Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дети — свидетели войн и конфликтов



Немало детей из семей беженцев пережили ужас бомбе­жек, смерть родных и близких людей. Даже если дети и не виде­ли войну вблизи, она все равно присутствовала в их жизни и постоянно напоминала о себе.

Если ваши дети были свидетелями трагических событий или просто знали о них — значит, им нужна помощь. Вы, как и положено хорошим родителям, стремитесь оградить своих де­тей от переживания горя и отчаяния. Но делать вид, что ничего не случилось — это ошибка. Тяжелые воспоминания могут ос-

Методы психологической помощи

таваться с вашими детьми до тех пор, пока горе не будет пере­жито и разделено с близкими людьми.

3., 17 лет (дев.): «Я помню, как взрывались ракеты, и мы долго' сидели в бомбоубежище. А потом ракета попала в наш дом, и мы уехали к родственникам. Бомбой убило моего дядю, которого я очень любила».

Внимательно выслушивайте детей, и тогда они получат воз­можность выразить то, что их мучает и беспокоит.

• Старайтесь отвечать на вопросы детей, касающиеся их тре­вожных воспоминаний.

• Если ребенок пережил утрату близкого человека — подели­тесь своими воспоминаниями об умершем и дайте возможность высказаться и ребенку. Храните в семье фотографии и вещи в знак долгой памяти об этом человеке.

2. Между двумя мирами.

Переезд в другую страну — тяжелое испытание для вас и ваших детей. В свое время вы пережили потрясение от сопри­косновения с чужим, негостеприимным миром, у которого свои правила и законы.

Обычно дети привыкают к новой культуре быстрее взрослых: они более податливы и восприимчивы. А родителям хотелось бы, чтобы дети сохранили привычки и ценности, принятые на роди­не. Жесткость и неуступчивость родителей в этом вопросе вынуж­дают детей быть неоткровенными и вести себя в школе и дома по-разному, иначе новые друзья могут отвернуться от них.

М., 14 лет (дев.): «Папа не разрешает мне носить модные Джинсы и ходить в школу вместе с мальчиками. Но так все 220

Встреча с новой культурой

делают. Если я не буду этого делать, то останусь одна. Я поти­хоньку переодеваюсь в джинсы и потихоньку дружу с ребятами. Я хочу, чтобы мой папа гордился мной, я не хочу его обманы­вать, но что делать».

Рассказывайте детям о культурных традициях и истории родной страны, но в то же время позволяйте им знакомиться с местной культурой и перенимать некоторые привычки и особен­ности поведения местного населения.

• Ходите с ребенком на праздники, посещайте выставки, музеи, не отказывайтесь от приглашений в гости;

• С вниманием отнеситесь к новым друзьям ребенка, может быть, вы позволите ему бывать у них дома или пригласите их к себе;

• Разговаривайте с ребенком о том, как живут люди в этой стране, старайтесь вместе их понять, быть терпимее и сдержан­нее в своих оценках местного населения.

• Отдайте ребенка в спортивную секцию или в кружок рисо­вания, лепки, хорового пения, танцев.

На новом месте.

У вас нет статуса беженца, вы чувствуете себя беззащитны­ми и бесправными. Вас часто задерживают на улице, штрафу­ют, допрашивают. Дети видят все это. Для каждого ребенка его родители — самые лучшие, добрые и сильные. Их унижение и беспомощность — трагедия для ребенка. Если родители безза­щитны и не уверены в завтрашнем дне, значит и их никто не защитит.

Методы психологической помощи

X., 12 лет (дев.) «Мы отличаемся от русских еще и тем, что к ним никогда не подходят милиционеры на улице, а к нам подходят. Я уже несколько раз была в участке вместе с папой».

Объясните детям, почему вы находитесь в таком положении, поговорите с ними о возможных перспективах. Дети имеют пра­во знать, что происходит с ними и их семьей.

• Не запугивайте детей, особенно милицией.

• Вселяйте в ребенка уверенность в том, что конфликтные ситуации с властями можно разрешить: даже если вас задер­жала милиция, то через некоторое время все равно отпустят.

• Постарайтесь не обсуждать в присутствии детей случаи несправедливого, жестокого обращения с вами.

• Вселяйте в детей веру в будущее и в собственные силы.

Оставьте своим старшим детям телефоны (школы, УВКБ ООН, Экилибра), по которым они, в случае задержания, могут об­ратиться за помощью.

Новая школа.

Если ваши дети посещают русскую школу, помните: им потребуется время для того, чтобы привыкнуть к ней. Из-за плохого знания языка, недостаточной подготовленности, пе­рерыва в занятиях, стресса, вызванного новой обстановкой, дети могут учиться не так хорошо, как вам хотелось бы. Плохие оценки и другие школьные неудачи очень расстраивают ребен­ка: кому хочется быть двоечником?

К., 11 лет (дев.): «Когда я приношу из школы плохие оцен­ки, папа или мама наказывают меня. Я стараюсь, но не все у меня получается. Я еще не очень хорошо говорю по-русски. Я 222

Встреча с новой культурой

бы очень хотела хорошо учиться, чтобы папа и мама были до­вольны».

Не наказывайте ребенка слишком строго за плохие оценки: вряд ли у него есть возможность сейчас учиться лучше.

• Хвалите детей даже за небольшие достижения, не заостряй­те внимания на его неудачах. Вселяйте в ребенка уверенность, что он постепенно справится с трудностями.

• Интересуйтесь учебой детей: расспрашивайте о школе, по­могайте выполнять домашние задания, поощряйте дополнитель­ные занятия.

Поддерживайте контакт с администрацией школы, объяс­ните учителям ситуацию, в которой находится ваша семья, сове­туйтесь с ними.

Дети и родители дома.

Методы психологической помощи

Тяжелые бытовые условия, теснота, неустроенность, уста­лость и постоянные стрессы не оставляют сил на полноценное общение с детьми, а дети очень переживают из-за недостатка тепла и внимания, несправедливых наказаний. По сравнению с бытовыми и материальными неурядицами такие проблемы, как режим дня ребенка, его страхи, переживания, душевные потребности кажутся второстепенными. Ко детство — фунда­мент будущей жизни любого человека. И сделать его по-насто­ящему прочным могут только родители.

М., 6 лет (мал.): «Когда у папы спрашивают на улице справ­ку, у него тогда плохое настроение, и он бьет нас ремнем».

Дайте детям почувствовать, что при любых обстоятель­ствах вы и ваша любовь останутся с ними.

• Жизнь детей должна быть упорядоченной, особенно если они не ходят в школу. Важно, чтобы они в одно и то же время вставали по утрам, ели, гуляли и ложились спать примерно в одно и то же время.

Избегайте ссор и выяснения отношений в присутствии

детей.

• Интересуйтесь домашними занятиями детей, рисуйте и иг­райте вместе с ними.

" • Дети нуждаются в терпении: останавливайте их, если они делают что-нибудь не так, но не бейте их и не угрожайте им.

• Будьте последовательными в наказаниях и похвалах.

• Старайтесь уделять всем детям равное внимание, не выде­ляя кого-то одного из них.

• Когда вы раздражены и устали, не срывайте свое настроение на детях, а лучше объясните им причину вашего состояния.

• Не упрекайте детей в том, что они виноваты в материаль­ных затруднениях семьи, не называйте их «обузой».

6. Дети о родителях.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, какими хотят ви­деть вас ваши дети? Конечно же, добрыми, любящими, весе­лыми, жизнерадостными.

Возможно ли такое в вашем положении, когда приходится не жить, а выживать? Когда семьи из 10 человек ютятся в од­нокомнатных квартирах? Когда каждый день вас ждет много­кратная проверка документов?

Вопреки всему, ради себя и своей семьи, будьте такими, какими хотят вас видеть ваши дети.

Бришна, 11 лет:

«Я хочу, чтобы мама была добрая, радостная, не была бы грустной, и папа тоже чтобы был радостный и добрый, играл с нами, говорил с нами».

Встреча с новой культурой

Фрешта, 12 лет:

«Мама пусть будет счастливая, радостная, красивая, добрая. Папа — хороший, счастливый, красивый, добрый, чтобы меня любил, чтобы маму любил, чтобы они не ссорились».

Вахид, 11 лет:

«Я придумал эту семью. Это — папа, мама, дочка. Папа у нее — хороший, а мама — хорошая, добрая и красивая».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.