Немало детей из семей беженцев пережили ужас бомбежек, смерть родных и близких людей. Даже если дети и не видели войну вблизи, она все равно присутствовала в их жизни и постоянно напоминала о себе.
Если ваши дети были свидетелями трагических событий или просто знали о них — значит, им нужна помощь. Вы, как и положено хорошим родителям, стремитесь оградить своих детей от переживания горя и отчаяния. Но делать вид, что ничего не случилось — это ошибка. Тяжелые воспоминания могут ос-
Методы психологической помощи
таваться с вашими детьми до тех пор, пока горе не будет пережито и разделено с близкими людьми.
3., 17 лет (дев.): «Я помню, как взрывались ракеты, и мы долго' сидели в бомбоубежище. А потом ракета попала в наш дом, и мы уехали к родственникам. Бомбой убило моего дядю, которого я очень любила».
• Внимательно выслушивайте детей, и тогда они получат возможность выразить то, что их мучает и беспокоит.
• Старайтесь отвечать на вопросы детей, касающиеся их тревожных воспоминаний.
• Если ребенок пережил утрату близкого человека — поделитесь своими воспоминаниями об умершем и дайте возможность высказаться и ребенку. Храните в семье фотографии и вещи в знак долгой памяти об этом человеке.
2. Между двумя мирами.
Переезд в другую страну — тяжелое испытание для вас и ваших детей. В свое время вы пережили потрясение от соприкосновения с чужим, негостеприимным миром, у которого свои правила и законы.
Обычно дети привыкают к новой культуре быстрее взрослых: они более податливы и восприимчивы. А родителям хотелось бы, чтобы дети сохранили привычки и ценности, принятые на родине. Жесткость и неуступчивость родителей в этом вопросе вынуждают детей быть неоткровенными и вести себя в школе и дома по-разному, иначе новые друзья могут отвернуться от них.
М., 14 лет (дев.): «Папа не разрешает мне носить модные Джинсы и ходить в школу вместе с мальчиками. Но так все 220
Встреча с новой культурой
делают. Если я не буду этого делать, то останусь одна. Я потихоньку переодеваюсь в джинсы и потихоньку дружу с ребятами. Я хочу, чтобы мой папа гордился мной, я не хочу его обманывать, но что делать».
• Рассказывайте детям о культурных традициях и истории родной страны, но в то же время позволяйте им знакомиться с местной культурой и перенимать некоторые привычки и особенности поведения местного населения.
• Ходите с ребенком на праздники, посещайте выставки, музеи, не отказывайтесь от приглашений в гости;
• С вниманием отнеситесь к новым друзьям ребенка, может быть, вы позволите ему бывать у них дома или пригласите их к себе;
• Разговаривайте с ребенком о том, как живут люди в этой стране, старайтесь вместе их понять, быть терпимее и сдержаннее в своих оценках местного населения.
• Отдайте ребенка в спортивную секцию или в кружок рисования, лепки, хорового пения, танцев.
На новом месте.
У вас нет статуса беженца, вы чувствуете себя беззащитными и бесправными. Вас часто задерживают на улице, штрафуют, допрашивают. Дети видят все это. Для каждого ребенка его родители — самые лучшие, добрые и сильные. Их унижение и беспомощность — трагедия для ребенка. Если родители беззащитны и не уверены в завтрашнем дне, значит и их никто не защитит.
Методы психологической помощи
X., 12 лет (дев.) «Мы отличаемся от русских еще и тем, что к ним никогда не подходят милиционеры на улице, а к нам подходят. Я уже несколько раз была в участке вместе с папой».
• Объясните детям, почему вы находитесь в таком положении, поговорите с ними о возможных перспективах. Дети имеют право знать, что происходит с ними и их семьей.
• Не запугивайте детей, особенно милицией.
• Вселяйте в ребенка уверенность в том, что конфликтные ситуации с властями можно разрешить: даже если вас задержала милиция, то через некоторое время все равно отпустят.
• Постарайтесь не обсуждать в присутствии детей случаи несправедливого, жестокого обращения с вами.
• Вселяйте в детей веру в будущее и в собственные силы.
• Оставьте своим старшим детям телефоны (школы, УВКБ ООН, Экилибра), по которым они, в случае задержания, могут обратиться за помощью.
Новая школа.
Если ваши дети посещают русскую школу, помните: им потребуется время для того, чтобы привыкнуть к ней. Из-за плохого знания языка, недостаточной подготовленности, перерыва в занятиях, стресса, вызванного новой обстановкой, дети могут учиться не так хорошо, как вам хотелось бы. Плохие оценки и другие школьные неудачи очень расстраивают ребенка: кому хочется быть двоечником?
К., 11 лет (дев.): «Когда я приношу из школы плохие оценки, папа или мама наказывают меня. Я стараюсь, но не все у меня получается. Я еще не очень хорошо говорю по-русски. Я 222
Встреча с новой культурой
бы очень хотела хорошо учиться, чтобы папа и мама были довольны».
• Не наказывайте ребенка слишком строго за плохие оценки: вряд ли у него есть возможность сейчас учиться лучше.
• Хвалите детей даже за небольшие достижения, не заостряйте внимания на его неудачах. Вселяйте в ребенка уверенность, что он постепенно справится с трудностями.
• Интересуйтесь учебой детей: расспрашивайте о школе, помогайте выполнять домашние задания, поощряйте дополнительные занятия.
• Поддерживайте контакт с администрацией школы, объясните учителям ситуацию, в которой находится ваша семья, советуйтесь с ними.
Дети и родители дома.
Методы психологической помощи
Тяжелые бытовые условия, теснота, неустроенность, усталость и постоянные стрессы не оставляют сил на полноценное общение с детьми, а дети очень переживают из-за недостатка тепла и внимания, несправедливых наказаний. По сравнению с бытовыми и материальными неурядицами такие проблемы, как режим дня ребенка, его страхи, переживания, душевные потребности кажутся второстепенными. Ко детство — фундамент будущей жизни любого человека. И сделать его по-настоящему прочным могут только родители.
М., 6 лет (мал.): «Когда у папы спрашивают на улице справку, у него тогда плохое настроение, и он бьет нас ремнем».
• Дайте детям почувствовать, что при любых обстоятельствах вы и ваша любовь останутся с ними.
• Жизнь детей должна быть упорядоченной, особенно если они не ходят в школу. Важно, чтобы они в одно и то же время вставали по утрам, ели, гуляли и ложились спать примерно в одно и то же время.
• Избегайте ссор и выяснения отношений в присутствии
детей.
• Интересуйтесь домашними занятиями детей, рисуйте и играйте вместе с ними.
" • Дети нуждаются в терпении: останавливайте их, если они делают что-нибудь не так, но не бейте их и не угрожайте им.
• Будьте последовательными в наказаниях и похвалах.
• Старайтесь уделять всем детям равное внимание, не выделяя кого-то одного из них.
• Когда вы раздражены и устали, не срывайте свое настроение на детях, а лучше объясните им причину вашего состояния.
• Не упрекайте детей в том, что они виноваты в материальных затруднениях семьи, не называйте их «обузой».
6. Дети о родителях.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какими хотят видеть вас ваши дети? Конечно же, добрыми, любящими, веселыми, жизнерадостными.
Возможно ли такое в вашем положении, когда приходится не жить, а выживать? Когда семьи из 10 человек ютятся в однокомнатных квартирах? Когда каждый день вас ждет многократная проверка документов?
Вопреки всему, ради себя и своей семьи, будьте такими, какими хотят вас видеть ваши дети.
Бришна, 11 лет:
«Я хочу, чтобы мама была добрая, радостная, не была бы грустной, и папа тоже чтобы был радостный и добрый, играл с нами, говорил с нами».
Встреча с новой культурой
Фрешта, 12 лет:
«Мама пусть будет счастливая, радостная, красивая, добрая. Папа — хороший, счастливый, красивый, добрый, чтобы меня любил, чтобы маму любил, чтобы они не ссорились».
Вахид, 11 лет:
«Я придумал эту семью. Это — папа, мама, дочка. Папа у нее — хороший, а мама — хорошая, добрая и красивая».