Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

J I МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА



Мотивы и потребности — важнейшие регуляторы поведе­ния человека. Ситуация, в которой оказываются вынужден­ные мигранты, кардинально изменяет всю структуру их мо­тивов, затрудняет удовлетворение потребностей различных уровней — от самых насущных (в еде, крыше над головой) до высших — в самоуважении и самореализации. А. Маслоу

подчеркивал, что невозможность удовлетворения базовых потребностей в безопасности и защите, в принадлежности, любви, уважении, самооценке, идентичности, а также по­требности в самоактуализации ведет к нездоровью и дефи-цитарным болезням — неврозам и психозам (Маслоу, 1999). Изменения в мотивационной сфере начинаются у вынуж­денных мигрантов еще до отъезда, когда препятствия, воз­никающие на пути удовлетворения потребностей различных уровней, приводят к усилению реакций страха, гнева, аг­рессии, постепенно становящихся устойчивыми детерминан­тами поведения (Солдатова, Шайгерова, 1994). Результаты про­веденных опросов вынужденных мигрантов свидетельствуют о продолжающихся негативных изменениях и после переезда. По-прежнему, у подавляющей их части не удовлетворены потребности в еде, жилье, элементарном материальном бла­гополучии.

В соответствии с принципом А. Маслоу об относительном приоритете актуализации мотивов, потребности более высо­ких уровней начинают влиять на поведение лишь после того, как удовлетворены потребности низших уровней (Маслоу, 2001). Без их удовлетворения человек обьино не в состоянии двигать­ся к достижению высших целей. Исследование, проведенное в 6 регионах России в рамках Программы РОКК «Миграция на­селения», охватившее более 200 человек, показало, что почти для 90% вынужденных переселенцев материальные проблемы оказались самыми главными. Также остро стоит проблема жи­лья: более чем для половины опрошенных отсутствие жилья — самый острый вопрос на новом месте. Вынужденные пересе­ленцы с территории бывшего СССР обычно сразу получают регистрацию либо по месту жительства, либо по месту пребы­вания, но собственное жилье имеют меньше трети из них. Та­кая же часть живет в общежитии, около 20% снимают кварти-РУ, 15% живут у родственников и знакомых. Вынужденные мигранты из дальнего зарубежья, как правило, не имеют воз­можности законно зарегистрироваться по месту проживания Даже временно, снимают квартиры или комнаты, объединяясь По нескольку семей (в большинстве своем многодетных), и при этом постоянно находятся под угрозой выселения органа­ми милиции. 256

Психическое здоровье мигранта

Профессиональная сфера человека — связующее звено между удовлетворением низших и высших потребностей. С одной стороны — это источник доходов, позволяющий су­ществовать, а с другой — основа для самоутверждения лич­ности, поддержания ее самооценки. Подавляющее большин­ство вынужденных переселенцев имеют образование выше среднего, но возможность реализоваться в профессиональ­ной сфере на новом месте получили лишь 10% опрошенных. Более половины мигрантов не работают совсем, остальные работают не по своей специальности. Иностранные вынуж­денные мигранты, до последнего времени не имевшие за­конной возможности работать, в лучшем случае подрабаты­вают на рынках мелкими торговцами или грузчиками. В их число входят даже те, кто получил в бывшем Советском Союзе специальность врача, юриста, педагога. Российское законодательство не позволяет лицам без гражданства или статуса беженца получать высшее образование, что приво­дит молодых людей из семей мигрантов из дальнего зарубе­жья к потере смысла жизни и проблемам экзистенциального плана.

Отвержение со стороны местного населения (включая дискриминацию при устройстве на работу, приеме детей в школы и детские учреждения) лишает мигрантов возмож­ности занять достойное место в обществе и использовать свой потенциал. Это чрезвычайно затрудняет удовлетворение важ­нейших потребностей личности — в социальном признании и самореализации. Отсутствие условий для самореализации оказывается в некоторых случаях не менее важным препят­ствием для успешной адаптации, чем неудовлетворенность потребностей низших уровней. Особенно остро это пережи­вается людьми наиболее образованными, прежде преуспева­ющими, привыкшими вести активный образ жизни. Наблю­дения А. Маслоу свидетельствуют о том, что патологическая симптоматика (апатия, утрата смысла жизни, неудовлетво­ренность собой, депрессия, интеллектуальная деградация) у людей с развитым интеллектом часто возникает исключи­тельно в результате необходимости выполнения скучной, не вызывающей интереса работы (Маслоу, 20Q1). Из опрошен­ных вынужденных переселенцев почти четвертая часть отме-

Цсихические расстройства и психологические проблемы... 257

чает, что именно невозможность работать по специальности вызывает сильнейшее беспокойство. Как правило, ощуще­ние успеха или неудачи, удовлетворенности или неудовлет­воренности определяется предшествующими достижениями. Поэтому наиболее неудовлетворенными чувствуют себя те вынужденные мигранты, у которых разрыв между социальным и материальным положением в прошлом и настоящем ока­зался особенно велик.

Неудовлетворенность работой, а тем более безработица, ухудшают психическое здоровье. Те, кто не имеет работы, в большей степени подвержены депрессии, склонны к алко­голизации и самоубийствам. Исследования показывают, что безработица влияет на самоотношение, способствуя нару­шению либо самоуважения в целом, либо отдельных его компонентов. Страдают чувство собственного достоинства и собственная значимость, вырабатывается комплекс непол­ноценности (Feather, 1982; Jackson, 1984). Отмечено, что без­работные становятся вялыми и апатичными, их активность снижается как на психологическом, так и на физиологичес­ком уровне. У людей, не имеющих возможности работать, наряду с экономическими сложностями чаще замечаются трения в семье между супругами, ухудшение детско-роди-тельских отношений.

В связи с отсутствием работы у вынужденных мигрантов появляется достаточное количество свободного времени, тем не менее озабоченность существующими проблемами не по­зволяет использовать это время для организации полноцен­ного досуга. Таким образом, человек лишается одного из ос­новных факторов благополучия, которые придают жизни дополнительную осмысленность, расширяют возможности проявления индивидуальности, укрепляют чувство идентич­ности, позволяя отдохнуть и разрядиться (Аргайл, 1990). Боль­шинство беженцев и вынужденных переселенцев не считают возможным и необходимым уделять внимание своим преж­ним увлечениям и хобби. В совокупности отсутствие прино­сящей удовлетворение работы и практически полное отсут­ствие досуга приводят к ощущению бессмысленности суще­ствования, обедненности внутреннего мира, а порой и к Деградации личности. 258

Психическое здоровье мигранта

Мотивационная сфера иностранных вынужденных мигран­тов характеризуется еще одним моментом — выраженной уста­новкой на отъезд из России. Если подавляющее большинство внутренних мигрантов из ближнего зарубежья и самой России навсегда покинули места прежнего проживания и планируют остаться и адаптироваться на новых местах, то основная масса иностранцев намерена уехать в западные страны. Подобные «транзитные» установки существенным образом сказываются на адаптации в России. Находясь в постоянном ожидании воз­можности уехать, афганские вынужденные мигранты не стре­мятся адаптироваться к российской жизни и практически пол­ностью изолированы от местного населения.

Выход на первый план самых насущных жизненных по­требностей и невозможность удовлетворения ведущих социальных потребностей (отсутствие работы и социального признания) приводят к резкому падению самооценки и сни­жению уровня притязаний. Изменения в мотивационно-по-требностной сфере порождают внутриличностные конфлик­ты. Исследование личностной сферы вынужденных пересе­ленцев из стран СНГ позволило обнаружить ряд тенденций в развитии таких конфликтов (Солдатова, Шайгерова, 2001). Во-первых, стремлению к самореализации, к престижу, до­стижениям препятствует переутомление, ощущение бесси­лия на пути осуществления собственных намерений. Во-вто­рых, выраженная ориентация только на собственное мнение и накопленный опыт, значимость собственной социальной позиции, сверхчувствительность к критическим замечани­ям, обидчивость, высокий уровень агрессивности защитно­го характера вступают в противоречие с сильной потребнос­тью в социальном признании. В-третьих, нежелание менять привычное поведение на принятое в новой социальной сре­де, выраженная обособленность, чрезмерная недоверчивость и чувствительность к внешним оценкам сочетаются с острой потребностью в полноценном общении, насыщенном меж­личностном взаимодействии, стремлением адаптироваться.

Незащищенность, отсутствие основных прав и свобод — свободы выбора деятельности, передвижения, права на по­лучение образования и др., — лишают беженцев и вынуж­денных переселенцев возможности удовлетворения потреб-

<Лсихическиерасстройства и психологические проблемы... 259

достей различных уровней, создавая ощущение постоянной угрозы и способствуя развитию психопатологии.

* кризис идентичности

Травматический опыт и жизненные трудности вынужден­ных мигрантов определяют нарушение у них целостности и тштегрированности личности. Комплекс проблем, отражаю­щих личностные трансформации, можно обозначить как кри­зис идентичности.

Э. Эриксон рассматривал психосоциальный кризис как не­избежный этап на пути обретения личностью новой, более зре­лой идентичности. Он также подчеркивал, что кризис иден­тичности может проявляться у представителей разных групп людей, становясь чем-то вроде «второго рождения» (Эриксон, 1996). Подобное «второе рождение» приходится пережить и по­давляющему большинству вынужденных мигрантов, оказавших­ся в совершенно новой жизненной ситуации.

Кризис идентичности обычно определяется как потеря чув­ства самого себя, невозможность приспособиться к изменив­шимся обстоятельствам, разрыв между требованиями, предъяв­ляемыми новой ситуацией, и прежними установками и взгля­дами (Хёсле, 1994). По мнению Г.М. Андреевой, о кризисе идентичности можно говорить в том случае, когда большин­ство социальных категорий, посредством которых человек оп­ределял свое место в обществе, кажутся утратившими свои гра­ницы и ценность. Одновременно происходит и переоценка своей группы и своего места в ней, а как результат — переоценка и самой ситуации в целом (Андреева, 2000).

Кризис идентичности возникает у вынужденных мигран­тов как в результате событий, ставших причинами мигра­ции, так и вследствие культурного шока и адаптации в но­вой среде. В результате пережитых событий разрушается само основание идентичности — происходит трансформация той картины мира, которая выстраивается с самого рождения и включает в себя широчайший диапазон образов, представле­ний, мнений, убеждений, отношений — от звуков, запахов, климата, природы, родного языка, обычаев и традиций, отношений в семье и на работе до осознания себя граждани­ном страны. 260

Психическое здоровье мигранта

Как правило, у вынужденных мигрантов трансформации идентичности возникают еще до переезда. В каждом конкрет­ном случае принятие решения о вынужденной миграции обусловлено различными факторами, среди которых наибо­лее значимыми и трагическими являются военные действия, представляющие угрозу жизни. Человек, ставший свидетелем войн, кровопролитий, потерявший родных и близких, корен­ным образом переосмысливает нормы и ценности существова­ния; изменяется отношение как к себе, так и к другим лю­дям. При попадании в «мирную», безопасную среду повсед­невные проблемы окружающих кажутся ему мелкими и незначительными. Если кто-то не имеет сходного жизненного опыта, он воспринимается неспособным понять человека, пережившего трагические события и тяжелые потери.

Следующий удар по идентичности личность вынужден­ного мигранта получает в ходе приспособления к условиям жизни в новой социокультурной среде. Именно на этапе адап­тации начавшиеся до переезда трансформации идентичнос­ти становятся критическими. Вынужденный мигрант делает для себя два важнейших открытия, имеющих драматические последствия, — во-первых, начинает осознавать свою непо­хожесть на местное население и, во-вторых, остро чувство­вать свою ненужность и бесполезность.

Через кризис идентичности проходят практически все вынужденные мигранты. В силу объективных и субъективных причин у одних он более выражен, у других менее. Отсут­ствие материальных и жилищных проблем помогает лишь ослабить протекание кризиса, но не избежать его. Кризис идентичности может вызвать такие изменения личности, что человек перестает узнавать самого себя. Представление о себе теряет целостность, идентичность рассыпается. Кто Я? Ка­кой Я? Что Я могу? Ответить на эти вопросы мигрантам ста­новится очень непросто.

Применение известного теста Куна—Макпартленда «Кто Я?» показало, что самоопределение вынужденных мигрантов по сравнению с обычными людьми чрезвычайно затруднено. Ана­лиз утверждений, полученных в результате теста, показывает, что уже само его проведение становится проблематичным. Если в обычных случаях инструкция «Дайте 5 ответов на вопрос "Кто

Психические расстройства и психологические проблемы... 261

Я?"» практически не вызывает трудностей, и выполнение тес­та занимает минимальное количество времени, то для вынуж­денных мигрантов сформулировать ответ оказывается сложной, а иногда и невыполнимой задачей. Стараясь защитить свою пре­жнюю идентичность, в новых условиях человек боится зада­вать себе этот вопрос: более трети мигрантов дают только один ответ или не могут ответить совсем.

Французский психолог С. Московичи предположил, что со­знание индивида строится по типу так называемой «идентифи­кационной матрицы». Ее основу составляет множество принад­лежностей, или идентичностей: общечеловеческая, половая, религиозная, этническая, профессиональная и др. Распределе­нием информации в ней руководит доминирующая в данный момент идентичность или группа идентичностей (Moscovici, 1984). Исследования, проводимые на основе гипотезы иденти­фикационной матрицы, подтвердили правомерность рассмот­рения организации сознания индивида или группы на основе данного подхода (см., например, Солдатова, 1998).

В проведенных нами исследованиях идентичности афганс­ких беженцев в России было обнаружено, что в той или иной степени у них трансформируются все компоненты идентично­сти, в первую очередь, самые важные: гражданская, этнокуль­турная, гендерная, семейная, профессиональная, возрастная. В современном обществе, где каждый человек является гражда­нином своей страны, вынужденные мигранты часто оказыва­ются вне гражданской принадлежности. Получение статуса бе­женца хотя бы наделяет человека определенными правами. От­сутствие даже этого статуса у подавляющего большинства иностранных мигрантов в России усугубляет испытываемые ими трудности и страдания. Осознание себя вне закона, вне при­надлежности к какому-либо государству порождает у человека чувство бесправия, беззащитности, вседозволенности действий по отношению к нему. На задаваемый себе вопрос «Кто Я?» часто напрашивается только один ответ — «никто». Из этого вытекает неуверенность в себе, закономерно снижается само­оценка, уровень притязаний. Ощущение постоянной неуверен­ности порой вырастает до фобических состояний, страхов преследования. Исходящая от беженцев неуверенность перед окружающим, у одних порождая сочувствие, жалость, у других — презрение, негативизм, а сотрудникам милиции по­зволяет безошибочно вычислять беженцев в толпе.

Попадание в новую культуру, сравнение ее со своей зако­номерно влечет за собой трансформации этнической и куль­турной идентичности. Даже если мигранты, особенно из тра­диционных обществ, стремятся избежать влияния чужой куль­туры, при столкновении с ней неизбежно происходит трансформация ценностных систем. Мигранты начинают при­держиваться местных традиций, отмечают местные празд­ники, перенимают способы поведения, а собственные куль­турные ценности постепенно вытесняются новыми.

Одновременно с изменениями культурной идентичности происходит трансформация гендерной и семейной идентично­сти. В семьях афганских вынужденных мигрантов изменяются отношения между супругами, между родителями и детьми. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, серьезным транс­формациям подвергается и профессиональная идентичность. Претерпевает изменение и отношение афганцев ко вре­мени. Попадание из одной культуры в другую уже само по себе приводит к болезненным трансформациям временной перспективы. Характерная особенность вынужденных мигран­тов, переживших травматические события — нарушение чув­ства времени. Травматическое переживание может стать до­минирующим, вытесняя воспоминания о жизни до травмы и мысли о будущем. В других случаях травматический опыт может усугубить дифференцированность между прошлым, настоящим и будущим человека. Р. Пападопулос, работав­ший с боснийскими беженцами, бывшими узниками конц­лагерей, отмечает, что катастрофические переживания на­рушили их чувство непрерывности, разделив жизнь на три обособленных, не связанных между собой куска: до, во вре­мя и после войны. В известном смысле, беженцы ощущали себя тремя различными «Я». Мирные довоенные годы они видели в идеализированном свете, военный опыт ощущался каким-то нереальным кошмаром, а состояние дезориенти-рованности в Великобритании после войны также воспри­нималось как чуждое и болезненное (Papadopoulus, 1997).

Результаты психологической диагностики и углубленных интервью с беженцами показывают, что наиболее яркие со-

Психическиерасстройства и психологические проблемы... 263

бытия остались в далеком прошлом и связаны с воспомина­ниями о жизни на родине; настоящее видится тусклым и ничего не значащим. Линия времени как бы сжата, так как в течение многих лет жизнь этих людей безрадостна, беспрос­ветна и не наполнена хоть сколько-нибудь приятными собы­тиями. Ярким показателем актуального состояния беженцев из Афганистана стали результаты рисуночных методик («На­рисуй дерево», «Рисунок несуществующего животного», «Тест Вартегга»). В одних рисунках наглядно отражается неуверен­ность в себе, отсутствие опоры в жизни, в других — боль разлуки с родиной, потеря корней. Задача психолога в этих случаях — помочь в осмыслении действительности и себя в этом мире, избавиться от ощущения ненужности, никчем­ности и безнадежности, актуализировать внутренние ресурсы. Представления о будущем часто размыты и неопределен­ны или содержат нереалистично радужные надежды. В каче­стве иллюстрации этого приведем фрагмент первичной ди­агностики С. — беженца из Афганистана, позволяющий по­нять, каким он видит себя в настоящем, прошлом и будущем (Таблица 7).

Таблица 7

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.