та себя глазами окружающих 4. Оценка себя глазами не только мигрантов, но других людей вообще
Сравните себя с беженцами, живущими в России» «Сравните себя со всеми людьми, живущими в России, не только с беженцами»
енка в прошлом 6. I Абсолютный максимум
7. I Самооценка в будущем
Оценка желаемого положения в настоящее время
«Как Вас оценивают беженцы, живущие в России?» «Как Вас оценивают другие люди, живущие в России?»
«Как Вы оцениваете себя 5 лет
назад?»
«Где бы на шкале Вы могли
находиться, если бы у Вас были
возможности для достижения
Ваших целей?»
«Как Вы оцениваете себя через
5 лет?»
«Где бы Вы хотели находиться
уже сейчас?»
Согласно инструкции, нужно пометить свое положение на каждой шкале, исходя из того, что самой нижней точке присваивается значение «О», а самой верхней — «100». На шкале также отмечена ее середина (которая соответствует оценке собственного положения среди сравниваемой группы людей как «среднее», «обычное», «не хуже и не лучше других»). В наше исследование было включено 14 женщин — 7 из них были участницами групп взаимопомощи, а другие 7 не посещали психологический центр. На рисунке 7 представлены полученные в исследовании результаты.
- Среднее по 1-ой подгруппе —* -Среднее по 2-ой подгруппе
•Среднее
Рисунок 7. Результаты исследования комплекса недостаточности у женщин-беженок.
При анализе оценок сразу же бросаются в глаза различия по первым четырем шкалам (сравнение себя с другими людьми на настоящий момент) в ответах женщин, посещавших и не посещавших наши занятия. Оно достигает 30—40 единиц и свидетельствует о более высокой самооценке женщин первой подгруппы. Расхождений по самооценке в прошлом и будущем между подгруппами, а также оценке желаемого положения в настоящем практически нет.
Согласно авторам методики, комплекс недостаточности определяется по величине расхождения между оценками по первой шкале («Как Вы оцениваете себя в целом») и по пятой шкале («Где бы Вы хотели быть»)» (Сидоренко, 2000).
Поскольку в модифицированном варианте методики первая шкала поделена на две: оценку себя по сравнению с другими людьми той же группы (мигрантов, живущих в России) и оценку себя относительно других людей вообще — по нашей выборке проанализированы оба этих расхождения. Их средняя величина составила соответственно 57 и 68, в то время как в норме среднее значение, указываемое авторами методики, равно 12. То есть у наших респонденток имеет место явное ощущение личностной недостаточности. Как уже говорилось, по Адлеру комплекс недостаточности является движущей силой развития личности, но при такой высокой степени выраженности, как у женщин-беженок, он скорее оказывает деструктивное воздействие на личность. Причем, опять же, в подгруппе женщин, не посещавших тренинга, это расхождение гораздо больше, чем в первой.
Мы видим, что общая самооценка по шкале сравнения себя с россиянами оказалась несколько ниже оценки себя по сравнению с группой мигрантов. Однако для двух шкал оценок себя глазами других людей такой четкой тенденции не прослеживается. Оценки по первым четырем шкалам получили наибольший разброс среди ответов участниц.
Оценка себя в прошлом у афганских женщин-беженок, как правило, гораздо выше самооценки на настоящий момент, и в данном случае это количественное подтверждение тенденции идеализировать прошлое, объяснимой и закономерной в ситуации вынужденной миграции. Эта оценка вполне может быть преувеличенно завышена, поскольку дается в сравнении с сегодняшним неблагоприятным моментом. У некоторых она достигает 100%-ной отметки.
У большинства ответивших оценка своего положения через пять лет выше, чем оценка на настоящий момент. Характерно, что для тех, кто надеется через эти пять лет оказаться за границей, оценка достигает 100%. Большинство остальных женщин предпочли позиции между 50 и 70%.
Предлагаемая методика может оказать существенную помощь и в групповой, и в индивидуальной работе с вынужденными мигрантами. Явные отклонения от общего профиля, необычный разброс оценок позволяют выявить специфические проблемы клиента, которые могут оказаться предметом дальнейшей работы. Кроме того, количественные методы исследования всегда дают широкие возможности для сравнения разных групп испытуемых. Например, данная методика может быть использована для выявления различий в восприятии себя мужчинами и женщинами, а также для оценки динамики и эффективности групповой работы.
Методы психологической помощи
I методы психологической помощи
ИНТЕГРАТИВНАЯ КОГНИТИВНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ С | СОМАТОФОРМНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ
| Модель предложена психологами А.Б. Холмогоровой и
| Н.Г. Гаранян (Холмогорова, Гаранян, 2000).
В процессе психотерапевтической работы, построенной в соответствии с данной моделью, пациенты получают воз|можность:
1) научиться эффективнее распознавать, дифференцировать и понимать собственные эмоции и сопровождающие их когнитивные процессы;
| 2) проанализировать жизненный и семейный контекст
Модель сочетает в себе как когнитивные, так и психодинамические задачи и состоит из двух основных ступеней. Напервой доминирует когнитивный подход, подготавливающий
участников для более глубокой психодинамической работы, проводимой на второй ступени. Каждая ступень состоит из трех этапов, итого таких этапов шесть.
Первый этап — информационно-мотивирующий. Его основная задача — установление рабочего альянса, создание атмосферы доверия и открытости. Пациенты узнают о психологических механизмах своих заболеваний, о принципах взаимодействия психологических и физиологических компонентов эмоций, о распространенности невротических состояний и их культурной обусловленности. Затем следует представление плана работы, и пациентов знакомят с методами групповой психотерапии. В результате работы на первом этапе у участников ослабевает миф о чисто соматической природе заболевания и пробуждается интерес и готовность к работе с психологическими аспектами.
Второй этап включает в себя тренинг осознания и выражения чувств. В процессе групповой работы изменяется негативная установка по отношению к эмоциям. Пациенты приходят к осознанию трудностей в выражении чувств и затем, фокусируя внимание на собственных переживаниях и расширяя свой «эмоциональный словарь», приобретают навыки распознавания и 352
Психическое здоровье мигранта
дифференциации эмоций. Работа ведется с эмоциями, возникающими «здесь и теперь», и параллельно происходит обучение адекватным формам обратной связи. На этом же этапе проводится диагностика различных видов сопротивления, реакций переноса и проработка тем группового взаимодействия. К концу второго этапа у участников формируется более полный контакт с собственными чувствами, что иногда приводит к усилению психологических и, соответственно, ослаблению физиологических симптомов депрессии и тревоги.
Во время третьего этапа — тренинга управления эмоциями — пациентов знакомят с двумя когнитивными моделями сома-тизированных эмоциональных реакций. Одна из них, названная авторами «игнорирование», означает «отрицание самого факта негативных переживаний и фиксацию лишь на физических ощущениях». Вторая — «индуцирование» негативных эмоций — предполагает «продуцирование мыслей негативного содержания, усиливающих исходную эмоцию».
Также на этом этапе происходит отработка навыков когнитивного совладания. Эти навыки включают распознавание и маркировку эмоций, их дифференциацию в сложной гамме неясных негативных чувств, внимание к мыслям, сопровождающим неприятные переживания, дистанцирование («разведение своих мыслей и объективной реальности»), работу с неадаптивными мыслями и тренировку альтернативной логики. Кроме когнитивной, предлагается и психодинамическая модель совладания, подразумевающая осмысление источников актуальных проблем в контексте всего жизненного опыта.
Все презентации проходят в форме сцен, где два психотерапевта играют роли «человека» и его «чувства». На третьем этапе возрастает способность участников к самопониманию, что позволяет, с одной стороны, лучше управлять своими актуальными эмоциями, с другой — приводит клиентов в соприкосновение с ранее отчуждаемым травматическим жизненным опытом и соответствующими тяжелыми переживаниями.
На четвертом этапе рефлексивно-позиционного анализа осуществляется плавный переход от когнитивного к психодинамическому подходу. Работа направлена на формулировку базисных убеждений и осознание участниками своих позиций — как внутри группы, так и в жизни в целом. Анализи-
Методы психологической помощи
руются последствия той или иной позиции и связанные с ней проблемы, а основным средством осознания выступает групповая обратная связь. Позиция в данном контексте включает два аспекта: 1) внутренний, ценностный (жизненная философия) и 2) внешний, поведенческий (поступки, взаимодействие с другими людьми). Холмогорова и Гаранян подчеркивают, что «осмысление позиции в плане тех последствий, которые она влечет за собой в жизни человека, дает возможность пересмотреть ее и сознательно принять или отвергнуть и попытаться выработать другую, то есть осуществить сознательное жизненное самоопределение». На глубинном уровне работа ведется не только с внешними, поведенческими изменениями, но и с внутренними установками. Особо важны отношения, складывающиеся в группе и позволяющие проработать опыт «здесь и теперь».
На пятом этапе происходит анализ и проработка прошлого опыта, что является необходимым условием для глубоких внутренних изменений. Участники исследуют семейный контекст: роли, правила, ожидания и программы, семейные мифы и ценности, стрессогенные события и т.д. на протяжении трех поколений. Пациенты получают возможность открыто и полно рассказать о своих переживаниях и отреагировать, осмыслить и интегрировать травматический опыт. На когнитивном уровне ведется исследование источников базовых убеждений.
Шестой этап — анализ и проработка личных проблем и выявление личностных ресурсов — дает возможность связать актуальные проблемы с прошлым опытом, проанализировать последствия базисных убеждений. Основное внимание на этом этапе работы направлено на индивидуальные «копилки» проблем, сформулированные не в терминах физической симптоматики, а в терминах внутренней жизни. Одновременно происходит выявление ресурсов, необходимых для решения проблем.
Завершается процесс психотерапии тренингом новых, более эффективных способов поведения..
Авторы отмечают, что в рамках предлагаемой стратегии возможны значительные вариации, касающиеся длительности и форм психотерапии. В случае хороших совладающих возможностей у пациента психотерапия может ограничиться 354
Психическое здоровье мигранта
когнитивным этапом и включать от 5 до 10 индивидуальных сеансов. Предлагаемая модель подходит как для групповой, так и для индивидуальной работы с пациентами с выраженной соматизацией аффекта.