для студентов, обучающихся по направлению «Лесное дело»
Ижевск
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА
УДК 581 (078)
ББК 28.57
Б 86
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным 12.08.2010 г.
Утверждены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры плодоводства и овощеводства, протокол № 4 от 20 ноября 2013 г., методической комиссией лесохозяйственного факультета, протокол № 6 от 21.01.2014 г., методической комиссией агрономического факультета, протокол № 7 от 30.01.2014 г.
Рецензенты:
Кандидат с.-х. наук, доцент каф. плодоводства и овощеводства ИжГСХА
Т.Н. Тутова
Кандидат с.-х. наук, доцент каф. земледелия и защиты растений ИжГСХА Е.Л. Семенова
Кандидат с.-х. наук, доцент каф. лесоводства и лесных культур ИжГСХА
Н.М. Итешина
Составители:
Е.В. Соколова – кандидат с.-х. наук, доцент каф. плодоводства и овощеводства ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА;
Г.Я. Петров – кандидат биол. наук, доцент каф. плодоводства и овощеводства ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА.
Б 86 Ботаника: учебно-методическое пособие /сост.: Е.В. Соколова, Г.Я. Петров. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. – 107 с.
В учебном пособии изложены ботанические сведения по анатомии, морфологии и систематике растений, дана последовательность выполнения лабораторно-практических работ по ботанике и требования к их оформлению. Включены описания лабораторно-практических работ, которые охватывают основные разделы ботаники: цитологию растений, гистологию, органографию, систематику растений, классифицирующую все многообразие существующих видов. В работах приведены контрольные вопросы для самопроверки.
Учебное пособие по ботанике предназначено для студентов лесохозяйственного факультета.
Тема № 22. Морфологический анализ и определение растений………………
Тема № 23. Лесные растения Удмуртии…………………………………………
Самостоятельная работа студентов……………………………………………..
Словарь наиболее употребляемых терминов………………………....................
Приложения……………………………………………………………….……….
Список рекомендуемой литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Ботаника – это наука о растениях. Ее задача – всестороннее познание растений: их строения, жизненных функций, распространения, происхождения, эволюции. Изучение как вегетативных, так и репродуктивных органов важно не только для понимания путей исторического развития важнейших органов и тканей цветковых растений, но и для обоснованного использования приемов, повышающих продуктивность лесных культур. Таким образом, ботанические знания в сельскохозяйственном вузе закладывают основу для изучения специальных дисциплин, необходимых для формирования высококвалифицированных специалистов.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с программой дисциплины. Весь материал распределен по занятиям. В каждом занятии рассмотрена определенная тема, дано задание, последовательность выполнения работы и требования к ее оформлению. Приведены контрольные вопросы для самопроверки.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- владение культурой мышления, способностью к анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы теоретического и экспериментального исследования;
- способность распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионе дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние;
- знание роли основных компонентов лесных экосистем (растительного мира).
Тема 1. МИКРОСКОП, ЕГО УСТРОЙСТВО И РАБОТА С НИМ
Биологический микроскоп – это оптический прибор, с помощью которого можно получить увеличение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения (рис. 1).
В микроскопе различают следующие части: оптическую и механическую. К оптической относят объективы, окуляры и осветительное устройство.
Оптическая часть микроскопа состоит из объективов и окуляров. Основную роль играет объектив, так как он обеспечивает изображение объекта. Окуляр только увеличивает изображение. Объективы ввинчиваются в гнезда револьверной системы. Они обращены к объекту исследования и состоят из системы линз, вмонтированных в оправу. Объективов обычно бывает несколько, разной силы увеличения. Увеличение объектива обозначено на нем цифрами: ×8, ×40, ×90.
Окуляр обращен к глазу наблюдателя. Он состоит из линз и вставляется в верхнее отверстие тубуса микроскопа. К биологическому микроскопу обычно прилагаются окуляры с увеличением ×7, ×10, ×15. Для определения общего увеличения микроскопа следует умножить увеличение объектива на увеличение окуляра.
Осветительное устройство состоит из зеркала и конденсора с ирисовой диафрагмой, расположенных под предметным столиком. Зеркало служит для направления света через конденсор на объект. Оно имеет две поверхности: плоскую и вогнутую. В учебных лабораториях с рассеянным светом обычно используют вогнутое зеркало. На некоторых микроскопах в качестве источника света используются лампы накаливания.
Механическая часть микроскопа состоит из подставки, коробки с микрометренным винтом, тубусодержателя, винта грубой наводки, револьвера, предметного столика, винта перемещения конденсора.