Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Инструкция испытуемому



та себя глазами окружающих 4. Оценка себя глазами не только мигрантов, но других людей вообще

Сравните себя с беженцами, живущими в России» «Сравните себя со всеми людьми, живущими в России, не только с беженцами»

енка в прошлом 6. I Абсолютный максимум

7. I Самооценка в будущем

Оценка желаемого положения в настоящее время

«Как Вас оценивают беженцы, живущие в России?» «Как Вас оценивают другие люди, живущие в России?»

«Как Вы оцениваете себя 5 лет

назад?»

«Где бы на шкале Вы могли

находиться, если бы у Вас были

возможности для достижения

Ваших целей?»

«Как Вы оцениваете себя через

5 лет?»

«Где бы Вы хотели находиться

уже сейчас?»

Согласно инструкции, нужно пометить свое положение на каждой шкале, исходя из того, что самой нижней точке присваивается значение «О», а самой верхней — «100». На шкале также отмечена ее середина (которая соответствует оценке собственного положения среди сравниваемой груп­пы людей как «среднее», «обычное», «не хуже и не лучше других»). В наше исследование было включено 14 женщин — 7 из них были участницами групп взаимопомощи, а другие 7 не посещали психологический центр. На рисунке 7 представ­лены полученные в исследовании результаты.

100,00 90,00 80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

234567 Номер шкалы

- Среднее по 1-ой подгруппе —* -Среднее по 2-ой подгруппе

•Среднее

Рисунок 7. Результаты исследования комплекса недостаточ­ности у женщин-беженок.

При анализе оценок сразу же бросаются в глаза различия по первым четырем шкалам (сравнение себя с другими людь­ми на настоящий момент) в ответах женщин, посещавших и не посещавших наши занятия. Оно достигает 30—40 единиц и свидетельствует о более высокой самооценке женщин пер­вой подгруппы. Расхождений по самооценке в прошлом и будущем между подгруппами, а также оценке желаемого положения в настоящем практически нет.

Согласно авторам методики, комплекс недостаточности определяется по величине расхождения между оценками по первой шкале («Как Вы оцениваете себя в целом») и по пя­той шкале («Где бы Вы хотели быть»)» (Сидоренко, 2000).

Поскольку в модифицированном варианте методики пер­вая шкала поделена на две: оценку себя по сравнению с дру­гими людьми той же группы (мигрантов, живущих в Рос­сии) и оценку себя относительно других людей вообще — по нашей выборке проанализированы оба этих расхождения. Их средняя величина составила соответственно 57 и 68, в то время как в норме среднее значение, указываемое авторами методики, равно 12. То есть у наших респонденток имеет место явное ощущение личностной недостаточности. Как уже го­ворилось, по Адлеру комплекс недостаточности является движущей силой развития личности, но при такой высокой степени выраженности, как у женщин-беженок, он скорее оказывает деструктивное воздействие на личность. Причем, опять же, в подгруппе женщин, не посещавших тренинга, это расхождение гораздо больше, чем в первой.

Мы видим, что общая самооценка по шкале сравнения себя с россиянами оказалась несколько ниже оценки себя по сравнению с группой мигрантов. Однако для двух шкал оценок себя глазами других людей такой четкой тенденции не прослеживается. Оценки по первым четырем шкалам по­лучили наибольший разброс среди ответов участниц.

Оценка себя в прошлом у афганских женщин-беженок, как правило, гораздо выше самооценки на настоящий мо­мент, и в данном случае это количественное подтверждение тенденции идеализировать прошлое, объяснимой и законо­мерной в ситуации вынужденной миграции. Эта оценка вполне может быть преувеличенно завышена, поскольку дается в сравнении с сегодняшним неблагоприятным моментом. У некоторых она достигает 100%-ной отметки.

У большинства ответивших оценка своего положения че­рез пять лет выше, чем оценка на настоящий момент. Харак­терно, что для тех, кто надеется через эти пять лет оказаться за границей, оценка достигает 100%. Большинство осталь­ных женщин предпочли позиции между 50 и 70%.

Предлагаемая методика может оказать существенную по­мощь и в групповой, и в индивидуальной работе с вынуж­денными мигрантами. Явные отклонения от общего профи­ля, необычный разброс оценок позволяют выявить специ­фические проблемы клиента, которые могут оказаться предметом дальнейшей работы. Кроме того, количественные методы исследования всегда дают широкие возможности для сравнения разных групп испытуемых. Например, данная ме­тодика может быть использована для выявления различий в восприятии себя мужчинами и женщинами, а также для оцен­ки динамики и эффективности групповой работы.

Методы психологической помощи

I методы психологической помощи

ИНТЕГРАТИВНАЯ КОГНИТИВНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ С | СОМАТОФОРМНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

| Модель предложена психологами А.Б. Холмогоровой и

| Н.Г. Гаранян (Холмогорова, Гаранян, 2000).

В процессе психотерапевтической работы, построенной в соответствии с данной моделью, пациенты получают воз|можность:

1) научиться эффективнее распознавать, дифференциро­вать и понимать собственные эмоции и сопровождающие их когнитивные процессы;

| 2) проанализировать жизненный и семейный контекст

существующих проблем;

3) проработать возникающие межличностные затруднения.

Модель сочетает в себе как когнитивные, так и психодинамические задачи и состоит из двух основных ступеней. Напервой доминирует когнитивный подход, подготавливающий

участников для более глубокой психодинамической работы, проводимой на второй ступени. Каждая ступень состоит из трех этапов, итого таких этапов шесть.

Первый этап — информационно-мотивирующий. Его основ­ная задача — установление рабочего альянса, создание ат­мосферы доверия и открытости. Пациенты узнают о психоло­гических механизмах своих заболеваний, о принципах взаи­модействия психологических и физиологических компонентов эмоций, о распространенности невротических состояний и их культурной обусловленности. Затем следует представле­ние плана работы, и пациентов знакомят с методами груп­повой психотерапии. В результате работы на первом этапе у участников ослабевает миф о чисто соматической природе заболевания и пробуждается интерес и готовность к работе с психологическими аспектами.

Второй этап включает в себя тренинг осознания и выражения чувств. В процессе групповой работы изменяется негативная установка по отношению к эмоциям. Пациенты приходят к осоз­нанию трудностей в выражении чувств и затем, фокусируя внимание на собственных переживаниях и расширяя свой «эмо­циональный словарь», приобретают навыки распознавания и 352

Психическое здоровье мигранта

дифференциации эмоций. Работа ведется с эмоциями, возни­кающими «здесь и теперь», и параллельно происходит обуче­ние адекватным формам обратной связи. На этом же этапе про­водится диагностика различных видов сопротивления, реак­ций переноса и проработка тем группового взаимодействия. К концу второго этапа у участников формируется более полный контакт с собственными чувствами, что иногда приводит к усилению психологических и, соответственно, ослаблению физиологических симптомов депрессии и тревоги.

Во время третьего этапа — тренинга управления эмоциями — пациентов знакомят с двумя когнитивными моделями сома-тизированных эмоциональных реакций. Одна из них, назван­ная авторами «игнорирование», означает «отрицание самого факта негативных переживаний и фиксацию лишь на физичес­ких ощущениях». Вторая — «индуцирование» негативных эмо­ций — предполагает «продуцирование мыслей негативного со­держания, усиливающих исходную эмоцию».

Также на этом этапе происходит отработка навыков когни­тивного совладания. Эти навыки включают распознавание и маркировку эмоций, их дифференциацию в сложной гамме неясных негативных чувств, внимание к мыслям, сопровожда­ющим неприятные переживания, дистанцирование («разведе­ние своих мыслей и объективной реальности»), работу с не­адаптивными мыслями и тренировку альтернативной логики. Кроме когнитивной, предлагается и психодинамическая мо­дель совладания, подразумевающая осмысление источников актуальных проблем в контексте всего жизненного опыта.

Все презентации проходят в форме сцен, где два психотера­певта играют роли «человека» и его «чувства». На третьем этапе возрастает способность участников к самопониманию, что по­зволяет, с одной стороны, лучше управлять своими актуаль­ными эмоциями, с другой — приводит клиентов в соприкос­новение с ранее отчуждаемым травматическим жизненным опытом и соответствующими тяжелыми переживаниями.

На четвертом этапе рефлексивно-позиционного анализа осу­ществляется плавный переход от когнитивного к психоди­намическому подходу. Работа направлена на формулировку базисных убеждений и осознание участниками своих пози­ций — как внутри группы, так и в жизни в целом. Анализи-

Методы психологической помощи

руются последствия той или иной позиции и связанные с ней проблемы, а основным средством осознания выступает групповая обратная связь. Позиция в данном контексте вклю­чает два аспекта: 1) внутренний, ценностный (жизненная философия) и 2) внешний, поведенческий (поступки, вза­имодействие с другими людьми). Холмогорова и Гаранян подчеркивают, что «осмысление позиции в плане тех по­следствий, которые она влечет за собой в жизни человека, дает возможность пересмотреть ее и сознательно принять или отвергнуть и попытаться выработать другую, то есть осущест­вить сознательное жизненное самоопределение». На глубин­ном уровне работа ведется не только с внешними, поведен­ческими изменениями, но и с внутренними установками. Особо важны отношения, складывающиеся в группе и по­зволяющие проработать опыт «здесь и теперь».

На пятом этапе происходит анализ и проработка прошлого опыта, что является необходимым условием для глубоких внутренних изменений. Участники исследуют семейный кон­текст: роли, правила, ожидания и программы, семейные мифы и ценности, стрессогенные события и т.д. на протяже­нии трех поколений. Пациенты получают возможность от­крыто и полно рассказать о своих переживаниях и отреаги­ровать, осмыслить и интегрировать травматический опыт. На когнитивном уровне ведется исследование источников базо­вых убеждений.

Шестой этап — анализ и проработка личных проблем и выяв­ление личностных ресурсов — дает возможность связать актуаль­ные проблемы с прошлым опытом, проанализировать послед­ствия базисных убеждений. Основное внимание на этом этапе работы направлено на индивидуальные «копилки» проблем, сформулированные не в терминах физической симптоматики, а в терминах внутренней жизни. Одновременно происходит выявление ресурсов, необходимых для решения проблем.

Завершается процесс психотерапии тренингом новых, более эффективных способов поведения..

Авторы отмечают, что в рамках предлагаемой стратегии возможны значительные вариации, касающиеся длительно­сти и форм психотерапии. В случае хороших совладающих возможностей у пациента психотерапия может ограничиться 354

Психическое здоровье мигранта

когнитивным этапом и включать от 5 до 10 индивидуальных сеансов. Предлагаемая модель подходит как для групповой, так и для индивидуальной работы с пациентами с выражен­ной соматизацией аффекта.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.