Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обучающие и контролирующие материалы (тесты)



 

ВАРИАНТ 1

1. _________________ - целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены.

- наблюдение;

- эксперимент;

- анализ;

- метод;

- синтез.

2. _______________ - это форма духовной деятельности

людей,направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

· наука;

· гипотеза;

· теория;

· концепция;

· философия.

3. Существует ли общепринятая точка зрения о времени возникновения науки:

- да;

- нет.

4.В какой период времени наука возникла как система подготовки кадров:

- в период античности;

- в Новое время;

- с середины Х1Х века;

- со второй половины ХХ века.

5.Метод научного познания, основанный на изучении каких либо объектов посредством их моделей:

- моделирование;

- аналогия;

- эксперимент;

- синтез.

ВАРИАНТ 2

1. Научное исследование не характеризуется:

- полнотой;

- объективностью;

- точностью;

- бездоказательностью.

2. _______________ - априорное, интуитивное предположениео возможных свойствах, структуре, параметрах, эффективности исследуемого объекта или процесса:

- исследование;

- гипотеза;

- факт;

- тезис.

- Метод исследования, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях:

- индукция;

- анализ;

- наблюдение;

- эксперимент.

3. Гипотезу выдвигают в _______________ научного исследования:

- В начале;

- В середине;

- В конце;

- Не выдвигают.

4. ________________ - способ получения информации (снятие неопределенности) об объекте исследования:

Выделяют типы инвестиций:

- метод;

- гипотеза;

- исследование;

- умозаключение.

5.Научной основой метода всех наук о природе и обществе является _______________ метод исследования:

- аналитический;

- диалектический;

- системный;

- индуктивный.

6.В какой период времени наука стала непосредственной производительной силой:

- в период античности;

- в Новое время;

- с середины Х1Х века;

- со второй половины ХХ века.

7.Метод научного познания, прикотором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый:

- наблюдение;

- аналогия;

- эксперимент;

- синтез.

ВАРИАНТ 3

1. В каком документе отражаются основные направления развития качества жизни:

- система менеджмента качества предприятия;

- программа социально-экономического развития территории;

- политика в области качества;

- требования к системе менеджмента качества.

 

2.Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета:

- анализ;

- синтез;

- индукция;

- дедукция.

3. несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом:

- абстракция;

- интуиция;

- эмерджентность;

- агрегирование.

4. Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования:

- научное направление;

- научная теория;

- научная концепция;

- научный эксперимент;

- научный задел.

5. В исследовании разделение целого на части - это:

- абстракция;

- декомпозиция;

- эмерджентность;

- агрегирование.

6. Способность большой системы к реализации некоторого множества функций на заданной структуре:

- иерархия;

- многофункциональность;

- гибкость;

- агрегирование.

25) Свойство системы изменять цель и параметры функционирования в зависимости от условий функционирования или состояния подсистем:

а) иерархия;

б) многофункциональность;

в) гибкость;

г) агрегирование.

26) Способность изменения целей и параметров функционирования при изменении условий функционирования:

а) адаптация;

б) надежность;

в) живучесть;

г) стойкость.

27) Способность изменять цели и параметры функционирования при отказе и (или) повреждении элементов системы:

а) адаптация;

б) надежность;

в) живучесть;

г) стойкость.

28) Свойство системы реализовывать заданные функции в течение определенного периода времени с заданными параметрами качества:

а) адаптация;

б) надежность;

в) живучесть;

г) стойкость.

29) Свойство системы выполнять свои функции при выходе параметров внешних условий системы за определенные ограничения или допуски:

а) адаптация;

б) надежность;

в) живучесть;

г) стойкость.

30) Наука о совместных, согласованных действиях с использованием связей между элементами структуры:

а) эмерджентность;

б) синергетика;

в) эвристика;

г) кибернетика.

31) Краткая характеристика работы, которая должна отвечать, прежде всего на вопросы, о чем говорится в представленной работе:

а) введение;

б) аннотация;

в) содержание;

г) заключение.

32) Синергетика предполагает, что в результате сложения усилий нескольких людей результат будет в отличие от ситуации, если бы они действовали по отдельности:

а) меньше;

б) такой же;

в) больше;

г) все ответы не верны.

33) Метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента:

а) анализ;

б) синтез;

в) индукция;

г) дедукция.

34) Наука об управлении, связи и обработке информации:

а) эмерджентность;

б) синергетика;

в) эвристика;

г) кибернетика.

35) Система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности:

а) методология;

б) практика;

в) теория;

г) синергетика.

36) Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам- следствиям:

а) анализ;

б) синтез;

в) индукция;

г) дедукция.

37) Совокупность сложных теоретических и практических задач, решение которых назрели на данном этапе развития общества:

а) проблема;

б) эксперимент;

в) научные вопросы;

г) научное направление.

38) Мелкие научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования:

а) научные вопросы;

б) научное направление;

в) научная теория;

г) научные элементы.

39) Выберите вариант с правильной последовательностью расположения этапов реферата:

а) титульный лист — оглавление — введение — основное содержание — заключение — список используемой литературы — приложения;

б) титульный лист — введение — оглавление — основное содержание — заключение — список используемой литературы — приложения;

в) титульный лист — оглавление — введение — основное содержание — список используемой литературы — заключение — приложения;

г) титульный лист — оглавление — введение — основное содержание — заключение — приложения — список используемой литературы.

40) Ученый, предложивший формулу, с помощью которой| можно наметить число групп п при известной численными совокупности N:

а) Д. И. Менделеев;

б) Г. Стерджесс;

в) И. Ньютон;

г) А. Н. Колмогоров.

41) Составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации:

а) единица наблюдения;

б) признак наблюдения;

в) частица наблюдения;

г) отчетная единица.

42) Вопрос, предполагающий выбор одного ответа из нескольких вариантов:

а) альтернативный вопрос;

б) открытый вопрос;

в) сравнительный вопрос;

г) закрытый вопрос.

43) Объединение нескольких параметров системы низшего уровня в параметры системы более высокого уровня:

а) абстракция;

б) декомпозиция;

в) эмерджентность;

г) агрегирование.

44) Образование групп по двум и более признакам, взятым в определенном сочетании:

а) структурная группировка;

б) комбинированная группировка;

в) типологическая группировка;

г) все варианты не верны.

45) Какая формула характеризует среднюю арифметическую простую:

 

Что такое системный анализ?

ƒ Новое, интенсивно развивающееся научное направление, которое служит

для анализирования сложных задач политического, военного, социального, на-

учного, экономического и технического характера.

ƒ Новое, интенсивно развивающееся научное направление, которое служит

для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического,

военного, социального, научного, экономического и технического характера.

ƒ Новое, интенсивно развивающееся научное направление, которое служит

для изучения сложных проблем политического, военного, социального, научно-

го, экономического и технического характера.

2. Что следует понимать под системой?

ƒ Множества элементов, сложное взаимодействие которых приводит к дос-

тижению некой цели.

ƒ Сложное взаимодействие множества элементов.

ƒ Система методов для достижения некоторых целей.

3. Первое определение системы:

ƒ Совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаи-

модействующая с ней как целое.

ƒ Средство достижения цели.

ƒ Совокупность взаимосвязанных элементов.

4. Свойства модели «черного ящика»?

ƒ Целостность и полная изолированность от среды.

ƒ Динамичность и обособленность от среды.

ƒ Целостность и обособленность от среды.

5. Что входит в состав системы?

ƒ Элементы и подсистемы.

ƒ Элементы и связи между ними.

ƒ Элементы, связи между элементами, подсистемы.

6. Что называется структурой системы?

ƒ Совокупность необходимых и достаточных для достижения цели отноше-

ний между подсистемами.

ƒ Совокупность необходимых и достаточных для достижения цели отноше-

ний между элементами.

ƒ Совокупность необходимых и достаточных для достижения цели отноше-

ний между элементами и подсистамами. 44

7. Назовите второе определение системы?

ƒ Совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаи-

модействующая с ней как целое.

ƒ Средство достижения цели.

ƒ Совокупность взаимосвязанных элементов.

8. Что указываются в структурной схеме?

ƒ Все элементы системы и все связи между элементами внутри системы.

ƒ Все элементы системы, все связи между элементами внутри системы и

связи всех элементов с окружающей средой (входы и выходы системы).

ƒ Все элементы системы, все связи между элементами внутри системы и связи

определенных элементов с окружающей средой (входы и выходы системы).

11. Какие системы называются динамическими?

ƒ Системы, в которых не происходят какие бы то ни было изменения со

временем, называются динамическими.

ƒ Системы, в которых происходят какие бы то ни было изменения со време-

нем, называются динамическими

ƒ Системы, обособленные от среды и взаимодействующие с ней как целое,

называются динамическими.

10. Что подразумевают под функционированием динамической модели?

ƒ Процессы, которые происходят в системе, стабильно реализующей фикси-

рованную цель.

ƒ То, что происходит с системой при изменении ее целей.

ƒ Процессы, которые происходят вне систем, стабильно реализующейфик-

сированную цель.

11. Что подразумевают под развитием динамической модели?

ƒ Процессы, которые происходят в системе, стабильно реализующей фикси-

рованную цель.

ƒ То, что происходит с системой при изменении ее целей.

ƒ То, что происходит в системе при изменении ее целей.

12. Что такое математическая модель системы?

ƒ Задание множества входов, состояний и выходов, и связей между ними.

ƒ Задание множества входов, состояний, пространств, выходов, и связей ме-

жду ними.

ƒ Задание множества входов, пространств, выходов, и связей между ними.

13. Что собой представляет маханизм?

ƒ То, что воздействует на процесс выполнения описываемой блоком функ-

ции и позволяет влиять на результат выполнения действия. 45

ƒ То, посредством чего осуществляется данное действие.

ƒ Результирующие ресурсы, полученные в результате выполнения описы-

ваемой блоком функции.

14. Что дает нам внутреннее математическое описание систем?

ƒ Представление о поведении элементов системы в некоторой локальной ок-

рестности текущего состояния.

ƒ Представление о поведении системы в некоторой локальной окрестности

текущего состояния.

ƒ Представление о поведении системы текущего состояния.

15. Что называют внешним описанием системы?

ƒ Описание выходов системы.

ƒ Описание состояния системы.

ƒ Связь «вход-выход».

16. Что такое управляемые и неуправляемые динамические системы?

ƒ Системы, на которые можно оказывать влияние называются управляемые,

а системы которые обладают активной динамикой называются неуправляемые

динамические системы.

ƒ Системы, на которые можно оказывать влияние называются управляемые,

а системы которые не обладают средствами, с помощью которых можно было

бы влиять на их динамику называются неуправляемые динамические системы.

ƒ Системы, на которые можно оказывать пассивное влияние называются

управляемые, а системы которые не обладают средствами, с помощью которых

можно было бы влиять на их динамику называются неуправляемыединамиче-

ские системы.

17. Что включает в себя идентификация?

ƒ Определение размерности пространства состояний, описание внутренней

динамики системы и содержательных связей между множествами объектов, рас-

пределение вероятностей для случайных воздействий.

ƒ Определение размерности пространства состояний, описание внешней ди-

намики системы и содержательных связей между множествами объектов, рас-

пределение вероятностей для случайных воздействий.

ƒ Определение количества состояний, описание внутренней динамики сис-

темы и содержательных связей между множествами объектов, распределение

вероятностей для случайных воздействий.

18. Что такое оптимизация?

ƒ Проблема выбора критерия, то есть вопрос о том, каким образом следует

сравнивать между собой различные элементы систем

19. Что собой представляет операция декомпозиции?

ƒ Объединение нескольких элементов в единое целое.

ƒ Как сопоставление объекта анализа с некоторой моделью, так и выделение

в нем того, что соответствует элементам взятой модели.

ƒ Агрегирование частей в единое целое, которое приводит к появлению но-

вых качеств, не сводящихся к качествам частей в отдельности.

20. Назвать формальные типы моделей систем:

ƒ Модели «черного ящика», состава, структуры, конструкции (структурной

схемы) – каждая в статическом или динамическом варианте.

ƒ Модели «черного ящика», модели «белого ящика», состава, структуры,

конструкции (структурной схемы) – каждая в статическом или динамическом

варианте.

ƒ Модели «черного ящика», модели «белого ящика», состава, структуры,

конструкции (структурной схемы) – каждая в динамическом варианте.

21. Назвать качественные требования к структуре алгоритма процесса

декомпозиции:

ƒ Свести сложный объект анализа к конечной совокупности простых по-

добъектов и проблема должна быть рассмотрена максимально всесторонне и

подробно.

ƒ Свести сложный объект анализа к конечной совокупности простых по-

добъектов и все дерево должно быть максимально компактным – «вширь» и

«вглубь».

ƒ Свести сложный объект анализа к конечной совокупности простых по-

добъектов либо (если это не удается) выяснить конкретную причину неустрани-

мой сложности.

22. Что служит основанием для декомпозиции?

ƒ Элементы системы.

ƒ Содержательная модель системы.

ƒ Формальные модели известных типов.

23. Что такое агрегирование?

ƒ Операцией, противоположной декомпозиции, является операция агрегиро-

вания, то есть объединение нескольких элементов в единое целое.

ƒ Объединение частей в единое целое, которое приводит к появлению новых

качеств, не сводящихся к качествам частей в отдельности. 47

ƒ Сопоставление объекта анализа с некоторой моделью, как выделение в

нем того, что соответствует элементам взятой модели.

24. Что такое эмерджентность?

ƒ Объединение нескольких элементов в единое целое.

ƒ Сопоставление объекта анализа с некоторой моделью, как выделение в

нем того, что соответствует элементам взятой модели.

ƒ Основание для декомпозиции является содержательная модель системы.

25. Назовите два важных этапа системного анализа:

ƒ Порождение множества альтернатив, на котором предстоит осуществлять

выбор; определение единственного решения.

ƒ Порождение множества альтернатив, на котором предстоит осуществлять

выбор; оценка и сравнение альтернатив.

ƒ Порождение множества альтернатив, на котором предстоит осуществлять

выбор; определение целей, ради достижения которых производится выбор.

26. Назовите три класса проблем:

ƒ Хорошо структурированные или количественно выраженные проблемы,

неструктурированные или качественно выраженные проблемы, слабоструктури-

рованные (смешанные проблемы).

ƒ Плохо структурированные или количественно выраженные проблемы, не-

структурированные или качественно выраженные проблемы, слабо структури-

рованные (смешанные проблемы).

ƒ Плохо структурированные или количественно выраженные проблемы, хо-

рошо структурированные или качественно выраженные проблемы, слабо струк-

турированные (смешанные проблемы).

27. Какие проблемы называют хорошо структурированными (количест-

венно выраженными) проблемами?

ƒ Проблемы, которые описываются лишь на содержательном уровне и ре-

шаются с использованием неформальных процедур.

ƒ Проблемы, которые содержат количественные и качественные проблемы,

причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем име-

ют тенденцию

ƒ Проблемы, которые поддаются математической формализации и решаются

с использованием формальных методов доминирования.

28. Какие методы используются при решении хорошо структурирован-

ных проблем?

ƒ Методы экспертных оценок.

ƒ Математические методы.

ƒ Методы системного анализа. 48

29. Какие методы используются при решении неструктурированных

проблем?

ƒ Методы системного анализа.

ƒ Методы экспертных оценок.

ƒ Математические методы.

30. Какие методы используются при решении слабоструктурированных

проблем?

ƒ Целесообразно использовать методы системного анализа.

ƒ Целесообразно использовать математические методы.

ƒ Целесообразно использовать методы экспертных оценок

31. Из каких процедур состоит системный подход к процессу принятия

решений?

ƒ Понимание проблемы и перспектив развития. Выделяется множество по-

тенциально возможных решений. Из их числа отбирается множество конкури-

рующих решений.

ƒ Выделяется множество потенциально возможных решений. Из их числа

отбирается множество конкурирующих решений. Выбирается рациональное ре-

шение с учетом системы предпочтений ЛПР.

ƒ Понимание проблемы и директивы от вышестоящих инстанций Отбор

множество рациональных решений. Выбирается рациональное решение с учетом

системы предпочтений ЛПР.

32. Назовите методы экспертных оценок:

ƒ Методы формирования индивидуальных экспертных оценок и методы

формирования коллективных экспертных оценок.

ƒ Методы формирования индивидуальных экспертных оценок и методы

мозговой атаки.

ƒ Методы деловой игры и методы формирования коллективных экспертных

оценок.

33. Суть метода парных сравнений?

ƒ Осуществляются сравнения целей во всех возможных сочетаниях. В каж-

дой паре выделяется наиболее предпочтительная цель. И это предпочтение вы-

ражается с помощью оценки по какой-либо шкале. Обработка матрицы оценок

позволяет найти веса целей, характеризующие их относительную важность.

ƒ Осуществляются парные сравнения целей по относительной важности. В

каждой паре выделяется наиболее предпочтительная цель. И это предпочтение

выражается с помощью оценки по какой-либо шкале. Обработка матрицы оце-

нок позволяет найти веса целей, характеризующие их относительную важность.

ƒ Осуществляются парные сравнения целей во всех возможных сочетаниях.

В каждой паре выделяется наиболее предпочтительная цель. И это предпочтение49

выражается с помощью оценки по какой-либо шкале. Обработка матрицы оце-

нок позволяет найти веса целей, характеризующие их относительную важность.

34. Суть метода последовательных сравнений?

ƒ Все цели располагаются в виде массива в порядке возрастания их важно-

сти и назначаются предварительные оценки целей. Первая цель массива сравни-

вается со всеми возможными комбинациями ниже стоящих целей. Вторая цель

массива сравнивается со всеми возможными комбинациями ниже стоящихце-

лей. Производится запись скорректированных оценок и расчет на их основе ве-

сов целей.

ƒ Все цели располагаются в виде массива в порядке убывания их важности и

назначаются предварительные оценки целей. Первая цель массива сравнивается

со всеми возможными комбинациями ниже стоящих целей. Вторая цель массива

сравнивается со всеми возможными комбинациями ниже стоящих целей. Произ-

водится запись скорректированных оценок и расчет на их основе весов целей.

ƒ Все цели располагаются в виде массива в порядке убывания их важности и

назначаются предварительные оценки целей. Первая цель массива не сравнива-

ется. Вторая цель массива сравнивается со всеми возможными комбинациями

выше стоящих целей. Производится запись скорректированных оценок и расчет

на их основе весов целей.

35. На какие классы принято разделять все цели?

ƒ Системные цели, текущие цели, цели развития или новые цели.

ƒ Системные цели, цели-аналоги, цели развития или новые цели.

ƒ Функциональные цели, цели-аналоги, цели развития или новые цели.

36. Какие способы служат для генерации целей?

ƒ Натурные эксперименты; математическое моделирование; аналитический

анализ.

ƒ Натурные эксперименты; математическое моделирование; правдоподобное

рассуждение.

ƒ Системный анализ; математическое моделирование; правдоподобное рас-

суждение.

37. Что собой представляет дерево целей?

ƒ Многоуровневый граф, отражающий иерархию частных целей и задач,

возникающих в результате структуризации конечной цели.

ƒ Матрица частных целей и задач, возникающих в результате структуриза-

ции конечной цели.

ƒ Перечень частных целей и задач, расположенных по сложности начиная с

простейшей, возникающих в результате структуризации конечной цели.

38. Что такое прогнозирование?

ƒ Процесс формирования вероятного суждения о будущем состоянии неко-

торого объекта на основе анализа тенденции его развития. 50

ƒ Процесс формирования суждения о настоящем состоянии некоторого объ-

екта на основе анализа тенденции его развития.

ƒ Процесс формирования вероятного суждения о будущем состоянии неко-

торого объекта на основе анализа его настоящего состояния

39. Что предусматривает системный подход?

ƒ Отбор допустимых вариантов системы, исходя из заданных требований,

оценку этих вариантов по стоимости и выбор варианта с максимальной стоимо-

стью.

ƒ Отбор допустимых вариантов системы, исходя из заданных требований,

оценку этих вариантов по качеству и выбор варианта с минимальной стоимо-

стью.

ƒ Отбор допустимых вариантов системы, исходя из заданных требований,

оценку этих вариантов по стоимости и выбор варианта с минимальной стоимо-

стью.

40. В каких условиях может осуществляться процесс оптимизации реше-

ний?

ƒ Определенности, когда имеется достоверная информация о состоянии

внешней среды. Риска, когда возможно задеть вероятностное распределение для

состояний внешней среды. Неопределенности, когда о состояниях внешней сре-

ды есть лишь общие представления. Противодействие, когда внешнюю среду

представляет сознательный противник.

ƒ Определенности, когда имеется достоверная информация о состоянии

внешней среды. Риска, когда возможно задеть вероятностное распределение для

состояний внешней среды. Неопределенности, когда о состояниях внутренней

среды есть лишь общие представления Противодействие, когда внешнюю среду

представляет сознательный противник.

ƒ Определенности, когда имеется достоверная информация о состоянии

внутренней среды. Риска, когда возможно задеть вероятностное распределение

для состояний внешней среды. Неопределенности, когда о состояниях внешней

среды есть лишь общие представления Противодействие, когда внешнюю среду

представляет сознательный противник.

41. Как принято называть операции, проводимые в условиях риска и не-

определенности?

ƒ Вероятностными.

ƒ Играми с природой

ƒ Неопределенными.

42. Что характерно для операций проводимых в условиях риска?

ƒ Наличие неполноты информации в отношении внешней среды.

ƒ Наличие неполноты информации в отношении внутренней среды.

ƒ Наличие неполноты информации в отношении внешней и внутренней среды.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.