Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Рекомендации студентам при подготовке к зачету, (экзамену)



 

При подготовке к зачету (экзамену) особое внимание следует обратить на следующие моменты:

• необходимо знать сущность рассматриваемых категорий,

• знать формулы расчета основных показателей,

• следить за изменениями в законодательной базе.

Для того, чтобы избежать трудностей при ответах по разделам и темам дисциплины, рекомендуется решить практические задачи, приведенные в п.4.2.

 

Вопросы к зачету

 

1. Определение, особенности науки, ее основные черты.

2. Сущность метода. Связь понятий Метод и методология

3. Объект и предмет, информационная база научного исследования.

4. Гипотеза — понятие, виды.

5. Методы научного исследования.

6. Основные различия теории и метода

7. Характерные признаки научного метода. Классификация методов.

8. Виды научных исследований, их характеристика, отли­чительные особенности.

9. Фундаментальные и прикладные исследования: основ­ные понятия, принципы проведения, различия.

10. Цели и задачи теоретического исследования.

11. Системный подход в научных исследованиях (характеристика).

12. Принципы системного подхода.

13. Объекты и направления современного развития системного подхода.

14. Сущность и назначение системного анализа.

15. Классификация проблем по степени их структуризации.

16. Система: понятие, классификация систем.

17. Определение системы. Характеристики системы.

18. Свойства и признаки системы.

19. Модель «черного ящика».

20. Модель состава системы.

21. Модель структуры системы.

22. Модель структурной схемы системы (белого ящика).

23. Классификация систем по основным признакам.

24. Граф как структурная схема системы.

25. Научный инструментарий системного анализа.

26. Метод дерева целей: характеристика, назначение.

27. Метод дерева решений: характеристика, назначение.

28. Метод анализа иерархий (МАИ): характеристика, назначение.

29. Метод сетевого планирования и управления (СПУ): характеристика, назначение.

 


 

 

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных (текущих) и итоговой

аттестации по дисциплине

 

Согласно «Положению о промежуточной аттестации студентов ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» в процессе обучения», принятому Ученым советом университета от 29 января 2008 г., и приказу ректора № 16 от 04 февраля 2008 г. промежуточная аттестация студентов представляет собой оценку качества освоения программ учебных дисциплин (курсов) и практик, предусмотренных учебными планами, (оценку результатов учебной работы студентов) путем оценки уровня знаний, умений и навыков применения их в соответствующих предметных областях с учетом требований государственных образовательных стандартов.

Результаты промежуточной аттестации студентов по учебной работе определяются следующими оценками:

а) «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (дифференцированная оценка);

б) «зачет (зачтено)», «незачет (незачтено)» (недифференцированная оценка).

Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «зачет» являются положительными, оценки «неудовлетворительно», «незачет» - отрицательными.

Промежуточную аттестацию студентов по учебной работе проводят преподаватели, которым это поручено в установленном в университете порядке.

Соотнесение уровней знаний, умений и практических навыков студентов с конкретными оценками – компетенция проводящих аттестацию преподавателей.

Студенты обязаны проходить предусмотренную учебными планами и программами аттестацию в установленные для них (планами, программами, графиками, приказами, распоряжениями и расписаниями) сроки. Возможны (разрешаются) досрочные аттестации с согласия (по желанию) студентов.

Результаты промежуточной аттестации студентов определяют возможность продолжения их обучения в университете.

Виды промежуточной аттестации студентов в процессе обучения:

а) семестровая (курсовая) аттестация по отдельным учебным дисциплинам (курсам), циклам дисциплин;

б) текущий контроль учебной работы (успеваемости) по дисциплинам (курсам);

в) оценка результатов практики (учебной, производственной) студентов на предприятии, в учреждениях и организациях.

Семестровая (курсовая) аттестация студентов по отдельным дисциплинам (учебным курсам) и циклам дисциплин проводится в форме предусмотренных учебным планом семестра (курса обучения) курсовых экзаменов, зачетов, приема курсовых проектов (работ), междисциплинарных аттестационных работ или по результатам текущего контроля учебной работы студента в семестре (в межсессионный период). В последнем случае оценка фиксируется как оценка по соответствующей семестровой (курсовой) форме аттестации студента по дисциплине (экзаменационная, зачетная оценка).

Текущий контроль учебной работы студентов – аттестация по отдельным разделам, темам и вопросам программ учебных дисциплин (курсов) проводится на основе результатов выполнения студентами в семестре (в межсессионный период) соответствующих учебных заданий (контрольных, расчетно-графических и других индивидуальных учебных работ, предусмотренных учебными планами и программами дисциплин), а также участия студентов в практических (семинарских), лабораторных занятиях.

Результаты семестровой (курсовой) аттестации студентов заносятся преподавателями в экзаменационные и зачетные ведомости (листы), а также в зачетные книжки студентов (в зачетные книжки заносятся только положительные оценки).

Экзаменационные и зачетные ведомости учебных групп, предварительно составляемые в деканатах факультетов, подписываются деканами (их заместителями) и передаются преподавателям до начала проведения аттестации. При необходимости деканами (заместителями деканов) выписываются индивидуальные экзаменационные и зачетные листы, которые студенты предъявляют преподавателям в начале аттестации.

В ведомостях и листах указываются виды (формы) аттестации, дисциплины, по которым они проводятся, фамилии преподавателей, которым поручено проведение аттестации, фамилии и номера зачетных книжек студентов, даты (сроки) проведения аттестации. Ведомости (листы) с занесенными в них оценками возвращаются преподавателями в деканаты не позже следующего за истечением срока проведения аттестации дня.

Результаты текущего контроля учебной работы студентов (соответствующие оценки) отмечаются преподавателями в учетных карточках посещаемости занятий, сдачи учебных заданий по дисциплинам. Результаты проверки контрольных работ студентов-заочников отмечаются в регистрационных листах, журналах, учебных карточках студентов.

Студент, не прошедший (без уважительных на то причин) в установленные сроки предусмотренную учебным планом промежуточную аттестацию (получивший отрицательную оценку), считается имеющим академическую задолженность. Студентам, которые не смогли пройти аттестацию в общеустановленные сроки по болезни или другим документально подтверждаемым уважительным причинам, устанавливаются индивидуальные сроки прохождения ее (в том числе – индивидуальные учебные планы и графики).

Экзамены, зачеты, прием курсовых проектов, курсовых работ проводятся с целью итоговой (на определенном этапе обучения) оценки уровня знаний, умений и практических навыков студентов в соответствующей предметной области (по определенным учебным дисциплинам, их частям или циклам).

Экзамен является формой проверки усвоения студентом учебного материала (освоения им программы) соответствующей дисциплины (ее части) в целом и заключается в дифференцированной оценке уровня знаний, умений и практических навыков студента на основе ответов его на определенные экзаменационные вопросы, результатов выполнения им определенных экзаменационных заданий (решения экзаменационных задач).

Экзамены проводятся по билетам, содержащим экзаменационные вопросы и (или) задания, в устной или письменной форме (либо как сочетание данных форм). Экзамен может проводиться в форме тестирования студентов. Форма проведения экзамена устанавливается преподавателем, принимающим экзамен.

Экзаменационные вопросы, типы экзаменационных заданий (задач), структура экзаменационных билетов (или сами билеты и задания) утверждаются на заседаниях кафедр, которым поручено преподавание соответствующих дисциплин. Экзаменатору предоставляется право, задавать студентам дополнительные вопросы и задания по программе курса. Во время экзамена студенты могут пользоваться справочной литературой и другими пособиями только с разрешения экзаменатора.

При приеме экзамена могут учитываться результаты предшествующей учебной работы студента по программе данной дисциплины (текущего контроля учебной работы).

Зачет (зачет по дисциплине) является, как правило, формой

оценки учебной работы студента по соответствующей дисциплине за определенный период обучения (семестр) по совокупности результатов выполнения им в течение этого периода учебных заданий (лабораторных, контрольных, расчетно-графических, реферативных и т.п. работ), а также участия студента в практических учебных занятиях (оценки продемонстрированных им при этом знаний и умений).

Экзамены проводятся, как правило, в периоды экзаменационных (при заочной форме обучения – лабораторно-экзаменационных) сессий, предусмотренных учебными планами (графиками учебного процесса), по соответствующим расписаниям.

Расписание экзаменов учебной группы составляется с учетом предложений студентов, утверждается ректором университета и своевременно доводится до сведения преподавателей и студентов.

Зачеты, приемы (защиты) курсовых проектов, курсовых и работ проводятся, как правило:

- при очной или очно-заочной форме обучения в последние недели семестра, в котором эти формы аттестации запланированы (до начала экзаменационных сессий);

- при заочной форме обучения в процессе лабораторно-экзаменационной сессии, на которую эти формы аттестации выносятся.

Расписания зачетов, защит курсовых проектов, курсовых и работ, составляемые преподавателями, своевременно доводятся до сведения студентов.

Разрешаются досрочные сдачи экзаменов и зачетов, защиты курсовых проектов, курсовых работ по мере готовности студентов к данным формам аттестации.

Экзамен принимается у студентов, допущенных к нему деканом факультета и успешно прошедших предусмотренные в предшествующий экзамену период учебным планом другие формы аттестации по данной дисциплине. К экзамену не допускаются студенты:

а) не имеющие предусмотренных по данной дисциплине зачетов, не защитившие предусмотренных по данной дисциплине курсовых проектов (работ);

б) имеющие академические задолженности по трем и более дисциплинам и подлежащие в связи с этим отчислению из университета.

Экзаменатор имеет право:

- не допустить к сдаче экзамена студента, не выполнившего основные обязательные учебные задания и работы, предусмотренные программой дисциплины;

- выставить с согласия допущенного к экзамену студента экзаменационную оценку по результатам текущего контроля его учебной работы по соответствующей дисциплине.

Студентам, допущенным к экзамену (деканом и экзаменатором) и не согласным с оценками, полученными по результатам текущего контроля учебной работы, предоставляется право сдачи экзамена.

Неявка допущенного к экзамену (к защите курсового проекта, курсовой работы) студента на экзамен (защиту) в установленные сроки отмечается в экзаменационной (зачетной) ведомости словами «не явился». Если эта неявка была по неуважительной причине, то деканом факультета в ведомости проставляется неудовлетворительная оценка.

Студенту, не допущенному к экзамену (защите курсового проекта, курсовой работы), в экзаменационной (зачетной) ведомости проставляете «не допущен», что приравнивается к неудовлетворительной оценке.

При явке на экзамены и зачеты, защиту курсовых проектов,курсовых работ студенты обязаны иметь при себе зачетные книжки, а также, в случае аттестации, проводимой в индивидуально устанавливаемые деканом сроки, соответственно экзаменационные и зачетные листы. Зачетные книжки, экзаменационные и зачетные листы предъявляются студентами преподавателям в начале проведения аттестации.

Для ликвидации студентами академических задолженностей по результатам семестровой (курсовой) аттестации декан факультета в необходимых случаях устанавливает допустимые индивидуальные сроки (с учетом числа и причин задолженностей, возможностей ликвидации их и успешного продолжения обучения студента в университете).

Повторная сдача одного и того же экзамена или зачета, защита курсового проекта, курсовой работы допускается не более двух раз. Право повторной аттестации не предоставляется студентам, имеющим академические задолженности по трем и более дисциплинам.

При необходимости для повторного приема экзамена, зачета деканом факультета может создаваться соответствующая аттестационная комиссия.

 

 

5.3 Условия получения студентом положительных оценок

 

Определение (уточнение) экзаменационной оценки может осуществляться на основе выполнения студентом соответствующих экзаменационных заданий, результатов собеседования преподавателя со студентом, тестирование студента.

Экзаменационная оценка является, как правило, дифференцированной. Перечень дисциплин, по которым устанавливается дифференцированная зачетная оценка, определяется ученым советом университета.

Оценки (дифференцированные) по курсовым проектам, курсовым работам определяются на основе результатов защиты студентами данных проектов и работ перед специальными комиссиями из числа преподавателей соответствующих кафедр.

Курсовые проекты, курсовые и междисциплинарные аттестационные работы должны быть допущены к защите преподавателями, руководившими их выполнением.

 

 

Фонд оценочных средств (тесты)

 

_________________ - целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены.

- наблюдение;

- эксперимент;

- анализ;

- метод;

- синтез.

 

_______________ - это форма духовной деятельности

людей,направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

· наука;

· гипотеза;

· теория;

· концепция;

· философия.

 

Существует ли общепринятая точка зрения о времени возникновения науки:

- да;

- нет.

 

В какой период времени наука возникла как система подготовки кадров:

- в период античности;

- в Новое время;

- с середины Х1Х века;

- со второй половины ХХ века.

 

Метод научного познания, основанный на изучении каких либо объектов посредством их моделей:

- моделирование;

- аналогия;

- эксперимент;

- синтез.

Научное исследование не характеризуется:

- полнотой;

- объективностью;

- точностью;

- бездоказательностью.

 

_______________ - априорное, интуитивное предположение о возможных свойствах, структуре, параметрах, эффективности исследуемого объекта или процесса:

- исследование;

- гипотеза;

- факт;

- тезис.

- Метод исследования, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях:

- индукция;

- анализ;

- наблюдение;

- эксперимент.

 

Гипотезу выдвигают в _______________ научного исследования:

- В начале;

- В середине;

- В конце;

- Не выдвигают.

 

________________ - способ получения информации (снятие неопределенности) об объекте исследования:

Выделяют типы инвестиций:

- метод;

- гипотеза;

- исследование;

- умозаключение.

 

Научной основой метода всех наук о природе и обществе является _______________ метод исследования:

- аналитический;

- диалектический;

- системный;

- индуктивный.

 

В какой период времени наука стала непосредственной производительной силой:

- в период античности;

- в Новое время;

- с середины Х1Х века;

- со второй половины ХХ века.

 

Метод научного познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:

- наблюдение;

- аналогия;

- эксперимент;

- синтез.

В каком документе отражаются основные направления развития качества жизни:

- система менеджмента качества предприятия;

- программа социально-экономического развития территории;

- политика в области качества;

- требования к системе менеджмента качества.

 

Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета:

- анализ;

- синтез;

- индукция;

- дедукция.

 

Несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом:

- абстракция;

- интуиция;

- эмерджентность;

- агрегирование.

 

Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования:

- научное направление;

- научная теория;

- научная концепция;

- научный эксперимент;

- научный задел.

 

В исследовании разделение целого на части - это:

- абстракция;

- декомпозиция;

- эмерджентность;

- агрегирование.

 

18.Способность большой системы к реализации некоторого множества функций на заданной структуре:

- иерархия;

- многофункциональность;

- гибкость;

- агрегирование.

25) Свойство системы изменять цель и параметры функционирования в зависимости от условий функционирования или состояния подсистем:

а) иерархия;

б) многофункциональность;

в) гибкость;

г) агрегирование.

26) Способность изменения целей и параметров функционирования при изменении условий функционирования:

а) адаптация;

б) надежность;

в) живучесть;

г) стойкость.

27) Способность изменять цели и параметры функционирования при отказе и (или) повреждении элементов системы:

а) адаптация;

б) надежность;

в) живучесть;

г) стойкость.

28) Свойство системы реализовывать заданные функции в течение определенного периода времени с заданными параметрами качества:

а) адаптация;

б) надежность;

в) живучесть;

г) стойкость.

29) Свойство системы выполнять свои функции при выходе параметров внешних условий системы за определенные ограничения или допуски:

а) адаптация;

б) надежность;

в) живучесть;

г) стойкость.

30) Наука о совместных, согласованных действиях с использованием связей между элементами структуры:

а) эмерджентность;

б) синергетика;

в) эвристика;

г) кибернетика.

31) Краткая характеристика работы, которая должна отвечать, прежде всего на вопросы, о чем говорится в представленной работе:

а) введение;

б) аннотация;

в) содержание;

г) заключение.

32) Синергетика предполагает, что в результате сложения усилий нескольких людей результат будет в отличие от ситуации, если бы они действовали по отдельности:

а) меньше;

б) такой же;

в) больше;

г) все ответы не верны.

33) Метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента:

а) анализ;

б) синтез;

в) индукция;

г) дедукция.

34) Наука об управлении, связи и обработке информации:

а) эмерджентность;

б) синергетика;

в) эвристика;

г) кибернетика.

35) Система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности:

а) методология;

б) практика;

в) теория;

г) синергетика.

36) Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам- следствиям:

а) анализ;

б) синтез;

в) индукция;

г) дедукция.

37) Совокупность сложных теоретических и практических задач, решение которых назрели на данном этапе развития общества:

а) проблема;

б) эксперимент;

в) научные вопросы;

г) научное направление.

38) Мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования:

а) научные вопросы;

б) научное направление;

в) научная теория;

г) научные элементы.

39) Выберите вариант с правильной последовательностью расположения этапов реферата:

а) титульный лист — оглавление — введение — основное содержание — заключение — список используемой литературы — приложения;

б) титульный лист — введение — оглавление — основное содержание — заключение — список используемой литературы — приложения;

в) титульный лист — оглавление — введение — основное содержание — список используемой литературы — заключение — приложения;

г) титульный лист — оглавление — введение — основное содержание — заключение — приложения — список используемой литературы.

40) Ученый, предложивший формулу, с помощью которой| можно наметить число групп п при известной численными совокупности N:

а) Д. И. Менделеев;

б) Г. Стерджесс;

в) И. Ньютон;

г) А. Н. Колмогоров.

41) Составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации:

а) единица наблюдения;

б) признак наблюдения;

в) частица наблюдения;

г) отчетная единица.

42) Вопрос, предполагающий выбор одного ответа из нескольких вариантов:

а) альтернативный вопрос;

б) открытый вопрос;

в) сравнительный вопрос;

г) закрытый вопрос.

43) Объединение нескольких параметров системы низшего уровня в параметры системы более высокого уровня:

а) абстракция;

б) декомпозиция;

в) эмерджентность;

г) агрегирование.

44) Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании:

а) структурная группировка;

б) комбинированная группировка;

в) типологическая группировка;

г) все варианты не верны.

45) Какая формула характеризует среднюю арифметическую простую:

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

Дайте определение исследования, в наибольшей степени раскрывающее его сущность

Какова связь понятий “познание” и “исследование”?

Что составляет цель, задачи, предмет и объект дисциплины «Методы исследований в экономике и менеджменте».

Связь понятий «исследование», «эксперимент», «опыт», «анализ», «обследование».

Объект и предмет, информационная база исследования.

Что понимают под концепцией исследования?

Какие методы используют при разработке концепции?

Что понимают под научной парадигмой? В чем видится вам различие между концепцией и программой исследования?

В чем состоит различие между программой и планом исследования?

Понятие и сущность метода исследования

Классификация методов исследования

Назовите методы выявления проблемы

Характеристика метода наблюдения (мониторинга);

Характеристика метода АВС-анализа (Парето- анализ);

Характеристика и назначение матрицы Кепнера—Трегое

Этапы научного исследования, их содержание

Классификация методов анализа.

Что понимают под исследовательским приемом?

Что понимают под исследовательской процедурой?

В чем различие понятий “метод исследования” и “метод этапа исследования”? Что есть доказательство.

Виды доказательств.

Фазы доказательства.

Дайте характеристику общенаучным методам исследования.

Дайте характеристику эмпирическим методам исследования.

Дайте характеристику мыслительно-логическим методам исследования.

Классификация методов анализа

Сферы применения методов анализа

Что понимают под факторным анализом?

Какие виды факторного анализа вы знаете?

Для решения каких задач могут использоваться методы факторного анализа?В чем сущность детерминированного факторного анализа?В чем сущность стохастического факторного анализа?В чем сущность вариационного анализа?

Что понимают под бенчмаркингом?

Для решения каких исследовательских задач целесообразно

использовать бенчмаркинг?

Какой графический инструмент уместно использовать в бенч-

Маркинговом исследовании?

Результаты бенчмаркинга.

Подходы к выполнению мета-анализа.

Основные методы мета-анализа.

Байесовский мета-анализ,

Кумулятивный мета-анализ,

Многофакторный мета-анализ

В чем сущность корреляционно-регрессионного анализа?

Что понимают под регрессией?

Когда (в каких областях) целесообразно использовать корреляционно-регрессионный анализ?

Какие исследовательские задачи можно решать с помощью корреляционно-регрессионного анализа?

В чем заключается преимущество корреляционно-регрессионного анализа по отношению рангового корреляционного анализа?

Модель зависимости результирующего фактора от нескольких независимых при линейной форме связи.

Какие подходы к объекту исследования вам известны?

В чем различие между комплексным и системным подходами к объекту исследования?

Что понимают под ситуационным подходом к исследованию?

Какие принципы системного подхода к объекту исследования вам известны?

Какие вы знаете принципы диалектического подхода к объекту исследования?

Понятие системы. Свойства систем и их классификация.

Определение и обоснование целей функционирования системы.

Системное моделирование: модель «черного ящика».

Модель состава системы.

Модель структуры системы.

Модель структурной схемы системы («белого ящика»).

Принципы разработки моделей систем.

Характеристика и классификация математических методов, используемых в исследованиях.

Какие методы исследования рассматривают в качестве математических и почему?

Как используется в исследованиях дифференциальное исчисление?

В чем сущность метода статистических испытаний (метод Монте-Карло)?

В чем заключается сущность линейного программирования?

Для решения, каких исследовательских задач используются методы линейного программирования?

Сущность задачи и модель оптимального плана.

Сущность задачи и модель транспортной задачи. Двойственность задач линейного программирования. Характеристика и классификация социологических методов.

Что понимают под социометрией?

С какой целью (для решения каких исследовательских задач)

проводятся социометрические исследования?

Для чего предназначена анкета социометрического опроса?

Как выглядит и для чего предназначена социометрическая матрица?

Каков общий вид социограммы?

Какие вы знаете социометрические показатели?

Постановка задачи принятия решений (ЗПР). Классификация ЗПР. Классификация методов принятия решений (МПР)

Сравнительный анализ методов исследования операций и МПР.

МПР, основанные на анализе конфликтных ситуаций.

Принятие решений на основе метода анализа иерархии (МАИ).

Системы массового обслуживания и их модели в экономике, финансах и банковском деле.

Управление запасами. Задачи экономичного размера запаса.

Динамическое программирование как метод принятия решений.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.