Дисциплина «Методы исследования в экономике и менеджменте» относится к профессиональному циклу, вариативной части ООП по направлению 38.04.01 – Экономика, 38.04.02 – Менеджмент, 38.04.08 - Финансы и кредит, 38.04.06 -Торговое дело.
При изучении дисциплины используются знания и навыки, полученные при изучении предшествующих ей следующих дисциплин бакалавриата: «Статистика», «Менеджмент и маркетинг», «Информатика», «Экономика», «Экономическая теория», «Эконометрика».
При преподавании дисциплины учитываются следующие параллельно изучаемые дисциплины: «Философия и методология научных исследований», «Управление персоналом», «Организация предпринимательской деятельности».
Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Методы исследования в экономике и менеджменте», используются при изучении дисциплин магистратуры: «Маркетинг инноваций», «Информационные технологии в бизнесе», «Управление рисками» и др., а также при написании выпускной квалификационной работы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
«Методы исследования в экономике и менеджменте»:
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);
готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
способностью принимать организационно-управленческие решения (ОПК-3);
способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);
способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);
способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);
способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные методы и инструменты количественного и качественного исследования социально-экономических и инновационных процессов;
- основные методы и инструменты экономического анализа поведения экономических агентов в глобальной среде.
Уметь:
- выявлять противоречия и проблемы, формулировать цель и задачи исследования, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы;
- формировать информационную базу исследования, выбор необходимых методов исследования;
- критически оценивать полученные результаты исследования, формулировать выводы и рекомендации, оформлять научные отчеты и готовить публикации по итогам проведенного исследования.
Владеть:
- категориальным аппаратом, технологией проведения научного исследования, навыками представления результатов проведенного исследования экспертному сообществу в форме научной публикации или доклада;
- методами экономического анализа и научного прогнозирования для обоснования экономических и управленческих решений.
4 Структура и содержание дисциплины«Методы исследования в экономике и менеджменте»
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов;
в первом семестре – 70 час., во втором – 110 час., из них:
аудиторные занятия - 60 часов, самостоятельная работа – 120 часов.
Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в нижерасположенной таблице.
№
П№п/п
Тема
дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Трудоемкость учебной работы по ее видам (час.)
Формы текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине
АЗ
СРС
Всего
Лекции
ПЗ٭
Первый семестр
Характеристика научного исследования и его специфика в экономической науке. Цель, задачи, предмет и объект исследования в экономике и менеджменте.
1-2
-
Входное тестирование
Методы исследования и их составляющие. Классификация методов, используемых в исследо-ваниях.
3-4
• Опрос
• Задание1
Методы выявления проблемы.
Методы анализа: классификация и использование