Ежедневно в мире множество людей по разным причинам меняет место жительства. Есть данные, что около ста миллионов проживают вне своей этнической родины — это иностранные студенты и рабочие, служащие международных компаний, экономические мигранты, жертвы экологических катастроф, беженцы, вынужденные переселенцы. Эта цифра постоянно увеличивается, и значительную ее часть составляют вынужденные мигранты — беженцы и вынужденные переселенцы, покинувшие родину в результате этнических, религиозных и военных конфликтов. В отличие от добровольной миграции в поисках улучшения жизненных условий, вынужденная миграция —один из видов перемещений людей, когда они, «спасаясь от угрозы для жизни и иных преследований, вынужденно покидают места своего постоянного жительства и ищут убежища на других территориях — в границах государства своей гражданской принадлежности или за его пределами» (Вынужденная миграция и права человека, 1998. С. 3).
Издавна говорят: от сумы и от тюрьмы не зарекайся. В этой поговорке, помимо утверждения, что несчастье может случиться с каждым, выражены два древнейших социальных страха человека — страх пойти по миру и страх несвободы. В современном мире эти опасения все также актуальны. Одно из самых трагических их воплощений —. это вынужденная миграция. Беженцы или мигранты в буквальном смысле идут по миру. Они теряют свои дома и нажитое годами имущество, у них нет свободы выбора — они вынуждены просить помощи в другой стране, жить среди чужих людей, отгороженных от них невидимыми, но прочными барьерами.
Психологическая помощь мигрантам
Введение
Произошедшие за последние годы изменения во внутренней и внешней политике России, связанные с распадом огромного государства — СССР, определили высокую актуальность проблемы миграции. Результаты социологических опросов показывают, что люди переезжают в Россию, как правило, вследствие военных действий, притеснения властей, дискриминации по этническим признакам, религиозным убеждениям. Поэтому подавляющее большинство мигрантов в России — вынужденные, и значительно меньше среди них тех, кто покинул родные места только по экономическим причинам.
После распада СССР в первые два года существования российского государства были приняты вступившие в силу в 1993 году законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». В соответствии с ними беженцем признается лицо, не имеющее российского гражданства, а вынужденным переселенцем — гражданин Российской Федерации. В конце 1992 г. Россия присоединилась к некоторым международным соглашениям, в частности, к Женевской Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и к Протоколу ООН 1967 г. «О статусе беженца» (См. Приложение). С начала 1994 г. стала вестись раздельная регистрация беженцев и вынужденных переселенцев. Новая редакция «Закона о беженцах», принятая в июне 1997 г., привела определение «беженец» в соответствие с Женевской Конвенцией. По российским законам беженцы и вынужденные переселенцы, получившие соответствующий статус в Российской Федерации, имеют равные с гражданами России права на социальную защиту и медицинскую помощь, работу по найму или предпринимательскую деятельность, устройство детей в государственные или муниципальные образовательные учреждения. К сожалению, за принятием законов не последовали соответствующие подзаконные акты исполнительной власти, обеспечивающие возможность их практической реализации.
В последнее десятилетие вынужденная миграция на территорию России осуществлялась из всех стран ближнего и ряда стран дальнего зарубежья, а также из горячих точек самой России. По данным Госкомстата, на 1 января 2001 г. было зарегистрировано всего лишь 800 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев. Подчеркнем, что здесь речь идет о тех, кто был зарегистрирован соответствующими службами и получил статус беженца или вынужденного переселенца. По неофициальным данным и по мнению известных специалистов (например, Ж.А. Зайончковской, С.А. Ганнушкиной), вынужденных мигрантов в России по меньшей мере 4 млн. Таким образом, на каждого зарегистрированного мигранта приходится трое-пятеро неучтенных. Среди вынужденных мигрантов не менее 80% составляют русские, подавляющее большинство которых переехало из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, а также бежало из Чечни в 1995 и 1999 гг.
Всех вынужденных мигрантов на территории России можно условно разделить на три большие группы. Самая многочисленная из них пополняется из рядов 34 млн. русских, украинцев, белорусов, которые после распада Советского Союза остались за пределами Российской Федерации. С 1991 по 1996 годы в Россию приехали почти 3 миллиона вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья (Население России, 1997). Вторая по численности группа — это внутренние российские мигранты, покинувшие Чечню в результате военных действий. И третья — беженцы и лица, ищущие убежища, из дальнего зарубежья — из стран так называемого третьего мира, преимущественно Центральной Азии (Афганистан, Ирак) и Африки (Ангола, Конго, Сомали, Эфиопия и др.). Обобщающим для обозначения таких категорий, как вынужденные переселенцы, беженцы и лица, ищущие убежища, стало понятие «вынужденные мигранты».
Беженцы и вынужденные переселенцы учитываются в Российской Федерации как особые категории населения с 1 июля 1992 г. Именно тогда были зарегистрированы рекордные цифры — в среднем прибывало 2672 чел. в месяц. Следующие два пика миграции в России были связаны с ее внутренними проблемами, главным образом, с военными действиями в Чеченской Республике в 1994—1995 гг. и 1998—1999 гг. В результате чеченских событий в целом за 1995 г. было зарегистрировано 272 тыс. вынужденных переселенцев. В конце 1999 г. только регистрационная служба Республики Ингушетия зафиксировала более 150 тысяч людей, прибывших из Чечни, что практически вдвое увеличило население этой республики. 10
Психологическая помощь мигрантам
Точное число прибывших в Россию беженцев и лиц, ищущих убежища, из дальнего зарубежья также неизвестно. Московским Представительством Управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН (УВКБ ООН) к концу 2000 г. было зарегистрировано свыше 38 тысяч лиц, ищущих убежища из дальнего зарубежья. На самом деле иностранных иммигрантов в России значительно больше, нередко называются цифры, превышающие сто тысяч. Подавляющее большинство из них (свыше. 70 %) составляют мигранты из Афганистана, покинувшие родину в течение последних десяти лет в результате преследований моджахедов и талибов.
Если для вынужденных мигрантов из СНГ разрабатываются законы и программы поддержки, то миграционная политика в отношении прибывших из дальнего зарубежья практически не дает им возможности обрести законный статус. Большинство из них, включая тех, кто зарегистрирован в УВКБ ООН, находятся на территории России нелегально. Так, на начало 2000 г. лишь 540 человек из их числа получили в России статус беженца. Те десятки тысяч, которым было отказано в статусе беженца, являются лицами, ищущими убежища, не имеющими права по законам России жить и работать на ее территории.
Психологическая помощь мигрантам в России.Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем. Без внешней помощи им практически невозможно выжить, и создание системы государственной поддержки вынужденных мигрантов — дело чести каждого цивилизованного общества. На территории России материальную, медицинскую, социальную и юридическую помощь вынужденным мигрантам оказывают преимущественно неправительственные организации. Несколько лет назад к социальным работникам, медикам и юристам присоединились и психологи.
В 1998 г. впервые в России открылся Центр социально-психологической адаптации и реабилитации беженцев из дальнего зарубежья Российского Общества Красного Креста (РОКК). В дальнейшем РОКК в сотрудничестве с кафедрой психологии
Введение
личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Научно-практическим центром «Гратис» выступили также инициаторами и организаторами сети психологических служб для вынужденных мигрантов из ближнего зарубежья и Чечни. Сегодня эта сеть охватывает 22 региона Российской Федерации, в ней работают специально подготовленные и обученные психологи. С 1999 г. в Москве действует Программа УВКБ ООН по оказанию психологической поддержки беженцам и лицам, ищущим убежища, из дальнего зарубежья, которую осуществляют сотрудники Научно-практического центра «Гратис». Все перечисленные программы позволили российским психологам накопить значительный опыт в области оказания психологической помощи вынужденным мигрантам.
Практическая работа психологов опирается на широкую научно-исследовательскую базу. Российские психологи — не первопроходцы в этом направлении. Известно, что в XX веке миграции из стран Азии и Африки в Европу, Северную Америку, Австралию приобрели массовый характер. Везде процесс адаптации мигрантов к новой культуре проходил с большими сложностями, причем проблемы возникали не только у мигрантов, но и у местных жителей. Поэтому, начиная примерно с 50—60 гг., американские, австралийские, английские психологи стали заниматься исследованиями причин и мотивов миграций, психологических проблем адаптации мигрантов к другой культурной и природной среде, изучением психологических особенностей у мигрантов разных поколений.
В отечественной науке вопросы психологии вынужденной миграции до начала 90-х гг. практически не разрабатывались. Главная причина в том, что эта проблема не была у нас актуальна со времен Второй мировой войны (в военное время серьезно заниматься проблемами беженства было просто невозможно). Массовое появление вынужденных мигрантов1 в постсоветском пространстве поставило перед общественностью и социальными науками новую научную и практическую проблему. Определенный вклад в ее разработку внесен психологами Е.И. Шлягиной, Н.М. Лебедевой (Лебедева, 1999), В.В. Гриценко (Гриценко, 1999), В.Н. Павленко (Павленко, 2001). Психологическая помощь мигрантам
С начала 1990-х гг. изучение психического состояния мигрантов, возможностей их адаптации в новой социокультурной среде ведется группой психологов, основавших в 1999 г. научно-практический центр психологической помощи «Гратис». Большинство работающих в нем психологов — выпускники и преподаватели факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, которые приняли решение о его создании на основе многолетних исследований и осознания необходимости психологической помощи вынужденным мигрантам. Результаты научной и практической деятельности центра отражены в бюллетенях по Программе психологической поддержки беженцев из дальнего зарубежья УВКБ ООН «Мигранты из дальнего зарубежья» (1999—2002 гг.) и в сборнике статей «Психология беженцев и вынужденных переселенцев: результаты исследований и опыт практической работы» (М.: Смысл, 2001). Опыт работы в рамках сети психологических консультаций РОКК, методологическую поддержку которой осуществляет «Гратис», отражен также в информационно-аналитических бюллетенях РОКК «Психологи о мигрантах и миграции в России» (1999—2001 гг.). Все эти материалы послужили важной содержательной основой для подготовки данной книги.
Итак, на сегодняшний день есть все основания для выпуска научно-методического пособия по психологической помощи мигрантам — обширный банк отечественных и зарубежных эмпирических исследований по психологии миграции, а также имеющийся практический зарубежный и отечественный опыт оказания психологической поддержки данной категории лиц. Острая необходимость обобщения этого материала применительно к задачам практики определяется большим количеством нуждающихся в такой помощи и, следовательно, ростом потребности в специалистах соответствующей квалификации. Число нуждающихся в психологической помощи вынужденных мигрантов увеличивается не только за счет новых миграционных потоков, но также и потому, что психологические ресурсы людей исчерпываются, и поддержка становится необходима сегодня тем, кто вчера справлялся с грузом проблем самостоятельно.
Введение
Вынужденная миграция входит в число трудноразрешимых жизненных ситуаций. С полным правом ее можно отнести к числу экстремальных, когда перед личностью ставится проблема совладания со сверхсложными жизненными обстоятельствами, равносильная проблеме выживания. Изучая психологию переживания и поведения людей в ситуации вынужденной миграции, мы пришли к выводу, что, с одной стороны, объективная ситуация вынужденной миграции требует от индивида усилий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. Но, с другой стороны, именно высокая интенсивность ощущения опасности и угрозы самому мигранту, а также наиболее значимым для него людям — членам его семьи, определяет выраженное стремление справиться с возникающими трудностями. Эти две стороны как раз определяют значимость, востребованность, возможную высокую эффективность профессиональной психологической помощи.
Вынужденные мигранты, пройдя через травматические события, существенно подорвавшие их психическое и физическое здоровье, переживают резкое снижение социально-экономического статуса, отличаются повышенной сензитивностью к этнокультурному контексту, трудностями адаптации и наличием серьезных проблем во взаимоотношениях с местным населением. Такая характеристика легла в основу разрабатываемого нами социокультурного подхода в психологической работе с мигрантами. В этом подходе мы опираемся на традиции культурно-исторической теории, развиваемой школой Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, историко-эволюционного направления психологии личности, разрабатываемого А.Г. Асмо-ловым, а также методологию гуманитарного знания о человеке, раскрываемого в работах М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, С.Л. Рубинштейна, К. Роджерса, В. Франкла, А. Маслоу и других психологов и философов. С позиции социокультурного подхода психолог-консультант рассматривает вынужденного мигранта: а) как человека с уникальным опытом, историей и личностными особенностями; б) как представителя особой группы людей, наделенных сходными чертами, специфическими поведенческими особенностями и имеющих общие проб-14
Психологическая помощь мигрантам
Введение
лемы, независимо от гражданской и этнической принадлежности; в) как носителя специфической культуры или субкультуры; г) как жертвы войн, этнических, политических или религиозных конфликтов или притеснения властей; д) как индивидуальности, переживающей кризис идентичности, нарушение целостности и интегрированности.
Основные психологические проблемы беженцев и вынужденных переселенцев могут быть адекватно выражены через переживание ситуации вынужденной миграции. Во временном аспекте данную ситуацию можно рассматривать как переплетение прошлых, настоящих и ожидаемых событий, которые произошли, происходят и, возможно, произойдут с конкретным человеком. «Точка отсчета» — тот миг, когда перед человеком впервые возникает необходимость срочного переезда, или он начинает обдумывать возможности перемены места жительства под влиянием объективных обстоятельств. Ситуация вынужденной миграции длится годами, иногда десятилетиями, нередко она становится хронической и распространяется на следующее поколение. Ее возможный завершающий этап — редко достигаемое после многих лет лишений материальное, социальное и психологическое благополучие.
Структура пособия.Переживание ситуации вынужденной миграции рассматривается нами как процесс, нарушающий психическое здоровье человека. Сам этот процесс и возникающие в его результате психические расстройства и психологические проблемы — главный предмет работы психолога-консультанта и психотерапевта, оказывающих помощь мигрантам. Мы выделяем здесь три аспекта.
Первая часть пособия, в которой анализируется травматийный опыт мигранта, посвящена миграции как переживанию негативных жизненных событий — потерь, лишений, изменений, происходящих до и во время переселения.
Вo второй части пособия рассматриваются два аспекта, связанные с процессом адаптации мигрантов в новой социокультурной среде: миграция как переживание перемен и культурных различий и миграция как переживание изоляции и депривации.
Травматизация психики в прошлом, определяемая историей миграции, травматизация психики в новой социокультурной среде, вызванная требованиями адаптации и другими трудностями, возникающими после переезда (в частности, мигрантофобией), — все это нередко превышает психофизические возможности человека и ставит перед ним проблему выживания. За словами «вынужденный мигрант» стоит личная трагедия, социальное бесправие, психическая уязвимость, тяжелое бремя материальных проблем, постоянный страх за будущее, подорванное здоровье и повышенный риск заболеваний, конфликт с собой и с другими, наконец, ощущение себя «чужаком» и человеком «второго сорта». Переживание всего этого комплекса определяет психопатологический статус мигранта. Анализу психологических проблем и психических расстройств, характерных для мигрантов, посвящена третья часть пособия.
В четвёртой части, рассматриваются задачи и принципы организаций психологической помощи мигрантам на трех уровнях: внутри самой психологической службы; в системе комплексной поддержки мигрантов; на уровне отношений между психологом и его клиентами. Особое внимание в четвертой части уделено тем психологическим проблемам, с которыми сталкивается сам консультант, оказывающий психологическую поддержку вынужденным мигрантам.
Каждая часть пособия включает лекцию, хрестоматию и практикум, а также вопросы для самопроверки и список рекомендуемой литературы. В лекциях рассматриваются главные теоретические направления, результаты эмпирических исследований, описаны основные подходы и формы оказания психологической помощи мигрантам, практикуемые отечественными и зарубежными специалистами. В хрестоматии в форме рефератов представлены работы отечественных и зарубежных авторов, знакомство с которыми особенно полезно при освоении этой области психологии. В практикуме даны психодиагностические методики, с помощью которых можно исследовать психическое состояние мигрантов, техники и методы работы, занимающие центральное место в арсенале психологов-практиков, оказывающих поддержку мигрантам, а также информация о зарубежных и отечественных программах психологической помощи мигрантам. Психологическая помощь мигрантам
Для кого написано пособие.Это пособие предназначено не только практическим психологам и социальным работникам, которые оказывают поддержку мигрантам. Адресаты этой книги — все, кто занимается психологией кризисных жизненных ситуаций, работой с людьми с симптомами ПТСР и их реабилитацией, проблемами культурной адаптации. Оно может быть полезно сотрудникам миграционных служб и государственных учреждений, занимающихся вопросами миграционной политики, работникам общественных организаций, оказывающих помощь вынужденным мигрантам; сотрудникам медико-психологических, культурных и социальных центров, центров приема и временного размещения вынужденных мигрантов; преподавателям, студентам, аспирантам психологических и педагогических факультетов, факультетов социальной работы.
Благодарности.Подготовка и написание этого пособия были бы невозможны без помощи и поддержки идеи психологической службы такими организациями как Российский Красный Крест и Управление Верховного комиссара по делам беженцев Организации Объединенных Наций. Коллектив авторов выражает благодарность всем, кто, проявляя заботу о вынужденных мигрантах в России, в полной мере осознает необходимость оказания им психологической помощи и делает ее доступной для них: руководству и сотрудникам регионального представительства УВКБ ООН в Москве — Джозефу Гьорке, Кемлин Фёрли, Ольге Саловой, Андреа Таубер, Виктории Бенедиктовой, Шивон Доил, руководству и сотрудникам Российского Красного Креста — Борису Ионину, Марине Сусловой, Татьяне Маркиной, Надежде Асташевой.
Сердечную благодарность мы хотим выразить Александру Григорьевичу Асмолову за поддержку и ценные замечания в процессе работы над пособием. Мы признательны всем психологам Центра «Гратис», чьи идеи, опыт практической работы оказались очень важными при подготовке пособия: Вячеславу Валитову, Анне Вершок, Сергею Елшанскому, Константину Лосеву, Татьяне Лютой, Анне Макарчук, Татьяне Прокофьевой, Загидат Тумалаевой, Олегу Хухлаеву, Павлу Черкасову, Оксане Шаровой, Антонине Щепиной.
ЧАСТЫ
МИГРАЦИЯ КАК ПЕРЕЖИВАНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ
стресс и травма: концепции и подходы
Невзгоды и лишения, послужившие причинами вынужденного переселения, а также сам факт потери родины, отрыва от корней определяют формирование специфического опыта мигрантов, который выходит за рамки обычного и повседневного. Необходимая вынужденным мигрантам психологическая поддержка не может быть адекватно реализована без работы с их тяжелым жизненным опытом — с переживаниями страданий, потерь, лишений до и во время переселения. В психологии при обсуждении таких переживаний и их отдаленных последствий широко используются два понятия — «стресс» и «травма».
Вопрос об соотношении довольно сложен и многогранен. Если рассматривать стресс и травму в реальном человеческом опыте, то встает целый ряд вопросов: что можно считать первичным, а что вторичным; что есть причина, а что следствие; что процесс, а что результат? Травма возникает в результате стресса или стресс возникает в результате травмы? И одно и другое понятия рассматриваются то как само событие, то как реакция на него. В работах, описывающих влияние экстремальных событий на человека, эти вопросы решаются по-разному или обходятся стороной. Так, исследователь может работать в парадигме травмы и игнорировать понятие стресса, и наоборот. Некоторыми авторами эти понятия используются как взаимозаменяемые. Попытки разграничить их встречаются довольно редко. Одно из решений вопроса о причинно-следственной связи «стресса» и «травмы» нашло свое воплощение в диагностической категории «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР), самим названием определяющей стресс как результат или следствие травмы. 18 Миграция как переживание жизненных событии
Глубокое обоснование соотношения этих терминов, базовых для понимания специфики ситуации вынужденной миграции, — задача специального теоретического исследования. В рамках же данного пособия мы считаем необходимым дать представление о возникновении и развитии концепций стресса и травмы в психологии и об их практическом использовании в контексте психологической помощи мигрантам, а также подробно остановиться на категории, соединившей эти концепции, — посттравматическом стрессовом расстройстве.
Стресс.Родоначальник концепции стресса канадский физиолог Г. Селье предложил термин «стресс» (англ, «давление», «напряжение») для обозначения возникающих в результате любых внешних воздействий приспособительных реакций организма, направленных на восстановление гомеостаза — постоянства внутренней среды.
В первых публикациях Селье описал синдром биологического стресса, или общий адаптационный синдром, и три последовательно возникающие фазы: тревоги, сопротивления и истощения (см. Селье, 1979. С. 34—35). Позднее Селье расширил рамки понятия «стресс», обозначив этим термином целый ряд психических и соматических реакций организма на любые значимые для него воздействия. Неприятное стрессовое состояние, сопровождаемое чувствами тревоги, страха и стремлением избежать негативного воздействия, Селье назвал «дистрессом». Известно, что избыточный уровень стресса, возникающий при длительном внешнем воздействии, приводит к тяжелым последствиям, и в конце концов, к смерти. Но и при полном отсутствии стресса организм не может функционировать — «полная свобода от стресса означает смерть» (Селье, 1979. С. 30).
Концепция стресса получила широкое признание в психологии. Наряду с физиологическим стрессом был введен термин «психологический стресс». Р. Лазарус, автор концепции психологического стресса, подчеркивал его качественное своеобразие и несводимость к физиологическим реакциям. Психологический стресс — это реакция не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Та-
Стресс и травма: концепции и подходы
кое реагирование в большой степени зависит от когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных ресурсов, адекватного выбора способов совладания. Поэтому условия, приводящие к стрессу у одного человека, не обязательно вызовут такой же стресс у другого (Lazarus, Launier, 1978). Лазарус впервые стал исследовать психологические процессы как промежуточные переменные, которые опосредуют ответные реакции человека на стрессовые стимулы. Им были выделены два этапа оценки стрессогенного события: оценка наличия и степени опасности, угрозы для индивида и оценка собственных ресурсов, которые могли бы ему позволить справиться с угрозой. Согласно Лазарусу, стресс возникает в том случае, если человек расценивает угрожающие обстоятельства как требующие значительно больших ресурсов, чем те, что у него имеются.
Американский психолог Ч. Спилбергер, исследовавший в соответствии с концепцией Лазаруса начальную фазу стресса — состояние тревоги, отмечал, что тревога возникает в случае, если индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе, актуально или потенциально, элементы опасности, угрозы, вреда. Сила и продолжительность состояния тревоги определяются когнитивной оценкой ситуации, которая, в свою очередь, основана на четырех переменных: 1) самой ситуации, 2) уровне личностной тревожности, 3) эффективности предполагаемого противодействия угрозе, 4) реакции человека на возникшее у него состояние тревоги (Spielberger, О'Neil, Hansen, 1972). Главным фактором, усиливающим тревогу, считается степень угрозы, воспринимаемой в данной ситуации. Причем было показано, что чем больше объективная опасность ситуации, тем менее заметно влияние индивидуальных различий на выраженность состояния тревоги (Spielberger, 1966).
У вынужденных мигрантов тревога возникает еще до переезда и возрастает после него, так как прибытие в неизвестность тоже оценивается как опасная и угрожающая ситуация. Тревога сопровождается страхом — эмоциональной реакцией на реальные события. Таким образом, стресс в ситуации20 Миграция как переживание жизненных событий
вынужденной миграции основан на истощающем психику сочетании «беспредметной» тревоги и вполне «предметного» страха, имеющего объективные причины. И страх, и тревога при определенной их длительности и интенсивности приобретают патогенный характер и сопровождаются реакциями, которые создают физиологическую основу стресса: ускорение сердечного ритма, перебои в работе сердца, повышение артериального давления, головные боли, мышечное напряжение, ощущение нехватки воздуха, нарушение деятельности пищеварительных органов, утомляемость, боли неясного происхождения (в конечностях, груди), нарушение менструального цикла у женщин и др. Помимо физиологических симптомов в результате стресса возникают расстройства психики, на чем мы подробно остановимся в Части 3 данного пособия.
Концепция Р. Лазаруса дает психологу, оказывающему профессиональную помощь вынужденным мигрантам, важное для практической работы знание. Понимание значимости оценки угрозы ставит психолога перед необходимостью анализа самой ситуации вынужденной миграции и особенностей ее восприятия человеком. Ее субъективная оценка как «опасной» и «вредной», безусловно, может варьировать. В зависимости от уровня стрессогенности ситуации вынужденной миграции, индивид по-разному использует свои когнитивные возможности и защитные механизмы, выбирая свой способ совладания со стрессом. Выделяют когнитивный и поведенческий аспекты совладания. Первый — это оценка ситуации и попытки восстановить контроль над изменившимся окружением. Второй — сами действия, направленные на разрешение возникшей проблемы, на то, чтобы справиться со стрессом. Даже если ситуация не несет открытой угрозы, как правило, когнитивные и поведенческие реакции индивида будут направлены на минимизацию возникающего дискомфорта, так как возрастающее состояние тревоги и страха всегда переживается как неблагоприятное и болезненное. В данном случае возможна когнитивная переоценка стрессовых условий, которая способствует включению защитных механизмов, облегчающих переживание стресса и выводящих индивида из ситуации, вызывающей тревогу (напри-
Стресс и травма: концепции и подходы
мер, избегание). В более стрессогенных ситуациях включаются другие защитные механизмы, такие как проекция, отрицание, подавление и др., которые искажают восприятие стрессовых стимулов и препятствуют успешной адаптации (подробнее см. с. 286—294).
Преодолеть стресс — это значит приложить усилия, справиться с возникшей проблемой, восстановить нарушенный гомеостаз. Именно такое понимание «борьбы со стрессом» (в противоположность «автоматическому адаптивному поведению») необходимо для построения психологической работы с беженцами и вынужденными переселенцами.
Экстремальный стресс.Основными причинами, приводящими к вынужденной миграции, становятся войны и этнические конфликты, преследования по политическим, религиозным, этническим мотивам, дискриминация и моральное притеснение. Высокий уровень стресса и трудности в его преодолении наблюдаются в случаях миграции из зон военных действий и этнических конфликтов. Состояние людей, бегущих из горячих точек, наиболее адекватно отражается в понятии «экстремальный стресс». Оно появилось в психологии во второй половине XX века в результате исследований психологических последствий войн, природных и техногенных катастроф, пребывания людей в концлагерях. Исследователи пришли к необходимости введения нового термина, поскольку стало ясно, что вызывающие такой стресс факторы качественным образом отличаются от «нормальных» или «предсказуемых» жизненных стрессоров. Для беженцев из горячих точек экстремальными стрессорами стали разнообразные негативные воздействия до и во время бегства, например, заключение в тюрьмы, где они подвергались издевательствам и пыткам, длительный голод, скитание в поисках прибежища в холодное время года без теплой одежды и обуви. Некоторые из этих людей долгое время пребывали на грани жизни и смерти. Как правило, ситуация, вынудившая человека к бегству, не возникает внезапно, а является кульминацией относительно растянутого во времени процесса преследования или притеснения.
Обобщая многолетний опыт работы с беженцами, голландский психиатр Г. Ван Веер (Van der Veer, 1998) пере-
Миграция как переживание жизненных событий
Стресс и травма: концепции и подходы
числяет следующие виды экстремального воздействия, которые мог пережить человек до вынужденной миграции:
• тюремное заключение, в результате которого человек оказался оторван от семьи, не мог участвовать в важнейших семейных событиях, например таких, как рождение ребенка и смерть родителей, не мог выполнять свои обязанности по содержанию семьи и воспитанию детей;
• пытки;
• террор — систематическое насилие, направленное на определенные общины или этнические группы, когда убивают безоружных мирных жителей, выставляют на всеобщее обозрение изувеченные тела «как предупреждение», берут в заложники членов семьи и друзей политически активных граждан;
• военные действия, участником или свиделем которых был человек;
• потеря близких — вследствие войны или ареста — и отсутствие сведений о них;
• разлука с родственниками, друзьями;
• различные невзгоды (голод, тяжелые условия жизни) и резкие изменения, связанные с тем, что до событий, приведших к бегству, человек занимал высокое положение и привык к комфорту;
• изгнание, повлекшее за собой целый комплекс проблем (неопределенное социальное и юридическое положение в стране пребывания, беспокойство, дадут ли статус беже-ца, угроза депортации, тревога за положение на родине).
Ситуация, вынуждающая к бегству из родной страны, настолько выходит за рамки нормальной жизни, что переживается как крайне стрессовая всеми, оказавшимися в подобных условиях. Анализируя ситуации или события, которые могут послужить причинами вынужденной миграции, а также опираясь на результаты исследований различных авторов (Atkinson, Atkinson, Hilgard, 1983; Kahana et al, 1988), мы выделили основные параметры, влияющие на интенсивность психологического стресса:
(1) враждебность ситуации (угроза жизни, физической и психической целостности самого человека или его близких);
(2) интенсивность негативных воздействий;
(3) продолжительность негативных воздействий;
(4) неопределенность ситуации (ее непредсказуемость, многозначность);
(5) невозможность контроля над ситуацией (происходящее совершается против воли человека);
(6) недостаток социальной поддержки;
(7) несовместимость нового опыта с привычной реальностью;
Безусловно, существуют индивидуальные различия в реакциях на экстремальную ситуацию и в стратегиях совладания с ней. Последние значительно отличаются от тех, что наблюдаются в ответ на «нормальный» стресс. Обобщая опыт узников гитлеровских концлагерей и людей, переживших войны, американский психолог Э. Кахана с соавторами описывают две фазы переживания экстремального стресса, следующие за первичной адаптацией к требованиям стрессового окружения. В первой, обычно краткой, фазе человек переживает шок, он не способен поверить в реальность происходящего; задействуются такие защитные механизмы, как деперсонализация и отрицание. Индивидуальные различия в реакции на стресс в первой фазе обычно стираются и приобретают значение во второй фазе. Например, в то время как одни люди продолжают отрицать или игнорировать требования враждебной реальности, другие начинают различными способами пытаться справиться с ситуацией. В экстремальных условиях в качестве успешной стратегии совладания рассматривается переключение от соответствия условиям «на макроуровне» (переживание холокоста, войны, катастрофы) к соответствию ситуации «на микроуровне» (удовлетворение голода и других жизненно важных потребностей, и, в случае длительного воздействия, потребности в принадлежности к какой-то социальной системе) (Kahana et al., 1988).
Международные организации ввели в обращение термин «организованное насилие», объединяющий в себе большинство действий, результатом которых на социальном уровне является вынужденная миграция, а на индивидуальном — психические травмы. Организованное насилие в форме войн, 24 Миграция как переживание жизненных событий
террора, депортации, пыток осуществляют тоталитарные режимы, экстремистские группировки и секты. Специалистам, работающим с вынужденными мигрантами из горячих точек, необходимо осознавать психологические последствия организованного насилия.
Наиболее тяжелые последствия для психики вызывают пытки. Пытка — это насилие, направленное непосредственно против физической и психической целостности человека. Оно может быть как физическим (побои, ранения, сексуальное насилие), так и психологическим, вызывающим у человека непереносимые аффекты (например, его заставляют смотреть на пытки и казнь близких, лишают сна, долго держат в одиночестве). В ситуации пытки человек находится полностью во власти палачей. Декларируемая цель пытки — вырвать признание и получить информацию — лишь поверхностный слой. Глубинная же цель — это унижение жертвы, подавление чувства ее достоинства, разрушение самоидентичности, воли, личностных границ, превращение человека в беспомощное, сломленное существо. Швейцарский психолог Урсула Виртц определяет пытку как метод убийства души (Wirtz, Zobeli, 1995). Подробнее психологические последствия организованного насилия описаны в разделе «Хрестоматия» (см. с. 95-100).
Следует также остановиться и на проблеме сексуального насилия. Во время войн изнасилование совершается в особо жестокой форме, часто несколькими людьми, и многократно. Поэтому его психологические последствия особенно тяжелы. Однако, когда об этом становится известно, вступают в силу негативные культурные установки по отношению к насилию. Психологи, работающие с вынужденными мигрантами, знают, что, хотя на общественном уровне проблема сексуального насилия во время военных действий привлекает достаточно много внимания, этот вопрос очень редко обсуждается на индивидуальных консультациях в силу того, что жертвы изнасилования скрывают этот факт или стыдятся говорить о нем (Dahl, 1993). Хотя случается, что изнасилованию подвергают и мужчин, чаще всего его жертвами становятся женщины. Прочно закрепленные в культуре мифы об изнасиловании обвиняют пострадавших женщин в нео-
Стресс и травма: концепции и подходы
сторожности, беспечности, даже в провокации. После акта насилия женщина становится «грязной», «опозоренной», «никому не нужной». Пострадавшая оказывается в изоляции именно тогда, когда ей больше всего нужна социальная поддержка. Мужчину из ее семьи могут упрекнуть в неспособности защитить жену, сестру или дочь. Для изнасилованного мужчины психологические последствия могут быть еще более тяжелыми, ведь сомнению подвергается его мужественность. Часто сами пострадавшие от сексуального насилия разделяют подобные мифы и стараются скрыть свой «постыдный» опыт. Негативное влияние культурных и религиозных установок доставляет множество дополнительных проблем вынужденным мигрантам, пережившим сексуальное насилие: в условиях компактного проживания пострадавшие часто оказываются изолированными и «заклейменными» членами своей же общины.
Основное внимание психологов, работающих с вынужденными мигрантами, заслуженно направлено на тех, кто пережил именно экстремальные события. Методы помощи таким пострадавшим наиболее разработаны. С некоторыми из них мы познакомим читателя в третьем параграфе данной лекции. Однако при этом нельзя оставлять «за бортом» психологической помощи тех, кто страдает менее заметно, но, возможно, не менее сильно. В любом случае сама ситуация переселения, неустроенность и неопределенность на новом месте приводят к состоянию сильного стресса, часто переходящего в хронический. Одними из важнейших методов в арсенале психологической помощи людям, находящимся в стрессовом состоянии, являются релаксационные упражнения и информационно-просветительская работа (см. с. 115-126).
Травма.Второе ключевое понятие, которое, наряду с понятием «стресс», нередко выходит на первый план в теоретических исследованиях, так и в практической работе с пострадавшими в тяжелых жизненных ситуациях, — это «травма». Слово «травма» греческого происхождения и». Этот термин заимствован психологией из медицины, где он подразумевает организма в результате деструктивного внешнего воздействия. Понятие психической травмы до сих пор.,
26 Миграция как переживание жизненных событий
не сформулировано достаточно четко, поэтому ее часто рассматривают по аналогии с травмой физической. Действительно, в результате травмы повреждаются базовые структуры личности, аффективные и когнитивные системы на всех уровнях, начиная с физиологических механизмов и заканчивая общей картиной мира и образом «Я».
Применительно к психическим процессам термин «травма» стали использовать в XIX веке психиатры, описывая травматические неврозы — психические заболевания, возникающие в результате экстремальных воздействий. Но особенно широкое распространение этот термин в отношении психических нарушений получил благодаря психоанализу.
В своих первых работах по истерии основатель психоанализа 3. Фрейд предположил, что симптомы этого заболевания проявляются вследствие повторной актуализации вытесненных травматических переживаний. Он называл психической травмой не только ассимилированное психикой эмоциональное потрясение, но и сопровождающие его непреодолимые аффекты, такие как страх и стыд. Таким образом, понятие «травма» применялось к определенным событиям личной истории человека. Фрейд также полагал, что травму может вызвать совокупность событий, каждое из которых по отдельности не способно привести к ней.
Подводя итог во «Введении в психоанализ», Фрейд формулирует психодинамическую точку зрения на травму, называя травматическим «переживание, которое в течение короткого времени приводит в душевной жизни к такому сильному увеличению раздражения, что освобождение от него или его нормальная переработка не удается, в результате чего могут наступить длительные нарушения расходования энергии» (Фрейд, 1991. С. 175). В книге «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд рисует образ предохранительного барьера, отделяющего организм от внешней среды, пропускающего стимулы ограниченной интенсивности и допускающего лишь умеренное возбуждение. Если этот барьер будет сломан, возникнет травма. Тогда задача психики будет состоять в том, чтобы мобилизовать все силы для противодействия и задержки потока возбуждения и восстановления условий осуществления принципа удовольствия.
Стресс и травма: концепции и подходы
Таким образом, определяющая роль самого травматического события в психоаналитическом представлении подвергается сомнению: с одной стороны, подчеркивается зависимость травмы от порога выносливости субъекта, а с другой — опыт травмы ставится в жесткую зависимость от предшествующей истории и психической организации субъекта.
В современном психоанализе используется расширенное понимание травмы: «любое переживание, актуализирующее психологические защиты» (Райкрофт, 1995). Основной акцент в ее исследованиях делается на механизмах совладания, процессах внутрипсихической адаптации — «привыкании к внутренним последствиям травмы», а также на изучении факторов предрасположенности к травме — ослаблению потенциала «Я», делающего психику более уязвимой. Современный психоанализ в решении вопроса о соизмеримости реального события, повлекшего за собой психическую травму, и реакции субъекта на него не противопоставляет бессознательное и реальность, а исследует взаимосвязь между ними.
Часто психическую травму связывают с кардинальным изменением условий жизни и с переживанием экстремальных воздействий, с которыми человек не может совладать. Результат травмы — это временные или хронические нарушения психики. Пройдя через «трансординарный опыт», через встречу со смертью, человек становится другим. Американский психиатр Р. Лифтон описывает травму как символическую смерть (см. с. 78—89). «Рана в душе» затрагивает глубинные личностные структуры, разрушая границы между внутренним и внешним миром, между жизнью и смертью. Травмированному человеку окружающий мир часто кажется опасным и непредсказуемым. Однако, человек, переживший травму и вышедший из психического оцепенения, получает возможность задействовать свой опыт для личностного развития (см., например, Мей, 1997).
Американский психоаналитик Дж. Херман определяет существо психической травматизации как «длительное пребывание под тоталитарным контролем», примерами чего является опыт заложника, военнопленного, заключенного концлагеря, жертвы религиозного культа. Сюда она также включает и ре-28
Миграция как переживание жизненных событий
зультаты воздействия «частной тоталитарной системы» — домашнего насилия, физического и сексуального насилия над ребенком в семье, организованной сексуальной эксплуатации (Herman, 1992. Р. 121).
Современные исследователи подчеркивают необходимость рассматривать травму в масштабах личности, в контексте бытия человека, поскольку травматизация ведет к «психопатологии смысла» (Магомед-Эминов, 2001). Говоря о последствиях травматического события, психологи подчеркивают, что, хотя в комплексе они выглядят как психическое отклонение, человек на самом деле не является психически больным. Возникающие психологические изменения отражают глубоко укоренившиеся способы поведения, связанные с пережитым экстремальным опытом, а реакция психики на травматическое событие — это нормальное реагирование на ненормальную ситуацию (Колодзин, 1992, Магомед-Эминов, 1998). Заметим, однако, что некоторые специалисты ставят под сомнение последнее утверждение. Так, израильский психиатр А. Шалев считает, что оно верно лишь для начального посттравматического периода, а позднее эти симптомы становятся патологическими: «вторгающиеся воспоминания травмы "взрослеют" со временем и превращаются в обсес-сивные дисфункции памяти. Возникающие фобические реакции могут также становиться непреодолимыми и не поддающимися десенситизаци и» (Shalev, 1996. Р. 95).
В понятие травматизации, наряду с непосредственной реакцией психики на травматическое воздействие, включают также попытки человека преодолеть последствия травматических переживаний и «процесс привыкания к внутренним последствиям травмы, который растягивается на длительное время» (Шрадер, 2001. С. 135).
Суммируя наблюдения разных авторов (см., например, Herman, 1992; Wirtz, Zobeli, 1995, Колодзин, 1992), рассмотрим основные психологические последствия травматического события.
1. Изменения в аффективной сфере. Нарушения эмоциональной сферы могут проявляться в эмоциональном «отупении», подавленности, раздражительности, мрачности, неспособности испытывать радость, любовь, творческий подъем.
Стресс и травма: концепции и подходы
Возникает ощущение беспомощности, незнания, что делать. Обостряются внутриличностные конфликты и кризисы. Появляется чувство стыда и вины; среди пострадавших распространена «вина выжившего» — из-за того, что выжил в травматическом событии, стоившем жизни другим.
Сильное чувство вины иногда провоцирует приступы самоуничижительного поведения. Пострадавший чувствует себя оскверненным, испорченным, несущим клеймо, отличающимся от других людей, считает, что его никто не способен понять.
Человек может впасть в глубочайшую депрессию, которая сопровождается апатией, нервным истощением и отвращением к жизни, ощущением ее бессмысленности и бесполезности. Возникают стойкие мысли о самоубийстве, предпринимаются суицидальные попытки или рискованные действия с угрозой для жизни, возможно нанесение себе увечий.
Повышенная общая тревожность проявляется как на психологическом уровне — в постоянном беспокойстве, страхах (могут возникать даже параноидальные явления — например, необоснованная боязнь преследования), неуверенности в себе, чувстве вины, так и на физиологическом — возникают мышечные и головные боли, расстройства пищеварения.
2. Изменения в когнитивной сфере. У пострадавшего ухудшается память, может наблюдаться амнезия на травматические события, нарушается концентрация внимания.
Периодически возникает навязчивое повторное переживание травмы, неконтролируемое вторжение мыслей о травме, кратковременные диссоциативные эпизоды, деперсонализация. Навязчивые воспоминания могут появляться как во сне, так и во время бодрствования, когда что-то в окружающей обстановке напоминает о случившемся: запах, звук, зрелище. Яркие образы «обрушиваются» на психику, они сопровождаются сильным чувством тревоги и страха. Во сне непрошенные воспоминания принимают форму ночных кошмаров — человек просыпается разбитым, с напряженными мышцами, в поту.
У некоторых пострадавших могут возникать галлюцинаторные переживания, во время которых события текущего момента как бы отходят на второй план и кажутся менее Реальными, чем воспоминания. В этом «галлюцинаторном», отрешенном состоянии человек ведет себя так, словно он
Миграция как переживание жизненных событий
вновь переживает прошлое травмирующее событие. Он действует, думает и чувствует так же, как в тот момент, когда его жизнь подвергалась опасности.
У человека, пережившего травматическое событие, появляется противоречивость, конфликтность ценностей, нравственных норм, его идеалы, основные убеждения о себе, о мире, о вере, о других людях могут резко трансформироваться, приводя к безнадежности и отчаянию.
3. Изменения в поведении. Наблюдается алогичность и непоследовательность поступков, непредсказуемость поведения, излишняя расторможенность, немотивированная бдительность (человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, подозревая, что ему постоянно угрожает опасность). Безвредные, но внезапные стимулы могут вызвать реакцию испуга и поведение, как во время опасности.
Может наблюдаться повышенная агрессивность, раздражительность, которая часто выражается в приступах ярости. Из-за притупленности эмоций пострадавшему трудно устанавливать и поддерживать близкие и дружеские отношения. Повышается конфликтность, наблюдаются изоляция, отчужденность, постоянное недоверие. В попытке снизить интенсивность посттравматических симптомов пострадавшие могут злоупотреблять наркотическими или лекарственными веществами. Из-за частых ночных кошмаров, а также из-за высокого уровня тревожности и неспособности расслабиться, постоянного чувства душевной или физической боли, возникают нарушения сна — трудности с засыпанием и прерывистый сон. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, еще больше усугубляет картину психических изменений.
Наиболее выпукло аффективные, когнитивные и поведенческие последствия травматического события проявляются в феномене горя.
Феномен горя.Человек, переживший тяжелую травму, встретился со смертью, как в прямом смысле — испытав ужас и предчувствие смерти в качестве свидетеля гибели других людей, так и символически, поскольку тот «прошлый» человек как бы умер («все во мне умерло») и никогда уже не сможет стать прежним. У вынужденных мигрантов, утративших своих близких, возникает тяжелое психоэмоциональное состояние — горе.
Стресс и травма: концепции
В психологических исследованиях предпринимались попытки выделить и описать различные формы горя, а также его стадии и фазы. Обобщивисследования, английские психологи А. Фэрнхем и С. Б.СПЕНСЕР объединили выделенные разными авторами формы горя:
1. «Нормальное» горе, которое последовательно включает шок, отчаяние, депрессию и восстановление, продолжающееся от трех до двадцатичетырёх месяцев.
2. «Преувеличенное горе», когда все симптомы усиливаются и затягиваются во времени. Данная форма может включать глубокую депрессию и чрезмерное чувство вины или странную идентификаций. Утраченным объектом, при этом могут наблюдаться как невротические, так и психические симптомы.
3. «Сокращенное» горе - поодлинная, но кратковременная эмоциональная реакция, возникающая либо вследствие быстрого «замещения» утраченного объекта другим, либо вследствие недостаточно глубокой привязанности к утраченному объекту.
4. «Сдержанное» горе имеет место, когда симптомы и формы проявления «нормального» горя маскируются или сдерживаются, обнаруживая себя позже в психосоматических жалобах.
5. «Предварительное» горе — переживания проявляются до того, как утрата становится реальным фактом.
6. «Запаздывающее» горе - отсроченная форма нормального горя, проявляющаяся намного позже факта утраты (Fumham, Bochner, 1986).
Потерянных близких нужно отгоревать, на эту работу требуется время, а у вынужденного мигранта порой нет такой возможности. В результате формируется то,что американский психиатр Э. Линдеман назвал «патологическим горем», когда горе не проживается, а блокируется на той или иной стадии феноменология «патологического горя включает такие симптомы, как психосоматические расстройства постоянно появляющиеся образы утраченного, ощущение «захваченно» умершим, чувство тоски, повышенную враждебность и раздражительность,
изменение поведения. Именно такие формы непрожитого горя характерны для вынужденных мигрантов. 32
Миграция как переживание жизненных событии
Многие из них бежали из мест военных действий, потеряли своих близких или ничего не знают об их судьбе. Так, беженцы из Афганистана в течение многих лет не имели возможности связаться с теми, кто остался на родине — родителями, детьми, братьями и сестрами, узнать, живы они или нет, если живы, то где находятся. Порой весть о смерти близкого человека приходит лишь через несколько лет после случившегося.
Большое внимание изученикмюря^уделяется в психоанализе, где оно рассматривается как разрушение эмоциональных связей со значимыми лицами. Очень важной представляется идея основателя «психологии Я» — немецкого, а затем американского психоаналитика X. Кохута о горевании как механизме формирования психической структуры. Когда с человеком случаются непреодолимые ужасные события, происходит расщепление в структуре психики. «Отщепленная» часть психики остается архаичной, не выраженной, отрезанной от любых личностных смыслов. Исцелению этой травмы, гуманизации лишенных выхода аффектов служит процесс переживания горя.
Среди психоаналитических исследований также представляют интерес работы английского теоретика Дж. Боулби, изучавшего поведение человека после потери значимого объекта. Он рассматривал траур как биологический и инстинктивный процесс и придавал наибольшее значение громкому плачу, причитаниям и гневу как способам «выздоровления». Боулби выделил три фазы переживания тяжелой утраты, описывая их как части единого процесса. В первой фазе средствами компенсации утраченного объекта оказываются гнев, громкий плач и причитания. Во второй фазе возникают отчаяние, упадок, депрессия и дезорганизация, которые являются результатом неудачной попытки вернуть утраченный объект. В третьей фазе формируется новая структура, с помощью которой индивид может создать связи с окружающей средой. Если утрата отрицается, то напряжение приводит к более глубоким нарушениям.
Психоаналитическая точка зрения на горе имеет некоторые ограничения. Ее суть сводится во многом к интерпретации переживания горя как процесса забывания ушедших. В совершенно иной парадигме рассматривает процесс переживания горя Ф.Е. Василюк, акцентируя конструктивную функцию челове-
Стресс и травма: концепции и подходы
ческого горя, призванного не забывать, а помнить, «не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить — творить память» (см. с. 89—95). Таким образом, совершается переход от «теории забвения» к «теории памятования».
Психологу, оказывающему помощь вынужденным мигрантам из других культур, необходимо учитывать, что поведение, связанное с тяжелой утратой, — переживание горя и ритуалы траура — в значительной степени культурно обусловлено. В большинстве исследований, посвященных горю, отмечалось сложное единство множества эмоций, связанных с утратой, — гнев, тревога, депрессия, вина, страх. Если тревожность кажется вполне естественной реакцией, то проявления гнева более неожиданны. Гнев может быть результатом фрустрации, поскольку в случае утраты разрушаются формы поведения, желания не выполняются, ожидания не оправдываются; кроме того, гнев может быть формой защиты от тоски и уныния.
Некоторые эмоции, возникающие в процессе переживания горя, такие как страх, ярость, биологически обусловены и культурно инвариантны, в то время как другие — зависть, чувство вины, стыд — детерминируются преимущественно психологическими и культурными факторами. Поэтому неудивительно, что, хотя в реакциях горя и ритуалах траура в различных культурах обнаруживается некоторое сходство, существуют также и разительные отличия. В одних культурах естественным считается открытое излияние горя, в других существуют запреты на его публичное проявление. Некоторые африканские народности дважды осуществляют похороны, первые так называемые «мокрые», вторые — «сухие». Во многих христианских культурах поминальные обряды выполняют уже после того, как первое оцепенение и шок после смерти человека уменьшились (Fumham, Bochner, 1986).
В психотерапии с пережившими травму одной из основных задач, следовательно, должно стать возвращение к неосуществленной работе горя. Только проделав эту работу post factum, человек сможет выстроить заново адекватную психическую структуру (Василюк, 2001; Kast, 1982; Volkan, 1971).
В контексте работы с горем не только слушание, но и молчание оказывает важнейшее психотерапевтическое воздействие. Е.Т. Соколова рассматривает взаимное молчание32
Миграция как переживание жизненных событии
Многие из них бежали из мест военных действий, потеряли своих близких или ничего не знают об их судьбе. Так, беженцы из Афганистана в течение многих лет не имели возможности связаться с теми, кто остался на родине — родителями, детьми, братьями и сестрами, узнать, живы они или нет, если живы, то где находятся. Порой весть о смерти близкого человека приходит лишь через несколько лет после случившегося.
Большое внимание изученикмюря^уделяется в психоанализе, где оно рассматривается как разрушение эмоциональных связей со значимыми лицами. Очень важной представляется идея основателя «психологии Я» — немецкого, а затем американского психоаналитика X. Кохута о горевании как механизме формирования психической структуры. Когда с человеком случаются непреодолимые ужасные события, происходит расщепление в структуре психики. «Отщепленная» часть психики остается архаичной, не выраженной, отрезанной от любых личностных смыслов. Исцелению этой травмы, гуманизации лишенных выхода аффектов служит процесс переживания горя.
Среди психоаналитических исследований также представляют интерес работы английского теоретика Дж. Боулби, изучавшего поведение человека после потери значимого объекта. Он рассматривал траур как биологический и инстинктивный процесс и придавал наибольшее значение громкому плачу, причитаниям и гневу как способам «выздоровления». Боулби выделил три фазы переживания тяжелой утраты, описывая их как части единого процесса. В первой фазе средствами компенсации утраченного объекта оказываются гнев, громкий плач и причитания. Во второй фазе возникают отчаяние, упадок, депрессия и дезорганизация, которые являются результатом неудачной попытки вернуть утраченный объект. В третьей фазе формируется новая структура, с помощью которой индивид может создать связи с окружающей средой. Если утрата отрицается, то напряжение приводит к более глубоким нарушениям.
Психоаналитическая точка зрения на горе имеет некоторые ограничения. Ее суть сводится во многом к интерпретации переживания горя как процесса забывания ушедших. В совершенно иной парадигме рассматривает процесс переживания горя Ф.Е. Василюк, акцентируя конструктивную функцию челове-
Стресс и травма: концепции и подходы
ческого горя, призванного не забывать, а помнить, «не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить — творить память» (см. с. 89—95). Таким образом, совершается переход от «теории забвения» к «теории памятования».
Психологу, оказывающему помощь вынужденным мигрантам из других культур, необходимо учитывать, что поведение, связанное с тяжелой утратой, — переживание горя и ритуалы траура — в значительной степени культурно обусловлено. В большинстве исследований, посвященных горю, отмечалось сложное единство множества эмоций, связанных с утратой, — гнев, тревога, депрессия, вина, страх. Если тревожность кажется вполне естественной реакцией, то проявления гнева более неожиданны. Гнев может быть результатом фрустрации, поскольку в случае утраты разрушаются формы поведения, желания не выполняются, ожидания не оправдываются; кроме того, гнев может быть формой защиты от тоски и уныния.
Некоторые эмоции, возникающие в процессе переживания горя, такие как страх, ярость, биологически обусловены и культурно инвариантны, в то время как другие — зависть, чувство вины, стыд — детерминируются преимущественно психологическими и культурными факторами. Поэтому неудивительно, что, хотя в реакциях горя и ритуалах траура в различных культурах обнаруживается некоторое сходство, существуют также и разительные отличия. В одних культурах естественным считается открытое излияние горя, в других существуют запреты на его публичное проявление. Некоторые африканские народности дважды осуществляют похороны, первые так называемые «мокрые», вторые — «сухие». Во многих христианских культурах поминальные обряды выполняют уже после того, как первое оцепенение и шок после смерти человека уменьшились (Fumham, Bochner, 1986).
В психотерапии с пережившими травму одной из основных задач, следовательно, должно стать возвращение к неосуществленной работе горя. Только проделав эту работу post factum, человек сможет выстроить заново адекватную психическую структуру (Василюк, 2001; Kast, 1982; Volkan, 1971).
В контексте работы с горем не только слушание, но и молчание оказывает важнейшее психотерапевтическое воздействие. Е.Т. Соколова рассматривает взаимное молчание34
Миграция как переживание жизненных событий
психотерапевта* и клиента как важнейшее средство углубления эмоциональной связи и контакта с клиентом, позволяющее глубоко разделить чувство невыразимости горя в словах. Своим молчанием психотерапевт «легализует» горе, как бы подтверждая его реальность, позволяя не избегать его, а «работать» с ним. Такое молчание может внести не менее важный вклад в процесс психотерапии, чем проговаривание. «Итогом совместного молчания становится обретение пациентом нового и волнующего чувства общности, того, что иногда называют чувством "Мы". В полном скрытого волнения молчании пациент наконец-то начинает вылезать из привычной тюрьмы одиночества. Терапевт здесь выполняет функции своего рода "донора", своей поддержкой и сочувствием допитывающего эмоционально голодное Я пациента» (Соколова, 2001. С. 37).
ПОСПРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)
До второй половины XX века последствия экстремальных событий (войн, насилия, катастроф) описывались как отдельные феномены. Однако более внимательное рассмотре-
* Специально следует остановиться на применяемых в пособии терминах, обозначающих участников диады: «обратившийся за помощью — оказывающий помощь». В качестве специалистов, помогающих в преодолении психологических проблем, могут выступать психолог-консультант или психотерапевт. Слово «психотерапевт» в литературе часто заменяется на сокращенное «терапевт», которое время от времени встречается и в тексте нашего пособия. Для обращающихся за помощью к психологу или психотерапевту традиционно используются два термина — клиент и пациент. Практикующие специалисты, как правило, не удовлетворены ни одним из этих терминов, так как «слово пациент предполагает инертный объект, на котором практикуется врач. В то же время "клиент" отдает коммерцией..» (Бьюдженталъ, 2001. С. 16). Тем не менее, в большинстве случаев, несмотря на то, что наша помощь оказывается бесплатно, мы используем термин «клиент», так как члены авторского коллектива — психологи, а понятие «пациент» больше ассоциируется с работой врачей-психотерпевтов.
ние показало, что, хотя и существуют определенные факторы, влияющие на интенсивность и продолжительность реакций людей на различные неконтролируемые события, в целом эти реакции схожи. Эволюция взглядов на такие расстройства привела к концепции ПТСР.
Ранние психиатрические понятия, обозначавшие психические расстройства, возникающие в результате военного опыта («шок от контузии», «военный психоз» и др.), заключения в концлагерях («КЛ-синдром»), были объединены в психиатрическую категорию «сильная стрессовая реакция» и под этим названием включены в DSM-I (1952) — первую редакцию американского Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам. Однако это мнение не было устоявшимся, и в следующей версии классификации (1968) данная категория отсутствовала. Интерес к этой области возобновился в связи с исследованиями ветеранов войны во Вьетнаме, людей, переживших различного рода катастрофы и насилие в мирное время, в том числе изнасилование, инцест, избиение в