Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Со свободой каждого, сообразной со всеобщими законами



ВВЕДЕНИЕ В УЧЕНИЕ О ПРАВЕ

Что представляет собой учение о праве

Совокупность законов, для которых возможно внешнее законодательство, на­зывается учением, о праве (lus). Если та­кое законодательство действительно су­ществует, оно есть учение о положитель­ном праве, а о человеке, сведущем в этом учении, или правоведе (lurisconsultus), го­ворят, что он знаток права (lurisperitus), когда он внешние законы знает также с их внешней стороны, то есть с точки зре­ния их применения к случаям, происходя­щим в опыте; учение о праве может стать также юриспруденцией (lurisprudentia), однако без объединения его с юриспруден­цией оно остается всего лишь правоведе­нием (lurisscientia). Это последнее назва­ние относится к систематическому знанию учения о естествен­ном праве (lus naturale), хотя правовед должен в этом учении давать неизменные принципы для всякого положительного за­конодательства.

Что такое право?

Этот вопрос может так же смутить правоведа..., как преслову­тый вопрос: «Что есть истина?<>, обращенный к учителям ло­гики. ...

Понятие права, поскольку оно относится к соответствующей этому праву обязательности (т. е. его моральное понятие), во-первых, касается лишь внешних, и притом практических, отноше­ний между лицами, поскольку их поступки как действия могут иметь (непосредственное или опосредствованное) влияние друг на друга. Во-вторых, понятие права означает не отношение произволения к желанию (следовательно, к чистой потребности) другого [лица], как это имеет место в благодетельных или в же­стокосердных поступках, а лишь отношение к произволению друго­го [лица]. В-третьих, в этом взаимном отношении произволе­ния не принимаются во внимание даже материя этого произво­ления, т. е. цель, которую преследует каждый в отношении желаемого объекта, например, не ставится вопрос, может ли по­лучить свою выгоду от товара тот, кто его покупает у меня для перепродажи, или не может; вопрос стоит лишь о форме отноше­ния двустороннего произволения, поскольку он рассматривается исключительно как свободный, и о том, совместим ли в такой форме поступок одного из двух [лиц] со свободой другого, сооб­разной со всеобщим законом.

Итак, право — это совокупность условий, при которых произ­воление одного [лица] совместимо с произволением другого с точ­ки зрения всеобщего закона свободы.

Всеобщий принцип права

«Прав любой поступок, который или согласно максиме кото­рого свобода произволения каждого совместима со свободой каж­дого в соответствии со всеобщим законом».

Таким образом, если мой поступок или вообще мое состоя­ние совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом, то тот, кто препятствует мне в этом, неправ, ибо такое препятствие (противодействие) несовместимо со свободой, сооб­разной со всеобщим законом. ...Делать правые поступки своей максимой — это требование, предъявляемое мне этикой.

Итак, всеобщий правовой закон гласит: поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произволения было совмести­мо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом...

Право связано с правомочием принуждать ...Все неправое препятствует свободе, сообразной со всеобщим законом, принуждение же препятствует свободе или оказывает ей сопротивление. Следовательно, когда определенное проявление свободы само оказывается препятствием к свободе, сообразной со всеобщими законами (т.е. неправым), тогда направленное против такого применения принуждение как то. что воспрепятствует препятствию для свободы, совместимо со свободой, сообразной со всеобщими законами, т.е. бывает правым; стало быть, по закону противоречия с правом связано также правомочие применять принуждение к тому, кто наносит ущерб этому праву.

Строгое право может быть представлено также

Как возможность полного взаимного принуждения. согласующегося

со свободой каждого, сообразной со всеобщими законами

 

Это положение означает следующее: право нельзя мыслить состоящим из двух частей, а именно из обязательности по закону и из правомочия того, кто своим произволением обязывает дру­гого, принудить его к этой обязательности; понятие права можно усмотреть непосредственно в возможности сочетать всеобщее вза­имное принуждение со свободой каждого. Как вообще право име­ет своим объектом внешнюю сторону поступков, так и строгое право, т.е. такое, к которому не примешивается ничего этического, не требует никаких иных определяющих оснований произволе­ния, кроме внешних; ведь именно тогда оно чисто и не смешано ни с какими нравственными предписаниями. Строгим правом (правом в узком смысле слова) можно, следовательно, назвать лишь совершенно внешнее право. ...

Итак, если говорят: кредитор имеет право требовать от долж­ника уплаты его долга, то это не означает, что он может внушить должнику, что его собственный разум обязывает его к уплате; нет, принуждение, которое заставляет каждого делать это, вполне совместимо со свободой каждого, а следовательно, и с собствен­ной свободой, сообразной со всеобщим внешним законом; та­ким образом, право и правомочие принуждать означают одно и то же.

Закон взаимного принуждения, необходимо согласующегося со свободой каждого, кто руководствуется принципом всеобщей свободы, есть как бы конструирование понятия чистого права, т.е. показ этого понятия в чистом априорном созерцании, по ана­логии с возможностью свободных движений тел, подчиненных за­кону равенства действия и противодействия. ...




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.