Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОДДЕРЖАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ



Исследования показывают, что около 80% людей, постра­давших в результате экстремальных жизненных ситуаций, при благоприятных обстоятельствах обладают психологическими резервами и способностями, чтобы самостоятельно преодоле­вать негативное воздействие, а пятая часть страдает от долго­временных последствий: у них развиваются различного рода психические заболевания, возникают серьезные личностные проблемы, резко снижается уровень социальной адаптации. Современная психологическая помощь позволяет существенно ослабить долговременное негативное влияние экстремальных

Методы психологической реабилитации...

жизненных событий на психическое здоровье. Для этой цели применимы методы и формы работы, описанные в частях 1 и 2 данного пособия, а также те, которые представлены ниже.

пятиступенчатая позитивная психотерапия Во второй части пособия мы уже рассказывали об общих принципах позитивной межкультурной психотерапии Н. Пе-зешкиана. Здесь мы представляем разработанный им практи­ческий метод, который применим как в индивидуальном кон­сультировании, так и в групповой и семейной психотерапии. Он используется для работы с широким кругом психических проблем: депрессиями и аффективными расстройствами, на­рушениями сна, всеми видами психосоматических заболева­ний. Позитивную психотерапию отличает внимание к межкуль­турным аспектам, поэтому этот метод особо ценен при работе с беженцами из других культур. Пезешкиан, сам выходец из Ирана, плодотворно использует потенциал восточных культур в контексте западной психотерапии (см. с. 161—179).

Позитивный подход означает, что психотерапия фокуси­руется не на устранении нарушений, а на выявлении и акту­ализации имеющихся у клиента способностей и потенциала самопомощи. При этом человек принимается психотерапев­том таким, какой он есть, со всеми сложностями и болезня­ми. Пезешкиан считает, что подавляемые, нереализуемые или односторонне проявляющиеся способности становятся ис­точником нарушений как в личностной сфере, так и в меж­личностных отношениях. Таким образом, неврозы, психозы и психосоматические заболевания рассматриваются как ре­зультат односторонней дифференциации основных способ­ностей человека. Целью психотерапии становится обеспече­ние возможности интеграции с помощью мобилизации ос­новных человеческих способностей — к любви и познанию (Пезешкиан, Пезешкиан, 1993).

Позитивное переосмысление патологических симптомов позволяет клиенту изменить точку зрения на свои проблемы и обеспечивает основу эффективной совместной работы кли­ента и психотерапевта по разрешению проблем и конфлик­тов. В Таблице 9 приведены примеры позитивного переосмыс­ления в психотерапии. 296

Психическое здоровье мигранта

Таблица 9

Позитивная психотерапия: примеры изменения точки зрения (Пезешкиан и Пезешкиан, 1993).

Градиционная интерпретация

Позитивная интерпретация

Страх

Неспособность выстоять в трудных ситуациях, трусость.

Способность избегать угрожающих ситуаций и объектов.

Страх перед одиночеством

Неспособность справиться с самим собой.

Ярко выраженная потребность в общении с другими людьми.

Нарушение потенции

Сексуальная несостоятельность, неспособность к половому удовлетворению.

Способность ограничить себя в чувственных удовольствиях.

Упрямство

способность подчиняться.

Способность сказать «нет», возразить авторитетам.

Распущенность

Неспособность выполнять ежедневные обязанности, беспорядок, нечистоплотность, асоциальность.

Способность проигнорировать определенные нормы и противостоять

Депрессия

чувство подавленности при общей пассивности.

Способность чрезвычайно эмоционально реагировать на конфликты.

Лень

недостаток трудолюбия, слабохарактерность.

Способность отказаться от явно завышенных потребностей.

Фригидность

оргазму.

Способность своим телом сказать «нет».

Соперничество между сестрами и братьями в семье

i-евность в отношениях между братьями и сестрами, нежелание считаться с чем-либо.

Возможность научиться партнерским взаимоотношениям, отстаивание своих интересов, способность выразить и выдержать агрессию.

Инфаркт миокарда

Некроз сердечной мышцы вследствие закупорки коронарной артерии. Факторы риска: курение, повышенное содержание жиров в крови.

Патологическое изменение в сердце, которому способствуют факторы риска, в числе которых - длительные перегрузки и односторонний образ жизни. Сигнал тревоги к снижению перенапряжения, принятия во внимание эмоциональных потребностей и гармонизации образа жизни.

Методы психологической реабилитации.

Особенность позитивной психотерапии состоит в ее на­правленности на развитие у клиента навыков самопомощи «же с самой первой встречи. Пять ступеней, или уровней, психотерапии, согласно Н. Пезешкиану, соответствуют эта­пам любого межличностного взаимодействия: «В них реали­зуется способность слушать (наблюдение/восприятие), ста­вить целенаправленные вопросы (инвентаризация), мотиви­рованно соглашаться с вербально и невербально воспринятым (ситуативное одобрение), целенаправленно поставить про­блему (вербализация) и, наконец, поддерживая отношения, направить взгляд на другие цели или точки зрения (расши­рение системы целей» (Пезешкиан, 1996. С. 71).

На первом этапе осуществляется наблюдение и дистанци­рование. Подход психотерапевта к проблемной области, ос­новным конфликтам клиента заключается в целостном ви­дении ситуации на основе собранной информации, опреде­лении значения симптомов для клиента и его близких, и нахождении позитивных моментов в конфликте. Н. Пезешки­ан предлагает метафору, представляющую существо терапии на первом этапе: если подойти очень близко к висящей на стене картине и тщательно ее рассматривать, будешь очень четко видеть лишь маленькую часть — так и происходит с человеком, «застрявшем» в конфликтной ситуации. Для того чтобы увидеть целую картину, нужно отойти, дистанциро­ваться от привычного видения конфликта. Это касается как способа проработки проблемных областей в жизни клиента, так и техники, применяемой психотерапевтом: позитивная переинтерпретация имеющегося расстройства «помогает те­рапевту дистанцироваться от собственного восприятия и модели мышления», а также «позволяет избежать повторения невротической концепции клиента» (Пезешкиан, 1996. С. 73). Подчеркивается, что опасно поддаваться соблазну немедлен­ного сообщения клиенту интерпретации его жизненной си­туации в позитивном свете, так как это может быть им вос­принято как насмешка (Пезешкиан, 1993, 1996).

1 Важным моментом, на который обращают внимание в позитивной психотерапии, является культурный смысл симп­томов. С первой ступени предметом обсуждения становится восприятие заболевания в традициях культуры, к которой принадлежит клиент, отличия отношения к такому заболе­ванию людей других культур, обсуждается, «как другие люди той же культуры, что и клиент, и его семья, преодолевают эти состояния, какое особое значение имеют для них конф­ликты и каково их содержание» (Пезешкиан, 1996. С. 74).

Вторая ступень позитивной психотерапии носит название инвентаризация. На этой ступени всесторонне исследуется со­держание и динамика конфликта, лежащего в основе психи­ческого нарушения. Изучаются события последних лет жизни, которые могли внести вклад в развитие психических расстройств (такие накапливающиеся негативные события в позитивной психотерапии называют микротравмами), выявляются модели для подражания, усвоенные клиентом в детстве, которые так­же влияют на патологический процесс, определяя, в частно­сти, недостаточное развитие актуальных способностей клиента. Таким образом, на втором этапе формируется общее ви­дение конфликта и его истоков, что обсуждается с клиентом и членами его семьи. С этого момента начинается собственно психотерапия.

Третья ступень позитивной психотерапии — ситуативное ободрение. Здесь акцент ставится на видении неконфликтных и позитивных аспектов проблемной области и на актуализа­ции механизмов совладания клиента. Н. Пезешкиан так оп­ределяет основной принцип ситуативного ободрения: когда мы делаем акцент «на тех моментах, которые мы пережива­ем как позитивные и вдохновляющие, нам становится легче считаться с теми моментами, которые мы воспринимаем как неприятные и негативные» (там же, с. 76).

На четвертой ступени позитивной психотерапии, назы­ваемой вербализацией, ставится задача развития способности целенаправленно обращаться к неассимилированному опы­ту—не пережитым до конца событиям и конфликтам. Тера­певт рассматривает ключевой конфликт клиента, помогает ему выработать стратегию поведения. На этой стадии прора­батываются вопросы: по отношению к кому и как часто воз­никают конфликты, как и когда они проявляются, каких актуальных способностей они касаются и т.д. Клиент овладе­вает языком решения конфликтов, вместо того, чтобы про­сто пассивно терпеть их.

Методы психологической реабилитации.

^Заключительная ступень позитивной психотерапии — рас­ширение целей. На этой ступени клиент учится вкладывать свою энергию, ранее сосредоточенную в проблемной области, в другие сферы жизни. Развивая способы совладания с конф­ликтом и недостающие модели поведения, клиент начинает верить в себя, в свои способности.

Помимо специально разработанных методов, в позитив­ной психотерапии используются методы из других направле­ний. На первых двух ступенях, где необходимо установить отношения доверия с клиентом, особенно подходят методы клиент-центрированной терапии Роджерса, а на последующих уровнях применяют методы логотерапии. На ступени инвен­таризации, когда важно определить ключевые конфликты детского возраста, используются психоаналитические мето­ды. На следующей ступени — ситуативного ободрения, — на которой осваиваются новые способы поведения, особенно полезными оказываются методы бихевиорально-когнитивной терапии. В групповой работе позитивные психотерапевты ис­пользуют элементы психодрамы, методы обучения релакса­ции и аутотренинга (X. Пезешкиан, 1993).

рационально-эмотивная психотерапия

Когнитивные подходы считают психопатологические из­менения личности следствием нереалистических, неадаптив­ных познавательных процессов. Поэтому в этих методах ак-Цент ставится на преодолении когнитивных искажений и их замене на адаптивные убеждения.

Американским психиатром А. Эллисом разработана пси­хотерапевтическая система изменения личности, известная как рационально-эмотивная терапия (РЭТ). Этот когнитив-но-бихевиоральный метод получил широкую известность и часто используется в работе с вынужденными мигрантами, -эллис рассматривает взаимосвязь когнитивных, поведенчес­ких и эмоциональных компонентов психики, причем опре­деляющая роль отводится первым — когнитивным, или ра­циональным, компонентам. Эллис подчеркивает, что мысли являются главным фактором, определяющим эмоциональ-оеСостояние человека. Проще говоря, как мы думаем, так «чувствуем (см. Уолен и др., 1997). Из этого исходного поло300

Психическое здоровье мигранта

жения следует один из основных принципов РЭТ, утвержда­ющий, что многие психопатологические состояния порож­даются нарушениями мыслительных процессов, такими как преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, оши­бочные выводы, абсолютизация и др. Опираясь на эти поло­жения, Эллис свел основные ошибки мышления к простым и ясным категориям, которые он назвал «иррациональными суждениями»:

1. Меня должны любить и поддерживать все, кто мне не­безразличен.

2. Когда люди поступают плохо, это значит, что они пло­хие и заслуживают осуждения и наказания.

3. Ужасно, когда дела идут не так, как я хотел.

4. Нужно быть предельно осторожным, когда нет опреде­ленности и ситуация может таить опасность.

5. Я ничего не стою, если я не компетентен и постоянно не достигаю успехов.

6. Всегда есть идеальное решение проблемы; я должен быть уверен в себе и постоянно контролировать ситуацию.

7. Мир должен быть честным и справедливым.

8. Я никогда не должен чувствовать дискомфорта и боли.

9. Я могу сойти с ума, и, если это произойдет, случится катастрофа.

10. Лучше избегать жизненных трудностей, чем противо­стоять им.

11. Я нуждаюсь в ком-то более сильном, на кого я мог бы положиться.

12. Эмоциональные переживания вызываются внешними событиями, и у меня нет возможности управлять своими чувствами.

13. Причины моих сегодняшних проблем коренятся в про­шлом: давние события сильно на меня повлияли, и их влия­ние будет продолжаться и в будущем.

Диагностируя «иррациональные суждения», которым сле­дует клиент, .психотерапевт старается довести до сознания па-тогенность этих суждений. Американские специалисты в облас­ти РЭТ — С. Уолен с соавторами подчеркивают, что в ирраци­ональных суждениях выражаются усвоенные человеком абсолютизированные и драматизированные долженствования

Методы психологической реабилитации...

в отношении себя и окружающего мира («я должен», «окружа­ющие должны», «мир должен»). Психотерапия эмоциональных расстройств проводится по следующей схеме: во-первых, в па­мяти восстанавливается «активирующее событие», обычно не­приятное и нежелательное; во-вторых, анализируются эмоци­ональные и поведенческие последствия события; и в-третьих, определяются суждения клиента, как рациональные, так и ир­рациональные. Основная задача психотерапевта — проанализи­ровать вместе с клиентом ситуацию, в которой тот оказался, и подвести его к пониманию, «что его психологические проблемы возникают в результате его собственного искаженного восприя­тия действительности и ошибочных суждений» (там же. С. 19). Из приведенного выше перечня «иррациональных сужде­ний» видно, что объектом внимания РЭТ являются индивиду­альные и коллективные базовые убеждения, точнее — меха­низм их воздействия на мышление человека. Поэтому этот под­ход может быть использован в кросскультурном контексте. Известно, что применение данного метода нередко дает поло-4жительные результаты в работе со взрослыми людьми, кото­рые страдают тревожными и депрессивными расстройствами. В то же время необходимо понимать, что особенностью рационально-эмотивной терапии является определенная директивность. Работа в значительной степени строится на ука­заниях со стороны психотерапевта на «иррациональность» суждений клиента и определении того, что человек должен делать, чтобы быть адекватным в этом мире, побуждении его (часто через конфронтацию) к соответствующему мыш­лению и действию. Поэтому возможности этого метода огра­ничены при работе с вынужденными мигрантами, имеющи­ми экстремальный травматический опыт, особенно на ран­них этапах терапии. Важно также помнить о том, что этот метод разработан применительно к американской культуре и требует модификации для применения в условиях других культур.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.