева выжившего
Гнев на выжившего и страх собственного гнева
Идентификация с агрессором и садизм
Гнев на коллег за то, что они избегают темы
Холокоста
Гнев на выжившего как родителя
Гнев на ребенка выжившего за отношение к родителям
418 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам
Продолжение таблицы
Столкновение с невообразимым
Стыд и связанные с ним эмоции
Стыд - этический удар по человеческому нарциссизму Стыд - презрение к выжившим, которые видятся как «овцы, шедшие на заклание» Страх заражения Видение выжившего как аморального человека Жалость к выжившим Отвращение
22 2 10 10 9
Ужас
Горе и скорбь
Упоминание убийства
Упоминание смерти
Невозможность удерживать сильные эмоции
Жертва/освободитель
Видение выжившего как бессильной жертвы Видение ребенка выжившего как бессильной жертвы Психотерапевт как освободитель/спаситель Освободитель подразумевается
27 9 27 17
Видение в выжившем героя
Привилегированный вуайеризм
Зависть к выжившему или к ребенку выжившего, имеющим «особый статус»
«Я-тоже»-реакция, например, «все мы выжившие»
Взгляд на Холокост как на уникальное явление
Чувство связи
Ощущение себя посторонним
Самопомощь психотерапевта
Конфликт в отношении поддержания профессионального авторитета
Признание Холокоста как реальности
Потребность в большем знании и опыте
Потребность в интеграции
Внимание и установки в отношении еврейской идентичности
Родительско-детские отношения
Психотерапевт принимает роль ребенка для компенсации выжившего Психотерапевт принимает роль родителя для компенсации ребенка выжившего Освобождение ребенка выжившего от родителей Освобождение родителя-выжившего от ребенка Сверхидентификация с родителем выжившего Сверхидентификация с ребенком выжившего
4 6
3 11
Защита.Это один из самых распространенных типов реакций контрпереноса в работе с выжившими в Холокосте. Реакция некоторых психотерапевтов на переполненность чувствами заключается в том, что они впадают в «оцепенение». Другие не верят в рассказанное, считая, что клиент преувеличивает. Психотерапевты сообщают о различных реакциях уклонения: «забывании», «отключении», «переключении», «чувстве скуки от повторяющейся раз за разом одной и той же истории». Многие дистанцируются от услышанного. Они слушают истории, как если бы это была «научная фантастика» или «как если бы все происходило 5000 лет назад». Другие становятся очень абстрагированными, «профессиональными» и интеллектуальными, часто начиная «читать лекции» клиенту. Крайний вариант поведения «отвержения Холокоста» со стороны психотерапевта — послать ребенка выжившего к психотерапевту из специального проекта «позаботиться о Холокостовой части», оставив себе работу со «всеми остальными его личностными проблемами». Некоторые психотерапевты защищают себя, слишком полагаясь на имеющиеся методы, теории, научный жаргон и предписанные роли. Они пользуются теоретическими рационализа-циями, наподобие следующих: «Давайте говорить о здесь и теперь. Прошлое осталось позади, нет смысла жаловаться. Сейчас вы находитесь в Соединенных Штатах». Некоторые утверждают, что «дети родились и выросли в Америке; они ведут себя как все типичные американские евреи. Это разговор о Холокосте — некая разновидность нарциссизма». В другие моменты они могут сосредотачиваться исключительно на детстве клиента — на том, что было до Холокоста. Это особенно характерно для ортодоксальных психоаналитиков. При наличии у психотерапевта защитной реакции избегания он не будет рассматривать травму Холокоста как этиологически важный фактор, часто центральный для понимания проблем клиента. Во многих случаях результатом этого упущения становится ошибочный диагноз.
На супервизии докладывался случай С., предъявляемая проблема которого состояла в компульсивном мытье в душе, когда клиент вновь и вновь оттирал кожу от воображаемой грязи, в результате чего у него было сильное повреждение 420 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам
кожи. Психотерапевт работал, основываясь на убеждении, что симптомы С. — проявление анальной фиксации, и проводил изучение его детства. В старом первичном отчете по истории болезни значилось: «В Аушвице С. работал по 10—12 часов в день». Следуя предложению супервизора «изучить подробнее характер той работы», психотерапевт узнал, что С. вытаскивал трупы из крематория. Эта информация была прорывом и для психотерапевта, и для клиента, и привела к избавлению от симптома.
Вина наблюдателя.Одна из наиболее часто встречающихся реакций, о которых говорят психотерапевты, работающие с людьми, пережившими Холокост, и их детьми, — это вина наблюдателя, выражаемая, например, в таких репликах: «Я чувствую колоссальное чувство вины, поскольку у меня было счастливое и безопасное детство, в то время как эти люди так сильно страдали». Те психотерапевты, которые чувствовали вину, гораздо больше боялись причинить боль клиенту и использовали свою вину для объяснения, почему они избегают задавать вопросы. Они опасались, что, просто задавая вопрос, могут уже навредить человеку, «который и так столько страдал». Некоторые психотерапевты считали клиентов хрупкими, готовыми «развалиться на части», не учитывая тот факт, что эти люди не только пережили трагедию, но и смогли восстановить свои семьи и жизни, несмотря на громадные потери и травматический опыт. Такие психотерапевты «слишком много» старались сделать для клиентов, «патронировали» их, не уважая их силу. Чувство вины часто приводило к неспособности установить разумные границы в общении психотерапевта и клиента (например, клиенту разрешалось звонить в любое время дня и ночи психотерапевту домой).
Отмечались и другие источники чувства вины перед клиентами. Некоторые психотерапевты останавливались в своем исследовании проблем клиента, если видели слезы в его глазах, несмотря на то, что слезы — совершенно нормальная, уместная реакция. Исследователи также отмечали, что чувствуют себя виноватыми в том, что используют переживших в качестве «испытуемых» и затем стараются облечь человеческое страдание в «холодную», объективную схему научного
Столкновение с невообразимым
исследования. Некоторые считали признание силы этих людей равнозначным заявлению, что, поскольку люди смогли адаптироваться, значит, их опыт был не так уж ужасен, а это почти равноценно прощению нацистов.
Даниели предполагает, что чувство вины служит защитной реакцией против беспомощности перед таким явлением, как Холокост.
Распространенность и частое неправильное использование термина «вина выжившего» привело Ф. Кармелли к разделению этого понятия на две категории: активную и пассивную. Пассивная вина выжившего может возникнуть в случаях, когда человек просто оказался живым на момент освобождения: «Я был избавлен от участи тех, кто был убит». Активная вина определяется тем, что были предприняты некие аморальные действия или сознательно не была оказана возможная на тот момент помощь. Признавая, что большинство выживших в концлагерях имеют чувство пассивной вины, Кармелли отмечает, что иногда психотерапевты интерпретируют враждебные, агрессивные и депрессивные симптомы выживших как прямой результат невысказанного чувства активной вины, из-за ошибочного мнения, что каждый выживший должен был совершить какой-то аморальный поступок. В результате концентрации на высвобождении чувства активной вины (которой на самом деле не существует), клиентам не помогают конструктивно относиться к их теперешней жизни. Вместо этого у них формируется искаженное чувство вины, и их без того уже мучительная жизнь может стать еще более мучительной (Carmelly, 1975).
Гнев.Гнев, с разнообразием его объектов, — одна из наиболее интенсивных и тяжелых аффективных реакций, которую испытывают психотерапевты в работе с выжившими и их детьми.
Психотерапевт здесь сталкивается с реальностью (в случае Холокоста созданной нацистами), которая гораздо страшнее, чем можно себе вообразить в самой изощренной фантазии. Однако он не может направить свой гнев на виновника этой реальности и невольно «ищет» объект замещения, которым может стать сам клиент. Даниели отмечает, что некоторые психотерапевты винят клиентов в том, что те «bob-422 Служба психологической помощи вынужденным мигрантам
Столкновение с невообразимым
лекли» их в проблему Холокоста, и трактует это явление как рационализацию замещенного гнева. Некоторые психотерапевты серьезно обеспокоены своим гневом, испытываемым по отношению к пережившим: «Как я могу сердиться на человека, который уже пострадал от нацистов? Это делает меня самого нацистом». Тенденция идентификации с агрессором усиливает опасения психотерапевта нанести еще больше вреда клиенту, что может привести к циклу гнева и вины. Этот цикл иногда подкрепляется жалобами клиентов и их мазохистским поведением по отношению к человеку, олицетворяющему власть, и к психотерапевту в частности.
Неспособность эффективно справиться с разнообразными формами собственного гнева по отношению к пережившим и их детям иногда приводит к отвержению таких клиентов или досрочному окончанию психотерапии. При этом также может использоваться рационализация, в частности, в качестве причины прекращения терапии называется «сопротивление клиента».
Стыд и связанные с ним эмоции.Все реакции, относимые Даниели к чувству стыда, включают общий элемент принижения и отвращения. Частично стыд происходит от фантазий, предположений психотерапевта о том, что пережившему пришлось совершить, чтобы выжить. Из-за испытываемого отвращения и омерзения психотерапевты иногда не позволяли пережившим и их детям рассказывать свои истории.
Часто стыд возникает на основе принятия психотерапевтом мифа, описывающего поведение жертв во время Холокоста как «идущих на заклание овец». Этот миф не только подразумевает, что они могли бороться и должны были быть готовы к Холокосту, но также что жертвам Холокоста было куда скрыться, если бы они решили убежать. Однако понимание исторической ситуации показывает, что бежать им было некуда. Психотерапевты, которые разделяли этот миф, были склонны к высокомерию и порицали выживших за то, что те были жертвами, а значит, слабыми и уязвимыми. Этот процесс обычно начинался с чувств презрения и стыда, и, когда психотерапевт не мог больше выносить стыд, он чувствовал гнев, что в конечном итоге вело к большей травмати-зации клиентов.
Страх и ужас.Еще одна реакция, часто встречающаяся у психотерапевтов, — это страх и ужас. «Я страшусь быть погруженным в водоворот такой черноты, где нет просвета, и я могу никогда не обрести вновь свою собственную стабильность и оказаться полезным клиенту». Психотерапевты чувствуют себя травмированными под воздействием своих собственных эмоций и фантазий, которые возникают в ответ на рассказы переживших. Те, кто старался контролировать свои реакции, были совершенно истощены такими сеансами. Несколько человек отметили, что у них были те же ночные кошмары, как и у их клиентов.
Иногда рассказы клиентов о пережитом кошмаре бывают настолько ужасны, что психотерапевты чувствуют себя на краю обморока и впоследствии боятся даже поделиться этим ужасом со своим супервизором (рассказ женщины о собственном ребенке, которого разбили о стену на ее глазах, а также о других детях, цепляющихся за тела своих родителей в братской могиле).
Страх и ужас являлись также результатом тотального чувства беспомощности перед опытом Холокоста, и эти чувства снова приводили к тому, что психотерапевты сопротивлялись рассказам переживших, используя различные стратегии уклонения и защит, описанные выше.
Горе и скорбь.Терапевты также говорят о глубокой печали и скорби, которую они испытывают во время и после сессий с пережившими и их детьми, особенно когда обсуждаются потери и страдания. Некоторые близки к слезам или даже плачут. Один психотерапевт описал, что был совершенно сломлен, чувствовал «бесконечную, бездонную печаль», когда клиент — ребенок пережившего Холокост — нарисовал генеалогическое дерево и, выполняя «домашнее задание», подробно описал, когда, г