Перед вами одна из первых книг о психологической помощи людям, оказавшимся в зазоре между разными культурами. В современной науке, политике и социальной практике людей, вынужденных покинуть родину, называют мигрантами.
В полной трагедий человеческой истории они фигурировали под различными именами. Таких людей называли то изгнанниками, то изгоями, то вечными странниками, то скитальцами. Исторические катаклизмы порой срывали с насиженных мест не тол отдельных людей, но и целые народы. И начинались странствия в историческом, социальном и географическом пространстве, которые порой имели начало, но не имели конца. Хрестоматийным примером таких мытарств в пространстве и времени является судьба народа Израиля, с которым тесно ассоциируется понятие «диаспора». Это понятие после геноцида армян в начале XX века также прочно срослось с судьбой армянского народа. В последние годы XX века все чаще стали говорить о «русской Диаспоре» на территории бывшего Советского Союза. Какие бы примеры мы ни приводили, каждый раз культура уходила у людей из-под ног, и они превращались из «своих» в «чужих» и отправлялись на опеки иной родины, иной культуры, веря и не веря, что обретут землю обетованную, тем самым, вновь найдут свое Я -
Для того, чтобы привести странников на новую землю и помочь им обрести новую ясноть истории в разных обли-Психологическая помощь мигрантам
чьях являлся «посредник», тот, посредством которого, с помощью которого изгнанные люди и народы отыскивали свое место в мире. Этим «посредником» мог быть Моисей, выведший иудеев из рабства египетского. В роли «посредника» для греков выступил неутомимый Одиссей, который, как бы ни мешали боги, верил, что найдет путь в родную Итаку. Верил и, пройдя через все барьеры, вернулся в свой дом. Можно было бы продолжить ряд мифических и реальных «посредников» в сказочных сюжетах или исторических событиях, но в этом нет нужды
Нужда есть в другом. В том, чтобы понять, что в XX веке фигура «посредника» становится профессией. К числу профессиональных «посредников» (их иногда называют «медиаторами») относятся дипломаты, судьи, арбитры, консультанты, советники. Относятся к числу профессиональных «посредников» и практические психологи, помогающие мигрантам, этим изгнанникам XX и XXI века, пережить жизнь в зазоре между культурами и пристать к желаемому берегу. Психолог как «посредник» между культурами (между, по точному выражению Ё.А. Климова, «конфликтующими реальностями»), должен найти стратегию психологической помощи, при которой бы ослаб или даже совсем исчез барьер «свои — чужие». Для этого психолог вынужден вырастить особую посредническую культуру — культуру толерантности, позволяющую мигрантам и людям страны, принявшей мигрантов, понять и принять друг друга, а не воспринимать появление мигрантов как нашествие варваров. Психолог как «посредник» обречен работать одновременно на два фронта. Если он окажется не в силах помочь преодолеть мигрантофобию (страх перед мигрантами) коренным жителям, столкнувшимся с мигрантами страны, то риск роста социальной напряженности в стране возрастет. Если же психолог как «посредник» потерпит неудачу в общении с мигрантами, понимании и принятии мигрантами той культуры, в которой они оказались, то мигранты могут выступить как носители группы социального риска.
Теориям, искусству и ремеслу «посредничества» посвящено немало исследований в психологии личности, социальной психологии, этнопсихологии, конфликтологии, со-
Психолог как «посредник» между разными культурами5
циологии, политологии и социальной антропологии. В большинстве теорий посредничества преобладают представления о «посреднике» как фигуре, призванной для разрешения различных политических, религиозных, расовых, этнических, профессиональных, межличностных и внутриличностных конфликтов. Подобного рода подходы, разрабатываемые в рамках тех или иных интерпретаций парадигмы конфликта, накопили богатейшие методы и техники разрешения конфликтов. Вместе с тем, сама исходная ориентация на конфликт как базовую модель межгруппового взаимодействия в широком смысле слова явно или неявно порождает оппозиции, противопоставления, столкновения во взаимоотношениях между людьми.
Принципиально иным путем идет разработка моделей, исходной ориентацией которых является установка на социальное конструирование культуры толерантности, то есть культуры, поддерживающей гарантию разнообразия и основанной на позитивном поиске продуктивного компромисса между непохожими друг на друга людьми, социальными группами и народами. В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1955 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества проявляющаяся в праве бытьразличными всех индивидов гражданского общества; обесценение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми,
разлипающимися по внешности, языку, верованиям.....
В том случае, если за систему отсчета при деятельности зарождающихся психологических служб помощи мигрантам принимается многополюсная когнитивно сложная толерантная реальность, то миссия психолога как «посредника» наполняется иным смыслом. Психолог выступает как носитель культуры толерантности, потенциально способной стать универсальной общечеловеческой культурой и своего рода пространством для диалога между различными национальными культурами. На необходимость зарождения идеологии толерантности указывают в своей книге «Конфликты в общест-Психологическая помощь мигрантам
ве: от противостояния к согласию» Э.Р. Тагиров и Л.С. Тронова: «Духовный ренессанс связан с развитием альтернативности. Мировая цивилизация оказалась перед дилеммой: либо самоустранение от вызова времени, либо продолжение универсального процесса эволюции. Иначе говоря, ей предстоит пройти испытание на зрелость, решить тест на разнообразие идей, мнений, подходов, взглядов. Отсюда важно быть терпимым ко всему иному, дополняющему мое в системе разнообразий. С социально-психологической точки зрения это невозможно без преодоления идеологической засоренности или клановой ограниченности и поддерживающей их двойственной (с делением на "своих" и "чужих", "белых" и "красных") морали. В итоге тест на зрелость, тест на разнообразие становится тестом на терпимость и уважение» (Э.Р. Тагиров, Л.С. Тронова, 1996. С.11-12).
В итоге и служба психологической помощи мигрантам является службой поддержки разнообразия, службой проектирования культуры толерантности, а не только службой разрешения споров и конфликтов. Чем более зрелой станет наша цивилизация, тем, образно говоря, шире будет в ней ареал культуры толерантности, и тем вероятнее мигранты пройдут успешную адаптацию к иной культуре — культуре, которая станет для них обетованной землей.
Именно в направлении социального конструирования, проектирования службы психологической помощи мигрантам как службы формирования культуры толерантности в России ведутся многолетние исследования доктора психологических наук, известного социального психолога и психолога личности Г.У. Солдатовой и ее коллектива. Эти исследования проводятся в русле первой гуманистической федеральной программы Правительства Российской Федерации «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (на 2001—2005 гг.)». Подобные исследования, как и книга «Психологическая помощь мигрантам», помогают вырасти новому поколению практических психологов как «посредников» между различными культурами и архитекторов культуры толерантности в открытом гражданском обществе.